Статья на тему «Методики формирования социально значимых качеств личности школьников»
Е.А. Волкова
Гжельский государственный университет,
Московской области, пос. Электроизолятор
Методики формирования социально значимых качеств личности школьников
Качества личности школьника – это один из ведущих объектов любой педагогической деятельности. Ведь педагогический процесс направлен, прежде всего, именно на формирования человека в человеке. Конечно, современный трудовой рынок ожидает наличие настоящих профессионалов своего дела в той или иной сфере. Прежде всего, подобный профессионализм проявляется именно в развитых интеллектуальных качествах личности. Но не стоит забывать, что интеллект – это понятие совокупное, и не может ограничиваться одними лишь знаньевыми компетенциями, то есть аналитическими и практическими способностями интеллекта.
Помимо указанных интеллектуальных качеств личности, можно выделить еще несколько структурных пластов, которые характеризуют человеческий интеллект. В итоге таких интеллектуальных пластов человеческой личности можно выделить всего пять:
-креативный;
-социальный;
-эмоциональный;
-аналитический;
-практический.
Предложенная выше классификация, созданная американским психологом Робертом Стернбергом [4], наглядно демонстрирует, структурные характеристики интеллекта любого человеческого индивида. Данные структурные компоненты, безусловно, должны служить определенными ориентирами при осуществлении любой педагогической деятельности.
Как правило, педагогический процесс в рамках проведения учебных занятий по различным профильным дисциплинам, делает упор именно на формирование профессиональных компетенций. Данную тенденцию нельзя отмечать как отрицательную, ведь академическое образование должно все-таки ставить развитие профессионализма учащихся во главу угла. Ввиду кратковременности того или иного школьного занятия (всего 45 минут), очевидно, что развитие универсальных и общепрофессиональных компетенций уходит на второй план.
Тем не менее, выпускник школы должен владеть соответствующим набором необходимых компетенции, для того, чтобы считаться перспективным объектом для высшего образования, и впоследствии высокопрофессиональным сотрудником в рамках какой-либо деятельности.
Теперь стоит ответить на вопрос, взаимосвязаны ли образовательные компетенции, в особенности универсальные и общепрофессиональные, с развитием социально значимых качеств учащихся. Ответ на данный вопрос должен, безусловно, быть положительным. Ведь если рассмотреть различные компетенции по тем или иным учебным предметам, то можно обнаружить множество формулировок, которые будут пересекаться с социально значимыми качествами личности школьников. Здесь, также стоит добавить, что указанный принцип – универсален. Он относится ко всем учебным предметам. То есть, освоение программы любого учебного предмета подразумевает наличие у ученика социально-значимых качеств личности. К примеру, одна из общепрофессиональных компетенций по учебной дисциплине «Прикладная информатика и математика» обозначает следующую информацию: «способность осознать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности». Стоит обратить внимание на первую часть данной компетенции. Очевидно, что без наличия у выпускника представления о социально-значимых качествах, ему навряд ли в действительности удастся осознать необходимую социальную значимость своей профессии.
Если брать для примера такую дисциплину как иностранный язык, то в рамках образовательных программ нового стандарта, также можно обнаружить множество формулировок, которые, так или иначе, указывают на необходимость развития социально значимых качеств личности школьников. К примеру, общепрофессиональная компетенция под номером пять имеет следующую формулировку: «Обучение культуре поведения, готовности к кооперации с коллегами, работе в коллективе». Очевидно, что формирование данной компетенции может осуществляться лишь параллельно со становлением социально значимых качеств личности у школьников.
То же самое можно сказать и универсальных компетенциях по различным предметам. К примеру, дисциплина музыкальное искусство подразумевает наличие следующей универсальной компетенции будущего специалиста: «Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности». Несмотря на то, что данная компетенция не связана напрямую с характеристиками музыкальной деятельности, тем не менее, для будущего полноценного специалиста вышеуказанные качества будут просто необходимы. В том числе, обеспечивать социальную деятельность возможно только лишь при хорошо развитых социально значимых качествах личности.
Почему же социально значимые качества личности так важны? Ответ на этот вопрос частично был в классификации, которая была представлена выше. Согласно представленной информации, социальный интеллект является неотъемлемой частью человеческого интеллекта в целом, а значит человеческой личности. Очевидно, что социально значимые качества личности напрямую связаны с социальным интеллектом. Соответственно, для того, чтобы лучше понять сущность значимых качеств, необходимо рассмотреть понятие о социальном интеллекте.
Социальный интеллект – интеллект, который определяет способность человека находить понимание с другими людьми и вести себя мудро при взаимодействии с ними. Этот вид интеллекта помогает находить необходимые пути для налаживания общения. Таким образом, находятся необходимые контакты внутри общественных отношений и пути разрешения сопутствующих проблем [5].
Само собой разумеется, что данные способности никогда не будут лишними, а будут даже необходимыми для любого человеческого индивида. И закладывать такие способности нужно начинать с самого раннего возраста, то есть с самой школьной скамьи.
Рассматривая более структурно социально ориентированные качества личности, и учитывая во внимание обозначенную формулировку социального интеллекта личности, можно выделить три главных составляющих, интересующих нас качеств: «ответственность», «самостоятельность» и «социальная значимость».
