Методическое пособие для воспитателей ДОО по воспитанию культурно-гигиенических навыков в средней группе ДОО через использование фольклорных жанров «Будем чистыми и опрятными»

1
0
Материал опубликован 9 November

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

г. ИРКУТСК

АДМИНИСТРАЦИЯ

КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

(ДО КСПК)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Иркутска детский сад № 145

(МБДОУ города Иркутска детский сад № 145)

664002, город Иркутск, улица Мира, дом 64, тел: 32-82-95, факс (3952)32-82-93

E-mail:mdou145irk@yandex.ru; ИНН 3810034910 ОГРН 1043801428296




Утверждено

Приказ

МБДОУ г. Иркутска детского сада № 145 «Об утверждении педагогической разработки»

от 31.03.2025г. № 38







Методическое пособие для воспитателей ДОО

по воспитанию культурно-гигиенических навыков в средней группе ДОО через использование фольклорных жанров

«Будем чистыми и опрятными»











Автор:

Некрылова А.П воспитатель.





г. Иркутск









Содержание

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1.1. Квалификационные характеристики


1.2. «Теоретические подходы к проблеме воспитания культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста»


1.3. «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста через использование малых фольклорных жанров»


II. Методическое пособие для воспитателей по воспитанию культурно гигиенических навыков в средней группе через использование фольклорных жанров «Будем чистыми и опрятными»


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ


Сборник потешек, поговорок, стихов, загадок, пословиц адресованный воспитателям может быть использована при коллективной и индивидуальной форме занятий в воспитании культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.


Приложение.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ЛИТЕРАТУРА












I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА




Квалификационные характеристики

Актуальность

Программы воспитания и обучения в детском саду сориентированы на создание в детском саду обстановки, которая способствует формированию культурно-гигиенических навыков.

Воспитание культурно-гигиенических навыков детей среднего дошкольного возраста через использование фольклорных жанров обусловлена тем, что воспитатели дошкольных учреждений в работе с детьми недостаточно широко используют художественное слово, что является очень важным условием при воспитании культурно-гигиенических навыков особенно у детей младшего и среднего возраста.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. С раннего возраста можно знакомить ребенка со следующими фольклорными жанрами: Пестушки, потешки, прибаутки, заклички, динамические упражнения (игры имитации), сказки, колыбельные, загадки.

Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психологического благополучия.

«Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём. [15; 23]

«Здоровье детей – богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. [15; 23]

Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Большую роль в развитии гигиены детей сыграли учёные В.И. Молчанов, Г.Н. Сперанский, М.С. Маслов, Н.М. Щелованов и другие. [16; 45] Их труды содержат сведения не только по диагностике и лечению детских заболеваний, но и по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию здоровых детей. На основании исследований этих ученых, работники дошкольных учреждений, взяли за основу воспитание культурно – гигиенических навыков. В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с программами воспитания в детском саду. Усвоение того или иного навыка детьми требует времени, поэтому задача его формирования может относиться не к одному, а к нескольким годам жизни ребёнка.

Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры, а так же стихотворения. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.

Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т. д.

Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.


Идеи: оказание методической помощи в использовании малых фольклорных жанров при воспитании культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста.

Объект: методическая разработка использования малых фольклорных жанров в воспитании культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста.

Цель: проанализировать теоретические подходы к проблеме воспитания культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста и подготовить сборник материалов по использованию малых фольклорных жанров для воспитателей дошкольной образовательной организации, обеспечивающий эффективность формирования культурно – гигиенических навыков.

В соответствии с целью проекта нами были поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

2. Подобрать материалы для составления методической разработки для педагогов дошкольных учреждений по использованию малых фольклорных жанров при формировании культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста.

Методы:

- изучение и анализ психолог-педагогической, учебно-методической литературы;

- моделирование содержания методической разработки.

Прикладную ценность: повышение эффективности, проводимой в дошкольных учреждениях работы по воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста с помощью малых фольклорных жанров.

Практическая значимость работы:

- для работников дошкольных образовательных организаций составлена методическая разработка по использованию малых фольклорных жанров при воспитании культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста;

- для профессионального становления воспитателя в ходе работы над проектом был получен опыт моделирования методической разработки для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений.


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ребенок с момента рождения является социальным существом, ведь уход за ним направлен на введение его в мир взрослых, хотя родители и педагоги не всегда это осознают. Одеяло, соска, пеленка и прочие предметы – объекты, с помощью которых взрослый вводит малыша в социальный мир. С помощью этих предметов происходит удовлетворение потребностей: есть ложкой, ножом, вилкой, спать в кровати, накрываться одеялом и т.д. Способом удовлетворения потребности ребенок сам не владеет и без помощи взрослого его не откроет, не обучится ему самостоятельно.

Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья. [27;32]

Культурно–гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша.

Умения – это сформированная у ребенка способность совершать определенные действия на основе полученных знаний. [16,23]

Навык – это автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений. [18,53]

Привычки, приобретённые ребёнком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.

«Как ни важны навыки не следует забывать, что, одно только овладение ими ещё не обеспечивает правильного поведения. Взрослые должны подавать пример во всём и требуя от ребёнка выполнения определённых правил, сами всегда их соблюдали, были аккуратны, опрятны внешне и т.п.»

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребёнка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание – основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.

Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счёте, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

С первых дней жизни при формировании культурно–гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша, «вхождения» его в мир взрослых. Психическое развитие – процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сенситивными – наиболее благоприятными для развития. Для начального формирования культурно – гигиенических навыков сенситивный период приходится на раннее детство.

Ребенок начинает знакомиться с миром предметов, созданных человеком, он должен освоить предметные действия, среди которых можно выделить орудийные и соотносящие. Первые предполагают овладение предметом – орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет (ножом режут хлеб, ложкой едят суп, иголкой шьют). С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладет мыло в мыльницу, вешает за петельку на крючок, застегивает пуговицы, зашнуровывает ботинки.

Режим дня, в формировании культурно–гигиенических навыков, имеет большое значение. Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно–гигиенических навыков. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения в быту. Навык, ставший потребностью – это привычка. Навык умываться позволяет ребенку делать это ловко и быстро, а привычка умываться побуждает его делать это охотно и без принуждения. По мере усвоения культурно–гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры.

В игре дети отражают взаимоотношения, которые складываются в ходе бытовых процессов. Ребенок так относится к кукле, как родители к нему в соответствующих ситуациях. В игре дети имитируют бытовые действия (мытье рук, прием пищи), тем самым закрепляя действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и пр.), а также отражают правила, которые стоят за выполнением культурно – гигиенических навыков: одежду куклы надо аккуратно сложить, посуду на столе расставить красиво.

Культурно–гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка не имеют общественного мотива, они направлены на самого себя. «Освоение культурно–гигиенических навыков влияет не только на игровую и трудовую деятельность, но и на взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками. Если взрослому он хочет показать то, чему научился, заслужить одобрение и поддержку, дать понять, что он его уважает, уважает его требования. Принимает и придерживается их, то сверстника он пытается научить» - считают Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина.[26,15]

Освоение культурно – гигиенических навыков дает возможность сравнить себя с другими детьми: лучше или хуже я умею это делать? Могу даже научить товарища! Буду помогать взрослым и маленькому брату! Так через сравнение себя с другими складываются предпосылки для формирования самооценки, осознания своих возможностей и умений, а также предпосылки для самоконтроля. При выполнении бытовых процессов малыш наблюдает, сравнивает, анализирует, устанавливает причинно – следственные связи. Он задумывается над тем, куда делось мыло, ведь сначала был большой кусок, а через некоторое время стал совсем маленький, почему вода смывает пену и грязь с рук, как с помощью вилки можно разделить котлету пополам, куда пропадает сахар в чае, почему высох мокрый платок и т.д.

Первоначально ребенок замечает причинно – следственные связи с помощью взрослого, который, задавая вопросы и поясняя, обращает на них внимание малыша. Важно, чтобы вопросы и пояснения, адресованные самым маленьким, были включены в конкретную ситуацию. При этом следует опираться на опыт малыша.

