Междисциплинарный модуль «Сказочное время - новогодье!» (3 классы)
Междисциплинарный модуль «Сказочное время - новогодье!»
3 классы
Актуальность темы:
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Новый год - самый замечательный праздник на свете. В Новый год все веселятся, поют, танцуют, поздравляют друг друга. Вслед за Новым годом отмечают ещё один очень большой праздник - Рождество Христово. В этот день все радуются рождению Младенца Христа. Праздничные дни, наступившие после Рождества, называются Святками. Тоже очень весёлое время! Одним из таких праздников, приуроченных к Рождеству и Святкам, стали Колядки. Это традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания.
Данный проект имеет большую значимость в рамках школы, актуален, влияет на всестороннее развитие личности обучающихся в современном информационном обществе.
Народные календарные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях. Исследуя историю праздников, дети пополняют своё представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства, учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа.
Дети с огромным удовольствием распевают колядки, т.к. они близки им своим веселым содержанием, незатейливой мелодией.
Проблема проекта:
К сожалению, мы отходим от народных традиций в проведении календарных праздников, тем самым лишаемся возможности прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Современная социокультурная ситуация также выдвигает на первый план требование признания социальной значимости народной культуры, которая является источником духовности каждого человека, т.е. приобщение детей к русской национальной культуре является актуальной проблемой современного образования.
2. Цели и задачи проекта.
Цель проекта:
Изучение традиций зимних народных праздников и исследование вопроса о современном понимании календарных праздников.
Задачи проекта:
- изучить историю зимних народных праздников;
- формировать исследовательские навыки, навыки групповой работы;
- развивать интерес к активной творческой деятельности, к традициям и обычаям своего народа.
Планируемые результаты проекта:
- Возрождение и сохранение русских традиций .
- Приобщение к традиции проведения народных зимних праздников через сопереживание и непосредственное участие в их общем действии.
- Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
- Повышение познавательного интереса к родной истории.
- Изготовление газеты «Сказочное время - новогодье!»
Метапредметные результаты
Регулятивные1. Овладение способами решения проблем творческого и поискового характера; 2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Познавательные 1.Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; 2. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
Коммуникативные 1. Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;2. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Работа с информацией 1. Анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; 2. Использовать схемы, таблицы для представления информации; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
Совместная деятельность: 1.Понимать и принимать цель совместной деятельности; 2. Обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата;3. Распределять роли в совместной деятельности, проявлять готовность руководить и выполнять поручения;4. Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело;5. Проявлять готовность толерантно разрешать конфликты.
План мероприятия.
1 |
Открытие мероприятия |
актовый зал |
15 минут |
2 |
Групповая работа |
кабинеты |
45 минут |
3 |
Подведение итогов |
актовый зал |
15 минут |
Необходимое оборудование:
Проектор, компьютер, колонки, музыкальные инструменты, костюмы. Команде: лист А3, клей, ножницы, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, бумажная тарелка.
Ход мероприятия :
IОткрытие мероприятия (актовый зал)
1. На сцену выходят дети в костюмах, исполняют колядки.
2. Вступительное слово ведущего.
3. Презентация «История и традиции Нового года в России»
II Групповая работа (в кабинетах)
Викторина
Выполнение работы
Защита работы.
III Подведение итогов, награждение (актовый зал)
Награждение
Исполнение новогодней песни.
Приложение 1.
И вот наступило самое сказочное время - новогодье! Мы все ждем чуда. А как же раньше отмечали зимние праздники наши предки? Оказывается, встречать зимние праздники в древности начинали уже 24 декабря – именно в этот день стартовали Большие Святки. В это время, по поверью, открывались врата между реальным миром и миром духов – миром Яви и миром Нави. И важно было найти общий язык со сверхъестественным – у сил добра попросить процветания и защиты, а силы зла - как следует задобрить подарками. У славян сказочным деревом всегда считался дуб. И именно на дуб вешали подарки для добрых и злых духов.
Петр 1 внес свои изменения в традиции празднования Нового года. По его указу отмечать новый год начали 1 января. Он велел украшать дома и ворота еловыми и сосновыми лапами. Традиция прижилась быстро, т.к. именно ёлки и сосны зимой оставались зелеными, радовали глаз, и наряжать их понравилось всем детям и взрослым.
