Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 «Охрана труда»

1
0
Материал опубликован 16 January 2023


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«РОВЕНЬКОВСКИЙ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»











                                                      РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины ОП.09 «Охрана труда»


Специальности: 21.02.17. «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых»






















Ровеньки

2023


Рассмотрена и одобрена

Цикловой комиссией горных дисциплин

(наименование комиссии)


Протокол № 1 от « 09 » января 2023 г.


Разработана на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования Луганской Народной Республики, примерной программы подготовки специалистов среднего звена специальности 21.02.17 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых» ОП.09 «Охрана труда».


Председатель цикловой комиссии

____________ / Бойко А.Н.

Подпись Ф.И.О.


Заместитель директора по учебной работе


__________ / Дьяченко И.А.

Подпись Ф.И.О.


Составитель (автор): Охрименко Т.В. преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей


Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___ / 20___ учебный год Протокол № ____ заседания МК от «____» _____________20___г.


Председатель МК _______________________


Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___ / 20___ учебный год Протокол № ____ заседания МК от «____» _____________20___г.


Председатель МК ______________________


Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___ / 20___ учебный год Протокол № ____ заседания МК от «____» _____________20___г.


Председатель МК _______________________






СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МДК…………………………….4


РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МДК………………………………………...6


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МДК……………………………………8


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МДК …..........16


КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МДК………...18






1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.09 Охрана труда

(название дисциплины)

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ГОС СПО ЛНР по специальности 21.02.17 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, в программах повышения квалификации и переподготовки и профессиональной подготовки по рабочим профессиям: горный мастер, инженер по охране труда.


1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения; использовать экобиозащитную и противопожарную технику, средства коллективной и индивидуальной защиты; определять и проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности; оценивать состояние безопасности труда на производственном объекте; применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях; проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в т.ч. оценку условий труда и травмобезопасности; инструктировать подчиненных работников (персонал) по вопросам охраны труда; соблюдать правила безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.

знать:

законодательство в области охраны труда; нормативные правовые акты по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности; правила и нормы по охране труда, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты; правовые и организационные основы охраны труда в организации; систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду; профилактические мероприятия по безопасности труда и производственной санитарии; возможные опасные и вредные факторы и средства защиты; действие токсичных веществ на организм человека; категорирование производств по взрыво-пожароопасности; меры предупреждения пожаров и взрывов; общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях; основные причины возникновения пожаров и взрывов; особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве; порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты; предельно допустимые концентрации (далее ПДК) и индивидуальные средства защиты; права и обязанности работников в области охраны труда; виды и правила проведения инструктажей по охране труда; правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов; возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом), фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда; принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях; средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов.


1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы междисциплинарного курса:

всего – 94 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся – 61 час;

самостоятельной работы обучающихся – 31 час.

2. результаты освоения учебной дисциплины


Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1.

Оформлять техническую документацию на ведение горных и взрывных работ.

ПК 1.2.

Организовывать и контролировать ведение технологических процессов на участке в соответствии с технической и нормативной документацией.

ПК 1.3.

Контролировать ведение работ по обслуживанию горнотранспортного оборудования на участке.

ПК 1.4.

Контролировать ведение работ по обслуживанию вспомогательных технологических процессов.

ПК 1.5.

Обеспечивать выполнение плановых показателей участка.

ПК 2.1.

Контролировать выполнение требований отраслевых норм, инструкций и правил безопасности при ведении горных и взрывных работ.

ПК 2.2.

Контролировать выполнение требований пожарной безопасности.

ПК 2.3.

Контролировать состояние рабочих мест и оборудования на участке в соответствии с требованиями охраны труда.

ПК 2.4.

Организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности и охраны труда на участке.

ПК 3.1.

Проводить инструктажи по охране труда и промышленной безопасности.

ПК 3.2.

Обеспечивать материальное и моральное стимулирование трудовой деятельности персонала.

П 3.3.

Анализировать процесс и результаты деятельности персонала участка.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.


ОК 6.

Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.


ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

О 10.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).



3. СТРУКТУРА и содержание учебной дисцплины

3.1. Тематический план ОП.09 «Охрана труда»

Коды

профессио-нальных

компетенций

Наименование разделов

Всего

часов

Объем времени, отведенный на освоение

междисциплинарного курса

Обязательная аудиторная учебная нагрузка учащихся

Самостоятельная работа учащихся

Всего,

часов

в т. ч.

практические занятия, часов

в т. ч.

курсовая работа (проект), часов

Всего,

часов

в т. ч.

курсовая

работа

(проект), часов

1

2

3

4

5

6

7

8

ПК 1.1-1.5;2.1. -2.4;3.1-3.2

ОК. 1-9

Раздел 1. Общие положения. Основные начала трудового законодательства.


24


14


2


____


8


____

ПК 1.1-1.5;2.1. -2.4;3.1-3.3

ОК. 1-10

Раздел 2. Трудовые отношения, стороны трудовых отношений.


24


14


2


____

8


_____

ПК 1.4;2.2-2.4;3.1-3.3

ОК 1-10.

Раздел 3. Санитарно – гигиенические требования на предприятии.


18


10


_____


_____


8


_____

ПК 1.1-1.5;2.1. -2.4;3.1-3.2

ОК. 1-9

Раздел 4. Травматизм. Обеспечение прав работников на охрану труда.


26


17


2


_____


7


_____

6 семестр – дифференцированный зачет.

2






Всего часов:

94

55

6


31





3.2. Содержание обучения по учебной дисциплине ОП.09 Охрана труда

Наименование разделов и тем

учебной дисциплины

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем

часов

1

2

3

Раздел 1. Общие положения. Основные начала трудового законодательства.

Содержание учебного материала



24


Тема 1.1 Введение. Понятие и содержание дисциплины охрана труда.

Сущность и главные аспекты дисциплины охрана труда. Краткая история возникновения охраны труда. Международная организация труда МОТ.




2

Тема 1.2. Ориентирование в основных законодательных актах, постановлениях и распоряжениях касательно ОТ.

Что такое НПА и их назначение. Условия действия и прекращения действия НПА на территории Луганской Народной Республики.



     2

Тема 1.3. Основные положения законодательства «Об охране труда». Трудовое законодательство.

Понятие трудового законодательства. Трудовой кодекс ЛНР, РФ. Правила внутреннего трудового распорядка на предприятии. Понятие прогула.



2

Тема 1.4. Обучение по охране труда.

Методы и формы обучения по охране труда на предприятии. Сроки прохождения обучения для работников и работодателей.



     2

Тема 1.5. Служба охраны труда на предприятии.

Порядок создания службы охраны труда на предприятии. Назначение и функции службы охраны труда (инспектора).



2

Тема 1.6. Комиссии (комитеты) по охране труда.

Для чего создаются комитеты (комиссии) по охране труда. Численность и назначение комитетов.



2

Тема 1.7. Государственные органы надзора.


Основные функции и задачи Госгорпромнадзора. Структурные подразделения. История возникновения.


2

Практические занятия


2

П/р №1. Обучение, инструктаж и проверка знаний по охране труда.

Заполнение документа о проведении инструктажа на предприятии.

Самостоятельная работа обучающихся


4

4

Запрещение дискриминации в сфере труда.

Местный и общественный контроль по ОТ.

Подготовка доклада.

Раздел 2. Трудовые отношения, стороны трудовых отношений.



24

Тема 2.1. Гарантии прав граждан на охрану труда. Требования к организации работ.

Конституционные гарантии для граждан. Виды обучения по охране труда. Виды производственных инструктажей. Требования к организации рабочего процесса.


2



Тема 2.2 Трудовые отношения. Понятие и сущность коллективного договора.

Основания для создания трудовых отношений. Понятие коллективного договора. Условия внесения изменений и расторжения коллективного договора между работниками и работодателем.