В период раннего детства складывается такое личностное новообразование, как сознание своего «Я». Это выражается в том, что малыш начинает называть себя в первом лице: «Я сам». За этим стоит осознание собственной активности, отделение результата своих действий от самих действий. Ребенок начинает понимать, что именно он выполнил действие, именно он достиг результата, он переживает гордость за свои достижения, стремится вновь и вновь проявить свою активность и самостоятельность, показывая другим свое «Я»: я сам умею умываться, одеваться, обуваться, причесываться, сам умею есть. Пусть медленно, но сам! Хотя пока он освоил только простые действия, они дают возможность почувствовать себя взрослым, независимым.

Культурно-гигиенические навыки направлены на самого ребенка. Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, малыш осознает самого себя. У него формируется представление о собственном теле. При одевании и умывании, ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного, превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными, ножки обулись в сапожки, на ручки надели рукавички. Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у малыша формируется потребность в чистоте и опрятности. То есть действия, их составляющие, совершенствуются сами собой, изменяют самого себя, а не предмет. Поэтому они формируют у малыша представление о собственном теле. Обуваясь, малыш рассматривает свои ножки, надевая перчатки – ручки, завязывая бантик или шарфик – свое лицо. При одевании, умывании ребенок видит свое отражение в зеркале, замечает происходящие в нем изменения.

Культурно-гигиенические навыки совпадают еще с одной линией психического развития – развитием воли. [1,13]

Малыш еще ничего не умеет делать. Поэтому всякое действие дается с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребенку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «застегните», «завяжите», «оденьте». Ю.А. Афонькина и Г.А. Урунтаева считают: «Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, нужно приложить волевые усилия. [17,41]

С возрастом по мере овладения культурно – гигиеническими навыками малыш осознает правила поведения, которые их определяют. И такие правила начинают регулировать действия ребенка, управлять ими. То есть поведение ребенка становится произвольным. Он сдерживает свои непосредственные чувства и стремления, подчиняет свои действия ранее поставленной цели, может отказаться от желаемого, если этого требует общественное правило поведения.

Таким образом, освоение культурно – гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника.» [26,18]


1.3 ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.

В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет взрослая оценка, т. е. положительное или отрицательное суждение об отдельных поступках и поведении ребенка. Необходимо широко пользоваться положительной оценкой действий ребенка: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.

Малые фольклорные жанры имеют большое влияние на развитие языка ребенка. Малыши учатся родному языку на забавных прибаутках, поговорках, потешках, загадках, сказках. [13,38]

Народные песенки, потешки, — прекрасный речевой материал, который можно использовать, в режимные моменты, в обучающих и совместных играх с детьми раннего возраста. Фольклор обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет большую роль в нравственном и речевом развитии.

Малые фольклорные жанры помогают:

развивать у ребёнка представления о том, что полезно и вредно для его здоровья

развивать у детей первоначальное представление о частях своего тела и элементарных способах обеспечения сохранности своего организма

формировать умение самостоятельно устранять непорядок в одежде

развивать культурно – гигиенические навыки и т. д.[24,54]

Чтобы удачно применять фольклор необходимо, чтобы взрослый читал его наизусть, был эмоциональным, сохранял зрительный контакт с ребёнком.

Посредством фольклорных форм ребенок лучше запоминает, устанавливает причинно-следственные связи. Особенно актуальна эта проблема в младшем дошкольном возрасте, так как этот период является сенситивным – наиболее благоприятным для развития, поэтому именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. Использование художественного слова, создаёт у детей хорошее настроение и формирует положительное отношение к выполнению культурно-гигиенических навыков.





ВЫВОДЫ

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Для достижения положительных результатов применяем практический показ, используем фольклорные жанры: потешки, поговорки, загадки, пословицы, чтобы их удачно применять необходимо, чтобы взрослый читал знал его наизусть, был эмоциональным, сохранял зрительный контакт с ребёнком. Использование фольклора и целенаправленная работа по обучению детей гигиеническим навыком имеют свои положительные результаты: дети умеют играть, убирать игрушки, владеют навыками гигиены, любят стихи, поговорки, доброжелательны друг с другом.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Формирование навыков личной гигиены предполагает и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование культурно–гигиенических навыков – процесс длительный, в связи с этим одни и те же задачи могут многократно повторяться. Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.








II. ЧАСТЬ





Методическое пособие для воспитателей по воспитанию культурно гигиенических навыков в средней группе через использование малых фольклорных жанров «Будем чистыми и опрятными»





Возраст обучающихся – 4-5лет









СОДЕРЖАНИЕ

Пословицы о гигиене

Пословицы о гигиене………………………………………………...21

Гигиена – не мука, гигиена – не скука, а важная наука……………21

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья………………….......21

Вода все очищает………………………………………………………….

Чистота – залог здоровья………………………………………………….

Крепок телом – богат и делом……………………………………………

Болезнь с грязью дружат………………………………………………….

Мойте руки перед едой – будете здоровы! ................................................

Мыло серое, а моет бело………………………………………………….

Чистая вода для хвори беда…………………………………………………

Если хочешь быть здоров, закаляйся! ............................................................

Где вода, там и жизнь……………………………………………………….

Кто аккуратен, тот людям приятен! ................................................................

Здоровье за деньги не купишь…………………………………………….

Чаще мойся – воды не бойся! ..........................................................................

Здоровье дороже богатства……………………………………………………

В здоровом теле – здоровый дух…………………………………………….

Не рад больной и золотой кровати…………………………………………….

Чистота – лучшая красота! .................................................................................

Не тот спортсмен, кто в детстве прыгает, а тот, кто под старость бегает….

Каждая вещь должна иметь своё место…………………………………….

Холода не бойся, сам по пояс мойся……………………………………………

Неоконченные дела всегда выводят из равновесия………………………….

Чем крепче сон, тем ярче мысли……………………………………………….

Потешки при умывании, загадки по гигиене, стихи по гигиене.

Потешки при умывании…………………………………………………….

Водичка-водичка…………………………………………………….

Ай, лады, лады, лады………………………………………………….

Чище мойся, воды не бойся! .............................................................................

От водички, от водицы…………………………………………………………

Знаем, знаем, да-да-да…………………………………………………….

Зайка начал умываться……………………………………………………………

Мыло……………………………………………………………………………

Если б грязнуля вспомнил……………………………………………………….

Ах, вода, вода, вода! ............................................................................................

Я сегодня утром рано…………………………………………………………

Эх, водичка хороша! .......................................................................................

Буль, Буль, Буль……………………………………………………………

Вода текучая………………………………………………………………….

Вода течет текучая………………………………………………………….

Любит чистые лица………………………………………………………….

Мыло душистое, белое, мылкое……………………………………………

Загадки по гигиене…………………………………………………………

Лёг в карман и караулю

Гладко и душисто, моет очень чисто.

На себя я труд беру

Вытираю я, стараюсь

Хожу-брожу не по лесам

Вроде ежика на вид

Кто считает зубы нам

Стихи по гигиене

Зеркало любит чистые лица

Каждый день я

Куры насмехаются

Потешки для приема пищи, загадки для приема пищи.

Потешки для приема пищи.

Лепим, лепим, пирожки

Ладушки, ладушки!

Там собрался весь народ,

Час обеда подошел

Ладушки, ладушки! Пекла бабка оладушки

Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду

Ай, тата, тата, тата,

Ай, ту-ту, ай, ту-ту,

В лесочке, в лесочке

В печи калачи

Ванечка, Ванюша,

Варись, варись, кашка,

Ворона, ворона.

Горячая каша,

Гу-гу-гу, гу-гу-гу,

Вот это – хорошая девочка.

Глубоко - не мелко,

Мели, мели мельница

На моей тарелочке

На столе витушки

Наш Сережа непосед













ВВЕДЕНИЕ

Нет задачи важнее, чем вырастить здорового человека. Необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании к личной гигиене, формировать у малышей навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.

