Методическое пособие "По фронтовым дорогам нашей памяти"
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Ирбитское муниципальное образования
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Пионерская средняя общеобразовательная школа»
Автор: Калинина Лариса Васильевна, педагог – организатор МОУ «Пионерская СОШ»
пгт. Пионерский 2024 г
Массовые формы публичных мероприятий 5
Митинг, посвящённый Дню Победы 5
Литературно –музыкальная композиция «О мужестве, о подвиге, о славе» (по страницам «Книги Памяти» учеников класса) 11
Занятия в школьном краеведческом музее 15
Музейный урок «По законам военного времени. Школьники Ирбита и
Ирбитского района в годы Великой Отечественной войны» 15
Музейное занятие «Фронтовые будни солдат Великой Отечественной войны» (вариант разработки для обучающихся основной школы) 20
Мероприятие военно –спортивной направленности. Военно-спортивная игра
«Возьми в пример себе героя!» 26
В мае 2023 года были утверждены Федеральные образовательные про- граммы начального общего образования. Ее структурным элементом является Федеральная рабочая программа воспитания. Согласно этому документу, прио- ритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является раз- витие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мир- ному созиданию и защите Родины.
В задачах программы воспитания мы читаем механизм формирования такой личности, который определяет следующие этапы:
усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых зна- ний);
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценно- стям, традициям (их освоение, принятие);
приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям со- циокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отно- шений, применения полученных знаний.
Вновь созданная система воспитания должна преодолеть вызовы времени: стремление общества к потреблению, моральную деградацию, и наполнить но- вым содержанием базовые нравственные категории. В условиях вызовов совре- менности каждому педагогическому коллективу необходимо сохранить лучшие воспитательные практики, но перевести их в новый интерактивный формат, при- близить их ребятам, жизнь которых тесно связана с гаджетами, социальными се- тями.
Победа советского народа в Великой Отечественной войне является наци- ональным достоянием и историческим символом российского государства, ко- торый имеет высокую историческую и духовно-нравственную ценность.
«По фронтовым дорогам нашей памяти» - методический сборник, который позволяет раскрыть основные пути реализации воспитательного потенциала этого события. Традиционные мероприятия гражданско –патриотической направленности: митинг, литературно –музыкальная композиция, игра -квест объединились вместе с занятиями, которые предполагают знакомство с экспо- натами из фондов Историко –этнографического музея, и работу в школьном музее, расположенном в интерактивном формате на официальном сайте МОУ
«Пионерская СОШ». Данное преобразование способствовало существенно рас- ширило аудиторию участников, сохранило активность обучающихся при изу- чении краеведческого исторического материала.
Область применения: материалы методического пособия могут быть ис- пользованы для проведения мероприятий гражданско – патриотического направления в рамках Декады славы, месячника защитника Отечества, Вахты памяти и др.
Цель: обобщение педагогического опыта гражданско –патриотического воспи- танию при изучении опыта борьбы и победы советского народа в Великой Отече- ственной войне через организацию разнообразной социально –значимой дея- тельности.
Задачи:разработка интерактивных мероприятий по изучению событий Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
расширение спектра воспитательных мероприятий социальной направ- ленности.
вовлечение обучающихся в различные формы социальных практик: школьное самоуправление, волонтёрское движение и т.д.;
расширение социально-педагогического партнёрства по направлению гражданско -патриотического воспитания;
Содержание сборника: в методическом пособии представлены различ- ныеформы проведения мероприятий, участвуя в которых все обучающиеся по- гружаются в изучение российской истории. Важной составляющей каждого ме- роприятия стала взаимодействие на различных этапах с МБУК «Историко-эт- нографический музей» ГО «город Ирбит», с Муниципальным бюджетным учреждением культуры Городского округа «город Ирбит» «Библиотечная си- стема», Центральной районной библиотекой Ирбитского МО.
Возраст обучающихся: все обучающиеся школы.
обучающиеся начального общего образования принимают участие в меро- приятиях и таким образом расширяют знания о истории Великой Отечествен- ной войны, её значимых событиях, великих людях
активисты школы уровня основного общего образования становятся не только участниками, но и помогают в проведении, оформлении выставок, из- готовлении необходимого реквизита.
старшеклассники – активисты школьного самоуправления принимают уча- стие в разработке сценариев, а также проводят мероприятия вместе со взрос- лыми, а затем участвуют в подведении итогов и награждении.
Социальный эффект представленных мероприятий заключается в го- товности и способности обучающихся выражать свою общественную позицию, критически оценивать информацию, получаемую в сети Интернет
Основные знания и умения, навыки, характеризующие результатив- ность усвоенного материала
знание фактов истории Великой Отечественной войны;
умение написать сценарий мероприятия, организовать его, провести, про анализировать свои результаты;
умение работать в команде, согласовывать свою деятельность;
Необходимое материально-техническое обеспечение указано в каждой форме отдельно.
Перечень использованной литературы указан в конце каждого мероприятия.
Цель: Привлечение внимания обучающихся к теме подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов через организацию творческой социально –значимой деятельности
Задачи:воспитание чувства патриотизма и гордости за свой народ, уважительного отношения к ветеранам Великой Отечественной войны, людям старшего поколения;
формирование эмоциональной отзывчивости, ответственности за сохране- ние исторических ценностей нашей страны;
развитие интереса к изучению истории Отечества, ратного подвига рос- сиян во время Великой Отечественной войны.
Целевая аудитория: обучающиеся 1-6 классов Обеспечение:мультимедийный экран, проектор, музыкальная аппаратура
фонограммы: торжественная музыка; песня «Священная война», музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача; «Солнечный круг», музыка – А. Ост- ровского, слова Л. Ошанина
видеоролик «Минута молчания»
фотографии пионеров –Героев Советского Союза
таблички с названиями городов –героев Советского Союза
портреты родственников обучающихся, изготовленных в семьях для уча- стия в акции «Бессмертный полк»
сумка с красным крестом и косынка для девочки, исполняющей роль мед- сестры
(все обучающиеся выстроены в актовом зале, на сцене ведущие –обучающи- еся 5-8 классов)
Ведущий 1: Идут года, стареют даты, Но с каждым годом все больней
Для поседевшего солдата Сны о суровой той войне.
Ведущий 2.Им не погибшие приснятся – Живые, все до одного,
Ведь было им по восемнадцать, Или по двадцать лет всего!
Ведущий 3. Сколько жизней, сколько неповторимых судеб вложено в вели- кое слово «Победа»! Наша память о них должна жить в нас – как боль, как долг, как совесть.
Ведущий 4. Время неумолимо бежит вперёд! Но можно вернуться и назад в те далёкие летние предвоенные дни!
(шум летнего дня в парке)Инсценировка отрывка из рассказа Л. Пантелеева «Честное слово». На сцене ученики, участвующие в инсценировке.
В ролях: Взрослый –ученик 11 класса, мальчик –ученик 4 класса
Взрослый: Мне очень жаль, что я не могу вам сказать, как зовут этого маль- чишку, где он живёт, кто его мама и папа. В потёмках я даже не успел как следует разглядеть его лицо.
Взрослый: Давай пошли, сад уже закрывается. Мальчик: Не могу.
Взрослый: Что не могу? Мальчик: Идти не могу.
Взрослый: Как? Почему? Что с тобой? Мальчик: Ничего.
Взрослый: Ты что – не здоров? Мальчик: Нет, здоров.
Взрослый: Так почему ты не можешь идти? Мальчик: Я часовой
Взрослый: Как часовой? Какой часовой? Мальчик: Ну, что вы не понимаете? Мы играем. Взрослый: Да с кем же ты играешь?
