Статья «Методика подготовки и проведения массовых мероприятий»
Управление образования администрации МО ГО «Воркута»
МУДО «Дворец творчества детей и молодежи»
Утверждено методическим советом МУДО «ДТДиМ»
«____»_________2016 г.
Протокол №____
«МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Методическая рекомендация для педагогов-организаторов образовательных учреждений
Автор:
КУДРОН М.М.,
педагог-организатор, педагог дополнительного образования
МУДО «ДТДиМ»
Воркута
- 2016-
I. ВВЕДЕНИЕ
Школьная жизнь длится у детей 11 лет. Она начинается Днем знаний и заканчивается прощальным балом выпускников. Одним из непременных залогов успешного обучения детей является разумная организация их досуга. Пусть ребенок, старательно корпевший над учебниками целую четверть, закрепит свои успехи, пройдя через маленький праздник, в котором он выступит либо как участник, либо как зритель.
Школьные праздники – благодатное поле для реализации творческого потенциала детей. В процессе их подготовки и проведения каждый ребенок может проявить себя в различных ролях, отвечающих его интересам и стремлениям, достичь определенного уровня совершенствования своих природных задатков и потребностей. Недаром массовая работа в образовательных учреждениях рассматривается как один из составляющих элементов воспитательного процесса.
Педагоги сектора социального творчества МОУДОД «ДТДиМ» неоднократно привлекались в качестве экспертов к аттестации педагогов-организаторов школ города. В ходе экспертизы был выявлен ряд типичных ошибок в подготовке и проведении массовых мероприятий. Этих ошибок можно избежать при более тщательном подходе, знании всех составных частей деятельности и их взаимодействии. Из наиболее часто встречающихся ошибок можно выделить следующие:
-
-
неактуальность темы;
несоответствие темы поставленным задачам, возрастной категории детей;
непродуманность художественного и звукового оформления;
слабая подготовка ведущих (речь, движение и т.д.);
недостаточное взаимодействие специалистов, привлеченных к подготовке проведению мероприятия;
отсутствие анализа и др.
-
Учитывая вышеизложенное и во избежание дальнейших просчетов, предлагаем использовать материалы из опыта работы сектора социального творчества, составляющие в целом систему деятельности по подготовке и проведению любого зрелищно-массового мероприятия. Опыт апробирован педагогами-организаторами сектора на различных сценических площадках города и зарекомендовал свою состоятельность.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В подготовке и проведении массовых мероприятий различают три этапа работы: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап включает в себя всю предварительную работу, начиная с определения социальной значимости и масштабов мероприятий и заканчивая генеральной репетицией в костюмах, с декорациями, световыми и звуковыми эффектами.
Это самый ответственный этап, и от грамотного его планирования и стыковки всех составных частей зависит успех всего мероприятия.
Остановимся на основных составляющих подготовительного периода.
1. Выбор темы.
При выборе темы следует тщательно уяснить, чем она может быть интересна для будущей аудитории.
2. Постановка цели.
Целеполаганию придается особо важное значение: организаторы должны четко определить, для чего они все это будут делать, какие качества посредством данного мероприятия хотят воспитать или развить в своих воспитанниках. Цель должна быть конкретной, адекватной возрасту детей, задачи – выполнимыми. Массовое мероприятие может проводиться с целью знакомства с народными традициями, воспитания определенных качеств личности и др.
3. Выбор наиболее удачной формы.
В настоящее время практикуются различные формы проведения мероприятий для школьников: театрализованное представление, бенефис, презентация, игровая развлекательная программа, комплексная игра, турнир и т.д. Выбирая форму, следует делать упор на предполагаемую возрастную категорию и на уровень развития зрительской аудитории. Так, например, планируя в школе День знаний, мероприятие для учащихся младших классов можно провести в форме игры – путешествия в страну школьных наук (по станциям), для ребят среднего возраста может быть интересен Турнир эрудитов, а для старшеклассников – презентация клуба знатоков школьной жизни или встреча команд КВН под названием «Все о школе» и т.д.
4. Поиск названия.
От того, насколько точно, емко, эмоционально и оригинально будет названо мероприятие, во многом зависит его посещаемость и успех.
Поиск названия - процесс творческий. Его можно вести до того, как разработан сценарный план или тогда, когда уже полностью готов сценарий. Чаще всего сначала придумывается название, а потом пишется сценарий. Такой путь существенно ограничивает поиск. При готовом сценарии значительно легче сформулировать название. Оно может быть подсказано атмосферой, которая возникает при прочтении материала в целом, фразой или репликой участника. По какому бы направлению ни развивался поиск, следует помнить главное: в названии должна быть четко выражена основная идея мероприятия.
5. Работа над сценарием.
Работу над сценарием следует начинать с составления сценарного плана, который представляет собой упорядоченно выстроенные в определенной последовательности составляющие элементы. Например:
Театрализованный пролог.
Фанфары. Выход ведущих.
Текст ведущих о ...
Художественный номер и т.д.
Разрабатывая сценарный план, следует учесть, что все основные блоки - эпизоды – должны быть выстроены в единую сюжетную линию, их связывающую. Неотъемлемой частью работы над сценарием является поиск интересного сюжета. В сюжете должны быть отражены характерные, интересные для конкретной аудитории жизненные события, связанные между собой и последовательно развивающиеся, что составляет композиционное решение мероприятия. В развитом виде композиция включает в себя:
экспозицию (назначение – дать зрительскому восприятию эмоциональный настрой);
завязку (название – пустить действие в ход);
развитие действия;
кульминацию (наивысшую точку напряжения);
развязку;
эпилог.
Иногда мероприятие может быть завершено кульминационным моментом, т.е. на наивысшей точке напряжения. Итак, сценарный план составлен, и его следует наполнить. Существует несколько источников, из которых черпается необходимый материал: научная и справочная литература, различные виды периодики, художественный материал. Но важнейшим является, пожалуй, непосредственно окружающая нас действительность.
При написании сценария особое внимание следует уделить текстам ведущих. Чаще всего они бывают в стихотворной форме, т.е. поэтическая речь наиболее организована, выразительна, эмоциональна. Если вы все же остановились на прозе, постарайтесь сделать тексты ведущих яркими, четкими, не перегружайте сценарий длинными монологами, которые тяжело воспринимаются на слух. Лучше ввести живые диалоги, элементы театрализации, общение с аудиторий и др. Создание сценария и его воплощение – процесс творческий, требующий выдумки, фантазии, оригинальных приемов организации действия. Он должен обладать действенностью, зрелищностью, причем зрелище должно быть увлекательным, захватывающим. Он должен носить характер «зримого сценария», т.е. быть не просто литературно-описательным, а способным предвидеть все эпизоды, все узловые моменты действия так, как они будут происходить.