Главными союзниками в работе по формированию привычки к соблюдению правил личной гигиены, у малышей являются родители. Без их участия невозможно добиться хороших результатов. Только они являются ярким примером для своих детей. Но необходимы единые требования в семье и в детском саду. Самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Поэтому важно с самого раннего возраста воспитывать у ребёнка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.

Психика ребенка, в средней группе устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно что – то делать. Ребёнку должно быть интересно, делать не потому, что надо и полезно, а потому, что ему нравится. И всего этого можно добиться через игры художественное слово.

В дошкольном возрасте дети особенно активно воспринимают воздействие окружающей среды, и это создаёт благоприятную почву для их всестороннего развития и воспитания.

Большое значение в обучении и воспитании детей отводится детскому русскому народному фольклору, так как художественные тексты его тесно связаны с игрой и основаны с учётом детских возрастных физических и психических особенностей.

Народный фольклор очень богат разными видами и жанрами. Потешки, загадки пословицы и поговорки и т.д. Они помогают развивать у детей речь и память, мышление и логику, прививать трудолюбие и взаимопомощь, дружелюбие и аккуратность, и, конечно же, приобщают к народным традициям.


Пословицы – это древнейший жанр русского народного творчества. В них собран жизненный опыт многих поколений. Они учат и советуют, хвалят и предостерегают, и даже высмеивают.

Поговорки, в отличии от пословиц, не поучают, а дают меткие определения различным явлениям жизни. Несомненно, пословицы и поговорки придают нашей речи яркость и образность, украшают её и делают эмоциональной.

Используя пословицы и поговорки на различных занятиях учат детей умению ясно выражать свои мысли, лучше понимать жизненные ситуации.

Прочитав это стихотворение ребенку, вы сможете показать важность соблюдения культурно-гигиенических навыков

Прочитав русские народные пословицы, Вы узнаете о том, что думали в народе о здоровье.

Стихи о культурно-гигиенических навыках помогают сформировать понятие аккуратность, гигиена, культура и в воспитании детей являются основой положительных привычек.

Этот сборник адресована воспитателям может быть использована при коллективной и индивидуальной форме занятий в воспитании культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.












Сборник потешек, поговорок, стихов, загадок, пословиц адресованный воспитателям может быть использована при коллективной и индивидуальной форме занятий в воспитании культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

Пословицы о гигиене

Через пословицы прививается любовь к русскому языку, живому слову, прекрасно развивается речь, память, воображение.

Гигиена – не мука, гигиена – не скука, а важная наука.

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

Вода все очищает.

Чистота – залог здоровья.

Крепок телом – богат и делом.

Болезнь с грязью дружат.

Мойте руки перед едой – будете здоровы!

Мыло серое, а моет бело.

Чистая вода для хвори беда.

Если хочешь быть здоров, закаляйся!

Где вода, там и жизнь.

Кто аккуратен, тот людям приятен!

Здоровье за деньги не купишь.

Чаще мойся – воды не бойся!

Здоровье дороже богатства.

В здоровом теле – здоровый дух.

Не рад больной и золотой кровати.

Чистота – лучшая красота!

Не тот спортсмен, кто в детстве прыгает, а тот, кто под старость бегает.

Каждая вещь должна иметь своё место.

Холода не бойся, сам по пояс мойся.

Неоконченные дела всегда выводят из равновесия.

Чем крепче сон, тем ярче мысли.

Потешки при умывании, загадки по гигиене, стихи по гигиене.

Потешки прекрасно развивают речь, внимание воображение, память, словом благотворно влияют на становление всех познавательных процессов. Потешки позволяют повысить уровень развития речи у детей.

Потешки при умывании

t1762684327aa.png

***

Водичка-водичка,

Умой Настино личико,

Настя кушала кашку,

Испачкала мордашку.

Чтобы девочка была

Самой чистенькой всегда,

Помоги, водичка,

Умыть Настино личико.

***

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.


***

Чище мойся, воды не бойся!

Кран откройся, нос умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка!

Мойся шейка, хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся,

грязь смывайся,

Грязь смывайся!

***

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

Петя умывается,

Солнцу улыбается!


***

Знаем, знаем, да-да-да

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку,

Лейся понемножку.

Лейся, лейся, лейся

Лейся посмелей,

Катя умывайся веселей.

***

Зайка начал умываться.

Зайка начал умываться

Видно в гости он собрался

Вымыл ротик

Вымыл носик

Вымыл ухо

Вот и сухо.




***

Любит чистые лица,

Зеркало скажет:

- Надо умыться!

Зеркало охнет:

- Где же гребенка?

Что же она

Не причешет ребенка?

Зеркало

Даже

Темнеет от страха,

Если

В него

Поглядится

Неряха!



***

Если б грязнуля вспомнил

про мыло –

Мыло его, наконец бы отмыло.

Знаем, знаем да – да – да

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку,

Лейся понемножку.

Лейся, лейся, лейся

Лейся, посмелей,

Катя умывайся веселей.



***

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

Брызги–вправо,брызги – влево!

Мокрым стало наше тело!

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро!



***

Я сегодня утром рано

Умывался из под крана.

Я и сам теперь умею

Вымыть личико и шею.

Моем руки дружно,

Нам обедать нужно.

***

Эх, водичка хороша!

Хороша водичка!

Искупаем малыша,

Чтоб сияло личико!

***

Буль, буль, буль,

Карасики.

Моемся мы в тазике.

Рядом лягушата,

Рыбки и утята.

***

Вода течет текучая,

Под горою баня топится

Кошка моется, торопится.

Там стоят 12 котят,

19Все помыться в хотят!

Гуси-лебеди летели,

В чисто поле залетели,

В поле баньку отыскали,

Лебеденка искупали.

***

Мыло душистое,

белое, мылкое,

Мыло глядит на грязнулю

с ухмылкою:

Если б грязнуля вспомнил

про мыло –

Мыло его, наконец, бы отмыло.






Загадки по гигиене

Загадки несут в себе опыт и мудрость многих поколений, загадки помогают познакомить детей с окружающим миром, явлениями, научить их элементарным жизненным истинам.

Загадки

t1762684327aa.png

***

Лёг в карман и караулю:

Рёву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слёз,

Не забуду и про нос.

(Носовой платок)

***

Гладко и душисто, моет очень чисто.

Нужно, чтоб у каждого было - Что, ребята?

(Мыло)

***

На себя я труд беру:

Пятки, локти с мылом тру,

И коленки оттираю,

Ничего не забываю.

(Мочалка)

***

Вытираю я, стараюсь

После бани паренька.

Всё намокло, всё измялось -

Нет сухого уголка.

(Полотенце)

***

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

(Расческа)

***

Вроде ежика на вид,

Но не просит пищи.

По одежде пробежит,

И та станет чище.

(Платяная щетка.)

***

Кто считает зубы нам

По утрам и вечерам.

(Зубная щётка)










Стихи по гигиене

***

Зеркало любит чистые лица

Зеркало любит чистые лица.

Зеркало скажет:

- Надо умыться.

Зеркало охнет:

- Где же гребёнка?

Что же она не

причешет ребёнка?

Зеркало даже темнеет

от страха,

Если в него поглядится неряха!

В. Шульжик

***

Каждый день я

Мыло мою

Под горячею водою

И в ладонях поутру

Очень сильно его тру:

- Мойся, мыло, не ленись!

Не выскальзывай, не злись!

Ты зачем опять упало?

Буду мыть тебя сначала!

Р. Куликова


***

Куры насмехаются

Маленький наш Сашка

Редко умывается.

И над замарашкой

Куры насмехаются.

Потому над Сашей

Куры насмехаются,

Что в песке, за баней,

По утрам купаются.

А. Качан

t1762684327ab.png






Потешки для приема пищи, загадки для приема пищи.

Потешки для приема пищи

t1762684327ac.png

***

Лепим, лепим, пирожки,

Замесили из муки,

Сели мы на лавочку,

Угостили бабушку,

Побежали в огород,

Там собрался весь народ,

Вот котёнку пирожок,

Вот утенку пирожок,

И Сережке на зубок.