Мальчик: Не знаю.
Взрослый: Послушай, что ты такое говоришь? Как же это так? Играешь и не знаешь с кем?
Мальчик: Да, не знаю. Я на скамейке сидел, а тут какие – то большие ребята подходят и говорят: «Хочешь играть в войну?» Я говорю: «Хочу» Мне говорят:
«Тут пороховой склад. Стой и охраняй, пока я тебя не сменю. Дай честное слово, что не уйдёшь».
Взрослый: Ну?
Мальчик: Ну я и сказал: «Честное слово, не уйду» Взрослый: Ну и что?
Мальчик: Я думаю, они ушли Взрослый: Как ушли?
Мальчик: Забыли.
Взрослый: Так чего же ты стоишь? Мальчик: Я честное слово дал.
Взрослый: Я внимательно посмотрел на него и подумал, что мальчик, у кото- рого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испу- гается хулиганов, не испугается и более страшных вещей.
Ведущий1: Совсем скоро такие вот мальчишки и их отцы встали на защиту своей Родины.
(звучит 1 куплет песни «Священная война». Музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача. На сцену поднимаются ученики 5 кадетского класса с табличками –названиями городов -героев Великой Отечественной войны).Ученики читают отрывок из стихотворения М. Исаковского
Ученик 1: Сорок первый! Июнь. Год и месяц борьбы всенародной. Даже пылью времён
Затянуть эту дату нельзя. Ученик 2: Поднималась страна И на фронт уходила поротно Кумачовые звёзды
На полотнах знамён унося.
Ученик 3. Долгих четыре года на фронтах люди делали все возможное и не- возможное для того, чтобы освободить Родину от фашистских захватчиков. Ушли на фронт все, кто мог держать оружие. Многие бойцы проявляли исклю- чительную храбрость и совершали настоящие подвиги. Из каждых 100 добро- вольцев, ушедших на фронт в 1941 году, 97 не вернулись назад. 97 из 100. Вот она, война!
(кадеты перестраиваются для Почётного караула)Ученик 4. Целые города становились героями- это города, где проходили са- мые жестокие бои и решающие битвы. 12 городов удостоены высокого звания Город –герой.
Ученик 5. Но первой была пограничная крепость в Бресте. 22 июня 1941 года в 4 часа утра она приняла первый удар. По планам фашистов к полудню крепость должны были взять. Но, крепость держалась почти 30 дней! Без воды, без еды, без связи. На стене брестской крепости солдат написал кровью: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!» Эта крепость стала символом победы, ей присво- или звание «крепость-герой».
Ученик 6. Оборона Севастополя- одна из самых кровопролитных битв, кото- рая закончилась поражением советских войск. Но мужество и героизм, прояв- ленные частями Красной армии и жителями Севастополя, не позволили гитле- ровским частям захватить Крым.
Ученик 7.5 декабря 1941 года началась битва за Москву. Началось наступле- нием советских войск. Победа под Москвой стала одним из ключевых моментов
войны, люди поверили в то, что мы сможем победить фашистов. В боях под Москвой прославились 28 воинов -панфиловцев. Они не пропустили ни один из 50 вражеских танков и погибли в неравной схватке.
Ученик 8. Вера в победу, сила духа помогали людям жить. Ленинград выдер- жал 900 дней блокады. Страшный голод, бомбежки, болезни унесли более 2 мил- лионов жизней. Но город победил! Эту битву выиграли не только солдаты, но и художники, музыканты, поэты – они противостояли Злу, поддерживали веру в победу, силу духа нашего народа. Заводы Ленинграда работали и выпускали во- енную продукцию.
Ученик 9. Сталинградская битва, одно из самых важных и крупных сраже- ний. Эта великая битва длилась 200 дней. И завершилась полной победой наших войск, а городу Сталинграду присвоено звание город –герой. Знаменитый памят- ник «Родина –мать» на Мамаевом кургане напоминает нам об этом.
(Под торжественную музыку кадеты уходят со сцены, поднимаются ве- дущие с фотографиями пионеров –Героев Советского Союза)Ведущий 1. Герой Советского Союза — высшая степень отличия СССР. За подвиги, совершённые в годы Великой Отечественной войны, этого высокого звания удостоено 11 тысяч 657 человек, в том числе дважды 108 человек. В числе Героев Советского Союза — 90 женщин.
Молодые девушки стали медсестрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками.
(Выходит девочка в косынке с красным крестом и сумкой, читает стихо- творение Е. Трутневой «Фронтовая медсестричка»)Пушки грохочут, пули свистят
Ранен осколком снаряда солдат. Я прошептала:
«Давай, поддержу, раны твои я перевяжу!» Всё позабыла, слабость и страх,
Вынесла с боя его на руках.
Ведущий 2. Среди Героев Советского Союза были и те, кому во время войны не исполнилось и 15 лет. 5 ребят –пионеров Марат Казей, Валя Котик, Зина Порт- нова, Лёня Голиков и Володя Дубинин стали Героями Советского Союза, всем им это звание было присвоено посмертно.
Ведущий 3. Дети войны, вы взрослели под грохот снарядов, Вам колыбельные петь матерям не пришлось,
Вы не носили красивых и пышных нарядов. Пулей свинцовою детство от вас унеслось.
Ведущий 4. Дети войны на заводах отцов заменили
«Все для победы! Для фронта!» - был лозунг один. Жили в цехах, за станками и ели, и пили,
Ночи не спали, но верили – мы победим!
Ведущий 1. Дети войны под бомбежкой, в холодных окопах
Дети полков. Партизанских отрядов сыны Родине отдали жизнь до последнего вздоха – Как вам хотелось дожить до конца той войны!
Ведущий 2. В 1943 году в Советском Союзе были созданы суворовские во- енные училища для детей, которые стали сынами полков, воинами Красной Ар- мии и партизанами, а также для мальчишек-сирот, родители которых погибли на фронте.
Ведущий 3. 1 декабря 1943 года в девяти суворовских военных училищах на освобождённой от фашистов территории нашей страны начались занятия. Каж- дому училищу в торжественной обстановке было вручено Боевое Красное знамя. В 1995 году через 50 лет после окончания Великой Отечественной войны были созданы кадетские училища, а после и кадетские классы.
Ведущий 4. В нашей школе созданы 4 кадетских класса, а в сентябре от- кроется и пятый. «Жизнь –Отечеству, честь –никому!» -такой девиз у всех ка- дет России и наши кадеты –не исключение.
Участники читают отрывок из стихотворения Ю. Молчанова «За сво- боду шли на бой»
Ведущий 1. Давно закончилась война, Давно с войны пришли солдаты.
И на груди их ордена Горят, как памятные даты, -
Ведущий 2.За Брест, Москву, за Сталинград И за блокаду Ленинграда,
За Керчь, Одессу и Белград. За все осколки от снарядов!
Ведущий 3. Победы день! Склонимся люди низко Наш вечный долг -
Почтить в сраженьях павших
Их имена - на скорбных обелисках,
Почтим известных всех и без вести пропавших. Объявляется минута молчания.
(Звучит метроном, показ видеоролика «Минута молчания»)
(на сцену поднимаются ученики 1-4 классов с портретами родственни- ков, сделанные для участия в акции «Бессмертный полк» читают стихотво- рение С. Тюменцева «Я согласен на медаль»)Ученик1. Время, замри! Стой! Остановись! Замри и оглянись в прошлое! (подняли портреты) Оглянись на тех, кого сейчас уже нет с нами, кто сейчас
смотрит на нас с портретов «Бессмертного полка».
