12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бебекян Наталья Викторовна29

Выступление на педсовете

Автор: Бебекян Н.В.


ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДОУ И ШКОЛОЙ


На сегодняшний день главной задачей системы образования является обеспечение качества образования, соответствующего потребностям личности, социума и рынка труда. Важным условием достижения качества является обеспечение непрерывности образования. В свою очередь, основным средством обеспечения непрерывности является преемственность между всеми звеньями образования. Именно поэтому одним из главных вопросов на заседании Муниципальной Коллегии был вопрос преемственности между ДОО, НОО и ООО. По итогам Коллегии было принято решение: спланировать мероприятия по обеспечению преемственности между дошкольной и общеобразовательной организациями в рамках ФГОС ДО и НОО.

По этим причинам мне хотелось бы сегодня представить вашему вниманию некоторые предложения по составлению плана преемственности между ДОУ и школой.

Преемственность – это непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. Преемственность рассматривается как двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая формирует фундаментальные личностные качества ребёнка. С другой стороны – школа, как преемник подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал.

Как говорил Л. С. Выготский “Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком”.

Многие из наших первоклассников проходили эту стадию развития на базе ДОУ. Близкое расположение детского сада и школы позволяет организовать целенаправленную работу по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей из детского сада в начальную школу.

Разговор об организации преемственности между ДОУ и школой – это далеко не какое-то нововведение. Сотрудничество между школой и детским садом ведется уже не первый год. Об этом свидетельствуют множество мероприятий, проведенных совместно. К примеру, в сентябре этого учебного года воспитанники детского сада принимали участие в общешкольной линейке, посвященной Дню знаний, в октябре были проведены обзорные экскурсии для детей, посещающих ШБП, в декабре была проведена акция «Подарок в детский сад», в ходе которой ученики начальной школы сделали своими руками подарки для малышей, в январе старшеклассниками был проведен интеллектуальный марафон для малышей «Наше наследие», в феврале учителями английского языка и второклассниками был проведен для воспитанников д/с Праздник английского алфавита и т.д.

Как видите, мы давно взяли правильный курс.

Но, хотелось бы уже проводимую нами совместную работу по преемственности ДОО и НОО, систематизировать, структурировать в отдельные направления и возможно расширить.

Поэтому, предлагаю данную работу вести в трех направлениях:

сотрудничество педагогов;

работа с детьми;

взаимодействие с родителями.

Формы сотрудничества педагогов:

 •         совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

 •         семинары, мастер- классы;

 •         круглые столы педагогов ДОУ и  учителей школы;

 •         психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

 •         проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

 •         взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

 •         проведение открытых занятий в ДОУ и открытых уроков в школе;

 •         педагогические и психологические наблюдения.

А так же с целью организации единого образовательного пространства детского сада и школы можно составить сетку посещения педагогами учебных занятий и мероприятий.

Основной задачей начальной школы в рамках ФГОС стала задача учить детей учиться. Поэтому очень важную роль в организации преемственность играет правильно построенная работа с детьми.

Формы организации работы с детьми:

 •         экскурсии в школу;

 •         посещение школьного музея, библиотеки, столовой;

•         знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

 •         участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

•         выставки рисунков и поделок;

 •         встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;

 •         совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

 •         участие в театрализованной деятельности;

 •         посещение дошкольниками ШБП.

Нам хотелось бы, чтобы для дошкольников были организованны экскурсии в школу, совместные выставки; воспитатели не только помогали проводить эти мероприятия, но и настраивали детей на положительное общение с учителем. Ведь посещение школьной библиотеки, школьной столовой, уроков в начальной школе, – все это вызывает у детей интерес, желание пойти в школу, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах.

Таким образом, совместными усилиями воспитателя и учителя формируется положительная мотивация к обучению.

Важное место в преемственности дошкольного и начального образования занимает взаимодействие с родителями:

Формы работы с родителями:

 •         совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

 •         родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

 •         консультации с педагогами ДОУ и школы;

 •         встречи родителей с будущими учителями;

 •         дни открытых дверей;

 •         анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

 •         визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.).

Следует отметить, что проведение мероприятий по преемственности не заканчивается вместе с окончание учебного года. Желательно, чтобы общение с воспитателями продолжалось и в новом учебном году. Воспитателям следует наблюдать за обучением своих бывших воспитанников, посещать уроки, проводить диагностику. В заключение адаптационного периода первоклассников на круглом столе учителей и воспитателей целесообразно подвести итоги совместной работы, выделить успехи, наметить пути дальнейшего развития.

Таким образом, вы видите, что вопросы преемственности успешно могут быть решены при тесном взаимодействии детского сада и школы.

Выиграют от этого все, особенно дети.

Таким образом, мы предлагаем дальнейшие пути взаимодействия ДОО и ОО:

1. Проводить семинары для учителей и воспитателей по вопросам преемственности программ детского сада и школы. Создать “портрет” выпускника детского сада, учитывая новые требования ФГОС.

2. В ходе двусторонней работы с детьми формировать положительную мотивацию к обучению в школе.

3. Проводить целенаправленную работу с родителями будущих первоклассников.

4. Составить к концу текущего учебного года план мероприятий по преемственности между ДОУ «Калинка» и школой №40 на новый учебный год.

Этот план должен представлять из себя совместный продукт по решению рассматриваемого вопроса. Поэтому, если у вас, уважаемые учителя начальных классов, или у вас, Татьяна Николаевна, возникнут какие-то идеи и предложения, то вы можете их смело вносить до конца апреля текущего учебного года.

Хочется закончить словами великого педагога В.А. Сухомлинского:

От того, как будет чувствовать себя ребёнок,  поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,  что он будет переживать,   зависит весь дальнейший путь к знаниям”.

5


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.