***

Ладушки, ладушки!

Ладушки, ладушки,

Испечём оладушки.

На окно поставим,

Остывать заставим.

Немного погодим,

Всем оладушек дадим.


***

Час обеда подошел,

Сели деточки за стол.

Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

С аппетитом мы едим,

Большими вырасти хотим.


***

Ладушки, ладушки.

Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Даше - два, Паше – два,

Ване – два, Тане – два.

Хороши оладушки,

У нашей бабушки.

***

Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду

Потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла,

Пастушку я отдала:

- На-ка, милый пастушок,

Там коровка лежит,

На теленка глядит,

А домой не идет,

Молочка не несет -

Надо кашу варить,

Кашей Сашу кормить.

***

Ай, тата, тата, тата,

Пожалуйте решета –

Мучки посеять,

Пирожки затеять.

А для нашей лапушки

Затеем оладушки,

Испечем блинка –

Покормить сынка!


***

Ай, ту-ту, ай, ту-ту,

Вари кашку круту,

Подливай молочка,

Накорми казачка.


***

В лесочке, в лесочке

избушка на кочке.

Блинами обита,

оладьями покрыта,

Ограда кругом –

пироги с творогом.

Сидит кошка у окошка,

ежик Антошка

Пряники жует, песенки поет.

***

В печи калачи,

Как огонь горячи.

Для кого печены?

Для Машеньки калачи,

Для Машеньки горячи.

***

Ванечка, Ванюша,

Кашку всю ты скушай.

Стукни ложкой,

Топни ножкой.

Хлопни ты в ладоши,

И погладь ты кошку.

***

Варись, варись, кашка,

В голубенькой чашке,

Варись поскорее,

Булькай веселее.

Варись, кашка, сладка,

Из густого молока,

Из густого молока,

Да из манной крупки.

У того, кто кашку съест,

Вырастут все зубки!


***

Ворона, ворона,

Куда летала?

- Гостей скликала,

Каши им давала.

Кашка масляная,

Ложка крашеная,

Ложка гнется,

Нос трясется,

Душа радуется.


***

Горячая каша,

Холодная каша,

Томится в горшочке

Любимица наша.

Давно уж, давно

Подружились мы с нею,

Но выбрать не можем -

Какая вкуснее?

И с пылу, и с жару

Прекрасна она,

И каша холодная

Тоже вкусна.

Не будем мы медлить

С вопросом таким

И кашу любую

Быстрее съедим.

***

Гу-гу-гу, гу-гу-гу,

На зеленом на лугу,

На зеленом на лугу

Стоит чашка творогу.

Прилетели две тетери,

Поклевали, улетели.

Как они летели,

Мы на них глядели.

Ам!


***

Вот это – хорошая девочка.

Зовут эту девочку Маша.

А это её тарелочка.

А в этой тарелочке...

Нет, не каша

Нет, не каша

И не угадали:

Села Маша,

Съела кашу –

Всю,

Сколько дали!

***

Глубоко - не мелко,

Корабли в тарелках.

Луку головка,

Красная морковка,

Петрушка, картошка,

Крупки немножко.

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот!


***

Мели, мели мельница,

Мели, мели, не ленися!

Намели нам крупки,

Гречневой мучки —

Ребятам на кашку,

На блины-оладья,

На сладкую ватрушку.

***

На моей тарелочке

Рыженькая белочка.

Чтоб была она видна,

Все съедаю я до дна!


***

На столе витушки,

На столе витушки,

А в печи ватрушки.

Витушки, ватрушки

Нашему Андрюшке.

***

Наш Сережа непосед,

Не доест никак обед.

Сели, встали, снова сели,

А потом всю кашу съели.





Загадки для приема пищи

***

Широкие листочки выросли на грядке

Как их называют, знаете, ребятки?

Летние салаты с ними - объеденье,

Поскорей отведайте это угощенье.

(Салат)

***

Кустик с запахом приятным,

Душистым, пряным, ароматным.

Он форму зонтика имеет,

Когда в нем семена созреют.

(Укроп)

***

Яркие фонарики на кустах висят,

Словно здесь проходит праздничный парад.

Зеленые, красные, желтые плоды,

Кто они такие, узнаешь их ты?

(Болгарский перец)

***

Маленькие шарики в футлярчике сидят,

Щедро угощают взрослых и ребят.

Сладкие шарики встречи ждут с тобой,

Ты стручок зеленый поскорей открой!

(Горох)

***

Шарики на веточках

Угощают деточек,

Желто-красный этот плод

Щедро дерево дает. (Яблоки)

***

Яркий солнечный цветок

Наклонил свой стебелек,

Чтобы хрюшка подошла,

Семечки его взяла.

(Подсолнух)

***

С корзиной заяц в сад пошел.

Колючий куст он там нашел

Пусть от шипов он пострадал,

Зеленых ягодок набрал.

(Крыжовник)

***

На ветке ягодки висят,

Воробушек им очень рад.

Ягодки с кислинками,

Но и с витаминами.

(Смородина)

***

Мышонок в сад гулять пошел

В траве он ягодку нашел.

Душиста ягодка, красна,

Всем детям нравится она.

(Клубника)

***

Колокола золотые,

Сладким соком налитые,

Мишка с дерева сорвет,

Медвежатам отнесет. (Груша)


Просыпаемся с потешкой.

Просыпаемся с потешкой

t1762684327ad.png

***

Вместе с солнышком встаю,

Вместе с птицами пою.

С добрым утром!

С ясным днем!

Вот как славно мы поем!

***

Вот проснулись,

Потянулись,

С боку на бок повернулись!

Потягушечки!

Потягушечки!

***

Где игрушечки,

Погремушечки?

Ты, игрушка, погреми,

Нашу детку подними!


***

Дили- дили-дили-дили -

Колокольчики звонили.

Дили-дили-дили-дили -

Колокольчики будили

Всех жуков, пауков

И веселых мотыльков.

Динь-день! Динь-день!

Начинаем новый день!

***

Котик серенький присел

На печурочке

И тихонечко запел

Песенку дочурочке:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка,

Поднимайся мой дружок,

Встань, моя дочурочка!

***

Кто, кто в этой комнате живет?

Кто, кто вместе с

солнышком встает?

Это Машенька проснулась,

С боку на бок повернулась,

И, откинув одеяло,

Вдруг сама на ножки встала!

(А. Барто)

***

Мы проснулись,

Мы проснулись.

Сладко, сладко потянулись.

Маме с папой улыбнулись.


***

Мы проснулись,

Потянулись,

Вместе солнцу улыбнулись.

Здравствуй, солнышко,

Колоколнышко!

***

Настало утро.

Солнышко встало.

Давай, сынок,

Буди друзей!

Вставай, Большак!

Вставай, Указка!

Вставай, Середка!

Вставай, Сиротка!

И Крошка-Митрошка!

Привет, Ладошка!


***

Ой, люшеньки-люшки!

Нашему Илюшке -

Доброе утро.

Доброе утро!

Утро с шутками,

Прибаутками!

ы мне ручки подай,

Да с кровати вставай,

Умываться пойдем,

Где водичка, найдем!

Эх, водичка хороша,

Хороша водичка!

Пусть умоет малыша,

Чтоб сияло личико!

(Нина Пикулева)

***

Петушок-петушок

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка.

Что ты рано встаёшь,

Голосисто поешь,

Саше спать не даешь?


***

Петя-Петя-петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Ване спать не даешь!

Баю-баю-баю-бай,

Вместе с Ваней засыпай.

***

Потягуни-потягушечки

От носочков до макушечки!

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся!

Вот уже растем,

растем, растем!

***

Тяги, тяги, потягушеньки,

На детку порастушеньки!

Расти, деточка, здоровая,

Как яблонька садовая!

На кота потягушеньки,

На дитя порастушеньки,

А в ручки хватушки,

А в ротик говорунок,

А в головку разумок!