День победы под толщею лет, Я его никогда не увижу,
Но его вдохновляющий свет Всё понятней, родней и ближе.
Ученик 2. Солнце яркое светит с утра,
Что-то шепчет ребятам вечер, Потому что с криком «Ура!» Дед-боец окунулся в вечность.
Ученик3. И шагает бессмертный полк… Дед, ты в нём не последний воин!
Ты однажды навеки умолк, Чтобы внук был тебя достоин.
Ученик 4.В майский светлый день заветный Через семь десятков лет
Марширует полк Бессмертный – Память доблестных побед.
Ученик 5. Строем правнуки и внуки Победителей войны.
Словно знамя, держат руки Фото воинов страны.
Ученик 6. Мы – наследники Победы, Обеспечим связь времён,
Сохраним родных заветы, Не забудем их имён.
Ученик 7. «Никто не забыт и ничто не забыто» - Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет И снегом надпись ту засыпает.
Но, слово горит, у подножья – гвоздика. ВСЕ: «Никто не забыт и ничто не забыто».
В завершение митинга все участники исполняют песню «Солнечный круг», музыка – А. Островского, слова Л. Ошанина
Верхорубова В. Семь известных пионеров-героев Второй мировой войны [электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vologda.kp.ru/daily/26192.5/3080343/
Молчанов Ю. «За свободу шли на бой» [электронный ресурс]. Режим до- ступа: https://stihi.ru/2017/07/28/5875
Николаева Н 12 городов –герое и Брестская крепость [электронный ре- сурс]. Режим доступа: https://regnum.ru/article/2942870
Пантелеев Л.. Честное слово [электронный ресурс]. Режим доступа:
https://nukadeti.ru/skazki/chestnoe-slovo
Стихи о Великой Отечественной войне [электронный ресурс]. Режим до- ступа: https://www.babyblog.ru/user/milakamilla/127499
Тюменцев С. Я согласен на медаль [электронный ресурс]. Режим доступа:
https://stihi.ru/2016/09/03/1267
Шамарин А Никто не забыт и ничто не забыто. [электронный ресурс]. Ре- жим доступа: https://rustih.ru/aleksej-shamarin-nikto-ne-zabyt/
Методический комментарий. В классе все обучающиеся принесли воспомина- ния членов своих семей о Великой Отечественной войне. Эти страницы Книги Памяти и легли в основу составленной композиции.
Целевая аудитория: обучающиеся 3-8 классов, родители (законные представи- тели), ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, дети войны Цель: воспитание у обучающихся бережного и уважительного отношения к ге- роическому подвигу народа в Великой Отечественной войне через изучение се- мейных историй о ратном подвиге членов их семей.
Задачи: социокультурное наполнение понятия «ратный подвиг» через исполне- ние литературных и музыкальных произведений
приобретение опыта выступления на сцене
сохранение памяти о подвиге членов семьи в Великой Отечественной войне, об исторической прошлом нашей Родины.
Обеспечение:музыкальное оформление: мелодия песни «День Победы» (музыка Д. Тухма- нова, слова В. Харитонова); мелодия песни «Священная война» (музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача); песня «Катюша» (музыка М. Блантера, слова М. Исаковского); песня «В городском саду» (музыка М. Блантера, слова А. Фатьянова), песня «Дорога на Берлин» (музыка М. Фрад- кина, слова Е. Долматовского)
портреты членов семей обучающихся, оформленных для участия в акции
«Бессмертный полк»
костюмы: форма солдат Великой Отечественной войны, платья и рубашки предвоенного времени
(на сцене участники композиции с портретами родственников) Звучит мелодия песни «День Победы»
Ученик 1. Мы родились после войны, Ученик 2. Мы растём под мирным небом.
Ученик 3. Мы не слышали взрывов бомб, сигналов воздушной тревоги. Ученик 4. Не стояли холодными ночами за хлебом...
Ученик 5. Наши мамы не получали похоронки на отцов.
Ученик 6. Но когда мы создавали Книгу Памяти «О мужестве, подвиге, о
славе», узнали, что в каждой из наших семей кто-то погиб, пропал без вести, был ранен, мужественно воевал, приближая Победу.
Звучит мелодия «Священная война», на фоне музыки дети читают отрывок из стихотворения К. Симонова «Тот самый длинный день в году».
Ученик 7. Тот самый длинный день в году С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года. Ученик 8. Она такой вдавила след И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет Живым не верится, что живы.
Ученик 1. (в руках фотография прадеда)
В конце июля ушел на фронт мой прадедушка Кадников Егор Иванович. Вспо- минает его дочь Мария Егоровна: «Когда сообщили о начале войны, отец очень долго курил и молчал. У них еще был не достроен дом -не было пола. За месяц он застелил пол и ушел на фронт. Дома осталось шестеро детей».
Ученик 2. (в руках фотография прадеда)
Мой прадед Южаков Иван Семёнович ушёл на фронт семнадцатилетним маль- чишкой, прибавил себе год, чтобы взяли. Воевал в составе 34 отдельного полка связи телефонистом.
Ученик 3. (в руках фотография прадеда)
С самого начала Великой Отечественной войны мой прадед Гаврилов Алек- сандр Фёдорович, попал на военный аэродром, стал механиком и готовил воен- ные самолёты к боевому вылету.
Ученик 4. (в руках фотография бабушки)
А моя бабушка, Косарева Тамара Александровна, в 1941 году должна была пойти в 1 класс. В её родном городе Березовском на площади проходил митинг. Воен- ком спросил: «Кто хочет выступить?» Моя бабушка, семилетняя девочка, вышла на трибуну и прочитала стихи, которые сочинила сама прямо во время митинга: Вдруг война, как шквал, налетела,
Люди в тревоге меняются делом. Папа с друзьями пошёл на войну. Мама же в шахту, на смену ему.
Ученик 5. Детям рано пришлось стать самостоятельными. Они получали про- дукты по карточкам, работали на заводах, в колхозах. В школах разместились госпитали, и ребята приходили туда, писали письма, выступала с концертами.
(Концертный номер 1 «Катюша»: песня и танец)
Ученик 6. (в руках фотография прадеда)
Трудные дороги войны. Вспоминает мой прадед Устинов Константин Матвее- вич: «Наш 25 автомобильный полк перевозил грузы для армии, оборонявшей Москву, на Центральный фронт в сторону Курска и на Калининский фронт» Ученик 7. (в руках фотография прабабушки)
Моя прабабушка Ясюк Мария Антоновна познала запах войны ребёнком, когда в их родную деревню вошли немцы. Их жизнь наполнилась ужасом и страхом. Детей вывозили в Германию, а тех, кто остался, выгоняли на тяжёлую работу.
Ученик 8. Наша ровесница, Ксения Шаклеина написала о войне такие строки: Что такое война?
Смерть идёт по пятам Никого не жалея
На войне женщин нет, Ни детей, ни солдат
Все равны, одинаковы все перед нею
Пред войной все в единой шеренге стоят. Ученик 1 (в руках фотография прадеда)
Мы узнаём о том, как жили и воевали наши деды и прадеды, перечитывая ску- пые строки писем, справок о ранениях, а порой и похоронок.
Из похоронки на Кадникова Николая Ивановича:
«Очень тяжело пережить смерть любимого товарища нам, его боевым друзьям. Но верьте, что победа не за горами, и за смерть Вашего сына бойцы нашего подразделения крепко мстят немецким мерзавцам»
Ученик 9 (в руках фотография прадеда)
Эдуард Асадов в своем стихотворении «Память» писал На восьми фронтах моей отчизны
Уносил войны водоворот
Каждую минуту десять жизней,
Значит, каждый час уже шестьсот!..