Все упомянутые качества каждый человек, при правильном подходе к самореализации может формировать самостоятельно. Тем более, что современные достижения психологической науки могут помочь осуществлять человеку подобные намерения, и профессиональные психологи высокого уровня в данной сфере могут оказать необходимую помощь. Однако, это совсем не должно означать что академический образовательный процесс не должен помогать личности обогащаться социально значимыми качествами. Более того, всеобщий педагогический отечественный коллектив, вполне может рассматривать данную задачу как одну из основных в своей деятельности [1].
Обозначив актуальную проблему, во главу становиться методический подход при ее разрешении. Здесь стоит отметить, что необходимые методики для осуществления формирования социально значимых качеств у школьников можно, соответственно, применять в рамках урочной или внеурочной деятельности. Каждый из подходов может кардинально отличаться друг от друга. Ведь в рамках урочной деятельности, педагог не может ориентироваться исключительно на цели формирования социально значимых качеств у школьника. Более того, принимая во внимание скоротечность занятия в школе, внедрить формирование интересующих нас качеств в учебный процесс, представляется достаточно трудной задачей.
Тем не менее, именно внедрение необходимых элементов учебного процесса для формирования социально-значимых качеств личности школьников представляется главным методическим подходом в рамках обозначенной проблематики. В этом случае, педагогу необходимо строить занятия особым образом, в которые, в свою очередь, могут быть включены следующие методические принципы:
-организация групповой работы между учащимися;
-активное вербальное взаимодействие между учащимися и педагогом;
-закрепление полученных знаний при помощи групповых бесед в рамках учебного коллектива;
-моделирования реальных жизненных ситуаций, подразумевающих социальное взаимодействие;
-организация необходимых условий для осуществления взаимопомощи учениками друг другу;
-создание максимального количества педагогических условии, которые будут способствовать развитию ответственности, самостоятельности и социальной значимости.
Стоит учитывать, что в рамках различных учебных предметов, осуществлять указанные принципы возможно с разной степенью успешности. Очевидно, что организация групповых бесед и моделирование ситуаций – это в большей степени стезя именно гуманитарных дисциплин. Поэтому, любому педагогу, целесообразно уделять столько места развитию социально значимых качеств, насколько этому способствует сущностная основа его профессионального предмета.
Формирование социально значимых качеств во внеурочной деятельности, может обладать большим образовательным потенциалом по данному вопросу. В ее рамках можно использовать самые различные методы для формирования социально значимых качеств личности школьников. Выделим некоторые из них:
- организация различной игровой деятельности и игровых активностей;
- создание различных творческих кружков;
-проведение спортивных мероприятий и формирование спортивных секций на базе того или иного учреждения;
- участие детей в театральных постановках и инсценировках различного характера;
-создание условий для обмена опытом детьми из разных учебных учреждений ( в том числе городов и стран, если имеется такая возможность);
-организация детских и молодежных фестивалей и предоставление детям возможностей для участия в них:
- осуществление различной научно-исследовательской и проектной деятельности школьниками;
-вовлечение детей в участие в благотворительных акциях и другой волонтерской деятельности.
Данные методы, будут в разной степени актуальны для различных возрастных групп. К примеру, младшим школьникам более свойственна игровая деятельность. Представители старшей и средней школы вполне могут быть способны учувствовать в благотворительности и волонтерской деятельности, и также осуществлять научную деятельность различного характера [2] .
Кроме указанных методов, социально значимые качества личности могут формироваться на основе отдельных структурных качеств, к примеру, ответственности. В таком случае, в рамках реализации программ внеурочных занятий нужно учитывать следующие возможные их виды:
1. Занятия по формированию представлений об ответственности.
2. Занятия для тренировки учащихся в проявлении ответственности.
На подобных занятиях, в зависимости от возраста учащихся можно использовать различные подходы к формированию ответственности и использовать различные методики [3]. Таковыми могут быть:
- беседы и рассказы;
- использование художественной литературы;
- поисково-игровые действия.
Таким образом, можно сделать вывод, что формирование социально значимых качеств личности школьников может проходить при помощи применения различных методик, которые, в свою очередь, могут осуществляться как в рамках урочной, так и в рамках внеурочной деятельности. В данной статье были продемонстрированы лишь некоторые методы для развития интересующих нас качеств. Для формирования более широкой картины по данной проблематике, необходимо осуществление дальнейших научных исследований.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Галагузова М. Социальная педагогика: учебное пособие / М. Галагузова – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2022. – 182с.
Калашникова Л. А. Основы социальной зрелости учащихся общеобразовательного учреждения: учебное пособие / Л.А. Калашникова – М.: Директмедиа, 2015. – 349с.
Ореховский А. И. Введение в философию ответственности. Монография /; под общ. ред. А. И. Ореховского. — Новосибирск: СибГУТИ, 2005. — 186 с
Р. Дж. Стернберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. Хедланд. Практический интеллект / / Под общ. ред. Р. Стернберга / Пер. с англ. К. Щукина, Ю. Буткевич. СПб. : Питер, 2002. – 265 с. (Мастера психологии);
Роберт Стернберг. Интеллект успеха // 2016. – Digest Media – 390 с.
8