***

Утром я встаю,

Песенку пою,

Песенку простую,

Вот такую:

Ля-ля-ля-ля!











Причесываемся с потешкой.

Причесываемся с потешкой

t1762684327ae.png

***

Как растаял месяц,

золотые рожки,

Как у нашей Тани солнышко

в окошке,

Яркие у солнышка

лучики горят,

Русые у Танюшки

косыньки висят.

***

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят -

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся -

Маму, дочка, слушайся.


***

Петушок-петушок,

Расчеши мне гребешок.

Ну, пожалуйста, прошу,

Я кудряшки расчешу.

***

Расти, коса, из корню,

Приедет жених из городу,

По косу, косу,

По невесту хорошу!

***

Расти, косынька,

До пят -

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.


***

Уж я косу заплету,

Уж я русу заплету,

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

"Ты расти, расти, коса,

Всему городу краса".

***

Ты расти, расти, коса,

До шелкова пояса:

Как ты вырастешь, коса,

Будешь городу краса.

***

Чешу, чешу, волосенки,

Расчесываю косыньки.



























Делаем гимнастику стихи, потешки для гимнастики.


Делаем гимнастику стихи

t1762684327af.png

***

Зарядка

Для чего нужна зарядка? –

Это вовсе не загадка –

Чтобы силу развивать

И весь день не уставать.

На зарядке все в порядке,

Машут крыльями хохлатки,

Начинают воробьи

Приседания свои.

Даже Бобик спозаранку

Выбегает на зарядку,

А зарядка у щенков

Начинается с прыжков.

Если кто-то от зарядки

Убегает без оглядки –

Он не станет нипочем

Настоящим силачом.

П. Синявский


***

Зарядка

Ножками потопали:

Топ-топ-топ!

Ручками похлопали:

Хлоп-хлоп-хлоп!

Сели, встали!

Снова сели!

А потом всю кашу съели.

Г. Лагздынь


Потешки для гимнастики

***

Постукиваем кулачками

ребенка друг о друга)

Вьюшки, вьюшки,

Вьюшки вью,

Колотушки колочу,

Приколачиваю.


***

Дыбочек-дыбок,

Скоро Ванечке годок,

Вырастай с дубок,

Достанешь потолок,

Расти и повыше -

Достанешь до крыши,

Вот такой расти,

Чтобы видеть все могли!

***

(Делаем ребенку «велосипед»

и читаем потешку).

Куда бежите, ножки?

- Куда бежите, ножки?

- По летней дорожке,

С бугра на бугор

За ягодой в бор.

В зеленом бору

Тебе наберу

Черной черники,

Алой земляники.

***

Малыши-крепыши

Вышли на площадку,

Малыши-крепыши

Делают зарядку!

Раз-два,

Три-четыре.

Руки выше!

Ноги шире!


***

Маме - саженку,

Папе - саженку,

Бабушке - саженку,

Дедушке - саженку.

Всем-всем по саженке,

А Ванечке - больше всех.

***

Потягуни — потягушечки,

От носочков до макушечки,

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся.

Вот уже растем,

Растем, растем!

***

Потянись дружок,

Повернись на бочок,

На животик повернись,

Нежно маме улыбнись.

Я по спинке пройду,

Хворобушку отведу,

Расти ладненький

Да здоровенький.

***

Расти, Маша, выше,

До хором, до крыши.

Расти, не балуй,

Маму с папой жалуй.

Расти с брус толщины

Да с дом вышины.




***

Хомка-хомка, хомячок,

(надуваем щеки как хомяк)

Полосатенький бочок.

(гладим себя по бокам)

Хомка рано встает,

(потягиваемся)

Щечки моет, глазки трет.

(делаем соответствующие

действия)

Подметает хомка хатку

(наклоняемся и делаем вид,

что подметаем)

И выходит на зарядку.

Раз-два-три-четыре-пять,

Хомка сильным хочет стать.

(показываем, каким сильным

хочет стать).

Мама с Колей по порядку

Сейчас сделают зарядку.

***

Чушки, вьюшки, перевьюшки,

(крутим кулачки друг

вокруг друга),

Тимбирлим сидит в кадушке

(стучим кулачками друг о друга

со стороны ребер ладошек)

А мы его по макушке

(приближаем ручки малыша

к его голове)

Бац-бац-бац!

(прикасаемся кулачками

к головке)


***

Скок-поскок,

Раз — подскок!

Два — подскок!

Высоко

Потолок!

Я скачу!

Я — лечу!

Стать

Вы-со-ким

Хочу!

***

(Разводим ручки малыша

в стороны и сводим,

перекрещивая на грудке)

Тятеньке — сажень,

И маменьке — сажень,

И сестрице — сажень,

И братику - сажень

(и т.д.),

А Ванюшеньке большую,

Наибольшую,

Самую большую


















Делаем массаж потешки.

Делаем массаж потешки

t1762684327ag.pngt1762684327ah.png

***

Били лён, били,

(стучим кулачками по спине)

Топили, топили,

(растираем ладонями)

Колотили, колотили,

(похлопываем)

Мяли, мяли,

(разминаем пальцами)

Трепали, трепали,

(трясём за плечи)

Белы скатерти ткали,

(чертим ребрами ладоней)

На столы накрывали.

(поглаживаем ладонями)

***

Как на этой на неделе

Прилетали две тетери:

Походили – пощипали,

Походили – поклевали.

Посидели-посидели

И обратно улетели.

Прилетят в конце недели

Наши милые тетери.

Мы тетерок будем ждать –

Дадим им крошек поклевать.

(Сопровождаем слова

поглаживаниями,

пощипыванием и

поколачиванием спинки.)

***

(Постукиваем кулачками

ребенка друг о друга)

Вьюшки, вьюшки,

Вьюшки вью,

Колотушки колочу,

Приколачиваю.

***

(Поглаживаем спинку)

Идёт бай по стене,

Несёт лапти на спине,

Детёнкам по избёнкам,

Дарит по лаптёнкам.


***

На лугу, на лугу

(гладим животик по часовой

стрелке)

Стоит миска творогу.

(кладём ладонь на животик)

Прилетели две тетери,

(пощипываем бочка снизу

вверх)

Поклевали,

(двумя пальцами пробегаем по

животику)

Улетели

***

Мы капусту рубим, рубим,

(рубящие движения рёбрами

ладоней)

Мы морковку трём, трём,

(трущие движения костяшками

пальцев)

Мы капусту солим, солим,

(точечные прикосновения

пальцами)

Мы капусту жмём, жмём,

(прожимание мышц пальцами)

Сок капустный пьём, пьём.

(поглаживающие движения

ладонями)

***

Где пальчики? Где пяточки?

Погулять пошли, ежа нашли.

Ежик колко колол,

развернуться велел.

***

(Поколачиваем по пяточке)

Куй, куй, каблучок!

Подай бабка башмачок.

Не подашь башмачка —

Не подкуем каблучка.

***

Дашу кремушком помажу,

Ножки, ручки ей поглажу.


***

Где ладошки, пальчики?

В лесу ловили зайчика.

Ушки на макушке, хвосток –

малышок,

Весь дрожит, к мамочке

спешит. Поймали, обняли –

дальше побежали


Одеваемся потешки, загадки про одежду, пословицы про одежду.

Одеваемся потешки

t1762684327ai.png

***

Даша варежку надела.

"Ой, куда я пальчик дела?"

Даша варежку сняла,

Посмотрите-ка, нашла

***

Наша Катя маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Катя чернобровая.

***

Тетка Агашка,

Cшей мне рубашку!

Надо нарядиться -

Едем прокатиться!

***

У нас Ванечка один,

Никому не отдадим.

Мы пальто ему сошьем,

Погулять его пошлем.

***

Маша варежку надела:

-Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла:

-Поглядите-ка нашла!

Ищешь, ищешь и найдешь!

Здравствуй, пальчик,

как живешь?




Загадки про одежду


***

Если дождик, мы не тужим –

Бойко шлёпаем по лужам.

