12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Полякова Раися Рагибовна307
Материал размещён в группе «Банковское дело»
0

Методические указания по организации самостоятельной работы МДК 02.01 Организация кредитной работы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»

Среднее профессиональное образование

Московский промышленно-экономический колледж
(МПЭК)

 


 


 


 


 

Методические указания по организации самостоятельной работы

по  МДК 02.01 Организация кредитной работы

38.02.07 Банковское дело

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2018

Составитель: Баканова З.В., Метревели Е.Г.,Полякова Р.Р.

 

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании Цикловой методической комиссии специальности «Банковское дело»

_____ от « »_________________2018 г.

 

Председатель Цикловой методической комиссии ____________________/ /

 


 


 

Заместитель директора по учебной работе __________________________/ /


 


 


 

 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) определяют самостоятельную работу обучающихся, как одно из обязательных требований к организации образовательного процесса. Согласно п.28 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования" самостоятельная работа является одним из видов учебной деятельности обучающихся.

Самостоятельные работы обучающиеся выполняют во внеаудиторное время. Самостоятельная работа проводится с целью систематизации и закрепления полученных знаний, углубления и расширения теоретических знаний, для формирования самостоятельности мышления, развития исследовательских умений.

Процесс организации самостоятельной работы обучающихся включает в себя следующие этапы:

-подготовительный (определение целей, составление программы, подготовка методического обеспечения, подготовка оборудования);

-основной (реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы);

-заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях оптимизации труда).

Цель данной методической разработки – ознакомить преподавателя с общими положениями о самостоятельной работе обучающихся по МДК 02.01 Организация кредитной работы с методикой организации внеаудиторной самостоятельной работы.

Рабочая программа по ПМ.02 Осуществление кредитных операций по МДК 02. 01 Организация кредитной работы предусматривает следующие виды самостоятельной работы обучающихся.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

1.Работа с конспектами, учебной и специальной экономической литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем). Банковское кредитование: учебник и практикум под ред. Д. Г. Алексеева и С.В.Пыхтина М.: Юрайт, 2017 г.

2. Положение «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения» (утв. Банком России 27.02.2017 N 579-П) (ред. от 15.02.2018).

3. Положение «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности» (утв. Банком России 28.06.2017 N 590-П) (с изменениями).

Конспектирование

Конспектирование – это научная деятельность, направленная на краткое оформление содержания изучаемых научных трудов. Конспектирование не является дословным воспроизведением. Грамотно составленный конспект не является механическим сплошным списыванием. Все, что подвергается конспектированию, должно быть осмыслено и изложено заново в той форме, которая наиболее удобна составителю для запоминания и воспроизведения.

Конспектирование – сложный творческий процесс, смысл которого заключается, прежде всего, в осмыслении научной информации. Осмысление информации при этом рассматривается как первейшее и необходимое условие её сжатия.

По назначению различают:

Рабочий конспект служит своеобразным черновиком при написании реферата или теоретической части исследовательской работы. Его отличают произвольная форма составления и высокая степень подробности.

Опорный конспект, по сути, представляет собой подробный план изложения научного материала. В опорный конспект вносятся только те теоретические положения, которые обозначают этапы предстоящего рассуждения. Опорный конспект может быть, например, основой устного сообщения (защиты) по материалам работы.

Обзорные конспекты предназначены для получения общего представления о том или ином научном объекте. Их основная функция – обобщить и систематизировать информацию источника. Такой конспект удобен для описания истории изучения научной проблемы.

Иллюстративные конспекты обычно очень кратки. Они используются в том случае, если требуется подтвердить (проиллюстрировать) собственное мнение мнением других ученых. Это фрагменты источников, сопровождаемые минимальными комментариями составителя. Комментирование конспектируемых положений – необходимая процедура, во-первых, потому, что это не позволяет составителю забыть со временем собственные мысли, вызванные чтением источника, во-вторых, потому, что помогает составителю определить место конспектируемого источника в своей эмпирической базе, а значит – правильно определить уместность ссылки на данный источник в собственной работе. Благодаря своей фрагментарности такие конспекты легко встраиваются в текст составителя. Поэтому они представляют собой удобную теоретическую основу для всех без исключения научных жанров.