В старину ёлку украшали орехами в яркой обертке, конфетами, красными рябиновыми гроздьями и даже овощами. На ветках горели восковые свечи, которые затем уступили место электрическим гирляндам.
31 декабря, последний день уходящего года, отмечался славянами как Щедрец. В этот день хорошо бы навестить своих родных. Щедрец славен щедро накрытым праздничным столом. Перед пиром было принято повеселить народ песенками – «щедровками».
С 1 по 6 января славянами отмечались Ворожные Вечера. По традиции в это время ряженые отправлялись ходить по домам и колядовать. Колядовать любят и дети, и взрослые. Традиционно колядующие рядились в костюмы зверей – медведя, быка, козы, в вывернутые мехом наружу тулупы и маски – чтобы нечистая сила их не узнала. Колядующих благодарят, угощают.
Безусловно, главным праздником зимушки – зимы является Рождество, которое отмечается с 6 на 7 января, по православному календарю. Примечательно, что на Рождество, как и на Новый год, принято дарить подарки. Раньше считалось, что Рождественский подарок должен быть сделан своими руками. Очень символично в этот праздник дарить друг другу фигуры ангелов. Подаренного ангела нужно подвешивать в комнате и он обязательно подарит в новом году счастье, удачу и успех своему обладателю.
Приложение 2.
Викторина.
1.В каком месяце в древности встречали новый год? 2.Какое дерево было символом Нового года в древности? 3.По указу какого царя Новый год стали праздновать с 1 января? 4.Чем украшали елку в старину? 5.Что такое колядки?
Приложение 3.
План работы в группах.
1.Используя текст, оформить хронологию празднования Нового года в древности.
2.Сочинить колядку (4-6 строк)
3.Составить технологическую карту изготовления поделки «Рождественский ангел»
4.Сделать поделку
5.Оформить работу.
Приложение 4.
Примеры святочных калядок.
Коляда, коляда
Отворяйте ворота,
Доставайте сундучки,
Подавайте пятачки.
Хоть рубь,
Хоть пятак,
Не уйдём из дома так!
Колядую, колядую
Я зайду в избу любую.
Попрошу хозяйку:
— Вкусности давай-ка!
И печенья, и конфет,
И с орехами щербет,
Пастилу и мармелад —
Всем гостинцам буду рад.
Всех я стану угощать
И хозяйку восхвалять!
Приложение 5.
Составить технологическую карту изготовления поделки.
Украсить работу. |
Сделать разметку поделки на заготовке. |
Вырезать. |
Собрать Ангела. |
Приложение 6.
Оценивание викторины.
Каждый правильный ответ – 1балл ( всего 5б)
1.В каком месяце в древности встречали новый год? (Новый год встречали в сентябре, а совсем в древности - в марте, в день весеннего солнцестояния).
2.Какое дерево было символом Нового года в древности? (У славян сказочным деревом всегда считался дуб)
3.По указу какого царя Новый год стали праздновать с 1 января? (Новый год с 1 января празднуют после указа ПетраI)
4.Чем украшали елку в старину? (В старину ёлку украшали различными лакомствами, орехами в яркой обертке, конфетами, красными рябиновыми гроздьями и даже овощами)
5.Что такое колядки? (Колядки - это песенки, которыми исполняющие их желают здоровья, добра, плодородия в праздник)
Хронология новогодних праздников.
С 24 декабря – Большие Святки
31 декабря Щедрец
С 1 по 6 января Ворожные вечера. Каляды.
6-7 января Рождество
Критерии оценивания работы группы.
Критерии. |
3А |
3Б |
3В |
3Г |
3Д |
3Е |
|
1.Активное участие всей команды |
2б. |
||||||
2.Обсуждение, выдвижение идей, выводы |
2б. |
||||||
3.Эстетическое оформление |
3б. |
||||||
4.Регламентированность. |
2б. |
||||||
5.Дисциплина во время работы. |
2б. |
||||||
6. Санитарное состояние рабочего места. |
1б. |
||||||
7.Креативное преподнесение материала при выступлении |
2б. |
||||||
8. Внимательное восприятие выступления групп. |
1б. |
||||||
Итого |
15б. |
Приложение 7