Станет солнышко сиять –

Нам под вешалкой стоять.

(Резиновые сапоги)

***

Варежки для ног

(Носки)

***

Шутовской колпак

С головы снят,

На ноги надет,

Бубенцов нет.

Кто его надевает.

Тот холода не знает.

(Колготки)

***

Удав-ползун

Отточил зуб:

Кольцом скрутился

Да в хвост вцепился,

Из этого круга

Выбраться трудно:

Нужно круг разбить –

Хвост от зуба отцепить.

(Ремень)


***

Ношу на голове поля,

Но это вовсе не земля.

(Шляпа)

***

Сшили их из чёрной кожи,

В них теперь ходить мы можем.

И по слякотной дороге –

Не промокнут наши ноги.

(Сапоги)

***

По дороге я шёл,

Две дороги нашёл,

По обеим пошёл.

(Штаны)

***

Всегда шагаем мы вдвоём,

Похожие, как братья.

Мы за обедом — под столом,

А ночью — под кроватью.

(Башмаки)

***

Сижу верхом,

Не знаю, на ком.

Знакомца встречу,

Соскочу – привечу.

(Шапка)




Пословицы про одежду

***

Бедному да вору - всякая одежда впору.

***

Береги одежду снова, а разум смолоду.

***

Береги одежду, пока нова, а здоровье, пока молод.

***

В знакомом месте чтут силу, в незнакомом - одежду.

***

Взрослый может есть детскую пищу, но никогда не носит детской

одежды.

***

Взрослый может есть детскую пищу, но никогда не носит детской

одежды.

***

Главное заключается в желудке, а одежда только придаст окраску.

***

Голый об одежде думает.

***

Грязная одежда лучше, чем совсем никакой.

***

Грязная одежда лучше, чем совсем никакой.

***

Дерево красиво листвой, человек - одеждой.






Знакомимся с частями тела стихи, знакомимся с частями тела потешки.

Знакомимся с частями тела стихи

***

Где мой пальчик

Маша варежку надела.

- Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишка не попал!

Маша варежку сняла,

- Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь – и найдешь.

Здравствуй, пальчик!

Как живешь?

Н. Саконская

***

Для чего ножки?

Для чего Ванюшке ножки?

Чтобы бегать по дорожке,

Убежать за ручейком,

Стрекозу поймать сачком…

А уморятся в пути,

Ничего нет лучше

Снова к мамочке прийти –

Пусть возьмет … на ручки!

И. Демьянов

Для чего нужны глаза?

***

Глаза у Вари – карие,

У Васи с Верой – серые,

У маленькой Аленки

Зеленые глазенки.

Для чего нужны глаза?

Чтоб текла из них слеза?

Ты закрой глаза ладошкой,

Посиди совсем немножко:

Сразу сделалось темно,

Где кроватка, где окно?

Странно, скучно и обидно –

Ничего вокруг не видно.

А. Боске


***

Не умею

Танцевать я не умею

И стихов я не пишу,

Самолетики не клею,

За футболом не слежу.

Не умею петь я басом

И из глины не леплю,

НО ЗАТО

- ОДИН ИЗ КЛАССА -

Я УШАМИ ШЕВЕЛЮ!

С. Востоков



***

Мизинчик

А из пальцев мой любимчик

Самый маленький –

Мизинчик!

Потому что, если только

С кем поссорюсь невзначай,

Попрошу его тихонько:

"Поскорее выручай!"

Кто обижен, кто обидчик –

Повернись друг к другу,

Подавай сперва мизинчик,

А потом всю руку:

- Мир, мир навсегда!

- Будем вместе?

- Да-да-да!

А. Пшеничный

***

Ну и каша! Так в рот

и просится!

Нос и щеки

Наелись досыта.

Подбородку тоже

Досталось,

И мизинчик

Попробовал малость.

Чуточку съели

Лобик с макушкой,

А остальное ушки докушали.

О. Дриз



***

Много ног

Можно жить сороконожке,

Не тужить:

Без тропинки, без дорожки

Убежит.

Недвижимой не оставят

Сорок ног.

Хоть куда ее доставят

Точно в срок.

Вот иметь бы круглым счетом

Тыщу ног!

Я б тогда и по болотам

Бегать мог.

Успевал бы в детский сад я

И в кино.

Всех быстрее на футболе

Бегал.

Но

Где достану столько кедов

И сапог?

Не обуть и до обеда

Тыщу ног!

Я запутаюсь, я с

ними изведусь!

Как-нибудь двумя

своими обойдусь!

Г. Граубин



***

Олины помощники

Оля весело бежит

К речке по дорожке,

А для этого нужны

Нашей Оле НОЖКИ.

Оля ягодки берет

По две , по три штучки,

А для этого нужны

Нашей Оле РУЧКИ.

Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки,

А для этого нужны

Нашей Оле УШКИ.

Оля ядрышки грызет,

Падают скорлупки,

А для этого нужны

Нашей Оле ЗУБКИ.

Оля смотрит на кота,

На картинки-сказки,

А для этого нужны

Нашей Оле ГЛАЗКИ.

***

Ладушки

Ладушки, ладушки,

С мылом моем лапушки.

Чистые ладошки,

Вот вам хлеб и ложки!

Г. Лагздынь

Знакомимся с частями тела потешки

t1762684327aj.png

***

Вот лежат в кроватке

Розовые пятки.

Чьи это пятки –

Мягки да сладки?

Прибегут гусятки,

Ущипнут за пятки.

Прячь скорей, не зевай,

Одеяльцем накрывай!

***

Где же наши ушки?

Слушают пестушки!

А где глазки?

Смотрят сказки!

А где зубки?

Прячут губки!

Ну а ротик на замочек!


***

Паучок, паучок,

Аню хвать за бочок.

Лягушка, лягушка,

Аню хвать за ушко.

Олени, олени,

Аню хвать за колени.

Песик, песик,

Аню хвать за носик.

Бегемот, бегемот,

Аню хвать за живот.

Оса, оса,

Аню хвать за волоса.

Кузнечики, кузнечики,

Аню хвать за плечики.

***

Где же наши ручки?

Вот наши ручки!

Где же наши ножки?

Вот наши ножки!

А вот это Лизин нос

Весь козюльками зарос.

А вот это глазки, ушки,

Щечки - толстые подушки,

А вот это что? Животик!

А вот это Лизин ротик!

Покажи-ка язычок,

Пощекочем твой бочок.


***

Для чего сыночку ножки?

(гладим ножки)

Чтобы бегать по дорожке!

(Топаем по пеленке ножками)

Для чего сыночку ушки?

(трогаем ушки)

Чтобы слушать погремушки!

(гремим игрушкой)

Для чего сыночку ротик?

(касаемся губок)

Чтоб у мамы молоко пить!

Для чего сыночку глазки?

(показываем глазки, бровки)

Чтоб смотреть на мира краски!

Для чего сыночку спинка?

(гладим спинку вверх и вниз)

Чтоб валяться на простынке!

Для чего сынок родился?

Чтобы маму радовать!

(целуем, обнимаем малыша).

"Сыночку" можно заменять на

"ребенка" или "дочурке".


***

Мы - маленькие руки,

Но мы не знаем скуки,

Есть всегда у нас дела:

Та схватила, та взяла.

Даже если нас не просят,

Мы все время что-то носим,

И мишутку, и ежа

Мы погладим, не спеша.

Пальцы наши - крошки -

Ловкие помощники,

И горошинку возьмут,

Если где-нибудь найдут.

Наш мизинец очень мал,

Рядом безымянный стал,

А за ними средний -

Важный - не последний.

Есть у нас внимательный

Палец указательный.

И немного стороной -

Самый толстый и большой -

Палец очень главный,

Ложку держит славно.

Если пальчики послушные,

Мы и ловкие и дружные,

Помогаем малышам

Все дела их совершать.



***

(Водя пальчиком дитятки

по называемым частям тела):

Носик, носик, лобик,

Щечки, подбородок.

Ушки, глазки,

Мишенькины сказки

(в этот момент легонько

пощекотать).

