12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Власова Анастасия Александровна832
Россия, Ростовская обл., Шахты
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Шахтинский педагогический колледж»

Формирование УУД при работе над сказками А.С.Пушкина

в начальной школе

(методические рекомендации)

Выполнила:

Власова А.А.

Руководитель:

Букурова О.В



Шахты, 2017

Методика работы над навыком чтения (беглостью, сознательностью, выразительностью, правильностью) при изучении сказок А.С. Пушкина на уроках литературного чтения в начальных классах

Упражнения для развития беглости чтения:

1. Чтение вслух «по цепочке» (так дети читают с большим интересом)
2. Чтение про себя.

3. Чтение жужжащее. Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов.

4. Коллективные комплексные упражнения. 

а) Многократность чтения. В течение 30 секунд учащиеся читают текст в полголоса, после чего, отмечают, до какого слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же отрывка ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Например:

«Жил старик со старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод, -

Пришел невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод,

Пришел невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, -

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, - золотою»

б) Чтение в темпе скороговорки.  Предназначено для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности не предъявляются. Зато повышены требования к чёткости произношения, проговаривания всех окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд. После этого упражнения на том же отрывке проводится чтение с переходом на незнакомую часть текста. Например:

«Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не даёт старику мне покою;

Надобно ей новое корыто;

Наше-то совсем раскололось».

5. Приём стимулирования учащихся. В конце урока оставлять 3-4 минуты  для того, чтобы произвести самозамер скорочтения.  Чтение в течение одной минуты вполголоса пересчитывание и запись в дневник (ежедневно).

6. Чтение хором.

7. Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).

8. Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах: море, рыбка, старик и т.д.

9. Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.

Упражнения для развития правильности чтения.


1.Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения. Например, чупрун, светёлка, простофиля.
2.Озаглавливание текста.
3.Деление текста на части, составление плана.
4.Подбор иллюстрации к тексту.
5.Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.

«На крыльце сидит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки»



Упражнения для развития осознанного и выразительного чтения:

- чтение текста по частям, составление плана;

- чтение с последующим пересказом;

- чтение цепочкой по предложению;

- чтение вполголоса;

- нахождение отрывка к иллюстрации;

- нахождение в тексте ответов на вопросы;

- чтение отрывка, который можно подобрать к пословице;

- чтение отрывка с целью доказать истинность или ложность высказывания;

- чтение с последующим рассказом о впечатлениях;

- чтение по ролям;

- чтение отрывка с последующим пересказом с помощью жестов и мимики;

- чтение отрывка с расстановкой пауз, логических ударений;

- выразительное чтение отрывка сказки по выбору;

- чтение с пометкой непонятных слов;

- чтение слабочитающими учениками с разбивкой на слоги;

- чтение и нахождение слов или фраз, с помощью которых можно составить словесный портрет;

Творческие задания, способствующие развитию универсальных учебных действий

Задание 1. «Угадай название»

На доску вывешиваются карточки, на которых расположены числа. Учащимся предлагается расположить числа в порядке возрастания. Например, 15, 30, 36, 50, 100. Когда карточки расположились в нужном порядке, учитель переворачивает их обратной стороной. Оказывается, что каждое число соответствовало одному слову. Ребята получают название – «Сказка о рыбаке и рыбке». Данное упражнение не только интересно, но и преследует сразу несколько целей:

- развитие математической зоркости;

- развитие внимания;

- закрепление уже изученного материала по математике;

Задание 2. «Слушайте внимательно»

Учащимися прослушивается фрагмент из сказки А.С.Пушкина. После прослушивания им нужно определить, к какой сказке относится данный фрагмент и назвать незнакомые слова. Таким образом, происходит подготовка детей к словарной работе. При выполнении данного задания формируются следующие универсальные учебные действия:

- развитие внимания и сосредоточенности;

- выделение нужной информации;

- умение анализировать;

Задание 3. «Рыбак»

Учитель заготавливает аквариум (коробка из-под обуви, мешочек), в котором «плавают» рыбки. На каждой рыбке записано старинное слово, встречающееся в сказке Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Домашнее задание учащихся – узнать, что же обозначают эти слова. Например: душегрейка, пряник печатный, бояре, кичка, светёлка, простофиля, чупрун и т.д.

Задание 4. «Узнай слово»

Это задание является продолжением к заданию «Рыбак». Учитель проверяет, выполнили ли дети домашнее задание. Он называет характеристику слова, а учащиеся должны его назвать. Например:

    Пряник с отпечатанными рисунками или буквами (пряник печатный)

    Старинный праздный головной убор замужней женщина, который скрывал волосы (кичка)

    Небольшая светлая комната в верхней части дома (светёлка)

    Прядь волос, спадающая на лоб (чупрун)

    Несмышленый, глуповатый человек (простофиля)

    Богатые, знатные люди, которые служили царю (бояре)

    Старинная женская одежда в виде короткой теплой кофты без рукавов (душегрейка).

Задание 5. «Нарисуй-ка»

Данное задание является приемом словесного рисования. Например, в «Сказке о рыбаке и рыбке» присутствуют два контрастных героя. Увидеть характер каждого можно при устном рисовании.

Задание 6. «Я начну, а вы закончите»

Данное задание развивает воображение учащихся, их устную речь и память. Учитель начинает фразу, а учащиеся должны ее закончить, вспоминая героев других произведений. Пример к «Сказке о рыбаке и рыбке»:

- Старик доверчив как…. (волк из сказки «Лисичка-сестричка и серый Волк)

- Старуха жадная как…. (мачеха из сказки «12 месяцев»)

- Рыбка исполняла все желания как… (щука из сказки «По щучьему веленью»

Задание 7. «От каждого по словечку»

Задание основано на желании научить детей подбирать синонимы, разнообразить их словарный запас. Например, учащиеся должны подобрать синонимы к словам: глупый, жадная, справедливая.

Глупый – бездарный, невежда, «недалекий», дремучий, неразумный.

Жадная – корыстная, скупая, расчетливая.

Справедливая – воспитанная, порядочная, честная, достойная, умная.

Задание 8. «Так, только наоборот»

Задание формирует у учащихся умение подбирать антонимы (противоположные по смыслу слова). Например, старче – молодец, ветхая –новая, забранила – захвалила, дурачина – умница, браниться – мириться, светёлка – подвал, землянка – дворец.

Задание 9. «Сотвори!»

В задании предлагается ряд творческих задумок, направленных на развитие воображения, фантазии и устной речи.

    Придумай новое название «Сказке о рыбаке и рыбке» («Старик и море»/ «Злая старуха»)

    Придумай новое окончание сказки (Сделала рыбка старуху Владычицей морской и стала прислуживать ей)

    Сказка продолжается: старуха пришла к синему морю, а Золотая рыбка ей сказала…..

    Какие три телеграммы вы бы послали старику, старухе и рыбке?

    В сказку попала волшебная палочка. Кому бы вы её отдали? Почему?






Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (4)

Паздникова Елена Сергеевна, 03.07.17 в 22:50 0Ответить Пожаловаться
Хорошая подборка упражнений и заданий, мне понравилась. Спасибо!
Акатова Ирина Анатольевна, 05.07.17 в 20:34 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Интересный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.