Учебные конспекты представляют собой вид плановой учебной деятельности обучающегося. Их основное назначение состоит в тренировке навыков осмысления, классифицирования и интерпретации научной мысли. Регулярное правильное учебное конспектирование позволяет приобрести ценный научный опыт.

Целостный по содержанию конспект может быть составлен как на основе одного источника, так и на основе нескольких, взятых в сопоставлении, противопоставлении или в дополнение друг к другу. Связь между информационными частями в конспекте может быть последовательной – в порядке логической очередности (сначала конспектируется один источник, затем следующий и т.д. или сначала полностью описывается одна проблема, потом другая и т.п.).

Параллельное конспектирование – это одновременное освещение либо ряда смежных проблем (в сопоставлении), либо содержания текстов нескольких источников (также в сопоставлении).

Охватные конспекты предназначены для детального описания материалов одного источника, избранного в качестве основного. Другие источники используются для иллюстрации тезисов основного. При этом описание содержания вспомогательных источников логически включается в описание содержания источника основного (он словно бы охватывает все остальные).

Комбинированные конспекты сочетают в себе черты указанных выше.

По способу оформления материала выделяют

Цитатные конспекты, они имеют особую ценность в том случае, если конспектируемая мысль сложна и нуждается в дословном воспроизведении. Такие конспекты представляют собой последовательность тематически связанных дословных выдержек из одного источника или нескольких. Поэтому цитатные конспекты обычно объемны, а их части трудно логически согласовывать друг с другом. К сожалению, эта форма конспектирования часто используется без необходимости и вопреки научной целесообразности.

Тезисные конспекты – это интерпретированные и переформулированные выборки теоретических положений источника. Они компактны и поэтому удобны в качестве памяток, примечаний, основы для рефератов-сообщений. При автоконспектировании (составлении конспекта по материалам собственной работы) они составляют основу доклада или научного сообщения.

Конспекты-пересказы – это преобразованное, выраженное своими словами достаточно подробное изложение материалов источника. Пересказ удобен как форма самостоятельного освоения научного текста: он позволяет сориентироваться в сложном научном материале. При работе в школе рекомендуется освоение именно конспектирования-пересказа.

По способу извлечения материала различаются конспекты сплошные и выборочные. При сплошном конспектировании важными оказываются не только любые мысли источника, но явленные в нем содержательные связи, которые сплошное конспектирование позволяет отразить. Эта форма конспекта удобна тогда, когда необходимо освоить и продемонстрировать динамику научной мысли источника. Выборочные конспекты ориентируются на извлечение из источника не всего подряд, а лишь определенного материала, по каким-либо причинам представляющего особый интерес для составителя. Сплошной или выборочный характер конспектирования прямо определяется его целью.

По способу оценки (воспроизведения) материала существуют

Воспроизводящие конспекты, которые призваны отражать без изменений и оценки мысль источника. Они уместны в том случае, если необходимо просто сообщить материал.

Если требуется выразить свое отношение к материалу, используется комментированный конспект, то есть конспект, оформление информации в котором сопровождается пометами составителя. Такой конспект позволяет при необходимости вспомнить, каково было отношение составителя к конспектируемому материалу. Кроме того, пометы могут содержать важную ссылочную информацию, позволяющую установить связь конспектируемого с другими научными объектами.

Интерпретированные конспекты сопровождаются уже не ссылками и пометами, а пояснениями составителя, адресованными самому себе. Такие пояснения имеют ценность в том отношении, что они дают возможность со временем проверить правильность собственного понимания конспектируемого материала. В пояснениях может подробно отражаться мнение составителя о затронутой научной проблеме, что имеет важное значение для выработки собственной научной позиции.