    2

Тема 2.3 Порядок расторжения трудового договора.

Условия и порядок расторжения трудового договора.

    2

Тема 2.4 Права и обязанности работодателя в области охраны труда.

Перечень прав и обязанностей работодателя в сфере охраны труда согласно Трудовому кодексу.

    2

Тема 2.5 Права и обязанности работника в области охраны труда.

Перечень прав и обязанностей работодателя в сфере охраны труда согласно Трудовому кодексу.

    2

Тема 2.6 Порядок проведения аттестации рабочих мест на предприятии.

Понятие аттестации. Сроки проведения аттестации. Порядок проведения аттестации на предприятиях.

2

Тема 2.7 Понятие отпуска. Порядок предоставления ежегодных отпусков.


Что такое отпуск. Виды отпусков: ежегодный, декретный, творческий и т.д. Их продолжительность и порядок предоставления.


2

Практические занятия


2

П/р №2. Аттестация рабочих мест по условиям труда.

Заполнение документации по аттестации рабочих мест различных видов предприятий (на выбор).

Самостоятельная работа обучающихся

Льготные категории граждан согласно ТК.

Нормативно – правовая база ЛНР: поиск и ознакомление с нормативно-правовой базой для лучшего ориентирования в сфере трудового законодательства и охраны труда.

4


4

Раздел 3. Санитарно – гигиенические требования на предприятии.




18

Тема 3.1 Санитарно – гигиенические параметры производственных помещений.

Что такое санитарно-гигиенические параметры. Как определить соответствие производственных помещений этим параметрам. Сравнительные нормативные показатели.



2

Тема 3.2 Электробезопасность производственных помещений.

Постоянный и переменный ток. Классы безопасности помещений. Порядок присвоения персоналу групп по электробезопасности.



2

Тема 3.3 Микроклимат рабочего помещения. Требования к нормам освещения.

Понятие микроклимата. Что входит в микроклимат. Требования к освещению рабочих помещений.



2

Тема 3.4 Опасные и вредные производственные факторы. Шум и вибрация: требования и нормирование.

Определение шума и вибрации. Что включает в себя вредный производственный фактор. Воздействие шума и вибрации на организм человека. Защита от них.



2

Тема 3.5 Размещение средств пожаротушения.

Виды огнетушителей и их характеристика. Размещение различных средств пожаротушения в производственных помещениях.


2

Самостоятельная работа обучающихся


Действие электрического тока на организм человека. Влияние электромагнитного и ионизирующего излучения на человека.

4

4

Раздел 4. Травматизм. Обеспечение прав работников на охрану труда.




26

Тема 4.1 Производственный травматизм. Методы анализа производственного травматизма.

Что такое травма, виды травм. Травматизм и профзаболевания. Методы анализа производственного травматизма.




2

Тема 4.2 Профессиональные заболевания, подлежащие расследованию.

Что такое проф.заболевания. Основания для расследования профзаболеваний. Порядок расследования профзаболеваний.



2

Тема 4.3 Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев.

Для чего создаются комиссии (количество человек, функции). Порядок формирования комиссий.



2

Тема 4.4 Составление актов о несчастных случаях на производстве.


Виды несчастных случаев: одиночный, групповой, смертельный и т.д. Правила и порядок оформления актов о несчастных производственных случаях.


2

Практические занятия

П/р №3. Составление актов о несчастных случаях, связанных с производством по форме Н-1.

Заполнение примера Акта по соответствующей форме.

2

Самостоятельная работа обучающихся


4

Сроки расследования несчастных случаев.

Тема 4.5 Особенности регулирования труда работников, занятых на подземных работах.

Специфика труда работников, занятых на подземных работах. Порядок предоставления и выплаты льгот и компенсаций.



2

Тема 4.6 Система управления охраной труда и промышленной безопасностью в горной организации.

СУОТПБГО – это система управления охраной труда в организации, обеспечивающая безопасность и охрану здоровья всех работников предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний в горной промышленности.



