Презентация «Методика подготовки детей дошкольного возраста к выполнению норм ГТО»

2
0
Материал опубликован 14 March

«МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМ ГТО» Инструктор по физической культуре Матвеева Оксана Станиславовна МОСКВА 2019 Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 муниципального образования городской округ Люберцы Московской области _____________________________________________________________________________________ Тел. 8 (495) 557-10-33 E-mail: Lbrc school8@mosreg.ru

Объект исследования - процесс подготовки детей дошкольного возраста к выполнению норм «ГТО». Предмет исследования - методика подготовки детей дошкольного возраста к выполнению норм ГТО. Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методики подготовки детей дошкольного возраста к выполнению норм ГТО, основанной на преимущественном использовании народных игр в условиях развития познавательной сферы дошкольников и личностно-ориентированного обучения.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что подготовка детей дошкольного возраста к выполнению норм ГТО, в контексте повышения уровня их физической подготовленности и функционального состояния, будет эффективна: при организации занятий по физической культуре на основе преимущественного использования народных игр; в условиях сопряженного развития двигательной и познавательной сфер дошкольников; в условиях личностно-ориентированного обучения.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: Выявить особенности подготовки детей старшего дошкольного возраста к сдаче норм ГТО; Разработать методику подготовки детей дошкольного возраста к выполнению норм ГТО, основанную на преимущественном использовании народных игр в условиях развития познавательной сферы дошкольников и личностно-ориентированного обучения; Экспериментально проверить эффективность методики подготовки детей дошкольного возраста к выполнению норм ГТО, основанной на преимущественном использовании народных игр в условиях развития познавательной сферы дошкольников и личностно-ориентированного обучения.

Базой исследования являлось муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 104 «Ромашка» муниципального образования городской округ Люберцы Московской области. В формирующем эксперименте участвовали 43 дошкольника 6-ти лет, которые были распределены в две группы после психолого-педагогического тестирования и тестирования физической подготовленности - контрольную (КГ) - 21 ребенок, из них - 8 девочек и 13 мальчиков и экспериментальную (ЭГ) - 22 ребенка, из них - 9 девочек и 13 мальчиков. Все показатели снимались дважды - в начале и по окончанию эксперимента. Длительность формирующего этапа эксперимента составила 6 месяцев.

Таблица 1 Содержание методики подготовки детей дошкольного возраста к выполнению норм ГТО, основанной на преимущественном использовании народных игр в условиях развития познавательной сферы дошкольников и личностно-ориентированного обучения Содержание ФС ПС Методические рекомендации Интенсивность, ЧСС, уд. / мин Продолжительность, с Кол-во повторений, кол-во раз Интервалы отдыха, с Вводная часть занятия 7-10 мин бег, строевые упражнение, ОРУ Прокатывать обруч по земле (полу) толчком ладони, считая каждый толчок (педагог дает задание считать до определенной цифры, не более чем до 10, которая будет определять продолжительность упражнения) ловкость скоростно-силовые Мышление, внимание 140-160 10-12 2-3   150-180 Метание Бросать большой мяч в стену двумя руками, хлопнуть в ладоши, ловить его (во время каждого хлопка в ладоши называть диких животных, которые живут в регионе, или любые другие группы слов, по желанию самих детей или по заданию инструктора) ловкость скоростно-силовые Память, внимание, воображение 150-170 15-20 3-4   90-120

ТАБЛИЦА 1. ПРОДОЛЖЕНИЕ Лазанье и ползание Подняться по гимнастической стенке на 1,5 м переменным шагом и спуститься вниз (перед выполнением упражнения назвать как можно больше животных, которые умеют лазить по деревьям) ловкость скоростно-силовые Мышление, воображение 150-170 15-20 3-4 90-120 Основная часть 15-20 минут Пример 1 Подвижные игры «Мы веселые ребята» Ходьба и бег с ловлей и убеганием. Дети убегают от «ловца» в определенную нарисованную фигуру - круг, квадрат, треугольник       быстрота           восприятие Внимание память       150-180         6-8             3-4           150-180     «Жмурки» Бег с ловлей и убеганием в круге, который образовали дети. У ребенка, который ловит, завязаны глаза, а ребенок, который убегает, звенит в звонок   «Кегли» быстрота, ловкость         Ловкость восприятие Внимание       Внимание, воображение 130-150           150-180 15-40             8-10 5-6             3-4 90-120             120-150