По полноте отражения содержания конспекты могут быть краткими, подробными и смешанными. Краткий конспект состоит из общих положений и предназначается для сохранения в памяти общего же представления о научном объекте. В подробный конспект входят авторские доказательства этих положений, пояснения, иллюстративный материал. Смешанный конспект совмещает признаки краткого и подробного конспектов.

Техника составления конспекта

Конспект должен быть логичным, целостным, способным при обращении к нему вызывать в памяти весь исходный текст.

Правила конспектирования:

Записать название конспектируемого материала (или его части) и его выходные данные.

Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

Составить план - основу конспекта.

Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.

Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение чем в подробном изложении.

Запись вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.

Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений. В процессе написания конспекта целесообразно использовать различные знаки: стрелки, подчеркивания, восклицательные и вопросительные знаки, знак PS (послесловие).

Сокращению текста способствует использование аббревиатур (сокращенных слов и словосочетаний), использование вместо слов знаков (например, вместо слова "равенство" — знак "=", вместо слова "больше" — знак ">").

Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.

Цитата — точная, дословная выписка из какого-нибудь текста с обязательным указанием источника (автор, название книги, страница). Злоупотреблять цитатами нельзя, не рекомендуется делать их длинными. В тексте на 10 страниц — не более 10 цитат!

Избегать сложных и длинных рассуждений.

При конспектировании лучше пользоваться повествовательными предложениями. Не нужно стараться зафиксировать материал дословно, при этом часто теряется главная мысль, к тому же такую запись трудно вести. Отбрасывать второстепенные слова, без которых главная мысль не теряется.

Если в лекции встречаются непонятные термины, нужно оставить место, после занятий уточнить их значение у преподавателя.

Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта, то: красным цветом - подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы; черным - подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т.д.; зеленым - делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т.д. Для выделения большой части текста используется выделение первого и последнего слов.

  12. Учитесь классифицировать знания, т.е. распределять их по группам, параграфам, главам и т.д. Для распределения можно пользоваться буквенными обозначениями, русскими или латинскими, а также цифрами, а можно их совмещать.

 Существуют разнообразные виды и способы конспектирования:

-текстуальный конспект - представляет собой последовательную запись текста книги или лекции. Такой конспект точно передает логику материала и максимум информации. При написании конспекта: - сначала прочитывается текст-источник, - в нём выделяются основные положения; - подбираются примеры; - идёт перекомпоновка материала; - затем оформляется текст конспекта; - Конспект может быть полным, когда работа идёт со всем текстом источника или неполным, когда интерес представляет какой-либо один или несколько вопросов, затронутых в источнике;

-План-конспект - это более детальная проработка источника; - составляется подробный, сложный план, в котором освещаются не только основные вопросы источника, но и частные; - к каждому пункту или подпункту плана подбираются и выписываются цитаты.

-Конспект-схема. Наиболее распространенными являются схемы типа и "паучок". В схеме "генеалогическое дерево" выделяют основные составляющие более сложного понятия, ключевые слова и т. п. и располагаются в последовательности "сверху - вниз" - от общего понятия к его частным составляющим.

Схемы могут быть простыми, в которых записываются самые основные понятия без объяснений. Такая схема используется, если материал не вызывает затруднений при воспроизведении. Действия при составлении конспекта - схемы могут быть такими:

1. Подберите факты для составления схемы.

2. Выделите среди них основные, обще понятия.

3. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.

4. Сгруппируйте факты в логической последовательности.

5. Дайте название выделенным группам.

6. Заполните схему данными.

Опорный конспект

Карта памяти.

Этот метод требует меньших усилий, чем при традиционном конспектировании, ведь осуществление записей происходит ненапряженно и творчески. При построении карт памяти основные идеи получаемых сведений становятся более лаконичными, четкими и понятными, обозначаются логические связи между ними.