***

Ой, малехонький,

Да белехонький!

Вышел наконец,

Ай, да молодец!

О тебе уж знали,

Со дня на день - ждали,

Хватит собираться,

Выходи кусаться!

***

Ножками ходушечки,

Ручками хватушечки.

Роток болтунок,

Глазки хлоп-хлоп.

***

Указываем пальцем на

части лица

малыша и приговариваем:

Лес, (волосы)

Поляна, (лоб)

Горбик, (нос)

Яма (рот).










Стихи про сон, загадки про сон, потешки про сон.

Стихи про сон

***

Сон

На дворе темным-темно.

Я лежу, смотрю кино :

Сон присел на табуретку,

Вышивает птичью клетку,

В клетке пляшет крокодил!..

Как он в клетку угодил?

Вот проснёмся -

Разберёмся!

Ю. Мориц

* * *

Сонный слон

Динь-дон. Динь-дон.

В переулке ходит слон.

Старый, серый, сонный слон.

Динь-дин. Динь-дон.

Стало в комнате темно:

Заслоняет слон окно.

Или это снится сон?

Динь-дон. Динь-дон.

И. Токмакова

* * *

Тихо-Тихо

Тихо-Тихо-тихо-тихо,

В наши двери входит Тихон,

Не аукать, не кричать,

А баюкать и качать.

Тихон песенку поёт,

Сны ребятам раздаёт:

"В этом сне – воздушный

шарик,

В этом сне - собака Шарик,

В этом -голуби летят,

В этом - дети спать хотят."

Тихо-Тихо-тихо-тихо,

Сумрак, дрёма и покой.

Дети спят. Уходит Тихон

В тихий домик за рекой.

И. Токмакова

* * *

СПИ, СЫН!

Только мой сынок уснет —

Дедка Дрема к нам придет...

Старый Дрема старичок —

Острый, серый колпачок...

Дедка Дрема, сам с вершок,

Принесет с собой мешок...

А в мешке для деток сны

У него припасены...

Для дурных, для шалунов

Не припас он сладких снов,

Но для крошки моего

Лучший сон есть у него!

Г. Галина


* * *

СОННАЯ ДОРОЖКА

Как найти ко сну дорогу?

Где найти его берлогу?

Может кубикам известно

Это сказочное место?

Кот мурлыкает в усы,

Мама смотрит на часы.

Где же прячется она

Эта сонная страна?

Может быть в стране

зеркальной

Сон живёт, покрытый тайной.

Как чужие стали лапы,

Не хотят они идти.

Может быть спросить у папы

Где пропавший сон найти?

Тише... Кажется подушка

Что-то шепчет мне на ушко.

Мишка! Здесь твой сон живёт!

Он сейчас к тебе придёт.

В.Степанов

t1762684327ak.png





Загадки про сон

***

Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон)

***

Что слаще мёда, сильнее льва? (Сон)

***

И рать, и воеводу - всех повалил. (Сон)

***

Не стукнет, не брякнет, а ко всякому подойдёт. (Сон)

***

Весь век идет Еремушка: ни сна ему, нидремушки. Он шагом точный счет ведет, а все же с места не сойдет. (Часы)



















Потешки про сон

t1762684327ak.png

***

Ай, бай, бай, бай,

Ты собачка, не лай!

Ты, корова, не мычи!

Ты, петух, не кричи!

А наш мальчик будет спать,

Станет глазки закрывать.


***

Ай, люленьки да люленьки,

По горам идет олень.

На рогах он дрему носит,

В каждый дом ее заносит.

В люльку дрему он кладет,

Тихо песенку поет:

(повторяем потешку)

***

Ах,ты моя душечка,

Белая подушечка!

Если жить с тобою дружно,

То в кино ходить не нужно!

Лег-заснул, смотри кино,

Ведь покажут все равно!

Ах,ты моя душечка,

Белая подушечка!

***

Баю-бай, баю-бай,

Рыбка-сёмга, приплывай!

Рыбка-сёмга, приплывай,

Алексейку поджидай.

Алексейка подрастёт,

С папой на море пойдёт.

Станет сёмгу он ловить,

Станет маму он кормить.

***

Баю-бай, баю-бай,

К нам приехал дед Мамай,

К нам приехал дед Мамай,

Просит: "Машеньку отдай!"

А мы Машу не дадим,

Пригодится нам самим.

***

Баю-бай, усни, Катюшка,

Моя зайка-веселушка,

Глазки зайка закрывай,

Баю-баю-баю-бай.


***

Баю-баю-баиньки,

В огороде заиньки.

Зайки траву едят,

Малым деткам спать велят.

***

Баю-баю-байки,

Прилетели чайки.

Стали крыльями махать,

Нашу Катю усыплять.

***

Баю, баю, баю, бай,

Ты собачка не лай.

Белолапа не скули,

Нашу дочку не буди.

Темна ноченька, не спится,

Наша доченька боится.

***

Засыпай-ка,

Спи, моя Катюшка.

Спи моя ты хрюшка,

Глазки закрывай,

Баю-баю-бай.


***

Баю-баю-баю-баю,

Ты уже напился чаю,

Кашку съел и наигрался,

Нашалился, наболтался,

Так теперь уж засыпай,

Баю-баю-баю-бай.

Вот присела на ворота

Говорливая сорока:

Кра-кра-кра-кра!

Маленькому спать пора!"

В окна голуби взглянули:

"Гули-гули - гули-гули,

Надо маленькому спать,

Чтобы утро не проспать".

Баю-баюшки-баю,

Как я дитятку люблю!

***

Вот лежат в кроватке

Розовые пятки.

Чьи это пятки –

Мягки да сладки?

Прибегут гусятки,

Ущипнут за пятки.

Прячь скорей, не зевай,

Одеяльцем накрывай!

***

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю -

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок,

Он ухватит за бочок,

И потащит во лесок,

И потащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

Ты, волчок, к нам не ходи,

Нашу Катю не буди!

***

Дальний лес стоит стеной,

А в лесу, в глуши лесной,

на суку сидит сова,

Там растет усни-трава.

Говорят, усни-трава

Знает сонные слова.

Как шепнет свои слова,

Сразу никнет голова.

Я сегодня у совы

Попрошу такой травы.

Пусть тебе усни-трава

Скажет сонные слова.

***

За окошком вечер,

А на небе месяц...

Спит малыш в кроватке,

В стойле спит лошадка,

Белочка - в дупле,

Собачка - в конуре.

Ну а солнышко проснется,

Малыш маме улыбнется.

Будет день веселым.

Расти малыш здоровым.

***

Люли, люли, люленьки,

Летят сизы гуленьки.

Летят гули вон, вон.

Несут детке сон, сон.

Будут гули ворковать,

Будет детка крепко спать.

Будут гули говорить,

Чем детку накормить.

Полетят они в лесок

И найдут там колосок,

Станут кашку варить,

Станут детку кормить,

Белой кашкой с молочком

И румяным пирожком.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитание культурно-гигиенических навыков детей среднего дошкольного возраста через использование малых фольклорных жанров обусловлена тем, что воспитатели дошкольных учреждений в работе с детьми недостаточно широко используют фольклор, что является очень важным условием при воспитании культурно-гигиенических навыков особенно у детей младшего и среднего возраста.

Для достижения положительных результатов применяем практический показ, используем фольклорные жанры: стишки, потешки, поговорки, загадки, пословицы. Чтобы удачно применять фольклорные жанры необходимо, чтобы взрослый читал его наизусть, был эмоциональным, сохранял зрительный контакт с ребёнком. Использование фольклора и целенаправленная работа по обучению детей гигиеническим навыком имеют свои положительные результаты: дети умеют играть, убирать игрушки, владеют навыками гигиены, любят стихи, поговорки, доброжелательны друг с другом

Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.








Приложение 1

Как мы любим ребенка?

t1762684327al.png

Потешки

***

Ах ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка!

***

Ой, мой маленький,

Ненаглядненький,

Мой хорошенький,

Мой пригоженький.

