Статья на тему «Межпредметная интеграция как средство мотивации к обучению»
Межпредметная интеграция как средство мотивации к обучению
В современном мире все знают тот факт, что хорошее качественное образования невозможно получить, если решать педагогические вопросы и проблемы устаревшими методами и приёмами. Людям показывает сама жизнь, что исчерпаны все возможности школы с жесточайшей дисциплиной. Появляется необходимость в разработке и появлении других стратегий школ и педагогических технологий, которые будут подходить нашему времени
Введение межпредметной интеграции в систему образования может решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Результаты интегрированного обучения проявляются в самом процессе обучения младших школьников, а конкретно, в их стремлении и желании изучать что-то новое и интересное. Это способствует не только систематизации и оптимизации учебно-познавательной деятельности, но и овладению необходимыми знаниями и умениями для развития воспитанной и образованной личности младшего школьника. Именно нововведения, которые происходят в образовании и современных школах сегодня, делают проблему введения межпредметной интеграции столь актуальной.
Таким образом, актуальность проблемы интеграции социально обусловлена и вызывает необходимость изменений в обучении подрастающего поколения, повышения их уровня мотивации к обучению и качества их знаний, практических умений, уровня воспитанности, познавательной потребности.
Можно ли повысить мотивацию к обучению у младших школьников, посредством включения в образовательный процесс интегрированных уроков? Давайте разбираться. Что для этого нужно?
Определить предметные области, которые наиболее удачно взаимодействуют между собой;
Разработать экспериментальную программу;
Использовать межпредметную интеграцию на уроках и внеурочных занятиях в процессе обучения младших школьников, чтобы увидеть её эффективность.
Исследования психологов показывают, что роль побуждающего стимула включения младших школьников в образовательный процесс играет мотивация. Когда младший школьник решает какую-либо познавательную задачу, его мотивация направлена или на поиск отношений, которые ему не известны, но в которых находятся необходимые предметные знания, или на формирование новых понятий, которые установлены на конкретных межпредметных связях. Знания, которые учащийся получит на основе прошлого опыта усвоения материала, становятся регуляторами новой положительной мотивации к обучению.
Заинтересовать и замотивировать младших школьников можно разными способами – это (уже не новые) всевозможные кружки, экскурсии, познавательные уроки с использованием компьютерных технологий. Но так же стоит перечислить и формы организации учебной деятельности на основе конкретно межпредметной интеграции. Современные педагоги выделяют 5 таких форм:
• пластообразная;
• спиралевидная;
• взаимопроникающая;
• контрастная;
• индивидуально-дифференцированная (творческая).
1. Пластообразная форма представляет собой систему различных видов деятельности, к примеру, познавательной, художественной, игровой, коммуникативной и т.д., в центре которых находится один объект познания. Допустим, образ природы на уроке изобразительного искусства раскрывается с помощью цвета, света, композиции, на уроке литературного чтения с помощью художественно-выразительных средств, на уроке музыки через звуки природы и её музыки. То есть, вид деятельности и восприятия разный, но объект, над которым всё это совершается, остаётся тот же.
2. Спиралевидная форма представляет собой способы деятельности, которые нарастают и изменяются. То есть изучение того или иного материала происходит от главного к деталям или от деталей к главному. Так же на примере природы это можно рассмотреть так - учащиеся сначала оценивают красоту природы в общем её понимании и восприятии, и только затем постепенно поднимаются до осмысления её красоты в пределах других дисциплин.
3. Контрастная форма лучше всего усваивается на раскрытии ценностей через её противоположности. Здесь так же возможно понимание целого через его часть. Эта форма чаще всего происходит через диалоги или демонстрацию. Межпредметная интеграция в данной форме способствует общению, обмену знаниями учениками друг с другом и с учителем и в целом побуждает к мотивации.
4. Взаимопроникающая форма протекает на основании одного вида деятельности, в которую постепенно вливаются другие. Данная форма в начальной школе используется чаще всего. Здесь могут рассматриваться такие виды уроков как урок-спектакль, урок-сказка, урок-расследование.
5. Индивидуально-дифференцированная (творческая) форма не зря последняя в этом списке. Это не означает, что её эффективность меньше всех остальных форм. Просто эта форма требует от учителя большого профессионализма и считается самой сложной формой организации интегрированного занятия. По её содержанию и даже второму названию (творческая) можно сказать, что напоминает она проектную деятельность, где учащиеся сами выбирают деятельность, организуя вокруг себя работу и общение. Учитель всегда должен уметь переводить учащихся из одного вида деятельности в другой. В данной форме средством такого перевода служит продукт, созданный учащимися.
Итак, я думаю, в голове уже появился список предметов, которые можно интегрировать между собой. Пришло время подумать об экспериментальной программе. Я думаю, заметно, что 1 и 2 пункты нашего пути к мотивации немного похожи. Поэтому мы «захватим» сразу двух зайцев, а именно вынесем в таблицу – какие же предметы лучше всего использовать на интегрированных уроках.