В Саратове на братской могиле стоит памятник. На нём среди других имен со- ветских воинов высечено имя моего прадедушки Дерябина Константина Алек- сандровича. В январе 1943 года в наше семью пришла похоронка, в которой со- общалось, что он был ранен в бою и скончался в госпитале. Дома у него оста- лись жена и семеро детей.
(звук метронома)
Победы день! Склонимся люди низко Наш вечный долг -
Почтить в сраженьях павших
Их имена - на скорбных обелисках,
Почтим известных всех и без вести пропавших.
Ученик 1 (в руках фотография семейной пары прадеда и прабабушки)
Война- это не только боль потерь, это ещё и встречи.1943 год. 23 февраля на праздничном концерте в госпитале г. Палласовка, что под Сталинградом, мой
прадедушка Таран Виктор Иванович познакомился с моей прабабушкой Анной Максимовной. Мой прадед так писал в своём фронтовом дневнике:
Да, этот госпиталь мне даром не прошёл - Какую девушку в Палласовке нашёл!
Я благодарен был тогда своей судьбе. Иначе не нашёл бы я её нигде
После выздоровления прадедушка снова ушёл воевать, а прабабушка ждала его всю войну.
(Концертный номер 2. Вальс «В городском саду»_
Ученик 2 И вот уже у стен Рейхстага Ожесточенный бой кипит.
Советских воинов отвага
В последней схватке победит.
(концертный номер 3 Танец «Дорога на Берлин»)
Ученик 3. И над фашистскою столицей, Пронзая синеву насквозь,
Как вестник славы, вольной птицей Победы знамя вознеслось.
Ученик 4. И вот дорогою обратной, Не покоряемый вовек,
Идет, свершивший подвиг ратный, Все: Великий русский Человек.
Под мелодию песни «День Победы» ребята уходят
Асадов Э. Помните. [электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.culture.ru/poems/46615/pomnite
Дудин М. Победитель. [электронный ресурс]. Режим доступа: https://vk.com/wall-99626804_89418
Симонов К. Тот самый длинный день в году. [электронный ресурс]. Режим доступа: https://stihi.ru/2012/06/22/1511
Занятия в школьном краеведческом музееСозданный три года назад молодой школьный музей МОУ «Пионерская СОШ» только начинает поисковую исследовательскую работу, фонд экспонатов очень мал. Поэтому было принято решение организовывать временные выставки –экспозиции из фондов Ирбитского историко –этнографического музея, а затем размещать их на цифровых витринах школьного музея. Используя этот краевед- ческий материал, активисты школьного музея проводят экскурсии, музейные уроки наряду с традиционной работой. Перевод музея на интерактивную пло- щадку позволил расширить экспозиции, наполнив их оцифрованными экспона- тами из фондов других музеев, дополнить работу музея виртуальными экскурси- ями, актуальной навигацией, а значит увеличить количество посетителей, рас- ширить возрастную аудиторию, привлекая всех, кому интересна история нашей малой Родины. Произошла интеграция краеведческого и цифрового образования на базе на базе школьного Центра «Точка роста».
Ссылка: материалы музейного урока, размещенные на официальном сайте МОУ «Пионерская СОШ»
Цель: расширить представления о труде и обучении школьников тыла в годы Великой Отечественной войне.
Задачи:познакомить учащихся с историческими фактами времён Великой Отече- ственной войны на основе экспонатов школьного краеведческого музея и Ис- торико –этнографического музея ГО «город Ирбит»;
обогащать эмоциональный опыт обучающихся.
развить чувства гордости за великий подвиг советского народа в годы Вели- кой Отечественной войны.
Обеспечение:фотографии и плакаты, отражающие труд и учебу школьников в годы Ве- ликой Отечественной войны
экспонаты Ирбитского историко –этнографического музея (приложение 1)
видеозапись стихотворения Р. Рождественского «Концерт»
Ход занятияВедущий 1: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые педагоги. Ирбитский историко –этнографический музей вновь предоставил нам экспонаты из своего фонда для выставки, посвящённой героической и славной странице истории нашей Родины –Великой Отечественной войне. Мы приглашаем вас окунуться в то далекое время и представить себя школьниками военной поры.
Ведущий 2: Вы разделились на три команды, каждая команда за правильные ответы будет получать звездочки. Победит та команда, которая наберет больше звезд.
(Включить видеофрагмент «начало Великой Отечественной войны») Дети войны на фронт проводили родителей.
Дети войны не имели наград победителей. Но они в одночасье взрослыми ставшие
В цехах на заводах победу страны приближавшие, Это они - на полях урожай собирали
В холод и в дождь и замерзали, и промокали.
В страшной войне, не свершив ни единого выстрела, Нашей стране помогли победить и выстоять.
Ведущий 1: Наша выставка называется «По законам военного времени»
А как изменилась жизнь школьников в июне 1941 года? О их жизни мы мо- жем узнать из заметок Ирбитской городской газеты «Коммунар».
Уже в номере за 6 июля 1941 года читаем: «Ученик школы № 10 Николай Тюстин во время каникул решил работать в колхозе. Правление назначило его на окучивание картофеля. Третий день Николай с учеником 4 класса Гаевской начальной школы Валентином Тюстиным окучивает картофель конным окучни- ком. Ребята уже окучили 4 гектара. «Мы, — говорит Николай, — помогаем кол- хозу вырастить высокий урожай. Знаем, что картофель, как и другие продукты, нужен для бойцов Красной Армии».
Ведущий 2: Заметка от 15 июля 1941 года «По-ударному работает на полях колхоза им. Куйбышева отряд №1 Ницинская неполной средней школы. Ребята не считаясь ни с чем, выполняют нормы взрослых колхозников. На 5 июля они пропололи 100 гектаров зернобобовых культур, заложили 250 тонн силоса. Ру- ководит работой учительница Е.Д. Рублёва»
ЗАДАНИЕ 1
В августе наступила пора уборки зерновых. У вас на столах лежат плакаты 1941 года. Рассмотрите их. Кто работает в поле?
Верно, на плакатах мы видим ребят, которые сменили отцов и братьев, ко- торые ушли на фронт. Какие лица у ребят? (серьезные повзрослевшие) Они по- могают старшему поколению. С началом войны ученики начальных классов
стали работать в поле по 4-6 часов, а ребята средней школы встали наравне со взрослыми.
Ведущий 2: Прочитаем грамоту, которой наградили школьников (показать экспонат)
«Ирбитской неполной средней школе №2 Ирбитского района за хорошую организацию учащихся и учителей на работе в колхозах и совхозах в 1942году»
Трактора и лошади из колхозов забрали на нужды фронта, поэтому ребята работали серпами, урожай складывали в корзины (показать экспонаты)
Ведущий 1: 1 сентября 1941 года в школах начался учебный год. Несмотря на все трудности, обучение в школах и университетах активно продолжалось.
На страницах газеты мы читаем обращение к школьникам
«Помните, вы граждане страны, которая переживает час великих испыта- ний. Трудитесь для фронта, учитесь для фронта, отказывайтесь от лишнего для фронта. Победим врага, все придет сторицей. Живите дружно с учителями. Они – ваши, они для вас».
Ведущий 2: Давайте посмотрим на страницы журнала школы №12 за 1941- 1942 учебный год. Сколько учеников в классе? Как выставлялись отметки?
В классах размещались 30-50 человек, за партой теснились по 3-4 ученика. Оценки словесные: «отлично», «хорошо», «посредственно», «плохо», «очень плохо». Наша привычная пятибалльная оценка появилась в школах только с ян- варя 1944 года,
Уроки в школах проходили в три смены: с 7:30 до 23:00 и длились по 35 минут с короткой 5-минутной переменкой. На первом уроке всегда проводили политинформацию: 5 минут учитель или дежурный ученик рассказывал, как об- стоят дела на фронте.
Ведущий 1: После учебы ребята собирали посылки на фронт, вязали ва- режки и перчатки, носки, пекли и сушили хлеб. Писали на фронт письма на фронт. «Дорогой солдат!» - так ребята начинали свои письма, которое с любовью вкладывали в посылки. «Сражайся за Родину, воюй храбро, надеемся, эти вещи тебе помогут!»
Вновь обратимся к заметке в газете «Коммунар» за 14 ноября 1941 года
«В нашей школе №1 состоялся митинг, на котором был зачитан доклад то- варища Сталина, сделанный 6 ноября на торжественном заседании Московского Совета. Этот доклад воодушевил учащихся на отличную учёбу и оказание ещё большей помощи фронту. В школе собрано немало теплых вещей. Ученик 6 класса Кроля Шишкин принес и сдал тёплый тулуп. Бойцам Красной Армии мы отправили много подарков: конверты, открытки, бумагу для писем, бритвенные приборы, кисеты. Обязуемся изучить военное дело, чтобы наши ученики смогли сменить учебник на винтовку и мужественно защищать Родину». По поручению учащихся Н. Светланова.
Ведущий 2:
ЗАДАНИЕ 2
Давайте и мы почувствуем себя такими помощниками и соберём посылку на фронт. В посылку нужно положить только те вещи, которые необходимы сол- дату и соответствуют времени 1941-1945 гг.
На столе выложены вещи: шерстяные носки, чай в пакетиках, шарф, ва- режки, кипятильник, чай рассыпной, конверт, письмо (треугольник), сахар (ра- финад и рассыпной), кисет, шоколад, сухари, хлеб, пряники, конфеты (в фанти- ках), булочка. Участники команды складывают посылку, подчеркивают на кар- точках нужные слова.
Ответ: шерстяные носки, шарф, варежки, чай рассыпной, конверт, письмо (треугольник), сахар (рафинад), кисет, шоколад, сухари.
За каждый правильный предмет команда получает звездочку.
Ведущий 1:
Вновь возвращаемся в школьный класс. Из школьной программы военного времени во всех классах были убраны рисование и пение, в 6 и 7 классе из рас- писания убрали черчение, а в 9 классе биологию.
Оставшиеся предметы были ориентированы на изучение военизирован- ного материала. Так, на уроках физики учитель объяснял принципы работы двигателей в танках, самолетах, автомобилях. При изучении химии уделялось внимание развитию необходимых навыков в противовоздушной химической обороне. А в учебный план по географии входили темы как: «Ориентирование и работа с компасом во дворе и на поле», «Топографическая карта», "Глазо- мерная съемка во дворе и на поле».
Ведущий 2: Во всех школах страны была введена военно-физическая под- готовка в 1-4-х классах и начальная военная подготовка в 5-10-х классах.
В конце учебного года школьники сдавали экзамены. Перечислим неко- торые из упражнений: сборка и разборка оружия, стрельба из разных положе- ний, преодоление препятствий с винтовкой или макетом, включение и настройка рации. К тому же ребята должны были рассказать о правах и обя- занностях часового, а также значимых военных событиях истории страны.
Ведущий 1: С 1943-44 учебного года мальчиков и девочек стали учить от- дельно. В мужских школах усиливалась военно-физическая и допризывная под- готовка, а в женских - изучали санитарное дело, готовили девочек стать фронто- выми радистками, телеграфистами.
Но все ребята изучали стрелковое дело, особенно почётно было выполнить нормативы значка ГТО. В нормативы ГТО была включена строевая, лыжная, стрелковая подготовка, плавание, метание гранат, преодоления водных препят- ствий. Значок ГТО для многих школьников стал первой наградой, к которой позднее добавились медали и ордена за боевые заслуги.
Ведущий 2: В школах не хватало чернил, карандашей, учебников и тетра- дей. Вместо чернил ученики использовали уголь или свекольный сок, а тетради
заменяли газетами или старыми квитанциями. Учебник выдавали один на 4-5 че- ловек, разные учебники разным ученикам, ребята собирались в доме у того, ка- кой предмет нужно было выучить к следующему дню.
Рассмотрите перьевую ручку. В деревянный корпус вставлялся перьевой наконечник в виде металлической пластинки, с которой чернила переносятся на бумагу. Такую ручку во время письма необходимо было опускать в чернильницу, набрать чернила, а затем аккуратно, чтобы чернила не капнули в тетрадь в виде кляксы, писать нужные слова или цифры.
(Можно предложить ребятам написать перьевой ручкой слова МИР, СССР, ШКОЛА или другие короткие слова)
Ведущий 1:
ЗАДАНИЕ 3
Девочки и мальчики летом отправлялись на сбор лекарственных трав и ягод, которые потом передавали в госпитали для лечения раненых. Ваша соединить название лекарственного растения или ягоды и ее применение в медицине. (вы- дать конверты с карточками)
Ведущий 2:
Было у ребят и еще одно важное задание. Читаем заметку от 21 января 1944 года
«Пионеры 6 класса «Б» взяли шефство над вторым отделением госпиталя. Они часто ходят к раненым бойцам и командирам, читают им книги, рассказы- вают о своих успехах в школе. Дорогим защитникам Родины приносят скром- ные подарки: кисеты под табак, бумагу для писем, конверты и книги».
Предлагаем вам послушать стихотворение Роберта Рождественского «Кон- церт». (включаем видеозапись)
Ведущий 1:
Но прежде всего ребята должны были хорошо учиться, поэтому именно во время войны, а точнее в 1944-1945 учебном году в школе были введены пере- водные экзамены после каждого года обучения, начиная с 4 класса.
Так в 4-м классе выпускные экзамены проводились по русскому языку (письменно и устно), арифметике (письменно и устно), истории и географии (устно); всего шесть экзаменов, из них два письменных и четыре устных. Уче- ники старших классов сдавали по 8 экзаменов.
Сейчас выпускники –отличники получают по окончании школы золотую медаль «За особые успехи в учении». Но впервые эту награду школьник стали получать именно в годы Великой Отечественной войны, а именно в 1944-1945 учебному году, в честь великой Победы советского народа над фашизмом.
Ведущий 2:
Детям, пережившим ту войну, Поклониться нужно до земли! В поле, в оккупации, в плену,
Продержались, выжили, смогли!
Наша обязанность ребята, помнить о том суровом времени. Спасибо за за- нятие.
Список литературыУрал в годы Великой Отечественной войны. Детский взгляд. сборник под ред. Наумовой Т.М. «Форум –книга» 2015 г.
Школы Урала в годы Великой Отечественной войны// газета Архивные ведомости №5 31.05.2023
Ссылка: материалы занятия на официальном сайте МОУ «Пионерская СОШ»
Целевая аудитория: обучающиеся 2-10 классовМетодический комментарий: для обучающихся уровня начального общего образования и 5-6 классов занятие носило игровой характер. В данном посо- бии мы приводим вариант разработки для обучающихся 7-9 классов.
Цель: организация воспитывающей среды через взаимодействие обу- чающихсяразного возраста.
Задачи:
приобщать учащихся к краеведческой и поисково-исследователь- ской деятельности по военно-исторической и патриотической тематике;
развивать навыки поисково-исследовательской работы, умение са- мостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и по- литической информации;
формировать историческое сознание, музейную культуру учащихся.
воспитывать патриотизм и сопричастность к истории Родины и тра- дициямродного края;
приобщать школьников к социальному опыту, духовным и нрав- ственнымценностям человечества.
Оборудование: экспонаты временной выставки –экспозиции из фондов МБУК ГО «город Ирбит» «Историко –этнографический музей», семейные
реликвии, карточки с заданиями,мультимедийный проектор, ноутбук, видео – фрагмент из х/ф «Битва за Севастополь», аудиозаписи выступления Левитана о начале Великой Отечественной войны, песни «Священная война» (авторы Александров, Лебедев-Кумач)
Ход занятияВедущий 1. Мы начинаем наше занятие, где познакомимся с экспонатами Ир- битского историко –этнографического музея, познакомимся, как была устроена жизнь рядового Великой Отечественной войны.
На защиту Отечества поднялся весь народ, от мала до велика. Солдаты вое- вали, приближая великий день Победы. Наша экскурсия предлагает вам загля- нуть в далекие военные годы.
(звучит голос Левитана, сообщающий о начале Великой Отечественной войны, затем 1 куплет песни «Священная война»)
Сорок первое лето, приспела пора сенокоса,
Но расколота тишь взрывом бомбы в рассветном дыму. Уходили на фронт хлеборобы, крестьяне с покосов, Уходили солдаты на жестокую эту войну.
Ведущий 2.Среди новобранцев и добровольцев были молодые ребята 18-19 лет, вчерашние выпускники, а были и бывалые солдаты, прошедшие не одну войну, полыхавшую в начале 20 века. В «Приказе о призыве по мобилизации граждан, родившихся в 1925 году и старше до 1893 года рождения» в пункте №3 говорилось: «При явке на сборный пункт с собою иметь: кружку, ложку, носки, две пары белья, а также сохранившееся обмундирование Красной Армии».
Как был одет солдат начала Великой Отечественной войны? Гимнастёрка. Га- лифе. Нижнее бельё (кальсоны и рубаха), зимой выдавали тёплое бельё. Пор- тянки— о них каждый должен был заботиться сам. Портянка –кусок холщовой
ткани,
которая с успехом заменяла солдатам привычные сейчас носки.
Когда
ноги промокали, солдаты перематывали портянки так, чтобы влажная часть по- падала на икру, а сухая — на ступню. И ноги у них снова были сухими и в тепле. У каждого солдата должно было быть по 3 пары портянок. Зимой они были из тёплой шерстяной ткани.
Ведущий 1.Головным убором летом была пилотка, зимой шапка-ушанка. Каска - тяжелая, неудобная, но каждый солдат понимал, что это необходимость сурового военного времени. Все вещевое имущество солдата записывалось в красноармейскую книжку.
Обувь начала Великой Отечественной войны -ботинки с обмотками, зимой - валенки. Ботинки служили недолго, быстро приходили в негодность. Проблема с солдатской обувью исчезла, когда появились кирзовые сапоги. Кирзовые са- поги – грубая обувь, но их можно было носить с портянками в любую погоду до самых морозов. "Сверкающие сапоги - лицо солдата» -так гласит пословица, их полагалось содержать в порядке.
Ведущий 2.От организации быта солдат во многом зависел моральный дух войск, их боеспособность. Первые недели, месяцы войны по известным причи- нам (внезапность нападения, нерасторопность, недальновидность, а иногда и от- кровенная бездарность военачальников) оказались самыми тяжелыми для наших солдат. Все основные склады с запасами накануне войны размещались в 30-80 км от государственной границы. Такое размещение было трагическим просчетом нашего командования. В связи с отступлением многие склады и базы были взо- рваны нашими войсками из-за невозможности их эвакуации, либо уничтожены вражеской авиацией. Долгое время не было налажено обеспечение войск горячей пищей, во вновь сформированных частях не имелось походных кухонь, котелков. Многие части и соединения по несколько дней не получали хлеба и сухарей. Хле- бопекарни отсутствовали.
Ведущий 1. Но солдаты старались поддерживать себя, даже выходя из окру- жения. «…В деревнях брились, если удавалось. Было одно ЧП: солдат украл у
местных кусок сала…Его приговорили к расстрелу, и только после плача жен- щин помиловали. Пришли в деревню…, немцев нет, нашли председателя кол- хоза… заказали щей с мясом на 100 человек. Женщины сварили, налили в бочки… Единственный раз за все окружение хорошо поели. А так все время го- лодные, мокрые от дождей. Спали на земле, нарубим лапника и дремлем… Ослабли все до крайности. У многих ноги распухли так, что в сапоги не вхо- дили…» из воспоминаний военного фельдшера 137-й стрелковой дивизии Сте- панцева А.П)
2 блок.Ведущий 2. Постепенно страна и армия приходили в себя от внезапного напа- дения фашистов, налаживалось снабжение фронта продовольствием и обмунди- рованием. Всем этим занимались специальные подразделения – служба Продо- вольственно-фуражного снабжения.
Получение новой формы для солдат на фронте – целое событие. Ведь многие попадали в часть в своей гражданской одежде или в шинели с чужого плеча. Ве- теран войны – писатель Виктор Астафьев: «…Нам выдали новые шинели. Это были не шинели, а просто роскошь, как казалось нам. Шинель имела очень боль- шое значение во фронтовой жизни. Она служила и постелью, и одеялом, и по- душкой… В холодное время ложишься на шинель, ноги подтягиваешь к подбо- родку, а левой половиной накрываешься и подтыкаешь ее со всех сторон. Сна- чала холодно – лежишь и дрожишь, а потом от дыхания становится тепло. Или почти тепло.
Встаешь после сна – шинель примерзла к земле. Лопатой подрубаешь слой земли и поднимаешь целехонькую шинель вместе с землей. Потом земля сама отвалится.
Ведущий 1 Целая шинель была гордостью, она лучше защищала от холода и дождя… На передовой вообще-то запрещалось снимать шинель. Разрешалось только ослабить поясной ремень… И песня про шинель была:
Шинель моя походная, она всегда со мной Она всегда как новая, обрезаны края,
Армейская суровая, родимая моя».
2 блокВедущий 2. Вещмешок — «заплечный дом» солдата. В нем обычно лежало ва- фельное полотенце, мыло, сменные портянки, письма от родных, карандаш и бу- мага, чтобы писать ответы, сухой паёк. Плащ-палатка, без которой солдату не жизнь — она тебе и крыша, и постель, и носилки в случае чего.
Иголки и нитки — в ушанке или пилотке. Ложка — за голенищем сапога или за обмоткой ботинок. Котелок — обычно крепили сверху на вещмешок. Фляга входила в снаряжение бойцов, но была далеко не у всех солдат.
Каждый солдат имел личный медальон, в который вкладывался листок бумаге, на котором фиксировались все необходимые данные о нём на случай его ранения или смерти. Размер бумажного вкладыша был 40 на180 мм.
Что писали на вкладыше?
фамилия, имя, отчество;
год рождения;
воинское звание;
место рождения — республика, край, область, город, район, сельский со- вет, деревня, писали так «уроженец и далее указывались необходимые дан- ные);
данные о семье: адрес, фамилия, имя, отчество жены, ближайшего род- ственника;
каким районным военкоматом призван;
группа крови.