***

Ой ты, мой сыночек,

Пшеничный колосочек,

Лазоревый цветочек,

Сиреневый кусточек!

***

Ты умница, разумница

Ты умница, разумница,

Про то знает вся улица,

Петух да кошка,

Да я немножко.

***

Ах ты мой мальчик,

Желтый одуванчик!


Игры по гигиене

Игра «Пузырь»

Дети и воспитатель берутся за руки, образуя круг, близко друг к другу и произносят:

Раздувайся пузырь

Раздувайся большой,

Оставайся такой

Да не лопайся.

Произнося текст, дети расширяют круг, постепенно отступая назад, держась за руки пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь». Дети опускают руки и хлопают в ладоши – пузырь лопнул.


Игра «Ровным кругом»

Дети встают в круг. В середине круга ребенок, исполняющий роль мыла. Дети идут друг за другом по кругу, напевая песенку:

Ровным кругом друг за другом

Будем весело шагать,

Что нам мыло здесь покажет,

То и будем выполнять.

Мыло показывает, как надо намыливать руки, дети повторяют движения. Затем соответствующее движение показывает полотенце, щетка, мочалка, носовой платок.


Игра «Что с чем дружит»

Воспитатель на стол кладет различные предметы личной гигиены. Дети распределяют их в соответствии их предназначения.





Картинки с предметами: предметы личной гигиены:

Нос, носовой платок

Туфли, обувная щетка, крем для обуви

Ногти, ножницы

Волосы, расческа

Зубы, зубная щетка, паста

t1762684327am.pngt1762684327an.png


t1762684327ao.pngt1762684327ap.png

t1762684327aq.png

t1762684327ar.pngt1762684327as.png





t1762684327at.pngt1762684327au.png

t1762684327av.pngt1762684327aw.png



t1762684327ax.png






Утишаем ребенка


t1762684327ay.png

Потешки

***

Ах, кокля-мокля,

Глазоньки промокли.

Кто будет детку обижать,

Того коза будет бодать.


***

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка,

Принесет орешки

Для Машиной потешки.

***

Не плачь, не плачь,

Куплю калач.

Не хнычь, не ной,

Куплю другой.

Слезы утри,

Дам тебе три.

***

Не плачь, не плачь,

Куплю калач.

Не плачь, дорогой,

Куплю другой.

Не плачь, не кричи,

Дам тебе три.

***

Придет киска неспеша

И погладит малыша

Мяу-мяу – скажет киска

Наша детка хороша.


***

Ты, Катюшечка, не плачь,

Я куплю тебе калач,

На шею повешу,

А потом утешу.

***

У нас Саша сын один,

Мы в обиду не дадим.

Пиджак сошьем

И гулять пошлем.

От моей Оли

Уйдите, боли,

На чистое поле,

На синее море,

На темный лес,

На калину, на малину,

На горькую мать-осину.

***

Раз зубок, два зубок -

Скоро Дашеньке годок!

Хнычет доченька опять,

Будем Дашу утешать:

Уж вы зубки вырастайте

Потихонечку, полегонечку -

Не мешайте доче спать!

Не мешайте ей играть!

Будем прыгать и скакать,

Маму нежно обнимать!


***

У киски боли,

У собачки боли,

А у моего малыша

Заживи-заживи-заживи.

***

У кошки болит,

У собаки болит,

У лошадки болит,

А у Ванюши не болит!

***

У лисы боли,

У волка боли,

У моего сыночка (дочки)

Боль на берёзку

В лес улети!









Вредные советы про здоровье.

Советы тоже надо знать. Хотя бы для того, чтобы точно разбираться, что хорошо, а что плохо. Но, естественно, для того, чтобы не выполнять их.

«Вредные советы про здоровье»

Автор стихов: Ирис Ревю

Стихи для детей

***

Позабудь про воздух свежий,

Главной в доме сделай лень.

На диване мягком лёжа,

В темноте читай весь день.

t1762684327az.png


***

Не проветривай годами,

А чего? Итак, сойдёт.

Что? Микробы рядом с вами?

Нет, совсем наоборот!



t1762684327ba.jpg

***

Утром водным процедурам

Ставь немедленно заслон,

Обтирания, обливания

Выкинь ты из жизни вон.


t1762684327bb.jpg

***

Пережёвывать не надо

Пищу твёрдую сто раз,

И забудь, конечно, точно,

Ты про гигиену глаз.


t1762684327bc.jpg


***

Сладким, друг мой, увлекайся.

Ешь досыта сто раз в день,

Спортом ты не занимайся,

Сто одежд с утра надень.



t1762684327bd.jpg

***

Главное – забудь про отдых,

Отдых – наш заклятый враг.

И не чисти утром зубы,

Ничего, сойдёт и так.


t1762684327be.gif


***

Вредные советы эти,

Вы послушайте, друзья.

Выполнять их вряд ли стоит.

Их не выполняю я!


В нашей жизни, порой, надо озвучивать и хорошее, и не очень. Чтобы ребёнок точно разбирался в том, что полезно, а что вредно.





Литература:

Самостоятельное издание: Бархатова Л. Воспитание культуры поведения. Дошкольное воспитание. – М.: Просвещение, 1989. – 102 c.

Самостоятельное издание: Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду. – М.: Просвещение, 1987. – 95 с.

Самостоятельное издание: Богуславская З.М., Е.О. Смирнова Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.

Статья из журнала: Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 1997. – 240 с.

Самостоятельное издание: Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.

Самостоятельное издание: Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. – М.: Просвещение, 2001. – 121 с.

Самостоятельное издание Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду. / В.И. Логинова, Т.И. Ноткина и др. Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой и Л.М. Гурович. – СПб.: Детство – Пресс, 2000.

Самостоятельное издание Дошкольная педагогика/под редакцией Логиновой В.И. и Саморуковой П.Г. – М.: Просвещение, 1988 – 256 с.

Самостоятельное издание Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ. /Под ред. Бересневой З.И. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

Самостоятельное издание Зигутенко С. Н. Уникальный иллюстрированный толковый словарь пословиц и поговорок для детей. Словари – М.: Аст, 2010.

Самостоятельное издание Игуменова Н. Скатерть-самобранка и ложка-невидимка, или о роли предметов-заместителей в детской игре. // Дошкольное образование-2004.

Самостоятельное издание Ипатова Ю. Волшебный колпак повара, или График дежурства для малышей. // Дошкольное образование – 2008.

Самостоятельное издание Калугин В. Гуси-лебеди. Фольклор для детей от колыбельных до былин Изд: Правда Год: 1990, 608 с.

Самостоятельное издание Каплан Л. Посеешь привычку, пожнешь характер. – М.: Просвещение, 1980.

Самостоятельное издание Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2005. – 467 с.

Самостоятельное издание Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. – Айрис-пресс, 2007.

Самостоятельное издание Кулагина И.Ю., В.Н. Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ, Сфера, при участии "Юрайт", 2002. – 464 с.

Самостоятельное издание Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. – М. Гардарики, 2000. – 255 с.

Самостоятельное издание Менджерицкая Д.В. Воспитание детей в игре. –М.: Просвещение, 1979. – 175 с.

Самостоятельное издание Мир детства: Дошкольник. / Под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1987. – 256 с.

Самостоятельное издание Названова Л. Чтобы зубки блестели. // Дошкольное образование. – 2004.

Самостоятельное издание Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 2000. – 300 с.

Самостоятельное издание Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1994.

Самостоятельное издание Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1986. – 141 с.

Самостоятельное издание Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 240 с.

Самостоятельное издание Степаненкова Э. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 96 с.

Самостоятельное издание Теплюк С. Об опрятности и аккуратности. // Дошкольное воспитание. –1988.

Самостоятельное издание Урунтаева Г. А, Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М.: Просвещение, 1997.

Самостоятельное издание Шорыгина Т.А. 500 загадок-считалок для детей Дошкольное образование 96 с. Издательство: Сфера, 2015.

Самостоятельное издание Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно-гигиенических навыков. // Дошкольное воспитание. – 1979.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.