6. Составление плана подготовки.
Практическая реализация сценария требует наличия плана подготовки, который строится по следующей схеме:
№№ пп |
Содержание деятельности |
Ответственные |
Сроки |
Для того чтобы мероприятие было ярким и качественным, в процессе его создания, помимо сценариста, должны участвовать: режиссер, осуществляющий постановку; звукорежиссер, занимающийся музыкальным и звуковым оформлением; осветитель (световые эффекты); художник (художественное оформление зала, сцены); бутафор (изготовление реквизита); костюмер (пошив или подбор костюмов); вспомогательно-техническая группа (обслуживание сцены, приглашение выступающих). Кроме того, при подготовке мероприятия следует учесть приглашение гостей, формирование зрительской аудитории, разработку и распространение рекламы, подбор концертных номеров и многие другие моменты, «работающие» на качество. Для того, чтобы весь этот объем работы не упал на плечи одного человека, ответственный за проведение мероприятия и составляет план подготовки, отразив в нем всю работу, которую необходимо проделать, определив сроки исполнения и ответственных, примерный план подготовки дан в приложении.
7. Репетиции.
Репетиционная работа занимает одно из главных мест в подготовке мероприятия. Для успешного проведения репетиции необходимо:
репетировать по частям, по эпизодам;
Если эпизод, номер готов, незачем «мучить» исполнителей многократными повторениями до генеральной репетиции;
создать на репетиции атмосферу творчества;
забыть слова и предложения типа: «Хватит, сколько можно говорит!», «Ничего у вас не получится!» и т.д.;
тщательно репетировать массовые сцены, в которых занято много участников. Не жалеть времени на то, чтобы научить ребят быстро и бесшумно перестраиваться за кулисами, выходить на сцену.
Репетиционная работа также многоэтапная и осуществляется в определенном порядке:
Прочтение сценария, разбор, распределение ролей.
Застольные репетиции (сверка текстов, определение характеров героев, чтение по ролям).
Разводка в выгородках, определяющая геометрию действия актера, ведущих исходя из внутреннего состояния в предполагаемых обстоятельствах.
Репетиции с реквизитом.
Репетиции с реквизитом и в костюмах.
Репетиции в декорациях (выгородки убираются).
Постановочная репетиция, на которой ставится свет.
Пробная постановочная репетиция со светом и фонограммой.
Черновая генеральная репетиция. Корректировка. Хронометраж.
Генеральная репетиция. Это окончательный просмотр: мероприятие идет целиком, без остановок, в костюмах, с декорациями и реквизитом, со всеми звуковыми и световыми эффектами.
Таким образом, в идеальном варианте необходимо 8-10 репетиций для проведения мероприятия на высоком качественном уровне, но это делается в случае повышенной сложности сценария и режиссерских задумок. При подготовке традиционных мероприятий достаточно 4-5 репетиций, включая генеральную. Обязательным является проведение хронометража и определение длительности мероприятия с учетом возрастных и психологических особенностей зрительской аудитории. Опыт показал, что идеальное время продолжения мероприятия для младшего и среднего школьного возраста – 30 - 40 минут (в зависимости от выбранной формы), для старшеклассников – 60 - 90 минут. При проведении репетиций следует обратить особое внимание на подготовку ведущих (речь, движение). Необходима тщательная расстановка акцентов в текстовом материале, аргументированное движение по сцене (выход, уход, работа с залом, чтение текста из-за кулис и т.д.) Костюмы ведущих должны точно соответствовать сценическим образам, направленности мероприятия, являясь органичным дополнением к его форме и содержанию.
8. Составление партитур света и звука.
Партитура - это специальные выписки для осветителей, звукорежиссера, необходимые для того, чтобы они могли вовремя дать фонограмму, высветить нужный персонаж, сцену. Партитуры представляют собой описание действия плюс две-три фразы до того момента, когда вступает техника. Реплику, на которую должен среагировать осветитель или звукорежиссер, следует подчеркнуть. При более глобальных масштабах проводимого дела осветитель и звукорежиссер должны иметь персональный сценарий всего мероприятия, в котором сделаны все соответствующие отметки.
9. Наглядное оформление.
Выбор того или иного наглядного средства диктуется содержанием и темой планируемого мероприятия. Ничего не добавляющее к содержанию, ничего в нем не поясняющее и не раскрывающее, наглядное средство оказывается даже помехой. Оно будет тем раздражителем, на которое то и дело будет переключаться внимание зрителей. Кроме того, перегруженность наглядными средствами также отрицательно сказывается на общем восприятии мероприятия. Любое оформление начинается с прочтения художником сценария и разработки эскиза, который должен быть обязательно утвержден режиссером. Не следует зацикливаться на глобальных конструкциях, которые оправдывают себя в том случае, когда мероприятию предопределена долгая жизнь (спектакль, например). Достаточно порой красочного оформления задника, на котором выложен символ праздника. Удобны в работе съемные планшеты, крепящиеся сверху при помощи лески. Они создают определенный объем и могут быть неоднократно использованы для оформления других мероприятий.
Если мероприятия проводятся традиционно (конкурсы, фестивали, клубные мероприятия и т.д.) следует подумать о постоянном оформлении – символе, изготовленном из более качественных материалов, например, ДВП или фанеры. Оно рационально в использовании и на момент следующего использования требует лишь обновления и внесения некоторых специфических элементов. Хорошо смотрятся на сцене драпировки из ткани (тюль, цветной шелк), композиции из цветов в сочетании с символами. Такое оформление на начальном этапе требует материальных затрат, но в дальнейшем оправдывает себя из-за многократности использования. Следует напомнить, что цветовая нагрузка наглядного оформления должна учитывать световые возможности сцены и зала.
10. Подбор концертных номеров.
Концертные номера служат зрелищной иллюстрацией мероприятия, и поэтому должны соответствовать тематике, общей направленности, дополнять сценарий, а не контрастировать с ним. Мероприятие не должно быть перегружено вставными номерами, их количество определяется логикой сценария и обосновывается режиссерским видением всего мероприятия. Все концертные номера должны быть на должном постановочном и исполнительском уровне, яркие, «говорящие». Не следует допускать показа «сырых» номеров, они, как правило, смазывают общий эффект мероприятия даже при прекрасном сценарии.
11. Формирование зрительской аудитории.
При наполнении зала зрителями педагогу-организатору следует руководствоваться основным правилом: детям должно быть интересно и доступно то, что происходит на сцене. Поэтому, если мероприятие подготовлено для определенной возрастной категории, основной публикой в зале должны быть дети именно этого возраста.
Основным инструментом формирования зрительской аудитории является реклама. Не всегда реклама должна быть броской и эффективной во что бы то ни стало. Она может быть краткой, деловой, шутливой, т.е. разной в зависимости от адресата. Среди ее форм следует выделить плакат. Плакат – объявление и его разновидность – афишу, которая является анонсом предстоящего мероприятия. Человека, читающего объявление, прежде всего, интересует название мероприятия, затем содержание (наполнение), организатор, дата, время и место проведения. Текст афиши не следует загружать избыточной информацией, следует избегать общих выражений, абстрактных определений, избитых фраз, безличных обращений, иноязычных слов и выражений.
Итак, вся подготовительная работа выполнена, и мы поднялись на следующую ступеньку работы над массовым мероприятием.
Основной этап работы – это собственно проведение мероприятия. Здесь следует принять к сведению некоторые позиции организационного плана, способствующие успеху мероприятия.
Перед началом (примерно за час) ответственным за проведение осуществляется проверка готовности к мероприятию (звук, свет, оформление, реквизит) и окончательная расстановка по местам всех задействованных исполнителей (помрежи, дежурные, отв. за микрофоны, занавес, вынос реквизита, приглашение коллективов - участников ЗММ). Звукорежиссером и светооператором осуществляется окончательная настройка аппаратуры.
За 15-20 минут до начала мероприятия приглашается зрительская аудитория. Дежурный по залу осуществляет пропускной контроль, обеспечивает порядок в зале. Если предполагается приглашение особых гостей, их встречает и рассаживает на отведенные места специально подготовленный человек или представитель администрации.
При возникновении ситуаций, требующих корректировки сценария, до начала мероприятия необходимо дать информацию режиссеру, ведущим. Эта информация передается из зала ответственным дежурным через «бегунка», который осуществляет связь зала со сценой. Никаких передвижений посторонних лиц по сцене во время нахождения зрителей в зале не допускается.
Творческие коллективы, принимающие участие в мероприятии, не должны находиться за кулисами с самого начала в ожидании своего выхода на сцену. Они находятся в гримерных комнатах и вызываются за кулисы согласно программе за 2-3 номера. Отвечает за своевременный выход коллективов помощник режиссера. Эта связь осуществляется через второго «бегунка». Такая система способствует созданию порядка за кулисами, не перегружает сцену лишними людьми.
Таким образом, выполнение всех этих условий является залогом успешного проведения любого массового мероприятия. После проведения в обязательном порядке должен быть произведен полный анализ мероприятия с целью выявления положительных и отрицательных моментов в его подготовке и проведении. Проанализировать мероприятие можно по следующей схеме:
1. Наличие плана подготовки, сценария, качество их содержания.
2. Новизна формы.
3. Художественное оформление.
4. Звуковое оформление, его качество.
5. Световое оформление.
6. Внешний вид участников и приглашенных.
7. Начало: яркость, настрой на восприятие.
8. Характеристика роли ведущих: ораторское мастерство, артистизм, контакт со зрителем.
9. Композиционное построение: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог. Наличие или отсутствие. .
10. Атмосфера творчества, сменяемость действий, динамика.
11. Режиссерский и авторский замыслы, их воплощение.
12. Авторские удачи, находки.
13. Соответствие выбранной формы, продолжительности мероприятия возрастной группе зрителей.
14. Общее впечатление и оценка мероприятия.
15. Замечания, предложения, пожелания.
Анализ является заключительным этапом работы над массовым мероприятием.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особенностью массового мероприятия является то, что при его подготовке и проведении организационные и творческие аспекты находятся в тесной взаимосвязи. Ведущая роль, безусловно, принадлежит творческому процессу, эффективность которого определяется уровнем профессионального мастерства педагога-организатора и самой его личностью. Это обязывает к постоянному совершенствованию самого себя, своих личных качеств, общих и специальных знаний, умений, навыков. Надеемся, что данная методическая рекомендация поможет активизировать этот процесс, найдет свое применение в школьной жизни, станет востребованной и будет оценена теми, кто действительно заботится об организации культурного досуга подрастающего поколения.
РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ МАССОВОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «ДЕНЬ ЗНАНИЙ»
СЦЕНАРИЙ ТВОРЧЕСКОГО ОТЧЕТА ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Различные формы массовой учебной работы детского объединения дополнительного образования
Образовательная деятельность детского объединения дополнительного образования не может ограничиваться лишь «текущим» учебным процессом, так как это может вызвать снижение интереса детей к занятиям и, как следствие, понижение общего уровня результативности работы.
Педагогу необходимо продумывать и активно использовать различные формы массовой работы с воспитанниками детского объединения. Это позволит:
— создать «ситуацию успеха» для каждого ребенка;
— показать ему результаты его учебной работы;
— создать условия для сплочения коллектива;
— формировать у детей стремление радовать окружающих доступными им способами;
— расширить границы учебного процесса. Наиболее распространенными формами массовой работы в системе дополнительного образования детей являются:
• выставки,
• концерты,
• клубные дни,
• состязательные мероприятия: соревнования, конкурсы, фестивали, олимпиады и др.
Каждое из названных мероприятий имеет свои содержание, педагогическое значение, методику подготовки и проведения.
Методика подготовки и проведения выставки
Выставки могут быть: рекламные, тематические, конкурсные, итоговые, учебные, персональные.
Этапы организации и проведения выставки
1. Определение темы, места и времени (периода) проведения выставки.
2. Составление тематико-экспозиционного плана выставки.
3. Подбор и оформление экспонатов выставки.
4. Оформление выставки и сопутствующих материалов.
5. Открытие выставки.
6. Проведение выставки.
7. Закрытие выставки.
8. Последействие.
Рассмотрим подробнее работу на каждом из названных этапов.
1 -й этап
При выборе темы выставки необходимо учитывать:
• календарный и учебный период;
• тему учебного года, определяемую региональным управлением образования;
• актуальные задачи детского объединения дополнительного образования.
Выбор места проведения выставки зависит от темы и сроков ее проведения. Местом проведения выставки могут стать: учебный кабинет, выставочный зал, коридор, рекреация, холл первого этажа образовательного учреждения.
Выставочные экспонаты могут располагаться в выставочных витринах, на стендах, в шкафах, на столах и т.д.
Время проведения выставки может колебаться от нескольких часов до нескольких месяцев в зависимости от ее назначения.
2-й этап
Составление тематико-экспозиционного плана выставки позволит максимально содержательно и организованно подготовить и провести выставку любого уровня.
Тематико-экспозиционный план выставки должен определять ее:
— тему;
— время и место проведения;
— педагогические цели и задачи;
— тематику и последовательность расположения экспонатов;
— композиционно-оформительские задачи;
— участников.
3-й этап
Подбор выставочных экспонатов может осуществляться следующим образом:
— работы предоставляются воспитанниками детского объединения на период проведения выставки;
— систематически отбираются лучшие работы (формируется выставочный фонд детского объединения);
— работы коллективно выполняются специально для выставки.
При отборе выставочных работ можно провести их конкурсное представление, а также коллективное обсуждение.
К оформлению выставочных работ воспитанников детского объединения предъявляются определенные требования. Каждая работа должна иметь:
— законченный вид;
— необходимое оформление (паспарту, эстетические дополнения, фон и т.д.);
— приложенную к ней этикетку со следующей информацией: название работы, фамилия и имя ребенка, его возраст, название детского объединения, фамилия и инициалы педагога.
4-й этап
Прежде всего, необходимо помнить, что выставка — это организованное педагогическое мероприятие, способствующее решению целого ряда педагогических задач. Она не предназначена лишь для украшения интерьера образовательного учреждения.
Выставка должна иметь: название, композиционный центр, необходимые информационные и литературные дополнения, эстетическое оформление, каталог.
Возможные варианты расположения работ при построении выставочной экспозиции:
— последовательно от простых работ начинающих воспитанников до сложных работ учащихся старших лет обучения, выпускников, а возможно, и педагога детского объединения;
— композиционно, т.е. разные детские работы объединены по небольшим тематическим композициям;
— работы каждой учебной группы (или каждого детского объединения) могут быть расположены отдельно;
— работы могут быть сгруппированы по направлениям или видам деятельности.
5-й этап
Открытие выставки — небольшой, но очень важный этап ее организации и проведения — может включать следующие элементы:
— вступительное слово педагога или администрации образовательного учреждения;
— презентацию содержания выставки;
— представление участников выставки;
— информирование по организационным вопросам (сроки и время работы выставки, платный или бесплатный вход и т.д.);
— экскурсию по выставке.
6-й этап
Провести выставку можно следующим образом:
— организовать на выставке дежурство учащихся детского объединения;
— провести для посетителей экскурсии по выставке;
— провести изучение мнений посетителей о выставке (в форме книги отзывов, вручения приза зрительских симпатий, голосования, заполнения опросника и др.).
Дополнением к выставке могут быть выступления творческих коллективов образовательного учреждения, театрализованные действа, соответствующие тематике выставки, музыкальное сопровождение и т.д.
7-й этап
Закрытие выставки (так же, как и открытие) имеет очень важное организационно-педагогическое значение, так как позволяет подвести итог не только данного мероприятия, но и определенного этапа работы с детьми.
Закрытие выставки может включать следующие элементы:
— вступительное слово педагога или администрации образовательного учреждения;
— подведение итогов выставки (отмечаются лучшие работы, активные учащиеся, творческие находки детей);
— награждение участников выставки;
— заключительное слово педагога (в том числе о дальнейших перспективах выставочной деятельности детского объединения).
8-й этап
Этап последействия очень важен для дальнейшей работы с детьми. Он включает подведение общих итогов и определение перспектив на будущее.
На этом этапе работы важно создать ситуацию успеха для каждого ребенка, участника выставки. Этому способствуют:
— проведение торжественного награждения детей грамотами и призами;
— издание приказа с объявлением благодарности учащимся от администрации за организацию и проведение выставки;
— благодарственные письма на предприятия родителей с сообщением в об успехах ребенка;
— организация экскурсии для участников выставки;
— включение информации о выставке в летопись детского объединения.
Методика подготовки и проведения концерта
Концерты могут быть: отчетные, праздничные, тематические, для рекламы детского творческого объединения.
Концерт так же, как и выставка, имеет основные этапы:
1. Определение темы концерта.
2. Определение даты, времени и места проведения концерта.
3. Составление программы или сценария концерта.
4. Просмотр и отбор концертных номеров.
5. Продумывание текста конферанса и подготовка ведущих.
6. Подготовка и распространение пригласительных билетов.
7. Оформление и вывешивание афиши.
8. Проведение репетиции концерта.
9. Проведение концерта.
10. Последействие.
Рассмотрим подробнее работу на каждом названном этапе.
I этап
При определении темы концерта необходимо учитывать:
— календарный и учебный период;
— актуальные задачи деятельности детского объединения (учреждения);
— тему учебного года, определяемую региональным управлением образования;
— особенности аудитории.
2 этап
Определяя дату и время проведения концерта, необходимо учесть:
— режим учебы школьников;
— какой это будет день недели, выходные или праздничные дни;
— каникулярный период;
— возможность посещения концерта родителями;
— тему концерта.
Опыт показал, что оптимальным для проведения концерта является время с 17 ч в рабочие дни и 12—14 ч в выходные и праздничные дни.
Местом проведения концерта может быть:
— концертный (актовый) зал;
— фойе;
— холл первого этажа;
— большое крыльцо образовательного учреждения;
— открытая сцена на улице;
— большая уличная площадка.
3 этап
При составлении программы или плана проведения концерта необходимо соблюдать следующие правила:
а) концерт должен начинаться и заканчиваться «ярким» массовым номером;
б) если концерт состоит из различных по жанрам и стилям номеров:
— начать нужно с «классики» и постепенно переходить к современной эстраде;
— нельзя в программе ставить подряд однотипные номера;
— нельзя в программе после массового номера, сопровождаемого громкой музыкой, ставить выступление солиста;
в) следует также учитывать возраст участников концерта: начать концерт лучше с выступлений младших детей, а закончить — выступлениями учащихся старшего возраста.
4 этап
Не позднее, чем за 2 недели до даты проведения самого концерта, нужно просмотреть и отобрать концертные номера. До просмотра номеров необходимо ознакомить предполагаемых участников с проектом сценария, чтобы они заранее продумали тематику выступления.
Концертный номер должен отвечать следующим требованиям:
— он должен иметь законченный вид;
— соответствовать теме (форме) концерта;
— его содержание должно соответствовать возрасту детей и уровню их подготовки.
5 этап
Конферанс является необходимой и важной составляющей любого концерта. Конферанс позволяет:
— создать праздничное настроение;
— изложить необходимую информацию об участниках концерта и концертных номерах;
— дополнить концертные выступления тематической информацией;
— провести поздравление и награждение участников и гостей концерта;
— сгладить организационные недочеты, проявившиеся при проведении концерта.
В качестве конферансье на детские концерты лучше всего подготовить двух детей — мальчика и девочку (юношу и девушку). Текст конферанса с ребятами нужно разучить заранее, а также проговорить возможные варианты действий ведущих в случаях недоразумений организационного характера, возможных в ходе проведения концерта.
Важно обсудить с ведущими форму одежды, а также тщательно отрепетировать их поведение на сцене.
6 этап
Пригласительные билеты на концерт можно оформить на компьютере или при необходимости изготовить с детьми вручную. На таком билете необходимо разместить следующую информацию: личное обращение к приглашаемому, название концерта, дату, время и место его проведения, с указанием адреса и телефона, краткую аннотацию концерта.
Распространить пригласительные билеты (в том случае, если билеты на концерт бесплатные) можно следующим образом:
— раздать через участников концерта и воспитанников учреждения;
— вручать пригласительные билеты всем посетителям образовательного учреждения;
— раздать в ближайших образовательных учреждениях;
— опустить в почтовые ящики в ближайших к образовательному учреждению жилых домах.
Обязательно нужно вручить пригласительные билеты лично особым гостям концерта.
7 этап
Афиши о предстоящем концерте можно вывесить:
— в самом учреждении (на видном месте);
— в ближайших образовательных учреждениях;
— в культурно-досуговых учреждениях;
— на специально отведенных информационных стендах в микрорайоне.
Афиша должна содержать следующую информацию о концерте:
— его название;
— дату, время и место проведения;
— адрес, проезд и телефон места проведения;
— краткую аннотацию;
— условия его посещения (платно или бесплатно).
8 этап
Репетиция — необходимый этап организации концерта, позволяющий решать целый ряд организационных задач. В ходе репетиции следует:
— каждый концертный номер, включенный в программу, просмотреть на сцене;
— отрепетировать с каждым участником концерта его выход и уход со сцены;
— провести репетицию награждения участников концерта, если оно предусмотрено;
— проговорить с выступающими требования (во всех деталях) к
форме сценической одежды;
— назначить время сбора участников концерта.
9 этап
Правила организации концерта
1. За 1—2 часа до начала концерта необходимо проверить на готовность место его проведения.
2. Необходимо назначить дежурство педагогов в зрительном зале, на сцене, за сценой, у входа в образовательное учреждение.
3. Программу концерта (краткий вариант) необходимо отпечатать в нескольких экземплярах и развесить у входа в зрительный зал, за сценой, на сцене.
4. Время сбора участников концерта необходимо назначить не менее чем за 30 мин до начала концерта.
5. Перед началом концерта нужно проверить организационную готовность всех участников концерта, а также настроить их на предстоящее выступление.
6. Организатору концерта необходимо постоянно находиться на сцене, чтобы контролировать все происходящее на сцене и за сценой.
По окончании концерта следует подойти к каждому детскому коллективу, чтобы поблагодарить всех детей и педагогов за участие (независимо от качества выступления).
10 этап
Последействие должно включать в себя:
— обсуждение ошибок и недочетов концертного выступления;
— исправление выявленных недостатков в процессе дальнейшей работы;
— определение перспектив концертной деятельности.
Методика подготовки и проведения клубного дня
Клубный день — специально организованное массовое мероприятие для учащихся детского объединения дополнительного образования, содержательно расширяющее тематику основного учебно-воспитательного процесса.
Содержанием клубного дня может стать интересная и необходимая детям информация, связанная с основной образовательной программой, передача которой требует дополнительных условий (т.е. в основное учебное время не может быть полноценно изложена).
К таким дополнительным условиям можно отнести:
— длительное время на изложение информации (например, 30—45 мин), тогда как на одном учебном занятии теоретическая часть не может превышать 25—30 мин;
• невозможность разделить информацию на отдельные части (например, при знакомстве детей с основными историческими этапами развития данного вида деятельности или обобщении различных направлений творчества);
• необходимость включения в беседу просмотра или прослушивания аудио - или видеоматериалов, а также организации выставки или концертных выступлений;
• привлечение к работе с ребятами специалиста-практика в данном виде деятельности (например, известного спортсмена или тренера, композитора или музыканта-исполнителя, художника или скульптора).
Клубный день может быть не только познавательного, но и досугово-развивающего характера (например, киноклуб, клуб игр и затей, день рождения и т.д.). Педагогическое назначение таких клубных дней — создание условий для содержательного досуга и общения воспитанников детского объединения.
Клубный день может стать мероприятием, позволяющим обобщить знания и умения, полученные детьми на занятиях (например, мастерская к празднику или выставка-рассказ). Такие клубные дни дают детям возможность творчески применить полученные на занятиях знания, умения и навыки.
Примерные формы и тематика клубных дней:
• клуб любителей или знатоков (музыки, книги, танца, живописи и т.д.);
• вечер (поэзии, музыки, танца и т.д.);
• мастерская (Деда Мороза, сувениров, Самоделкина и т.д.);
• игровой клуб;
• киноклуб (тематический, клуб любителей мультфильмов и т.д.);
• «Волшебный мир (цветов, игрушек, красок, музыки, танца и т.д.)»;
• «Наши (пернатые, домашние, четвероногие и т.д.) питомцы»;
• день рождения (огонек, праздник и др.);
• встреча с интересным человеком.
Формы клубного дня:
Лекция-концерт (рассказ-концерт), выставка-рассказ, тематическая игровая программа, тематическая программа мультфильмов, мастерская, клуб, тематический вечер или утренник, устный журнал, игра-спектакль, «Огонек», праздник и др.
Алгоритм подготовки и проведения клубного дня:
1) определить регулярность проведения клубных дней детского объединения в течение учебного года;
2) продумать тематику клубных дней на весь учебный год (составить годовой план работы клуба);
3) по каждому клубному дню продумать (при необходимости уточнить) тему, дату, место и время проведения;
4) определить форму проведения клубного дня;
5) составить план (сценарий) проведения конкретного клубного дня;
6) продумать оформление, озвучивание и оборудование клубного дня;
7) составить план подготовки клубного дня, распределить обязанности;
8) определить и подготовить ведущего клубного дня;
9) подготовить и распространить пригласительные билеты;
10) оформить и вывесить афишу (не позднее чем за 2 дня);
11) провести клубный день.
Ход клубного дня может быть следующим:
— объявляются тема клубного дня, его основное содержание и участники;
— выступления по ходу клубного дня желательно иллюстрировать (аудиоматериалом, видеоматериалом, концертными выступлениями И Т.Д.);
— для активизации всех участников клубного дня можно использовать такие формы, как викторина, творческое задание, работа в командах и т.д.;
— общее время проведения клубного дня познавательно-развивающей тематики не должно превышать 1 ч для младших школьников и 1 ч 20 мин для подростков и старшеклассников;
— завершить мероприятие можно чаепитием (если участников не слишком много);
— по окончании клубного дня необходимо подвести итоги, поблагодарить всех участников клубного дня (выступающих, зрителей, помощников), отметить активистов.
Методика подготовки и проведения конкурсных мероприятий
Педагогическое назначение конкурсных мероприятий:
— выявление уровня специальной подготовки детей в определенном виде деятельности;
— выявление и поддержка творчески одаренных детей;
— стимулирование творческой активности учащихся детских объединений дополнительного образования;
— поддержка творчески работающих педагогов дополнительного образования;
— организационная и моральная поддержка данного вида творчества.
Формы конкурсных мероприятий:
• соревнование (турнир),
• фестиваль,
• олимпиада,
• выставка-конкурс,
• конкурс детских работ (в определенном виде творческой деятельности),
• конкурс юных исполнителей (солистов, ансамблей, массовых коллективов),
• смотр-конкурс,
• тематический конкурс или фестиваль,
• конкурс мастерства.
Уровни организации и проведения конкурсных мероприятий: международный, федеральный, региональный, городской, окружной, районный, учрежденческий, конкурсное мероприятие в рамках одного детского объединения.
Основные этапы организации и проведения конкурсного мероприятия:
1-й этап — создание инициативной группы, определение уровня и тематической направленности конкурсного мероприятия, определение его организаторов;
2-й этап — разработка положения о конкурсном мероприятии;
3-й этап — рассылка положения предполагаемым участникам конкурсного мероприятия и;
4-й этап — организация и проведение организационных и методических мероприятий (собраний, консультаций, мастер-классов и т.д.) для педагогов — будущих участников конкурсного мероприятия;
5-й этап — сбор заявок на участие в конкурсном мероприятии;
6-й этап — составление плана проведения конкурсного мероприятия (графика просмотра или прослушивания, плана конкурсной выставки и т.д.), формирование состава жюри;
7-й этап — организация контактов с участниками конкурса и решение организационных вопросов;
8-й этап — организация и проведение основных конкурсных мероприятий (просмотров, прослушиваний, выставочных показов, состязательных мероприятий и др.);
9-й этап — подведение итогов конкурса, определение победителей конкурсного мероприятия;
10-й этап — организация и проведение итоговых мероприятий,
(гала-концертов, показательных выступлений и т.д.), награждение победителей;
11-й этап — организация и проведение методических мероприятий для педагогов — участников конкурсного мероприятия (анализ итогов конкурсного мероприятия).
Дополнительные действия в ходе организации и проведения конкурсного мероприятия:
— на детских конкурсных мероприятиях обязательно должны присутствовать дети: они могут быть просто зрителями, а могут участвовать в работе детского жюри или выбирать лучшего участника конкурса в номинации «Приз зрительских симпатий»;
— для привлечения внимания к конкурсному мероприятию необходимо за несколько дней до его проведения вывесить афишу, распространить пригласительные билеты (обязательно нужно отправить пригласительные билеты всем членам инициативной группы данного конкурсного мероприятия, а также руководителям органов образования и местной администрации);
— место проведения конкурса следует оборудовать и оформить в соответствии со спецификой данного конкурсного мероприятия;
— подведение итогов конкурсного мероприятия и награждение лучше проводить в специально отведенный для этого день, а вручение призов и подарков сочетать с показательными выступлениями победителей;
— в дипломах победителей конкурсного мероприятия обязательно нужно указать не только фамилию и имя ребенка, но и название образовательного учреждения и детского творческого объединения, а также фамилию и инициалы педагога.
Структура тематико-экспозиционного плана выставки
Тема выставки.
Место проведения выставки.
Сроки проведения выставки.
Цели выставки.
Задачи выставки.
Композиционное построение выставки:
— композиционный центр выставки;
— принцип расположения экспонатов выставки;
— место расположения экспонатов выставки.
Тематика выставочных работ:
Тип выставочных работ и критерии их отбора.
Требования к оформлению выставочных работ.
Дополнительное оформление выставки:
— музыкальное;
— каталог выставочных работ;
— дополнительная информация;
— эстетические дополнения.
Структура положения о конкурсном мероприятии
Название конкурса (профиль, тематика).
Инициаторы проведения конкурса.
Цели конкурса.
Задачи конкурса.
Сроки проведения конкурса.
Сроки подачи заявок на участие в конкурсе.
Участники конкурса.
Программа конкурса.
Требования конкурса.
Подведение итогов конкурса и награждение.
Состав жюри конкурса.
Организаторы конкурса.
Контактный телефон.
Приложения к положению о конкурсном мероприятии:
1. Форма заявки на участие в конкурсе:
— название конкурса,
— номинация конкурса,
— образовательное учреждение,
— детское объединение (класс, группа),
— педагог (фамилия, имя, отчество полностью),
— контактные телефоны педагога (рабочий и домашний),
— исполнитель (фамилия и имя ребенка (название коллектива), возраст, школа, класс, год обучения),
— конкурсная программа (название работ, исполняемых произведений
— дополнительные данные (при необходимости).
2. Образец этикетки (для работ изобразительного, декоративно-прикладного и технического творчества):
— название работы,
— исполнитель (фамилия и имя ребенка, его возраст),
— образовательное учреждение,
— детское объединение,
— педагог (фамилия, инициалы).
Приложение 2
СЦЕНАРИЙ
праздника «День знаний»
Цель: помочь первоклассникам в адаптации к школе, создать положительную мотивацию к обучению.
1. Звуковой сигнал.
2. Выход ведущей.
В. Здравствуйте, дорогие ребята! Мы рады приветствовать вас на празднике. От всей души поздравляем вас с сегодняшней прекрасной датой - 1 сентября, и для начала давайте познакомимся. Я буду задавать вопросы, а вы, хлопая в ладоши, мне отвечать: «Это – я, это - я, это - все мои друзья». Слушайте внимательно, в каких случаях необходимо отвечать, а в каких только хлопать. Внимание, начинаем!
Кто ватагою веселой
Каждый день шагает в школу?
__________________
Кто из вас приходит в класс
С опозданием на час?
__________________
Кто из вас хранит в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
__________________
Кто из вас, из малышей,
Ходит грязным до ушей?
__________________
Кто домашние уроки
Выполняет точно в сроки?
__________________
Кто из вас, скажите вслух,
на уроке ловит мух?
__________________
Вед. Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием и заслужили творческий подарок от ребят из ансамбля «Школьные годы».
3. Художественный номер
4. Выходят ведущие и костюмированные герои.
Вопросительный знак. Здравствуйте, что ли? Скажите, пожалуйста, а по какому случаю праздник? Что сегодня за дата такая - 1 сентября?
Вед. Как много вопросов! Здравствуй, самый любопытный и любознательный знак на свете! Я тебе отвечу так - 1 сентября - это первый день осени.
Школьник. Всем привет! А у меня есть другой ответ: 1 сентября - это День знаний!
В. З. Каких знаний? Больших или маленьких?
Ш. Не больших и не маленьких, а просто знаний!
В. Перед вами все пути открыты,
Все дороги впереди у вас.
Станете вы, может, знамениты,
Но сегодня ждет вас школа, ждет вас класс!
Как замечательно, что первый день осени совпал с таким прекрасным праздником, как День знаний!
В.З. А как празднуется этот праздник?
Ш. О, это просто! В этот день все ребята идут в школу!
В.З. Все в одну школу?
Ш. Да нет, конечно! Ребята идут в разные школы.
В. Все школы отремонтированы, стены выкрашены, классы украшены и ждут своих учеников.
В.З. Ой, как здорово! А мне в школу можно? Я тоже хочу учиться, только…
Я не знаю, как учиться,
Когда сесть, когда вставать.
Ночью, может, не ложиться,
Чтоб к урокам не проспать?
Можно ли в тетради мелом
Вместо ручки написать?
Лучше скромным быть иль смелым?
Промолчать иль закричать?
Что же мне делать?
Ш. Да ничего не надо, пойдем!
В. Подождите, подождите! Вы куда?
Ш. и В.З. (одновременно) В школу!
В. И у вас с собой есть все, что необходимо каждому ученику? Даже азбука?
Ш. Конечно! (Снимает ранец). Вот смотрите!
В. (Достает из ранца азбуку). С ней мы как раз и поиграем?
5. Игра «Веселая азбука». (Ребята образуют круг и под музыку передают «Азбуку» друг другу, музыка затихает, и тот, у кого она осталась в руках выбывает из игры).
6. Ш. Ну все, поиграли теперь можно и делом заняться.
В. Не торопитесь! Чтобы идти в школу, надо как следует подготовиться, вспомнить, что изучали раньше…
Ш. О! У меня этих знаний!
В.З. Может, проверим?
Ш. Запросто!
В.З. Сможешь ли ты назвать примерное количество страниц в книге, не открывая ее?
Ш. Проще простого. В этой книге две страницы - вот и вот (показывает на обложки).
В. Ребята, давайте поможем нашему школьнику. Кто отгадает примерное количество страниц в книге, тот и получит ее в подарок
7. Игра «Угадай количество страниц».
8. Ш. Подумаешь, не угадал, сколько страниц! Зато я умею быстро считать: раз, два, три…
В. Так-то легко, а ты попробуй найти цифры по порядку вот на этом табло! (Школьник пробует, у него ничего не получается). Ребята, попробуйте вы.
9. Игра «Цифры вразброс».
10. Ш. Зато я умею решать сложные примеры!
В. Сейчас проверим! Кто быстрее и правильнее решит пример, тот и получит приз!
11. Игра «Ну-ка сосчитай!».
12. Ш. выкрикивает неправильный ответ.
В. Да, с математикой у тебя неважно.
Ш., Зато я пою хорошо! (поет).
В. Нет, ты послушай, как другие поют!
В.З. Ты необычным пением владеешь?
В. Что за необычное пение? Народное, эстрадное знаю, а что за необычное?
В.З. Есть среди вас смельчаки? Кто хочет попробовать спеть? Сможете спеть, зажав нос, песню «Маленькая страна»? А втянув щеки? А, закусив нижнюю губу?
13. Игра «Необычное пение».
14. Игра «Черный ящик».
15. Ш. Что-то у меня пропало желание в школу идти.
В.З. Почему?
Ш. Потому что в школе мне придется учиться, учиться, и еще раз учиться! Одно радует - физкультура!
В. Ну раз тебе так нравится физкультура, подвигаемся! Объявляется конкурс на приз лучшему танцору!
16. Игра «Танцоры».
17. В.З. И все-таки, какой урок в школе самый интересный?
В. Давай спросим у ребят. Ребята, что вам больше всего нравится в школе? (Ответы детей). А мне в школе, если честно, больше всего перемена нравилась.
Ш. Да уж! Столько надо успеть за перемену: поесть, поиграть, завести новых друзей…
В. Так давай, потренируемся! Конкурс для любителей поесть!
18. Игра «Конкурс обжор».
19. В.З. А что еще хорошего в переменах?
Ш. На переменке можно громко кричать!
В. Тогда следующий конкурс - кто громче крикнет «Я хочу в школу!».
20. Конкурс «Кто громче крикнет».
21. В. Вот, ребята, вы все самое главное и сказали!
В З. Пусть пока вам надо лишь учиться,
Чтобы тайны мира открывать.
К неизвестному всегда стремиться,
Чтоб оно могло известным стать.
Ш. Это все для жизни, для науки,
Для людей и для родной страны,
Учимся мы все не ради скуки,
Просто умными все люди быть должны!
Вед. С праздником вас, дорогие ученики!
Ш. И пусть ваш путь в волшебную страну Знаний будет ярким и интересным!
22. Песня «Волшебная страна».
Приложение 3
СЦЕНАРИЙ
отчетного концерта
студий эстрадного вокала «Акварель» и «Стар»
«ДОРОГА В НОВЫЙ ДЕНЬ»
Цель: презентация творческих коллективов, реклама различных видов дополнительного образования.
По принципу этого праздника можно провести в школе подведение итогов Недели дополнительного образования в форме творческого отчета.
Пролог.
Затемнение. (Во время затемнения заряжаются на сцене Валя и Женя. Звучит волшебная музыка, медленно набирается свет. Фигуры оживают.)
В.1. Все то, что вы увидите, произошло в одном сказочном городе, в волшебной стране.
В.2. Хотя началось все в стране самой обыкновенной, и в самый обычный день.
2. «Звонкие голоса» - «Акварель».
Выходят Мама, Элли и Тотошка.
М. И тогда сильный, могучий богатырь увидел волшебника ростом с башню…
Э. Мамочка, а теперь волшебники есть?
М. Нет, моя дорогая. Да и к чему они? И без них хлопот довольно…
Э. А все-таки без волшебников скучно. Вот если бы я была королевой, то обязательно приказала бы, чтобы повсюду на Земле были волшебники и феи, и совершали для детей всякие чудеса.
М. Какие же, например?
Э. Ну… вот чтобы у каждой девочки и каждого мальчика был волшебный микрофон и все могли прекрасно петь, или у всех детей были волшебные танцевальные туфельки.
М. Туфельки ты и без волшебника получишь…
Т. Ав – ав!
М. Ой! Смотри, надвигается ураган… Буря! Прячьтесь!
(Игра светом, звук бури. )
Яркий свет.
3.«Танго над лугом» - ансамбль «Школьные годы».
Э. Какое великолепное место! Где это мы?
Ребенок из ансамбля … В волшебной стране!
Э. Где простите? В волшебной …. Простите?
4. «Волшебная страна» - «Акварель».
Э. Тотошка, ты слышал? Мы в волшебной стране!