ТАБЛИЦА 1. ПРОДОЛЖЕНИЕ Пример 2 Лапта / вольная лапта/метательная лапта Ловкость, быстрота Внимание, мышление 150-170       Пример 3 Игры - эстафеты «Положи на место» Добежать до набивного мяча (вес 1 кг), поднять, установить его на картинку с названной цифрой, вернуться бегом в конец колонны   быстрота Внимание мышление память   150-180   6-8   3-4   150-180 «Эстафета с флажками» Бег наперегонки по сигналу к флажкам разного цвета. Необходимо принести флажок определенного цвета (2-3 команды) быстрота ловкость восприятие мышление 160-180 6-8 3-4 150-180 «Эстафета с кеглями» Бег наперегонки по сигналу с задачей поставить кеглю определенного цвета в определенный круг (2-3 команды). Заключительная часть 5-10 минут быстрота ловкость Внимание 150-160 15-40 3-4 150-180

  Таблица 2 Показатели физической подготовленности, включая по тесты ГТО, детей старшего дошкольного возраста (6 лет) экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента, Хср±σ Двигательный тест Способность До эксперимента После эксперимента Прирост, % p КГ (n=21) ЭГ (n=22) КГ (n=21) ЭГ (n=22) КГ ЭГ Тесты комплекса ВФСК «ГТО» Бег 30 м, с быстрота 7,8±1,2 7,8±1,08 7,5±1,1 6,8±1,09 4 14,7 2,73 <0,01 Челночный бег 3х10 м, с Регуляция пространственно-временных параметров, быстрота 11,9 ±0,4 11,8 ±0,4 11,1±0,5 9,8 ±0,3 7,2 20,4 2,33 <0,05 Метание теннисного мяча в цель (с 6 метров), кол-во попаданий координационные способности, скоростно-силовые 1,9 ±0,2 1,8 ±0,4 2,1±0,2 3,4 ±0,3 9,5 47,1 7,6 <0,01 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во Сила мышц рук 8,6±5,8 8,8±5,9 10,1±4,7 15,1±3,3 14,9 41,7 6,04 <0,01 Прыжок в длину с места, см Скоростно-силовая 99,6± 8,6 98,9 ±8,2 105,2 ±7,8 120,1 ± 6,3 5,3 17,6 3,38 <0,01 Наклон вперед, см гибкость 0,8 ±2,7 0,7 ± 2,6 0,7 ± 2,6 3,7± 1,7 0 81 3,51 <0,01 Смешанное передвижение (1 км), мин. с выносливость 7.40 ±1.02 7.42 ±1.04 7.25 ± 1,08 6.27 ± 0,8 2,1 18,3 5,01 <0,01 Плавание, мин. с скоростная выносливость 3.05 ± 0.30 3.17 ± 0.40 2.57 ± 0.30 2.55 ± 0.20 18 24 1,51 >0,05

  ТАБЛИЦА 2. ПРОДОЛЖЕНИЕ Двигательный тест Способность До эксперимента После эксперимента Прирост, % p КГ (n=21) ЭГ (n=22) КГ (n=21) ЭГ (n=22) КГ ЭГ Дополнительные тесты на оценку физической подготовленности Бросание и ловля мяча от стены за 30 с, кол-во раз скорость реакции 12,6±3,7 11,7±3,8 13,8±3,2 17,5±4,6   9,5 21,1 2,74 <0,01 Теппинг-тест за 10 с, к-во раз Частота локальных движений 39,6±9,5 39,4±8,5 35,7±10,2 39,4±8,3 -9,8 0 0,43 >0,05 Поднятие туловища в сед, кол-во раз Сила мышц туловища 19 ±6,7 18 ±11,5 20 ±6,3 23 ±11,9 5 21,7 4,5 <0,01 Прыжки с поворотом, в градусах (˚) пространственное ориентирование 180˚ ± 16,2 179˚ ± 19,2 185˚ ± 15,5 197˚ ± 23,1 2,7 9,14 2,72 <0,01

Таблица 3 Показатели познавательных способностей детей дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента Познавательные способности До эксперимента После эксперимента Контрольная (n=43) Экспериментальная (n=22) Контрольная (n=21) Экспериментальная (n=22) Х δ Х δ Х δ Х δ t P Восприятие, баллы 4,2 1,2 4,3 1,2 5,1 1,6 5,9 0,9 4,11<0,01 Память, баллы 3,9 1,5 4,0 1,0 4,2 1,0 4,9 1,3 3,04<0,01 Мышление, баллы 4,4 1,0 4,6 1,1 4,6 0,9 5,7 1,1 2,71<0,01 Воображение, баллы 4,4 1,3 4,4 1,2 4,7 1,2 5,3 1,5 2,72<0,01 Внимание баллы 5,4 1,4 5,2 0,7 5,5 0,8 6,1 0,8 2,17<0,05

