Публикация «Преемственность ДОО и НОО»
Выступление на педсовете
Автор: Бебекян Н.В.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДОУ И ШКОЛОЙ
На сегодняшний день главной задачей системы образования является обеспечение качества образования, соответствующего потребностям личности, социума и рынка труда. Важным условием достижения качества является обеспечение непрерывности образования. В свою очередь, основным средством обеспечения непрерывности является преемственность между всеми звеньями образования. Именно поэтому одним из главных вопросов на заседании Муниципальной Коллегии был вопрос преемственности между ДОО, НОО и ООО. По итогам Коллегии было принято решение: спланировать мероприятия по обеспечению преемственности между дошкольной и общеобразовательной организациями в рамках ФГОС ДО и НОО.
По этим причинам мне хотелось бы сегодня представить вашему вниманию некоторые предложения по составлению плана преемственности между ДОУ и школой.
Преемственность – это непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. Преемственность рассматривается как двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая формирует фундаментальные личностные качества ребёнка. С другой стороны – школа, как преемник подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал.
Как говорил Л. С. Выготский “Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком”.
Многие из наших первоклассников проходили эту стадию развития на базе ДОУ. Близкое расположение детского сада и школы позволяет организовать целенаправленную работу по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей из детского сада в начальную школу.
Разговор об организации преемственности между ДОУ и школой – это далеко не какое-то нововведение. Сотрудничество между школой и детским садом ведется уже не первый год. Об этом свидетельствуют множество мероприятий, проведенных совместно. К примеру, в сентябре этого учебного года воспитанники детского сада принимали участие в общешкольной линейке, посвященной Дню знаний, в октябре были проведены обзорные экскурсии для детей, посещающих ШБП, в декабре была проведена акция «Подарок в детский сад», в ходе которой ученики начальной школы сделали своими руками подарки для малышей, в январе старшеклассниками был проведен интеллектуальный марафон для малышей «Наше наследие», в феврале учителями английского языка и второклассниками был проведен для воспитанников д/с Праздник английского алфавита и т.д.
Как видите, мы давно взяли правильный курс.
Но, хотелось бы уже проводимую нами совместную работу по преемственности ДОО и НОО, систематизировать, структурировать в отдельные направления и возможно расширить.
Поэтому, предлагаю данную работу вести в трех направлениях:
сотрудничество педагогов;
работа с детьми;
взаимодействие с родителями.
Формы сотрудничества педагогов:
• совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
• семинары, мастер- классы;
• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
• проведение открытых занятий в ДОУ и открытых уроков в школе;
• педагогические и психологические наблюдения.
А так же с целью организации единого образовательного пространства детского сада и школы можно составить сетку посещения педагогами учебных занятий и мероприятий.
Основной задачей начальной школы в рамках ФГОС стала задача учить детей учиться. Поэтому очень важную роль в организации преемственность играет правильно построенная работа с детьми.
Формы организации работы с детьми:
• экскурсии в школу;
• посещение школьного музея, библиотеки, столовой;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
• выставки рисунков и поделок;
• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;
• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
• участие в театрализованной деятельности;
• посещение дошкольниками ШБП.
Нам хотелось бы, чтобы для дошкольников были организованны экскурсии в школу, совместные выставки; воспитатели не только помогали проводить эти мероприятия, но и настраивали детей на положительное общение с учителем. Ведь посещение школьной библиотеки, школьной столовой, уроков в начальной школе, – все это вызывает у детей интерес, желание пойти в школу, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах.
Таким образом, совместными усилиями воспитателя и учителя формируется положительная мотивация к обучению.
Важное место в преемственности дошкольного и начального образования занимает взаимодействие с родителями:
Формы работы с родителями:
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
• консультации с педагогами ДОУ и школы;
• встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
• визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.).
Следует отметить, что проведение мероприятий по преемственности не заканчивается вместе с окончание учебного года. Желательно, чтобы общение с воспитателями продолжалось и в новом учебном году. Воспитателям следует наблюдать за обучением своих бывших воспитанников, посещать уроки, проводить диагностику. В заключение адаптационного периода первоклассников на круглом столе учителей и воспитателей целесообразно подвести итоги совместной работы, выделить успехи, наметить пути дальнейшего развития.
Таким образом, вы видите, что вопросы преемственности успешно могут быть решены при тесном взаимодействии детского сада и школы.
Выиграют от этого все, особенно дети.
Таким образом, мы предлагаем дальнейшие пути взаимодействия ДОО и ОО:
1. Проводить семинары для учителей и воспитателей по вопросам преемственности программ детского сада и школы. Создать “портрет” выпускника детского сада, учитывая новые требования ФГОС.
2. В ходе двусторонней работы с детьми формировать положительную мотивацию к обучению в школе.
3. Проводить целенаправленную работу с родителями будущих первоклассников.
4. Составить к концу текущего учебного года план мероприятий по преемственности между ДОУ «Калинка» и школой №40 на новый учебный год.
Этот план должен представлять из себя совместный продукт по решению рассматриваемого вопроса. Поэтому, если у вас, уважаемые учителя начальных классов, или у вас, Татьяна Николаевна, возникнут какие-то идеи и предложения, то вы можете их смело вносить до конца апреля текущего учебного года.
Хочется закончить словами великого педагога В.А. Сухомлинского:
“От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям”.
5