Т. Ав! Слышал! Слышал!
Э. Тотошка, что с тобой?
Т. Со мной ничего. Ав!
Э. Ты заговорил!
Т. А чего тут удивительного? Мы же в волшебной стране. И здесь разговаривают не только люди, но и животные. Ав-ав.
Э. Какой ты смешной.
Т. Ав. Ну еще бы, ведь веселей собаки нету существа! Ав. (убегает, Элли – за ним)
Э. Тотошка!
5. «Это знает всякий» - «Акварель».
Э. Тотошка, стой! Ты куда?
Т. Прямо по дороге, ав, в новый день.
Э. Куда?
Т. Ну в лето, в лето!
Э. Постой, я не поняла.
6. «По дороге в лето» - «Star».
Э. Слушай, Тотошка, раз уж мы оказались в этой волшебной стране, нам нужно разыскать хотя бы одного волшебника.
Т. Ав. Зачем?
Э. Чтобы он исполнил мои желания.
Т. Какие? Получить волшебный микрофон?
Э. Научиться петь и танцевать! И я вовсе не собираюсь отпускать свою Синюю птицу, тем более, что она сама летит ко мне в руки.
7. «Зов синевы» - Ирина Шурко, «Акварель».
Т. Аа-ав! Вы не подскажете, где нам найти волшебника.
Ира – Все феи и маги живут в сказочном городе, который находится далеко на севере. Там чудо как хорошо.
Э. Но, так далеко.
Ира – Не волнуйтесь, этот путь для вас будет, как игра.
8. «Приглашаем поиграть»- «Star».
Э. Ой! Тотошка, смотри сколько цветов! И в каждом цветке живет эльф. А юная королева цветов приглашает меня танцевать.
9. «Спляшем Ваня» - Юлиана, «Акварель».
Э. Что это там такое?
Т. По-моему, это кот. Ав! Точно, Кот Мурлыка и компания. Ав, ав.
10. «Кот Мурлыка и К» - «Школьные годы».
Т. Ав! Ав! Ав!
Э. Тотошка! Да, что с тобой!
Т. Я не виноват. Природой во мне заложено, что я должен лаять на котов. Ну что я могу с собой поделать?
Э. Я знаю, тебе может помочь только брадобрей.
Т. Кто?
Э. Брадобрей. Идем!
11. «Брадобрей» - Ирина Шурко
Э. Я устала, давай немного отдохнем.
Т. Нам нужно спешить, иначе мы и до завтра не дойдем.
Э. Вот если бы у нас был самолет или…
Т. Ав. А что, давай построим ракету?
Э. Ракету?
Т. Ну, да! За мной!
12. «Ракета» -«Star».
Э. Ой! Тотошка, кажется, дождь собирается…
Т. Ну и что? Пусть льет! Ав!
13. «Лей дождь».
Э. Прячься скорей, а то промокнешь!
Т. Зачем? Я ну ни капли дождя не боюсь. Ав!
14. «Дождя не боимся» - «Акварель»
Э. Дождь все усиливается, что же делать мне…
15. «Дождь» - «Акварель»
Э. Да, что это за страна? И дождь, и солнце, и грусть, и радость!
Просто ералаш какой то!
Т. А что такое ералаш?
Э. Ералаш?
16. «Ералаш» - «Star».
Т. Я чувствую, мы приближаемся к сказочному городу.
Э. Неужели скоро исполнится моя мечта?
Т. Мечта! Мечта! Ав!
17. «Мечта» - «Акварель»
Э. Ой! Это, должно быть, и есть сказочный город… Как нам попасть туда? Здесь дверь.
Т. Нужно открыть эту дверь. Ну, не бойся! Двери открой!
18. «Двери открой» - «Акварель»
Э. Все точно! Мы уже в сказочном городе.
Т. Почему ты так решила?
Э. Город находится на крайнем севере? Так?
Т. Ав! Так.
Э. Видишь северное сияние? Это значит и есть север.
Т. Точно север.
19. «Картинки Севера» - «Школьные годы»
Э. А вот и сам город.
Т. Это они нас приветствуют?
20.«Как же так» - «Акварель»
Т. Наверное, они и есть феи.
Э. Нет, это Пеппи.
21.«Пеппи» - Юлия Кузнецова, «Star».
Т. Извините, но нам нужно очень срочно увидеть волшебников.
Э. У нас к ним дело.
Юля – Сейчас волшебники никого не принимают. Они будут всех записывать осенью.
Э. Осенью?
Юля. Да. Когда осень красками всю тундру украшает, когда листьями дороги засыпает и осенний блюз звучит в тиши… Тогда и приходите!
22. «Осенний блюз» - «Акварель».
Юля. Я же вам говорю, азы начинаются осенью.
Э. Осенью волшебники начинают свое волшебство и целый год превращают золушек в принцесс?
Юля. Год и более. А каждую весну выпускники покидают наш сказочный город. Но их приемники чтут традиции и берегут все творения…
Э. То есть?
Юля. Ну, вот, например «Мойдодыр» поет уже третий выпускной состав. Послушаем?
23. «Мойдодыр» - «Акварель»
(Начинается фонограмма)
Наташа. Остановите, пожалуйста, фонограмму! Раз я уже здесь, можно я спою свою партию? Данил, включи, пожалуйста, фонограмму сначала.
«Мойдодыр» - «Акварель» (два состава)
Наташа. Да. Действительно, мы взрослеем, расстаемся и разлетаемся по разным городам. Но где бы мы ни были, мы всегда с теплотой вспоминаем наш Дворец и всех тех, с кем делили горечь неудач и радость побед. А сейчас я хочу, чтобы вышли на эту сцену настоящие волшебники, мастера своего дела. Ведь только волшебники могут знать, что нас ждет завтра и только они могут указать нам правильную дорогу в новый день.
24. «Ветер перемен» - Педагоги «Стар» и «Акварель»
Э. Ой, простите! Вы правда, волшебники?
Мирослав. Мы просто педагоги, которые помогают развивать в каждом ребенке талант.
Татьяна. Если это можно назвать волшебством…
Э. Значит, никогда не сбудется моя мечта?
Людмила. Милая Элли! Все мальчики и девочки, которые приходят в наш сказочный город, становятся отличными спортсменами, пловцами, музыкантами, прекрасными кукловодами…
Т. Ав! Ав!
Блок награждения родителей.
Ответное слово родителей.
Вручение удостоверений выпускникам.
Награждение студийцев.
Ответное слово.
25. «Новый день» - «Акварель»
Татьяна. До свидания.
Мирослав. До новых встреч.
Людмила. Мы всегда рады вас видеть в нашем прекрасном Дворце.
26. Фоновая музыка. Фотографии на память.