Таблица 4 Результаты выполнения нормативов комплекса ГТО мальчиками и девочка - участниками экспериментальной группы на формирующем этапе педагогического эксперимента, % детей   Пол Значок Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу Плавание без учета времени Прыжок в длину с места толчком двумя ногами Смешанное передвижение (1 км) Челночный бег 3х10 м Мальчики n=13 Золотой 15,4 - 23 30,8 - - - Серебренный 69,2 33 38,5 69,2 61,6 77 92,3 Бронзовый 15,4 77 38,5 - 38,4 33 7,7 Девочки n=9 Золотой 22,2 66,6 - 22,2 11,1 22,2 - Серебренный 55,5 33,3 55,5 44,4 11,1 44,4 55,5 Бронзовый 22,2 11,1 44,5 66 77,7 66,6 44,5

Таблица 5 Результаты выполнения нормативов комплекса ГТО мальчиками и девочка - участниками контрольной группы на формирующем этапе педагогического эксперимента, % детей   Пол Значок Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу Плавание без учета времени Прыжок в длину с места толчком двумя ногами Смешанное передвижение (1 км) Челночный бег 3х10 м Мальчики n=10 Золотой - - - - - - - Серебренный 30 20 40 20 40 20 40 Бронзовый 70 80 60 80 60 80 60 Девочки n=6 Золотой - - - - - - - Серебренный 33,2 66,8 - 83,5 - 33,2 16,5 Бронзовый 66,8 33,2 100 16,5 100 66,8 83,5

ВЫВОДЫ   Выявлено, что одним из главных вопросов современного образования является формирование системы обучения, которая предусматривает интегрированное образовательное, оздоровительное, общее воспитательное воздействие на детей дошкольного возраста 5-6 лет. 2. В связи с введением ФГОС в ДОУ приобретает актуальность взаимодействие компонентов морфофункционального состояния, физической подготовленности и познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста, поиск инновационных подходов к организации физического воспитания в дошкольных учреждениях.

  4. Разработана методика подготовки детей дошкольного возраста к выполнению норм ГТО, основанной на преимущественном использовании народных игр в условиях развития познавательной сферы дошкольников и личностно-ориентированного обучения, с применением доступных для детей видов физических упражнений: подвижных игр и игр-эстафет. 3. Установлено, что дошкольный возраст является благоприятным для развития скоростно-силовых качеств, ловкости, быстроты, гибкости. Кроме того, старший дошкольный возраст является сенситивный и для развития компонентов познавательной деятельности ребенка: восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания. Эти данные дают основания рассматривать возраст 5-6 лет как благоприятный для обучения техники тестовых заданий комплекса ГТО и успешного выполнения его нормативов.

  5. Доказано, что экспериментальная методика способствует повышению уровня физической подготовленности и показателя познавательных способностей детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной: наибольший прирост в экспериментальной группе наблюдался по следующим показателям тестов ГТО: - наклон вперед - 81% (р <0,01); метание теннисного мяча в цель - 47,1 % (р<0,01); сгибание и разгибание рук в упоре лежа - 41,7% (р<0,01); челночный бег 3х10 м - 20,4% (р<0,01). по другим контрольным испытаниям наибольшие приросты результатов после эксперимента были следующие: - в экспериментальной группе поднятие туловища в сед - 21,7% (<0,01), в контрольной - 5%, бросание и ловля мяча от стены за 30 с в экспериментальной группе - 21,1% (<0,01), в контрольной - 9,5% (р>0,05); значительное преимущество детей экспериментальной группы в сравнении с контрольной и результатами констатирующего эксперимента (возрастная норма прироста) выявлено (Р <0,01) в показателях внимания - в экспериментальной группе прирост 17,78%, в контрольной - 1,8%, на констатирующем этапе - от 1,9 до 7,2%; и воображения - прирост соответственно 17%, 6,38% и 2,3-7,1%; наибольший прирост обнаружен в тесте на восприятие - 27% и мышление - 19,3%.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации