Методическое пособие по исследовательской деятельности по экологическому воспитанию на тему «От плода до деревца» (1–4 классы)

5
0
Материал опубликован 2 February

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Черепетская средняя общеобразовательная школа центр образования

им. Н.К. Аносова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое пособие по исследовательской деятельности по экологическому воспитанию « От плода до деревца»
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 Воспитатель: Захарова Светлана Валентиновна
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Черепеть

2024

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Страницы

I.

Введение

3

 

Проблема

3

1.

Цель

4

2.

Задачи

4

3.

Обоснование выбора темы и объекта исследования

4

II.

Основная часть

5

III.

Заключение

6

1.

Результаты

6

2.

Выводы

6

3.

Перспектива

6

4.

Практическая значимость

6

IV.

Список литературы и использованных источников информации

7

V.

Приложения

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Где было пустое место, где не было ничего,

Пусть каждый посадит дерево и не забудет его.

В. Берестов.

 

Введение

 

Методическое пособие по исследовательской деятельности по экологическому воспитанию «От плода до деревца» направлена на формирование экологической культуры детей, предназначена для реализации с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

 

Актуальность исследования

На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами — деревьями. Состояние этих растений, внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья — это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать и уметь использовать эти чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.

Деревья окружают нас постоянно, однако большинство современных детей и взрослых не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес дошкольники проявляют к животным и ярким, красивоцветущим растениям. Деревья порой не представляют такого интереса, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. Деревья- прекрасный объект для фенологических наблюдений. Это так интересно – наблюдать, как из маленького семечка сначала проклюнется маленький росточек, а потом будет расти и постепенно вырастет большое красивое дерево, которое будет жить сотни лет!

Анализ ситуации исследования:

Не раз мы были свидетелями варварского отношения к деревьям, когда взрослые или подростки и даже маленькие дети просто так ломают ветки, вырезают на стволе свои имена, повреждают кору во время сбора березового сока. Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Ребенок же в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для насекомых, птиц, животных, человека и правилах поведения в природе. Природу нельзя изучать по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.

 

Проблема исследования:

Дети мало проявляют интерес к деревьям, не знают, как они вырастают, не предполагают, где прячутся их семена. Я с детьми своей группы решили исследовать, какие деревья растут вокруг детского сада, у своего дома, в поселке и выяснили, что очень мало растет каштанов. Тогда возникла проблемная ситуация сможем ли мы, вырастить из плодов каштана – деревце .Совместно с детьми мы нашли орехи каштана. У детей появилась возможность посадить свое собственное дерево из ореха каштана и ухаживать за ним.

 

Цель исследования :

 

Формировать у детей исследовательские способности в процессе изучения жизнедеятельности деревьев, их взаимосвязи с окружающей средой.

 

Задачи исследования:

 

Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья).

Развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность.

Развивать способность к прогнозированию будущих изменений семян деревьев.

Способствовать развитию трудового навыка по посадке, выращиванию и уходу за проросшими всходами каштана.

Воспитывать бережное и осознанное отношение к деревьям ближайшего природного окружения, прививать любовь к деревьям

 

Обоснование выбора темы и объекта исследования:

 

Экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. Деревья – прекрасный объект для фенологических наблюдений. Это так интересно – наблюдать, как из маленького семечка сначала проклюнется маленький росточек, а потом будет расти и постепенно вырастет большое красивое дерево, которое будет жить сотни лет!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

 

Тема методического пособия по исследовательской деятельности по экологии « От плода до деревца» направлена на формирование экологической культуры детей, предназначена для реализации с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

Я решила основную часть исследовательской работы разделить на несколько этапов.

1 этап — организационный.

Для этого этапа я проделала следующую работу:

Изучила методическую литературу.

Подобрала справочную, детскую художественную литературу.

Подобрала дидактические, словесные, подвижные игры.

Организовала целевую прогулку: «Какие деревья растут на территории детского сада?»

Подготовила материал: подобрала изображения деревьев, растущих на территории детского сада, собрала информацию и иллюстрацию о каштане и других деревьях. Собирала с детьми плоды каштана на участке.

Проводила беседы с детьми «Что мы знаем о деревьях?» (Модель трех вопросов: Что я знаю? Что хочу узнать? Как узнать?)

Составила паспорт дерева « Каштан»

Создала проблемную ситуацию: «Сможем мы с вами провести исследование: прорастить плоды (орехи) каштана?»

2 этап — основной

Во втором этапе я решила провести исследование: «Вырастить из плодов каштана деревце».

Я изготовила модель трудовой деятельности: алгоритм посадки и лист наблюдений за ростом каштана.

Для выращивания каштана я с детьми на участке детского сада собрала орехи каштана.

На участке, где растут каштаны, было много снега и мы раскапывали снег для того, чтобы найти каштан. Под каштанами, мы набрали орехи каштанов для посадки.

Перед тем, как произвести высадку ореха в грунт, следует подготовить его наружную оболочку – она должна быть мягкая.

Для этого собранные каштаны положили в теплую воду. Воду меняли каждый день, иначе она застаивалась. Процедура замачивания длилась 7 дней. Через указанный период завершился процесс замачивания. Наружная кожура набухла и была мягкая, при нажатии продавливалась.

Учитывая, что вода быстро застаивалась, а период замачивания завершался, я решила 21 марта 2022 года посадить орехи, не дожидаясь появления росточка на поверхности, и укрыть ящик с каштанами пленкой, чтобы быстрее появились ростки.

В этот период очень важен полив для растения. Посаженные каштаны поливали через день, не давая земле высыхать. В процессе посадки семян каштана уточнялось, какие условия необходимы для прорастания семян.

Могут ли орехи каштана дать росток, если будет холодно, темно. Через 10 дней появились маленькие ростки.

Во время наблюдения уточняла, как питается росток, что ему помогает вырасти. Проводя исследования по проращиванию орехов каштана, нами были выполнены все поставленные цели, на практике были рассмотрено влияние внешних факторов на проращивание орехов.

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В процессе проведения исследовательской работы по экологии «От плода до деревца» у детей повышается интерес к особенностям жизнедеятельности деревьев ближайшего окружения.

 

Вывод: Дети приобретут навыки исследовательской деятельности, научатся искать пути разрешения проблемной ситуации, умение прогнозировать результаты эксперимента.

Приобретенные навыки трудовой деятельности помогут в формировании экологического самосознания: выращивая каштаны, дошкольники участвуют в преумножении природного богатства, у них появиться желание вырастить и посадить новые деревья.

 

Практическая значимость:

У детей повысится уровень экологической воспитанности, понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому, сдерживание в поведении негативных поступков по отношению к деревьям.

 

Перспективы дальнейшего развития:

Методическое пособие по исследовательской работе по экологии « От плода до деревца» практически применим, и может быть использован в работе другими педагогами.

При высокой заинтересованности детей исследовательская работа может быть продолжена: может быть предложено дальнейшее знакомство детей с жизнедеятельностью деревьев в разные сезоны, наблюдение и исследование за жизнью одного дерева, выращивание рассады других растений.

 

Обозначенная цель достигнута, задачи решены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы и использованных источников информации

 Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010

- Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Журнал «Управление ДОУ» №4, 2004 г.

1.Дыбина О.В. «Неизведанное рядом», Москва, «ТЦ Сфера», 2010.

2.Кондратьева Н.Н.«Мы» — программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, «Детство- пресс», 2000.

3.Рыжова Н.А. «Экологический проект «Мое дерево»», «Карапуз», 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Паспорт дерева « Каштан»

Цель: расширить представления детей о каштане: о развитии, строении, функциях и назначениях частей дерева, о его применении в быту и медицине, развивать любознательность, воспитывать любовь и заботу к деревьям..


 

t1705526486aa.jpgСтихи

Каштан

Растет на Кавказе каштан-великан,

красавец-каштан, благородный каштан:

меж пильчатых листьев - колючки-доспехи,

и рыцари в этих доспехах - орехи. Ю. Насимович

 

Конский каштан

Конский каштан - горький каштан:

чуть надкусил - ясен обман.

Этот каштан прибыл с Балкан,

вроде каштан, а не каштан . Ю. Насимович

 


 

Каштан представляет собой огромное листопадное дерево, принадлежащее к семейству буковых. Высота каштана иногда может достигать 25 метров.

Стройный прямой ствол буро-серого цвета может быть до метра в диаметре. Корневая система каштана достаточно мощная с главным стержневым корнем. Боковые корни очень разветвлены, благодаря чему растение довольно устойчиво при порывистых ветрах.

Листья у каштана большие и сложные, пяти или семи пальчатые с длинным корешком. Летом листья зеленого цвета, с наступлением осени приобретают желтый, пурпурный, коричневый и багряный оттенок. Зеленая масса каштана содержит дубильные вещества, пектин и витамин К. Нередко используется для приготовления настоек и отваров, которые применяются при различных недугах.

Благодаря большим ажурным листьям крона у дерева очень плотная и широкая, имеет округлую форму.

Очень красиво дерево смотрится во время своего цветения. Вероятно, нет ни одного городского жителя, который не видел бы как цветет каштан. Его огромные и ароматные соцветия похожи на волшебные свечи, равномерно раскиданные по всей кроне. Пирамидальные, колосовидные соцветия в длину от 10 до 35 см, на дереве располагаются вертикально. В нижней части соцветий находятся женские цветки, а в верхней части – мужские.

t1705526486ab.jpg

Довольно интересны по своему строению и цветки каштана. Каждый маленький цветочек имеет 5-8-членный околоцветник. В зависимости от вида каштана, цветки могут иметь белый, розовый или красный цвет. Всего в мире существует около 15 видов данного растения. Период цветения также зависит от вида дерева. Наиболее распространенные виды в нашей полосе конский каштан и благородный зацветают в начале мая. Дерево каштана считается отличным медоносом.

Плоды каштана представляют собой круглые зеленые коробочки (орехи) с несколькими открывающимися створками, покрытыми острыми шипами. В каждом таком орехе содержится от одного до четырех семени. Плодоносить растение начинает в возрасте 15-25 лет.


 


 

 

Использование в лечебных целях:

Для лечебных целей используют цветки, семена, кору, листья. Цветки и листья собирают в мае: аккуратно срезают и сушат, постоянно переворачивая и укрывая от прямых солнечных лучей.

Народная медицина накопила богатый опыт в применении конского каштана, официальная медицина также широко использует полезные свойства данного лечебного растения. Каштан снимает воспаления и отеки.

Кора каштана также может быть использована для лечения острого бронхита. Из цветков конского каштана получается замечательная настойка, применяемая для растираний при ревматизме.

Хозяйственное использование:

Среди декоративных деревьев, специально высаживаемых в нашей стране на городских улицах для их украшения, конский каштан обращает на себя особое внимание. Он красив во все времена года, даже зимой. Но особенно эффектен весной во время цветения, когда дерево бывает буквально усыпано крупными душистыми пирамидальными соцветиями длиной до 30 см, торчащими вертикально. Неудивительно поэтому, что его охотно высаживают в городских скверах, парках, на всевозможных аллеях. Семена конского каштана богаты крахмалом. Были успешные попытки извлечения его в чистом виде, но еще чаще семена разваривают для получения клейстера. Свиньи и лесные олени охотно питаются опавшими на землю семенами конского каштана.

Из коры каштана конского получают желтый краситель. Цветы содержат желтый краситель-антиоксидант кверцетин.

Древесина каштана конского (обыкновенного) — мягкая, легкая и не долговечная. Имеет небольшую коммерческую ценность, в основном она используется в изготовлении мебели, шкатулок и древесного угля.

 

 

ЛЕГЕНДА О КАШТАНЕ.

 

Когда пробуждается весна, богиня цветов спускается на Землю. Наводит порядок, высаживает новые цветы, смотрит, не заболел ли какой-нибудь цветок, не нужна ли ему помощь. Но Земля большая, и богиня не успевает со всем справиться. Поэтому люди сами стараются ухаживать за цветами, выводят новые сорта, украшают свои сады и подоконники яркими нежными цветами.

В одной сказочной небольшой стране, где проживали добрые красивые люди, ожидали весеннего визита богини цветов. Чисто вымыли площади своих городков, подкрасили дома и, конечно, организовали выставку цветов вдоль дороги, по которой должна была шествовать богиня. Чего здесь только не было: букеты, венки, целые картины, выложенные цветами. Тюльпаны, нарциссы, гиацинты и множество других цветов яркими пятнами радовали глаза.

В той сказочной стране проживало племя маленьких гномов. Это были очень работящие и весёлые люди, но очень-очень маленькие. И собрались старейшины этого племени, чтобы обсудить вопрос, как им удивить богиню. Ведь в садах у них произрастали соответственно их росту самые маленькие и невзрачные (с высоты роста обычного человека) цветочки. Кто-то предложил собрать самые красивые, похожие на крошечные орхидеи, цветочки в букеты. Тут же это предложение отвергли, заметив, что у них очень короткие ножки и большой букет, такой, чтобы его заметила богиня, просто не получится. Да и кто сумеет удержать его в руках. Долго думали, пока один из мудрейших не высказал такое предложение, которое одобрили все присутствовавшие. Он предложил к белым стержням, которые выпускало одно из растений, наклеить эти мелкие цветочки, а потом прикрепить их к деревьям, которые растут по обочинам дороги.

