Урок «Межнациональные отношения в современном мире»
Презентация по теме "Межнациональные отношения"PPT / 323 Кб
Цель: помочь подросткам понять причины, последствия и пути решения межнациональных конфликтов в современном мире.
Формируемые компетенции:
- называть причины межнациональных конфликтов;
- приводить примеры межнациональных конфликтов;
- оценивать проблему межнациональных конфликтов, моделировать ее;
- последствия с точки зрения перспектив развития человечества;
- предлагать пути решения межнациональных конфликтов.
Основные понятия: нация, национальность, межнациональный конфликт.
Межпредметные связи: история, география, политология, социология.
Дидактический материал: Презентация по теме, Политическая карта мира, Конституция РФ (ст. 2,13,19,26,29,68) , « Концепции национальной политики РФ» (1996 года). - гл.2 ст.19, 26, 29; гл.3 ст.65,69).
План урока.
I. Организационный этап.
II. Введение в проблему, постановка цели урока.
III.Основная часть (изучение нового материала, актуализация полученных ранее знаний).
1. Причины межнациональных конфликтов.
2. Пути преодоления межнациональных конфликтов.
3. Принципы отношений между народами и нациями в современном мире. Постановка домашнего задания.
IV.Рефлексия.
Ход урока
I. Организационный этап.
Приветствие учащихся, пожелание плодотворной совместной работы.
II. Введение в проблему, постановка цели урока.
Назовите основные понятия, характеризующие межнациональные отношения.
Сравним две ситуации:
СЛАЙД 2 – ситуация 1
Первая ситуация — притча: встречает как-то человек из одного племени волшебника, и волшебник ему говорит: «Я дам тебе все, что пожелаешь, но у твоего врага, человека из другого племени, будет все то же самое, но в два раза больше». И человек из племени отвечает волшебнику: «Выколи мне глаз».
СЛАЙДЫ 3-5 – ситуация 2
Вторая ситуация из истории: «Эпизод между запорожцами и крымскими татарами, произошедший в XVII веке: надо ли напоминать, что время было кровавое, и крымские татары не раз обрушивали сокрушительные удары по землям Украины, и запорожские казаки наносили удары по крымцам. Особенно прославился такими ударами атаман запорожского войска Иван Сирко. Немало побед одержал он и над турками. Его именем татары унимали плачущих детей. Но вот на Крым обрушивается чума. Она косит людей, не разбирая пола и возраста. И Сирко с согласия казаков отводит крымским татарам земли для переселения, свободные от заразы. Удивленный гетман Украины Иван Самойлович отправляет Сирко возмущенное письмо — зачем тот отдает наследственному недругу казачьи территории? А Сирко ответил словами о жалости к невинным и несчастным: «В татарских кошах чума. Дети, женщины падают в траву и умирают там. Дадим им вольные воды и чистые земли. Будем же людьми, гетман!»
Вопросы для обсуждения по ситуациям:
1) Какая проблема рассматривается в данных ситуациях?
2) Есть ли различия между первой и второй ситуацией, если да, то в чем она проявляется?
3) Сформулируйте тему и цель урока (межнациональные конфликты в современном мире).
Формулируется тема урока и основные вопросы:
СЛАЙД 6 – Тема урока
СЛАЙД 7 – Цель урока
СЛАЙД 8 – Основные вопросы урока.
Тема - межнациональные конфликты в современном мире.
1. Причины межнациональных конфликтов.
2. Пути преодоления межнациональных конфликтов.
3. Принципы отношений между народами и нациями в современном мире.
III. Основная часть.
Причины межнациональных конфликтов
СЛАЙД 9- - Карабахский конфликт (карта).
«Армяно-азербайджанский конфликт конца 80-х — начала 90-х гг. XX века. Армяне бежали от азербайджанцев, азербайджанцы — от армян, они шли тайными горными тропами, поддерживая стариков, баюкая детей. И вдруг случилось невероятное: на одном из извилистых поворотов узкой тропы два потока столкнулись. Что произошло? Убийство? Крики сброшенных в пропасть?..»