Ведущий 1. Солдаты по-разному относились к медальонам, одни носили их как положено, другие носили, но не заполняли, третьи вообще не надевали их, считая, что это плохая примета и непременно приведёт к смерти в бою. Но именно такие медальоны, часто самодельные, сделанные из гильз от патронов, помогают участникам поисковых отрядов сейчас в 21 веке находить пропавших без вести солдат великой Отечественной. Поисковое движение действует в нашей стране с 50-х годов 20 века, оно было организовано через 10 лет после окончания Великой Отечественной войны, каждый год сотни пропавших без ве- сти солдат поднимаются из воронок, из стрелковых ячеек и просто с полей, де они упали в последней атаке.
По некоторым оценкам, ещё сотни солдат той далёкой войны числятся про- павшими без вести, а значит, солдатские медальоны, найденные бойцами поис- ковых отрядов, помогут павшим обрести имя, а семьям россиян узнать, где по- хоронен их близкий.
Ведущий 2.В октябре 1941 г. в дополнение к медальону введена красноармей- ская книжка (показать), а в ноябре 1942 г. медальоны были отменены.
Задание Составить текст медальона героя Советского Союза –ирбитчанина. (Если каких-то данных нет в биографии, то ребята пропускают их)
Азев Михаил Ефимович.
Родился в 1906 году в деревне Азевой Киргинской волости Ирбитского уезда. Ирбитский городской комитет комсомола направил на курсы красных команди- ров, по окончании которых стал командиром кавалерийского взвода. В 1940— 1941 годах работал военруком в Волковском сельскохозяйственном техникуме. После начала Великой Отечественной войны ушел на фронт. В звании гвардии лейтенанта командовал взводом 2-го гвардейского кавалерийского полка 2-й гвардейской Краснознаменной кавалерийской дивизии.
Ожиганов Илья Алексеевич
Родился 2 августа 1911 года в деревне Бахтенки Вятской губернии в семье кре- стьянина-бедняка. В 1935 году семья переехала на жительство в деревню Була- нову Ирбитского района. Работал в кузнице, сначала молотобойцом, затем — кузнецом. В Красной Армии с июня 1941 по май 1946 года. Был рядовым в роте автоматчиков 3-го батальона 565-го стрелкового полка 161-й стрелковой диви- зии
3 блокВедущий 1. Походные кухни были в каждом подразделении, в каждой воин- ской части. Бойцам на передовую еду доставляли в специальных термосах-кон- тейнерах.
«Дельный, что и говорить, Был старик тот самый, Что придумал суп варить На колёсах прямо».
Так пелось в солдатских частушках.
Ведущий 2. Военно-полевая кухня кормила не только солдат, но и мирных жи- телей. Любимое блюдо из полевой кухни - кулеш – жидкая каша с мясом.
«Щи да каша – пища наша», - солдатская поговорка рассказывает нам о том, чем питались солдаты. Чаще всего занимались приготовлением пищи девушки – шофёры, которые служили в частях.
«Хлеб – всему голова» - говорят в народе. Сытый и обеспеченный воин легче одолеет врага. Регулярно солдатам выдавали сухой паек, особенно на марше: «На пять дней каждому выдавалось 7 ржаных сухарей и 25 кусочков комкового са- хара… в 1944 году, когда наладилось снабжение американскими продуктами, в паёк включили сахар, конфеты, тушенку. Даже в боевых условиях солдат обязан был выглядеть чистым, опрятным и побритым, в документах строго прописыва- лись правила гигиены.
Ведущий 1. Где жили солдаты? Большинство солдат располагалось в окопах, траншеях или просто в ближайшем лесу.
Отдых, и прежде всего сон, ценились на войне на вес золота. На фронте всегда недоставало сна. На передовой по ночам спать вообще всем запрещалось. Днем половина личного состава могла спать, а вторая половина вести наблюдение за обстановкой. В походе со сном было еще хуже. Более трех часов в сутки спать не давали. Бойцы буквально засыпали на ходу. Самым большим счастьем счита- лось уцепиться за какую-либо повозку. Счастливчики, которым это удавалось, хорошо высыпались на ходу». Многие спали впрок, потому что знали: другой такой возможности может не представиться.
Ведущий 2. Солдаты приспосабливались к тяжелым жилищным условиям. Из- за нехватки конвертов появились письма-треугольники. Новости из родного дома давали бойцам силы и дальше защищать свою Родину.
Солдаты уходили на войну, а дома оставались семьи. Все 4 года их связывали письма -военные треугольники (в руках треугольные письма).
Треугольники-письма, живые строки войны Горьких судеб страницы и страшны, и нежны. Далеки расстояния от фронтов до тылов.
Письма – связь расставаний через магию слов.
(под музыку читает письмо-треугольник) Здравствуйте мои дорогие род- ные! Привет с фронта. Я живу хорошо, привыкаю к немецким минам и их сна- рядам, но наши доблестные бойцы умеют им заткнуть глотки. Я сначала ощу- щал какой-то страх, когда рвутся мины не далеко от меня. А сейчас хоть бы что, как так и надо. Только одно стремление в бой.
(читает письмо-треугольник) Здравствуйте родная мама и родная сестра Нюра! Примите привет и наилучшие пожелания от фронтовика. Спешу сооб- щить, что пока жив, здоров, чего и вам желаю. Письма от вас получаю и от брата получаю. Немного о природе, погода плохая, дожди идут всю осень. Пи- шите о себе, какая у вас погода. Как соседи? Жду очень новостей.
Ведущий 1. Настоящим праздником для солдат было выступление передвиж- ных фронтовых бригад артистов. Лидия Русланова, Клавдия Шульженко, Леонид Утесов - одни из любимых артисток бойцов. и простые мальчишки и девчонки из ближайших прифронтовых городов читали стихи, пели песни или сатириче- ские антифашистские частушки.
(отрывок из фильма «Битва за Севастополь» -девочка читает стихотворение к.
Симонова «Убей фашиста»)
Ведущий 2. Война - это не только боль потерь, это ещё и встречи. На концерте, в госпитале нередко встречались, влюблялись молодые девушки и парни. Они не знали, доживут ли они до победы, но в письмах с фронта можно было прочитать и такие строчки
Да, этот госпиталь мне даром не прошёл - Какую девушку в Палласовке нашёл!
Я благодарен был тогда своей судьбе. Иначе не нашёл бы я её нигде
Подведение итогов.
Мы с вами совершили путешествие во времена войны, познакомились по- ближе с жизнью солдат, узнали о героях-земляках и их подвигах. Нам важно пом- нить, что настоящие герои – это рядовые войны, благодаря которым мы живём под мирным небом. Спасибо за внимание.
Список литературыВеликая Отечественная война, 1941 – 1945. События. Люди. Документы: Краткий ист. справочник / Под общ. Ред. О. А. Ржешевского; Сост. Е. К. Жигунов. –М. : Политиздат, 1990. – 464 с. : ил., карт.
Гареев, М. А. Об уроках и опыте Великой Отечественной войны / М. А. Гареев //Новая и новейшая история. – 2010. – № 5. – С. 22-33.
Полководцы Великой Отечественной: Кн. для учащихся ст. классов / Сост. А. М.Кучеров. – М. : Просвещение, 1988. – 224 с. : ил.
Ради жизни твоей: Стихи и рассказы о Великой Отечественной войне / Сост. В.Близненкова; Рис. В. Шевченко. – М.: Дет лит., 1986. 143 с. : ил.
Золотые звезды ирбитчан / А. С. Еремин, А.В. Камянчук. – Ирбит, 2015.
Мероприятие военно –спортивной направленности. Военно-спортивная игра «Возьми в пример себе героя!»Целевая аудитория: обучающиеся 2-6 классов
Цели: расширение знаний о подвиге ирбитчан –героев советского Союза
Задачи:Развитие физических качеств, обучающихся;
Воспитание товарищества, взаимовыручки, творческого мышления.