Карты могут изменяться по вашему усмотрению, например, расширяться путем повторения. Нужным образом организованное повторение, позволяет легко и прочно укрепить изученное в памяти.

Процесс построения карт памяти

Используют различные графические средства (рисунки, символы, стрелочки, разные шрифты). Все они делаются разноцветными.

Лист располагают горизонтально, тем самым отводят больше места под рисунок (конспект).

В центре страницы обозначают главную идею.

Разноцветными ручками выводят из главной идеи линии, каждая из которых является определенной частью основной темы.

Критерии оценивания конспекта:

1. Краткость (конспект не должен превышать 1/8 от авторского текста);

2. Ясная и четкая структуризация материала;

3. Содержательная точность;

4. Наличие образных и символичных элементов;

5.Оригинальность обработки авторского текста.

Критерии оценки:

«отлично», если составлены конспект и словарь новых понятий, обучающийся демонстрирует глубокие знания по изученной теме и свободно владеет материалом.

«хорошо», если имеются несущественные замечания по содержанию и оформлению конспекта, обучающийся демонстрирует хорошие знания по теме и правильно ответил на дополнительные вопросы преподавателя.

«удовлетворительно», если работа выполнена недостаточно полно, есть замечания по оформлению, обучающийся владеет материалом слабо, дополнительные вопросы преподавателя вызывают затруднения.

«неудовлетворительно», если работа не соответствует предъявляемым требованиям, обучающийся не владеет материалом темы, не может дать объяснения основным положениям и итогам работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

п/п

Наименование учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

I

Основные источники

1.1

Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ с изменениями

1.2

Федеральный закон от 02 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. 23.05.2018 г.).

1.3

Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. 23.04.2018 г.).

1.4

Положение «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения» (утв. Банком России 27.02.2017 N 579-П) (ред. от 15.02.2018).

1.5

Положение «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности» (утв. Банком России 28.06.2017 N 590-П) (с изменениями).

1.6

Банковское кредитование: учебник и практикум под ред. Д. Г. Алексеева и С.В. Пыхтина М.: Юрайт, 2017 г.

1.7

Бухгалтерский учет в банках Т.Н. Бондарева ООО «Феникс», 2017

1.8

Бухгалтерский учет в коммерческих банках: учебное пособие для СПО под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой М.: Юрайт, 2018

1.9

Осуществление кредитных операций: учебник для СПО под ред. О.И. Лаврушина М.: КНОРУС, 2017 г.

II

Дополнительные источники

2.1

Банковское кредитование: учебник А.М. Тавасиев, Т.Ю. Мазурина, В.П. Бычков Москва: ИНФРА-М, 2016 г.

2.2

Бухгалтерский учет в коммерческих банках: учебное пособие для сред. проф. образования под редакцией Г.Н. Белоглазовой М.: Юрайт, 2018 г

2.3

Осуществление кредитных операций: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования М.Р. Каджаева, Л.В. Алманова М.: «Академия», 2017 г.

III

Интернет-ресурсы

3.1

Электронный ресурс Банка России - Режим доступа http://www.cbr.ru

3.2

Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».- Режим доступа http://www.consultant.ru

3.3

Справочно-правовая система «ГАРАНТ».- Режим доступа http://www.aero.garant.ru

3.4

Информационный банковский портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.banki.ru.

3.5

Материалы сайта Ассоциации российских банков: Координационный комитет по стандартам качества банковской деятельности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.arb.ru.

3.6

Материалы Информационного агентства – портала Bankir.ru [Элек-тронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bankir.ru.

3.7

Электронные ресурсы кредитных организаций Российской Федерации в сети Интернет.

3.8

Электронно-библиотечная система «Znanium» режим доступа: http://www.znanium.com/.

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

 

Опубликовано в группе «Банковское дело»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.