Предположите дальнейшее развитие событий.
Реальное разрешение ситуации: несколько секунд люди стояли и смотрели друг на друга, а потом, рыдая, бросились в объятия друг друга, выкрикивая имена друг друга, знакомых, родственников. А потом каждый поток пошел в свою сторону.
Вопросы:
О чем говорит данная ситуация? (Народ воевать не хочет.)
Тогда почему проблема межнациональных конфликтов сегодня является одной из наиболее острых?
СЛАЙД 10 – Политическая карта в мире (для работы в режиме блокнот)
Задание 1: перечислите современные межнациональные конфликты – современная карта мира на слайде презентации, отвечающие учащиеся красными точками отмечают места конфликтов
Задание 2: сделайте выводы по результатам работы с картой
(Возможные ответы учащихся: межнациональные конфликты — неизбежный спутник цивилизации, во многих конфликтах проявляется глобальная проблема противостояния стран «Севера» и «Юга» и т.д.).
СЛАЙД 11 – Задание для работы в группах «Причины межнациональных конфликтов».
Задание 3: мозговой штурм в творческих группах по 4 человека.
- Что на ваш взгляд, является причиной межнациональных конфликтов
(ответы оформить на листах формата А3 цветными маркерами).
Выступление представителей групп.
(Возможные ответы: ущемление прав народа при распределении жизненных благ (власти, денег, ресурсов, привилегий и т. п.).
СЛАЙД 12 – Работа по карточкам, назвать причины данных конфликтов.
- Положение русских в прибалтийских государствах.
- Негативная реакция народа на проводимую властями дискриминационную политику в отношении конкретного этноса. Депортация народов в СССР в сталинский период — предпосылка к началу чеченской войны.
- Территориальный вопрос. Израиль и Палестина.
- Бытовые и расовые предрассудки.
- Конфликты, в основе которых лежат религиозные причины. Шииты и сунниты в Ираке.
- Конфликты, вызванные действиями отдельных политиков, политических партий и организаций. Война и распад Югославии.
- Югоосетинский конфликт
- Карабахский конфликт
- конфликт между Индией и Пакистаном
- проблема курдов в Турции
- баски в Испании
2. Пути преодоления межнациональных конфликтов.
Вопрос: В чем опасность межнациональных конфликтов?
СЛАЙД 13 – Работа в группах, пути преодаления конфликтов.
Задание 4: подготовить в группах программу преодоления межнациональных конфликтов, выделив основные пути их преодоления.
Выступление представителей групп.
СЛАЙД 14 – Критерии оценивания выступления групп.
(Группы представляют свои творческие задания, которые оцениваются другими группами по критериям: реалистичность предложенных вариантов решения проблем; гуманистический характер предложенных мер; логичность, точность, обоснованность предложенных мер). Критерии оценивания предложенных путей выведены на слайде.
!!! Слушая выступления групп, каждый в тетради фиксирует принципы, которые, по его мнению, должны лежать в основе отношений между народами в современном мире!!!
3. Принципы отношений между народами и нациями в современном мире.
Возможные ответы учащихся: избегать насилия в решении межнациональных вопросов, гуманизм, поиск компромиссов, развитие демократии, правовых начал в отношении между народами, уважение к представителям другой национальности, религии, культуре другого народа, милосердие.
СЛАЙД 15 – Домашнее задание.
Домашнее задание: сравнить свои записи в тетради (выводы) с принципами, изложенными в Конституции РФ(ст. 2,13,19,26,29,68) и в « Концепции национальной политики РФ» (1996 года). - гл.2 ст.19, 26, 29; гл.3 ст.65,69).
IV. Рефлексия.
СЛАЙД 16 – Правила составления синквейна.
Составление синквейна на тему «Межнациональный конфликт.