Междисциплинарный урок где и почему споткнулась «Рыжая борода»

6
0
Материал опубликован 13 June 2023

Пояснительная записка к презентации

​​​​​​​

Этапы урока

Деятельность учителя

Задания, которые приведут к достижению запланированных результатов

Деятельность учащихся


Начало урока

Слайд 1


1. Мотивация к учебной

деятельности.


2-3мин

- Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Все готовы к работе?

Здорово! Сегодня у нас будет групповая работа поэтому попрошу вас сесть вместе.


Итак, наверняка вам интересно узнать, о чем мы будем сегодня говорить. Предлагаю вам самим определить тему нашего урока, а в качестве подсказки начать урок я хочу с показа двух изображений.

Подумайте и определите

«Чем они связаны?»






Слайд 2 (два изображения)



Рассматривают изображения,

обсуждают. Затем высказывают свои предположения

1 мин














Давайте обратим внимание на 1ю картинку, что вы там видите

упор на крестовые походы, Описание Фридриха, сначала общее потом внешность.

Попробуйте вспомнить его прозвище, оно связано с его внешностью

Рыжая борода, перед вами лежат буквы попробуйте составить из них слово, которое на итальянском и означает рыжая борода (прозвище Фридриха)


Барбаросса в переводе с итальянского рыжая борода


Так же называется, и план вторжения изображенный на 2й картинке как вы думаете, что за война началась с началом выполнения данного плана, что вы знаете о ней?


Обобщение учителем всех предположений (Барбаросса)


Просмотр видеоролика о плане «Барбаросса»








Слайд 3 (Фридрих и вермахт)















Слайд 4








ОПИСАТЬ ФРИДРИХА




КАРТОЧКИ



РАБОТА С КАРТОЙ


Молодцы вот мы и подошли к теме урока, а звучит она так: где и почему споткнулась «Рыжая борода».


Слайд 5


2. Актуализация знаний

2 мин

Подумайте и определите - Где споткнулась «Рыжая борода».

В какой части России это произошло


Хорошо, вот европейская часть России, а как вы считаете, где именно это произошло?

Воспользуйтесь планом нападения, который лежит у вас на парте (дать карты).

Где немцы прошли меньше всего?


Правильно на нашей с вами родине на Кольском полуострове!


Можете ли вы показать на карте, где происходили эти бои, где была граница?


Правильно, место это называется Муста-Тунтури, хребет соединяющий полуостров рыбачий и средний с материком


В 1920—1939 годах в этом месте проходила граница с Финляндией. Она проходила по оси полуостровов Среднего и Рыбачьего. После Финской войны согласно Московскому договору 1940 года граница была передвинута западнее хребта на восемь километров.


Во время Великой Отечественной войны более трёх лет в этом месте проходила линия фронта. При этом по южным склонам хребта располагались немецкие войска, а по северным — советские.

«…кто владеет Рыбачьим и Средним, тот держит Кольский залив. Без Кольского залива Северный флот существовать не может»

дневник адмирала А. Г. Головко


Хребет Мустатунтури был самым северным участком фронта в Великую Отечественную войну. Хребет Мустатунтури — единственное место, где немецкие войска были остановлены в первый день наступления (29 июня 1941) и затем не сумели продвинуться до окончания боевых действий в Заполярье.


Во время Петсамо-Киркенесской операции 10 октября 1944 года соединения Северного флота (12‑я и 63‑я бригады морской пехоты) прорвали оборону противника именно на этом участке фронта. У подножия Малой сопки находится братское кладбище погибших.

Данное место объято военной славой именно здесь немцам так и не удалось пересечь границу СССР


Слайд 6 карта России




Слайд 7 Европейская часть России






Слайд 8 карта Кольского п-ова






Слайд 9 карта с памятными местами



Слайд 10 (рыбачий и средний)



















Слайд 11 (хребет с текстом)

Работа в группах (обсуждают, где это могло произойти) Дети называют географические

объекты


Включение в

систему знаний.


5 мин

3 мин

Но вернёмся немного назад. для верховного командования Вермахта был очевидным легкий захват Кольского полуострова. Они считали, что это будет легкая прогулка, поскольку немцы на данном участке использовали для наступления пусть и малочисленные, но прекрасно обученные и подготовленные элитные горно-егерские части из дивизии Эдельвейс генерала Дитля


Давайте посмотрим короткий ролик о тех событиях.


Вот мы познакомились с событиями, происходившими на этом участке фронта. Что нового вы узнали?