1

Тема 4.7 Профессиональные заболевания работников угольной промышленности.

Что считается профессиональным заболеванием. Примеры проф.заболеваний работников угольной промышленности (силикоз, антракоз, бурситы и т.д.).



2

Тема 4.8 Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.


Порядок выделения финансирования на мероприятия по охране труда. Аспекты производства, требующие финансирования.


2

Самостоятельная работа обучающихся


3

Возмещение убытков за повреждение здоровья вследствие несчастного случая или профзаболевания.

Тема 4.9 Государственная экспертиза по охране труда.

Что такое «экспертиза». Для чего проводится экспертиза по охране труда. Кем и как часто проводится экспертиза.


2

Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет.

2

Всего часов:

94


4. условия реализации ПРОграммы учебной дисциплины

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета: «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности». Подготовка внеаудиторной работы должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППССЗ. Во время самостоятельной подготовки, обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект бланков документов;

- комплект учебно-методической документации;

- наглядные пособия (по охране труда).

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа-проектор;

- обучающие видеофильмы.


4.2. Общие требования к организации образовательного процесса

Освоение обучающимися профессионального модуля должно проходить в условиях созданной образовательной среды как в образовательной организации (учреждении), так и в организациях, соответствующих профилю учебной дисциплины ОП.09 «Охрана труда».

Преподавание дисциплины должно носить практическую направленность. В процессе практических занятий обучающиеся закрепляют и углубляют теоретические знания, приобретают необходимые профессиональные умения и навыки.

Изучение дисциплины предусматривает прохождение обучающимися учебной и производственной практик в стенах образовательной организации (учреждении) и в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки профессионального модуля.

Изучение таких общепрофессиональных дисциплин как: «Основы права», «Безопасность жизнедеятельности» должно предшествовать освоению данной дисциплины или изучается параллельно.

Теоретические и практические занятия должны проводиться в учебном кабинете «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности» согласно Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования Луганской Народной Республики по профессии и специальности.

Текущий и промежуточный контроль обучения должен складываться из следующих компонентов:

текущий контроль: опрос обучающихся на занятиях, проведение тестирования, оформление отчетов по практическим работам, решение производственных задач обучающимися в процессе проведения теоретических занятий и т.д.

промежуточный контроль: дифференцированный зачет.

4.3. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих реализацию ППССЗ по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 5 лет.

4.4 Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

Трудовой кодекс ЛНР, РФ.

Дополнительные источники:

Конспект лекций к ОП.09 Охрана труда

Интернет-ресурсы:

https://fsnslnr.su/basa.html

http://gosnadzorlnr.ru


5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Освоенные профессиональные компетенции

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем при проведении практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.​​​​​​​

Результаты обучения

Основные показатели оценки результатов

Формы и методы контроля и оценки

Знать:

законодательство в области охраны труда; нормативные правовые акты по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности; правила и нормы по охране труда, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты; правовые и организационные основы охраны труда в организации; систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду; профилактические мероприятия по безопасности труда и производственной санитарии; возможные опасные и вредные факторы и средства защиты; общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях; права и обязанности работников в области охраны труда; виды и правила проведения инструктажей по охране труда; правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов; возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом), фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;





Заполнение документов:

Бланков проведения различных видов инструктажей;

Документ о проведении аттестации рабочего места на производстве;

составление актов о производственных несчастных случаях по форме Н-1.


Тестирование;

устный и письменный

опрос;

анализ выполнения домашнего задания.

Уметь:

вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения; определять и проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности; оценивать состояние безопасности труда на производственном объекте; применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях; проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в т.ч. оценку условий труда и травмобезопасности; инструктировать подчиненных работников (персонал) по вопросам охраны труда; соблюдать правила безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.


Знание основных положений Трудового Кодекса Луганской Народной Республики и содержание нормативно-правовых актов по охране труда и промышленной безопасности.


Оформление отчетов по практическим занятиям. Оценка выполнения практических занятий.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.