Учебно-методический комплект развивающего пособия для формирования речевой активности у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями «Картинки в окошках»

9
1
Материал опубликован 22 March

Методическая разработка : Учебно-методический комплект развивающего пособия для формирования речевой активности у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями «Картинки в окошках»

 

Учитель-логопед всегда задумывается о создании таких пособий, чтобы они были многофункциональны, удобны, интересны, а главное, чтобы привлекали детей к занятиям.

Я предлагаю вашему вниманию методический материал развивающее пособие «Картинки в окошках». Пособие представляет собой экран, а на него приклеены пластиковые крышки. Экран сделан из плотного картона- это основание, а «окошечки» я взяла из бросового материала - крышки от упаковок влажных салфеток. Данное пособие безопасно, с открывающимися и закрывающимися крышками, а также картинками, которые вставляются в «окошки» и их можно менять. «Картинки в окошках» -это многофункциональное пособие, которое развивает мелкую моторику, ориентирование в пространстве, зрительную память, внимание, грамматический строй речи, лексику, активизирует речь детей.

Пособие предназначено для детей младшего школьного возраста (1-2 классов) и имеет развивающее, обучающее, воспитательное значение. Игры с данным пособием помогают активизировать речь детей и превращают логопедические упражнения в увлекательную для учеников деятельность, позволяют учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.

Цель пособия: Создание условий для повышения эффективности логопедических занятий.

Задачи:

Формировать познавательные действия обучающихся

Развивать словарный запас, грамматический строй речи, автоматизировать звуки речи, развивать фонематический слух, анализ и синтез, развивать пространственные представления, психические процессы (внимание, память, восприятие, логическое мышление)

Воспитывать нравственные личные качества: доброту, отзывчивость, уважение к труду.

Актуальность.

Сегодня мы чаще сталкиваемся с тем, что все больше детей приходят в первый класс с разными речевыми  нарушениями. Одной из причин является то, что всё чаще живое общение детям заменяет гаджет, компьютер, телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Большинство родителей не могут выделить свободное время для общения с детьми. Вследствие чего увеличивается количество детей с несформированной связной речью, с низким словарным запасом, с недостаточным или несформированным фонематическим восприятием, с нарушением слоговой структуры слова, а все это ведет к затруднению овладением детьми правильным чтением и грамотным письмом.

Речь в свою очередь влияет на формирование психического развития ребенка. Разные исследования отечественных и зарубежных ученых в области психологии, логопедии, дефектологии указывают на то, что речь неразрывно связана с психическими процессами (память, внимание, воображение, мышление). Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Актуальность предлагаемого пособия обусловлена тем, что на логопедических занятиях необходимо работать над формированием всех компонентов речи. А это требует большой подготовки к занятию (подборка дидактического материала, речевого материала и т.д).

Передо мной встала проблема поиска такого пособия, которое было бы эффективным и превращало логопедические упражнения в увлекательную для учеников деятельность. Оно должно быть функциональным, вариативным в плане применения, служить решению многих логопедических задач.

Такие цели я поставила перед собой при создании пособия «Картинки в окошках». Оно успешно проверено мною на занятиях с детьми. Комплект включает в себя пособия с разными дидактическими играми, которые способствуют формированию всех компонентов речи. Дети используют данное игровое пособие в соответствии с собственным замыслом (на индивидуальных, групповых, подгрупповых занятиях), что способствует развитию творчества, воображения и соответствует требованиям ФГОС НОО. 

Эффективность.

Эффективность пособия заключается :

- в изучении обобщающих слов, геометрических фигур, цвета.

- в формировании фонематических процессов, грамматических категорий, психических процессов, расширении словарного запаса, автоматизации звуков.

- в совместной деятельности взрослого с детьми при работе с пособием.

- в получении детьми индивидуальных и личностных результатов.

- в проявлении у школьников в работе с пособием интереса к занятиям.

К данному пособию прилагаются методические рекомендации по его применению, и в этом значится тоже его эффективность.

 

 

С помощью данного пособия можно сформировать сразу несколько задач, так как оно удобно тем, что картинки можно вынимать и заменять другими. Это пособие можно использовать при обследовании. Пособие «картинки в окошках» через игру помогает определить место звука в слове, закрепить умение делить слова на слоги, помогает дифференцировать звуки в словах. Помогает детям понять, как звуки складываются в слова, знакомит со звуковым анализом слова. Соответственно, когда дети научатся четко различать слова на слух, они смогут правильно их писать. Этот процесс важен еще и потому, что в процессе изучения идет развитие фонематического слуха. Этот навык очень важен для развития устной и письменной речи, потому что ребенок не будет делать ошибки в словах. Знакомит с богатством звукового, лексического и грамматического состава родного языка.

Игры, в которые можно поиграть, используя данное пособие:

Игра № 1 «Кто (что) в окошке?». Данная игра развивает зрительную память, внимание, речь. Экран имеет 6 окошек. В каждом окошке картинка. Ученик поочередно открывает окошки, называет увиденное. Через определенное время закрывает и воспроизводит по памяти картинку. После того, как ребенок усвоил игру задание можно усложнить. Спросить, например, покажи, где кошка? и т.д. Если картинки выставить одной тематики, то ребенок научится обобщать слова.

Игра № 2 «Один-много». С помощью этой игры развиваем грамматические категории речи. Предлагаем ребенку назвать увиденную картинку в «окошке», назвать ее, например, стол и ответить на вопрос, а если их много, то это что?… (столы). После того, когда назовет все картинки, можно задать другой вопрос: Один стол, а много чего?.. (столов).

Игра № 3 «Назови ласково». Данная игра формирует грамматические категории. Ребенок учится изменять слова. Предлагаем ребенку образец. Скажи ваза-вазочка и т.д.

Игра № 4 «1-2-5». Данное упражнение направлено на формирование согласования существительных с числительными. Ребенку предлагаем, посчитай один стул, два стула, пять стульев.

Также можно поиграть в игры на автоматизацию, дифференциацию звуков. Тогда в «окошки» нужно разложить картинки, которые содержат нужный звук. Здесь же можно предложить ребенку разделить слова на слоги, поставить ударение в словах, произвести звуковой анализ слова и т.д.

 

 

t1711113393aa.jpg

 

 

 

t1711113393ab.jpg

Вывод:

Таким образом, систематическая работа с детьми по развитию речи при использовании игрового пособия «Картинки в окошках» дают положительные результаты. С применением данного пособия на занятиях у детей повысился интерес к выполнению заданий.

Данный продукт предназначен для учителей-логопедов, учителей начальных классов и обучающихся начальной школы. Также данным пособием могут воспользоваться воспитатели детских садов и дети дошкольного возраста.


 


 


 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отличная идея для того, чтобы открывать и закрывать слова! Уверена - детям понравится такой тренажёрчик. Спасибо большое, что поделились опытом!

23 March

Похожие публикации