Вот мы и ответили на 1ю часть вопроса и выяснили, где споткнулась рыжая борода


А как вы считаете для чего немцам понадобился Кольский полуостров? Почему они так хотели его захватить (нет промышленности, далеко от Москвы, мало войск тут было) (Что за стрелочки и условные обозначения) А был у нас здесь порт незамерзающий, , никель, поставки от союзников (рыба) Зачем нужен никель, рассказ о броне


Итак, в районе перевала Муста-Тунтури немцы не смогли перейти государственную границу. Были остановлены и фронт там замер аж до 1944 года.



Давайте же попытаемся ответить на вторую часть вопроса. Почему споткнулась рыжая борода?










Видеоролик

(слайд 12)

https://www.1tv.ru/shows/dobroe-utro/pro- pobedu/voyna-na-poluostrovah




Карта причины

Слайд 13






















ВЕШАЮТ КАРТОЧКУ «ГДЕ»

2. Актуализация знаний

Давайте обратим внимание на данный слайд, что вы здесь видите? (тундра, сопки, мало дорог)


Правильно, очень сложно воевать в таких условиях, в тундре холодно, кругом сопки, болота и главное нет дорог (история про немецкую карту). А отсутствие дорог — это отсутствие снабжения (а как писал Карл фон Клаузевиц "Армия без припасов храброй не бывает", кстати, как вы понимаете это выражение?) можно просочиться ударной группой через фронт, но что делать дальше?


Итак, мы выяснили что первая причина провала немецкой операции — это Местность/ландшафт и климат (вешаем карточки)


Давайте обратимся к следующему слайду, там вы видите карту лежащею у вас на партах, давайте снова обратимся к ней, посмотрите на чем (на захват чего) немцы акцентировали свое внимание, где у них было больше сил, куда они наступали. (а на нас вот у нас не главный участок наступления)

А чем они наступали? (танки). А на нашем направление как обстояли с ними дела? Вот вам и причина, немцы не использовали свое главное оружие танки!


Хорошо, теперь давайте обратимся к материалам, которые я вам сейчас раздам.


Давайте ознакомимся с ними, и определить что же являлось причинами провала немецкой операции?

Недооценка сил противника (про лодку к22 рассказать)

Героизм

Начали позже на неделю

Наши были готовы



Что ж ребята, вот мы и определили причины провала операции Барбаросса, выяснили почему рыжая борода споткнулась.

Провал немецкого наступления имел далеко идущие последствия. Кольский полуостров имел важное стратегическое значение, являясь важным незамерзающим торговым и рыболовным портом Мурманск снабжал рыбой центральную часть страны, кроме того, важную роль в победе над врагом играли и поставки техники от союзников по программе ленд-лиз конвои которых разгружались в Мурманске.

СФ тоже не бездействовал, нарушая морские коммуникации немцев и препятствуя вывозу жизненно необходимой для немецкой военной машины железной руды, поставляемой из Швеции и оккупированной Норвегии. К концу войны Кольский полуостров тал плацдармом для освобождения северной Норвегии от гитлеровцев вовремя Петсамо-Киркинеской операции.


Кстати, интересно, что соотношение сил к моменту наступления советских войск было примерно таким же, как и во время наступления немцев на Мурманск в 1941 году. Только наоборот. Например, численность «живой силы» в 1944 году была у немцев – 56 тысяч человек, у наших – 113 тысяч. То есть – два к одному. И в июне сорок первого тоже было два солдата на одного. Но только два немецких солдата на одного советского. Вот только немцам так и не удалось за 3 года пройти «смешные» (выражение Гитлера) 100 километров до Мурманска. В то время как советские войска за три недели не только разгромили группировку противника в Заполярье, но и освободили соседнюю страну. Четырежды в Москве салютовали воинам Заполярья. Была учреждена медаль «За оборону советского Заполярья», которой наградили больше 300 тысяч человек


Теперь для закрепления давайте выполним небольшой тест, для этого возьмите планшеты и включите их.

Слайд 14 (карта с дорогой)















Слайд 15 карта Барбароссы

Дети обсуждают в группах причину











ВЕШАЕМ 1и 2 причину



2я карточка не главное направление удара



3я карточка нет танков








Вешаем остальные карточки


Рефлексия учебной деятельности на уроке.

В графу “П” – “плюс” запишите то, что понравилось на уроке

В графу “М” – “минус” запишите то, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным

В графу “И” – “интересно” запишите все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.


Видео с песней «Прощайте скалистые горы»

Слайд 16










Слайд 17




На этом урок окончен всем спасибо за внимание.

Слайд 18




Предварительный просмотр презентации

Что связывает эти изображения? Что связывает эти изображения? Германия

Барбаросса

Где и почему споткнулась «Рыжая борода»

Маршруты арктических конвоев Медно-никелевые руды

+ (плюс) - (минус) (интересно)        В графу “П” – “плюс” запишите то что понравилось на уроке В графу “М” – “минус” запишите то что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным В графу “И” – “интересно” запишите все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.