Вся община тут же приступила к кропотливой работе: кто-то срезал и приносил стержни, кто-то собирал по всем садам цветочки, приносили их в большой дворцовый зал, где женщины и дети собирали их в пирамидки. Какой величины должны быть эти пирамидки, чтобы они были заметны издали. Посовещавшись, решили, пусть они будут «как штаны». Работали дружно, даже дети, которых мамы настойчиво отправляли спать, оставались возле рабочих столов. Даже маленький Кошта, который говорить-то научился всего полгода назад, приклеивал мёдом цветочки и постоянно твердил«Как штаны, как штаны», - особенно в те минуты, когда ему хотелось сделать пирамидку поменьше. И всё же пирамидки получались разного размера.

Утром в день прибытия богини работа была полностью закончена, вдоль дороги стояли деревья, а на них великолепными свечами, отражающими солнечный свет, сияли пирамидки из множества великолепных цветочков.

Восхищенная богиня остановилась в удивлении, она не знала такого великолепия раньше. «Как это называется?» - спросила она. Всё смущенно переглянулись, за работой они даже не подумали о том, что нужно придумать какое-то название. И тут малыш Кошта, который ещё не ведал ни страха, ни стеснения перед богами по инерции произнёс«Как штаны». Но, оттого, что в то время, когда он это говорил, кто-то пытался его одёрнуть, он слегка заикнулся и получилось «каштаны».

А богиня в своей прекрасной возвышенности, не ведая такого слова, осталась вполне довольна ответом. Взмахнула рукой, как она всегда делала над цветами, которые придумали люди, и удалилась, повторяя: «Каштаныкаштаны. Невероятно красиво!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

t1705526486ac.gifДневник наблюдений за ростом каштана

Цель: Систематизировать знания детей о росте и развитии каштана, развивать наблюдательность, воспитывать интерес к окружающему миру.

 

 

 

 

 

1 день

3 день

5 день

7 день

9 день

11 день

14 день

16день

22.03.22

24.03.22

26.03.22

28.03.22

30.03.22.

1.04.22

4.04.22

6.04.22

 

 

 

 

 

 

 

 

t1705526486ad.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

t1705526486ae.png

 

 

 

 

 

 

 

 

t1705526486af.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t1705526486af.png

 

 

 

 

 

 

 

 

t1705526486af.png

 

 

 

 

 

t1705526486ag.jpg

t1705526486af.png

 

 

 

 

t1705526486ah.jpg

 

t1705526486af.png

 

 

 

 

t1705526486ai.jpg

t1705526486af.png

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

«Мои рисунки»

Цель: учить отражать полученные знания в рисунке, развивать мелкую моторику, воспитывать аккуратность.

 

t1705526486aj.jpgt1705526486ak.jpg

 

 

 

 

 

 

 

t1705526486al.jpgt1705526486am.png

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

« Мои поделки»

Цель: закрепить навыки конструирования с природным материалом (каштан), развивать творчество, воспитывать самостоятельность.

 

 

 

 

 

 

t1705526486an.jpg

t1705526486ao.gif

 

 

 

 

t1705526486ap.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Непосредственно образовательная деятельность

Экскурсия « Каштан весной»

Цель: Систематизировать знания детей о каштане весной, развивать наблюдательность, воспитывать бережное отношение к деревьям.

 

 

 

t1705526486aq.gif

 

 

 

 

 

Беседа « Что я знаю о каштане»

 

 

Цель: расширить знания о каштане, развивать любознательность, воспитывать интерес к окружающему.

t1705526486ar.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра « С какой ветки, эти листочки и детки»

Цель: уточнить и закрепить представления детей о деревьях и плодах, развивать память, воспитывать познавательный интерес.

 

 

 

t1705526486as.gif

 

 

 

 

 

t1705526486at.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

Дидактическая игра « Мешочек ощущений»

Цель: развивать у детей тактильное восприятие, развивать мелкую моторику, воспитывать интерес к окружающему.

 

 

 

 

 

 

 

t1705526486au.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

 

 

 

« Подготовка орехов каштана к посадке»

 

 

 

 

 

t1705526486av.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Замачивание орехов каштана на 7 дней.

 

 

 

 

t1705526486aw.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Посадка орехов каштана в грунт

t1705526486ax.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полив орехов каштана

 

 

 

 

 

t1705526486ay.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Укрытие пленкой орехов каштана, для того, чтобы было тепло, и каштан быстрее даст росток.

 

 

 

 

t1705526486az.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Появились первые ростки!

 

 

t1705526486ba.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

Дневник наблюдений за каштаном

 

 

 

 

 

 

t1705526486bb.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 9

 

Высадка деревца каштана в грунт

 

 

 

t1705526486bc.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации