Статья «Методика подготовки и проведения родительских собраний в начальной школе»
Методика подготовки и проведения родительских собраний в начальной школе
Сегодня уже не нужно никого убеждать, что ученики разные, разные и их родители и многое нужно сделать нам учителям, чтобы не делить школьников на хороших и плохих, успевающих и неуспевающих. Они разные, эти мальчики и девочки, которые приходят в начальную школу. Их многому нужно научить, а главное – научить их учиться, сдружить учеников и их родителей для плодотворной совместной работы.
Изучая литературу, можно увидеть множество разнообразных форм взаимодействия семьи и школы. Мне бы хотелось остановиться на методике проведения родительских собраний, т.к. это одна из главных форм одновременного взаимодействия с коллективом родителей всего класса.
Однако часто в школах можно наблюдать следующую ситуацию, когда на родительском собрании в классе присутствует 12 – 16 родителей с тревожно-отсутствующим взглядом, которые обреченно ждут своей участи, а педагог с удовольствием рассказывает о негативных фактах из жизни класса. Это приводит к тому, что на средней ступени обучения родители просто перестают ходить на родительские собрания.
Следующая проблема, стоящая в начальной школе – это неактивность, не участие, не желание родителей участвовать в школьной жизни. На наши предложения куда-нибудь сводить ребят, что-либо организовать совместно со взрослыми и родителями они никак не реагируют. В такой ситуации учитель остаётся один наедине со своими учениками и с двумя - тремя активными родителями. В таких классах работать очень сложно.
Как сделать так, чтобы родители хотели посещать родительские собрания? Были соучастниками, а не только зрителями в школьной жизни своего ребёнка. Хотелось бы предложить вашему вниманию небольшие выводы, рекомендации, наработки из опыта своей работы по проведению родительских собраний.
Основа моей воспитательной работы – взаимодействие учителя, родителей и ребёнка. Цель педагогического взаимодействия семьи и школы – создание условий для комфортной, радостной, счастливой жизни ребёнка, для развития его индивидуальности в общем доме «школа – семья»
Неоднократно бывает, что помогают в классе одни и те же родители. Для того, чтобы избежать этого, всех родителей разбила на 4 группы по дням рождения детей. За 4 года обучения каждая группа родителей проходит все 4 четверти.
Однако сплочение родителей происходит не только на совместных мероприятиях. Огромная роль отводится родительским собраниям, которые проходят в нетрадиционной форме. Задача учителя – просвещать родителей в вопросах психологии и педагогики, воспитания школьников, обсуждать насущные проблемы возникшие в классе. Родительское собрание для меня является главной формой одновременного взаимодействия с коллективом родителей всего класса.
Мне бы хотелось остановиться на методике подготовки и проведения родительских собраний в начальной школе.
На первом родительском собрании за круглым столом я попросила родителей сформулировать правила, которые мы будем соблюдать в течение 4 лет обучения. Вот что у нас получилось.
Правила для родителей
1. Приходить желательно за 10 минут до собрания.
2. Снимать верхнюю одежду.
3. Работая в группах, соблюдать правила «одного микрофона» (друг друга не перебивать, дослушать собеседника до конца).
4. При обращении к другому родителю называть его по имени, отчеству.
5. Если не смогли прийти на собрание, заранее предупредить учителя.
Родительское собрание в моём классе проводится в несколько этапов.
1 этап. Организация родительского собрания.
Этот этап, несомненно, начинается с темы собрания и приглашения на него всех участников. Самое сложное и главное - определиться с тематикой. В этом опять же задействованы родители. На листочках в 1 классе они записывают, какие вопросы из области медицины, педагогики и психологии их интересуют. С кем бы они хотели встретиться на родительских собраниях – с психологом, с врачом, с логопедом, учителями-предметниками. Исходя из этих данных, продумываю следующее родительское собрание и форму его проведения.
На мой взгляд, при подготовке собрания следует продумать и явку родителей. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания. Для этого заблаговременно приглашаю родителей, разослав через учеников именные приглашения
Приглашения могут быть оформлены по-разному: с помощью компьютера, руками самих учащихся, с помощью родительского комитета. Главным в традиции приглашений на родительское собрание является то, что родители получают их заранее, а не за час до собрания. В приглашении всегда полностью указываются имя и отчество обоих родителей, день и час проведения собрания, его тема, примерные временные рамки собрания, а также программа собрания.
Уважаемые
!
Уважаемые
!
Рисунок 1. Приглашения для родителей.
Вы можете сказать, что подготовка приглашения отнимет много времени. Однако, именно такой подход к организации системы в работе с родителями позволит формировать уважение к своему учителю, подчеркнёт значительность встреч учителя с родителями, будет стимулировать их интерес к школе.
Поэтому у меня в классе обычно собрание посещает 100 % родителей за редким исключением не бывает одного или двух человек. Эта подготовительная работа оправдывает себя.
Завершает организационную часть этапа подготовки оформление класса для проведения в нём родительского собрания. Мне не раз приходилось наблюдать, как меняется в лучшую сторону настрой родителей, когда они слышали до начала собрания музыку из серии релаксации, когда столы были расставлены для работы в группах по-другому.
2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания.
Учитель лучше знает родителей его класса, чутко улавливает их настроение, знает сильные и слабые стороны родителей. Однако и здесь мне хотелось бы дать ряд советов, которые помогут учителям провести собрание на высоком методическом уровне. На мой взгляд, любое собрание должно включать в себя 4 обязательных этапа:
1. Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса; с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи.
2. Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе. Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т. д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие вопросы.
3. Просвещение родителей. Этот этап родительского собрания не обязательно выделять в отдельный пункт собрания; он может быть естественным образом включен в структуру других составляющих. Важно помнить, что задача повышения уровня знаний родителей — одна из важнейших задач классного руководителя. Я думаю, что Было бы неплохо, если бы классный руководитель предложил родителям информацию о новинках педагогической литературы, рассказал об интересных выставках, фильмах и т. д.
4. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т д.) состоит из двух составляющих: отчёта о проведённой работе и информации о предстоящих делах. Замечу, что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом.
Однако эти этапы могут меняться местами зависимости от темы собрания.
3 этап. Осмысление итогов родительского собрания.
Я считаю, что без этого этапа собрание окажется незаконченным. Подведение итогов собрания начинается на самом собрании. Необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию.
Хорошей традицией собрания является его рефлексия. Важно выяснить отношение родителей к проведённому собрании. Для этого разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей, в которых оценивают его значимость, актуальность, полезность не только для всего класса, но и для себя лично. Всё это впоследствии станет предметом размышлений для классного руководителя.
В заключении хотелось бы отметить, что все вышеперечисленные советы по проведению родительского собрания приживутся только в таком коллективе, где родители увидят заинтересованность самого педагога. Целеустремлённый, активный, деятельный классный руководитель всегда добьётся положительных результатов и будет авторитетом в глазах не только своих учеников, но и их родителей. Именно к такому учителю будут приходить родители за советом и делиться не только своими проблемами, но и радостными моментами в их жизни. В таком классе, где царит взаимодействие учителя, родителей и ребёнка, работать легко.