Статья «Особенности методики подготовки олимпиадных заданий по русскому языку»
Особенности методики подготовки олимпиадных заданий по русскому языку.
Подготовка к выступлению на олимпиаде начинается уже на уроках русского языка, а далее это , конечно, углубление и расширение познаний учащихся через факультативы , кружки, элективные курсы для старшеклассников. Большое значение при работе с одаренными учащимися имеет подбор заданий. Есть много сборников олимпиадных заданий, но так как современным детям порой не составляет трудности найти уже готовый ответ на любой вопрос, стоит задать в поисковике –и ответ готов, поэтому учителю необходимо при подготовке детей к олимпиаде, уметь самому подобрать необходимый материал. Подбираемые задания должны быть в большей степени «нестандартными». Понятие «нестандартное задание» является широким, оно фактически в большей мере связано с деятельностью , которую в психологии называют продуктивной. Нестандартные задания
нередко представляют собой проблемные ситуации, то есть ситуации, которые вызывают у учащихся затруднение, путь преодоления которого следует творчески искать.
Каковы же принципы подбора учебных заданий к олимпиадам по русскому языку ?
1.Содержательный материал учебного задания должен помочь учащемуся «открыть» новое, неизвестное ранее теоретическое знание, познакомившись с которым самостоятельно, он смог бы выполнить предложенное ему задание.
2.В тексте учебного задания должен присутствовать « подсказывающий» и культурологический контекст, при анализе которого учащийся, благодаря своей языковой интуиции, языковой догадке , может догадаться о правильном ответе.
3.Задание должно носить творческий характер, то есть давать возможность варианты ответов и предусматривать развернутый тип высказывания ученика.
4.В тексте учебного задания необходимо присутствие материалов , ориентирующих учащихся на использование разнообразных видов деятельности: анализ языковых единиц в сопоставлении, атрибуция текстоа, комплексный анализ текста.
Рассмотрим примеры некоторых олимпиадных заданий:
Первый тип заданий можно назвать «знаниевые». Они направлены на выявление уровня лингвистических знаний учащихся. Это задания типа: вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Такие задания проверяют базовый компонент знаний учащихся, который очень важен для дальнейшего обучения, но такие задания не имеют развивающего, творческого характера. Чаще всего такие задания предлагаются для олимпиад школьного или муниципального уровня.
Второй тип - лингвистические задачи. Это задания эвристического характера, они «требуют» знаний 1) по разным разделам лингвистики:( фонетика, лексика, орфоэпия, графика , грамматика, синтаксис) ;2) навыков морфемного, словообразовательного, этимологического, морфологического и синтаксического анализа; 3)языкового чутья и лингвистической догадки;
4) использования общих исследовательских приемов ( наблюдение, описание, сопоставление, систематизация и обобщение.
Третий тип - текстовые задания. Текс, как правило, должен иметь указания вида деятельности учащихся- это рекомендации , учителя, позволяющие ученику увидеть наиболее эффективный способ выполнения заданий. «Подсказывающий» контекст выделен жирным шрифтом. Вопросы и задания должны быть подчеркнуты.В скобках и другим шрифтом должен быть указан вид деятельности , рекомендуемый учащемуся для выполнения определенного фрагмента текста.
К тексту предлагаются , например, следующие задания:
1)Какие чувства вызвало у вас чтение этого текста? Почему?
2)Озаглавьте текст. Объясните свой выбор.
3)Объясните написания выделенных слов.
4)Каково происхождение подчеркнутого слова?
5)Дайте стилистический комментарий к словам, которые подчеркнуты.
6)Определите время написания произведения на основе анализа его языка. Обоснуйте свой ответ.
Текст для олимпиадных заданий должен быть не только интересным по содержанию , но и учить детей размышлять, формировать, развивать их языковые компетенции.
Учителю в работе с учащимися всегда необходимо представить себе педагогическую ценность задания: а) воспитательное значение задания: б) совершенствование практического владения языком.
Использованная литература:
1. Зайцева О.Н. «Олимпиады по русскому языку». Издательство «Экзамен», Москва 2015
2. Подгаецкая И.М. «Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка». Москва «Просвещение»,1985