Обеспечение:инвентарь: Кегли (18 шт.), 3 тканевых туннеля, натянутые на обруч, 3 гимнастических палки с головой лошади, 18 мячей для метания, 3 мяча ре- зиновых крупных, 15 стоек, 6 обручей, 3 противогаза в сумке, 3 автомата, 3 набора шашек, 3 повязки на глаза
музыкальные записи на военно-спортивную тему,
плакаты, воздушные шары для украшения зала,
грамоты победителям,
названия команд,
листы с самолётами -экраны соревнования,
звёзды для обозначения победы в конкурсе для размещения на борту самолётов.
Подготовительный этапКлассы –участники: выбирают команды мальчиков для участия, го- товят речёвки, стихи для болельщиков
Организаторы: готовят оборудование, инвентарь, сценарий, опреде- ляют состав жюри, готовят зал к мероприятию
Звучит музыка. Входят команды участники. Ведущий1: Российский воин бережёт Родной страны покой и славу!
Он на посту – и наш народ Гордится армией по праву. Ведущий 2:
Защитники Отчизны все века
Святую Русь от недруга хранили И если враг напал издалека,
То его гнали, били и громили. Жизнь не жалея, Родину свою Они для жизни нашей сохранили
И всех врагов, в неравном пусть бою, Они всегда, везде, нещадно били.
Ведущий 3: Мы рады приветствовать всех, кто сегодня собрался в этом зале. Нашаигра называется «Возьми в пример себе героя!». Во все века защитники нашей Отчизны побеждали не только благодаря, но и взаимовыручке, умению проявитьстойкость, смекалку и боевой дух.
Представители разных родов войск вместе ковали победу на фронтах Вели- кой Отечественной войны. На аллее Героев Советского Союза мы видим наших земляков –героев. (показывают портреты)
лётчики-истребители Речкалов Григорий Андреевич, Елохин Аггей Александрович, Бабайлов Павел Константинович
лётчик авиации дальнего действия Панов Николай Афанасьевич
лётчик штурмового авиационного полка Старченков Иван Сергеевич
кавалерист Азев Михаил Ефимович
пехотинец Ожиганов Илья Алексеевич
пехотинец Молодых Николай Тихонович
командир взвода противотанковых ружей Cпицын Спиридон Матвеевич,
помощник командира стрелкового взвода Шомин Александр Констан- тинович
артиллерист Демин Александр Федорович
Ведущий 4: Сегодня наши команды называются «лётчики», «пехотинцы»,
«кавалеристы», ведь вы станете воинами тех родов войск, в которых служили наши прославленные герои и мы верим, что вы тоже проявите смелость, готов- ность выручить друг друга, умение проявить смекалку и силу воли. За каждую победу в испытании команда будет награждаться звездой, которую вы прикле- иваете на борт самолёта. Каждый лётчик истребитель отмечал на своём борту сбитые самолёты врага, а вы отмечаете свои победы. Кто больше звезд соберет в конце соревнования, та команда и станет победителем.
Ни одно соревнование не может обойтись без жюри (представление жюри – учителей физической культуры)
(эстафеты ведут по очереди 4 ведущих, остальная команда помогает прино- ситьинвентарь)
В первой эстафете вы станете артиллеристами и будите подносить снарядысвоим товарищам. Один из вас встаёт в конце зала и принимает «сна- ряды» -кегли,которые ему приносят товарищи.
Вторая эстафета «Доставь донесение». Были среди пехотинцев раз- ведчики,которые проходили сквозь все преграды и приносили важные сведения. Вы сейчаспробегаете сквозь туннель (на обруч натянута ткань), в конце зала берёте часть донесения и прибегаете к своим товарищам. Как только последняя часть донесения принесена, вы собираете и строитесь так, чтобы его можно было прочитать.
(«донесения –это разрезанные на части пословицы»)
«Тяжело в учении, легко в бою»
«Наша армия готова разгромить врага любого»
«Сам погибай, а товарища своего выручай»
Третья эстафета. «Кавалеристы». Каждый участник скачет на гим- настической палке до поворотной фишки и обратно, затем передает «лошадку» участнику.
Экипаж лётчиков. Вы разбиваетесь на пары, встаёте друг за другом. Первыйчеловек расставляет в стороны руки –это крылья самолёта. Между вами мы кладём мяч. Вы бежите и стремитесь не уронить мяч, ведь бомбы летчик не должен сбросить раньше времени.
Команды немного устали, время отдохнуть, а наши командиры про- явят смекалку, ведь вы должны ответить на трудные вопросы. Вы –пехотинцы, напротив вас 5 огневых рубежей, которые вы штурмуете, но не силой, а своим знаниями.
Напротив каждой команды выставляем по 5 стоек –это рубежи. Если коман- дирответил верно, он переходит к следующему рубежу. Побеждает тот коман- дир, ктобыстрее «возьмёт» все рубежи
Вопросы:
Какой головной убор боец надевает во время боя для защиты своей головыот ранения? (каска)
Как называется головной убор у лётчиков и танкистов? (Шлем)
Как называется головной убор у матроса? (бескозырка)
Как называется сумка для ношения личного огнестрельного ору- жия? (кобура)
Как называются наплечные знаки военного? (погоны)
Как называется кусок ткани для обматывания ноги, который ис- пользоваливместо носка? (портянка).
Как называется колющее оружие, прикрепленное к стволу винтовки или автомата? (Штык)
С помощью какого приспособления можно защититься от ядови- тых газов?(Противогаз)
Как называют стрелка, который умеет метко стрелять и воюет из укрытия?(Снайпер)
Как называется рулевое колесо, с помощью которого управляют кораблем?(Штурвал)
Назовите самую распространенную среди моряков одежду? (Тель- няшка)
Как называется приспособление, удерживающее корабль во время стоянки?(Якорь)
Оружие, изобретённое Калашниковым (автомат)
Торжественное шествие военных по площади в честь праздника Дня Победы. (парад)
Лестница, которую приставляют к самолёту, чтобы спуститься на землю(трап)
Командир –победитель приносит команде три звёздочки, второй – две, третий –одну.
Шестая эстафета «Снайпер». Участники всей командой по очереди
бегут, вруках небольшой мяч и бросают его в цель. Выигрывает команда попавшая большее количество раз в кольцо.
Седьмая эстафета «Переправа». По сигналу игроки начинают пере- правляться при помощи двух обручей, перекладывая их вперед и исполь- зуя их как кочки, до поворотной фишки, затем бегут обратно и передают обручи следующему участнику.
Восьмая эстафета «Разминируй поле». На полу у каждой команды обруч, внутри которого разбросаны шашки. С завязанными глазами од- ному игроку нужно собрать все шашки.
Последняя эстафета «Марш –бросок». Участник бежит с противога- зом до поворотной фишки и обратно. Передает следующему участнику ав- томат и противогаз.
Ведущий1: Погибшим –
Быть бессменно на посту,
Им жить в названьях улиц и в былинах. Их подвигов святую красоту
Отобразят художники в карти- нах.
Живым –
Героев чтить, не забывать,
Их имена хранить в бессмертных списках, Об их отваге всем напоминать
И класть цветы к подножьям обелисков!
Ведущий2: Время подвести итоги. В нашей игре победила команда Мы поздравляем вас и дарим на память наши дипломы и призы.
Список литературыЗолотые звезды ирбитчан / А. С. Еремин, А.В. Камянчук. – Ирбит, 2015.