На основании этого, мы реализуем сразу два педагогических условия формирования положительной мотивации к обучению у младших школьников, а именно: определение предметных областей, которые наиболее удачно взаимодействуют между собой и разработка экспериментальной программы.
Таблица 1
Экспериментальная программа проведения интегрированных уроков и внеурочного мероприятия в начальной школе
Предмет | Тема урока | Интеграция с предметом |
Литературное чтение | «А.С. Пушкин «Зимний вечер» | Музыка, ИЗО |
Математика | «Путешествие во Вселенной» | Окружающий мир |
Русский язык | «Природа в литературе и русском языке» | Литературное чтение, окружающий мир |
Внеурочное мероприятие | «А я иду по улице» | Русский язык, окружающий мир, литература |
Следующий шаг представляет собой проведение уроков и внеурочных мероприятий с использованием элементов межпредметной интеграции. Интегрированный урок отличается от традиционного использованием межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов. Предметом анализа в нем выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. В интегрированном уроке объединяются блоки знаний различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для её реализации.
Интегрированные уроки строятся на основании какого-либо одного предмета, который является главным. Предметы, которые интегрируются с ним, помогают шире изучить главный предмет, его связи и процессы, а так же глубже понимать всю сущность изучаемого предмета. Так же благодаря интеграции происходит понимание связи главного предмета с реальной жизнью, и возможность применения полученных знаний на практике.
Проведение интегрированных уроков так же способствует повышению роста профессионального мастерства учителя, так как требует от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельностного подхода к обучению.
В заключение статьи хочется поделить несколькими разработками интегрированных уроков, которые были успешно проведены с учащимися начальных классов в подтверждение того, что межпредметная интеграция имеет место быть как способ мотивации к учебной деятельности.
Конспект интегрированного урока литературного чтения с музыкой и ИЗО. 4 класс
Тема урока: «А.С.Пушкин. Зимний вечер».
Цели: сформировать понимания смысла стихотворения и настроения литературного героя, используя литературное слово, музыку, живопись, раскрыть творческие способности учащихся, сформировать интерес к предмету «Литературное чтение», «ИЗО», «Музыка».
Планируемые результаты:
Предметные: выделять из предложенного текста ( рисунка ) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их.
Метапредметные: понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи; принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему; строить несложные цепочки логических рассуждений; находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио-и видеоматериалы).
Личностные: начальные основы мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету «Литературное чтение»; понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося.
Оборудование: стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер», репродукции картин: П.Ф.Соколов «Портрет Пушкина», Ю.В.Иванов «Пушкин и Арина Родионовна», «Домик няни Арины Родионовны»; аппликация «Зимние узоры»; звукозаписи произведений: Вивальди «Зима», П. И.Чайковский «Вальс снежных хлопьев», А.Мецнер «Романс».
Ход урока
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | |
1.Вступительное слово Звучит фонограмма произведения Вивальди «Зима» | -Здравствуй, гостья-зима! Пусть мороз твой трещит: Наша русская кровь На морозе гори». - Ребята, вы любите зиму? - Чем она вас привлекает? | -Да! Много снега! -На улице всегда красиво. -Зимой Новый Год! -Подарки! -Играть в снежки! | |
2.Постановка цели урока. Звучит фонограмма произведения П.И.Чайковского «Вальс снежных хлопьев» | -Зима всегда затрагивала сердца русских поэтов, художников, музыкантов. Сегодня на уроке мы будем вслушиваться в музыку зимы, всматриваться в ее краски. В конце урока посмотрим, что нам удалось. А поможет нам в этом А.С.Пушкин. Учитель обращается к портрету А.С.Пушкина. - Тема нашего урока: А.С. Пушкин «Зимний вечер». - XIX век. Михайловское. Вот домик няни Пушкина Репродукция картины Ю.В.Иванова «Домик няни Арины Родионовны» - Зима. Вечер. В окне горит свет. Мы с вами тоже зажжем свечу. Сядем поближе друг к другу и побываем в гостях у Арины Родионовны и Пушкина. Репродукция картины Ю.В.Иванова «Пушкин и Арина Родионовна». Поэт только что закончил стихотворение, и Арина Родионовна, единственная подруга, с которой ему не скучно, готова послушать своего любимца, Александра Сергеевича. Послушаем и мы… | Учащиеся слушают учителя. | |
3.Работа на уроке | Учитель читает стихотворение А.С. Пушкина. -Какое настроение у Вас возникло после прослушивания стихотворения? -Самостоятельно прочитайте стихотворение и подумайте, на сколько частей его можно разделить? -Прочитайте первую часть стихотворения, о чем там говорится? Далее учитель ведёт беседу с классом о том, какая была обстановка в стихотворении, как выглядело жилище, какими словами автор передаёт настроение и какое оно. -Озаглавьте каждую часть строфы в парах! | Дети слушают стихотворение -Грустное -задумчивое -печальное. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, работают на уроке. Учащиеся выполняют задание, предлагают свои варианты. | |
4.Фрагмент урока музыки | - «Спой мне песню» - просит поэт няню. Долгими зимними вечерами А.С.Пушкин любил слушать не только сказки Арины Родионовны, но и народные песни, которые она ему напевала. - Как вы думаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку? И при помощи чего? - Я предлагаю вам подобрать средства музыкальной выразительности для своей музыки. Для этого возьмите карточку и подчеркните нужное.
- Вы побывали в роли настоящего композитора и сумели передать настроение и характер стихотворения в музыке, а теперь давайте послушаем как это стихотворение «услышал» профессиональный композитор. Звучит фонограммамузыкального произведения А.Мецнера «Романс». | -Да! С помощью средств музыкальной выразительности. Дети выполняют задание! По желанию зачитывают или напевают свои музыкальные композиции. Дети слушают музыкальную композицию. | |
5.Фрагмент урока ИЗО | - Мы с вами представили музыкальную и словесную картину бури. А как можно еще? -Чем художник изображает бурю? -Давайте попробуем изобразить иллюстрацию стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер». Сначала карандашом, а затем раскрасим красками! | -Можно нарисовать! -Карандашами, акварелью, гуашью, мелом! Учащиеся выполняют работу. | |
6.Итог урока | Работы детей крепятся на доску, получается единая иллюстрация. Звучит фрагмент музыкального произведения Г.Свиридова «Метель». | | |
7.Рефлексия | - Какие виды искусства помогли создать такую замечательную картину. -Что нового узнали на уроке? -Всё ли получилось на уроке? -Какие чувства у Вас остались после данного урока? Спасибо за работу! | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. |
Конспект интегрированного урока математики и окружающего мира
в 4 классе
Тема: «Путешествие во Вселенной»
Цели урока: закрепить навык умножения и деления на многозначное число, умения решать задачи, активизировать мыслительную деятельности учащихся, расширить знания о планетах Солнечной системы, воспитать умения работать в коллективе, сформировать интерес к предметам математика и окружающий мир.
Планируемые результаты:
Предметные: понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание, умножение и деление больших величин, отражать это на схемах и в математических записях с использованием знаков действий и знака равенства; выполнять сложение и вычитание, умножение и деление, используя общий приём прибавления (вычитания) по частям; выполнять сложение с применением переместительного свойства сложения.
Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; определять закономерность следования объектов и использовать её для выполнения задания.
Личностные: понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося; начальные основы мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету «Математика» и «Окружающий мир».
Оборудование: компьютерная презентация, макеты солнечной системы, картинки, карточки с заданиями.
Урок носит обучающий характер. В тематическом планировании данный урок имеет место быть в разделе «Многозначные числа. Повторение». Определяющим здесь является урок математики, так как проводится в рамках изучения этого предмета, но за счёт межпредметной интеграции.
Ход урока
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Вступительное слово | Ребята! Мы с вами живем в XXI веке – в эпоху современных технологий. А много тысяч лет тому назад, глядя на ночное небо, человек мечтал о полете к звездам. А вы любите мечтать? А путешествовать? Я уверена в том, что вы большие любители путешествий. Ну а для того, чтобы наше полет и дальнейшее путешествие прошло удачно, нужно произвести кое-какие математические расчёты. Готовы? | -да! |
Математический диктант | 1)Сумму чисел 110 и 130 уменьшить в 6 раз. (40) 2)Разность чисел 360 и 160 увеличить в 50 раз. (10000) 3)Произведение чисел 150 и 4 увеличить на 1400. (2000) 4)Частное чисел 560 и 8 уменьшить на 44. (26) 5)На сколько произведение чисел 120 и 5 больше частного чисел 600 и 100? (594) Ну а теперь найдите сумму всех полученных результатов. -А вы знаете, что это за цифра? -Мы с вами нашли число, обозначающее диаметр нашей планеты – Земля – 12660 км. | Дети выполняют задание (40 + 10000 + 2000 + 26 + 594 = 12660) |
Работа на уроке | -А сейчас мы с Вами разделимся на команды и решим, кто на какую планету полетит. Одна из планет Солнечной системы имеет интересную и примечательную особенность – огромное красное пятно. Оно имеет около 50000 км в длину и 12000 км в ширину. Вычислите площадь этого пятна и откроете табличку с названием планеты, на которую полетите. -Молодцы! Итак, планета ваша – Юпитер. Вторая команда выполняет такое же задание и летит на планету Венера. -Пора порешать задачи, чтобы быть готовыми к полету! -Незнайка отправился на Луну. Скорость его корабля 720 км/мин. Какое расстояние он пролетит за 4 часа? Сколько км. ему еще останется лететь, если до Луны 384000 км? -Космонавт Ю.А. Гагарин впервые в мире 12 апреля 1961 года поднялся в космос и облетел Землю за 108 минут. Сколько это часов и минут? | Да! Дети выполняют задание Учащиеся решают задачу двумя способами, у доски один ученик пишет решение. Учащиеся решают задание в тетради. |
4.Закрепление знаний Учитель рассказывает детям о Солнечной системе, планетах, их размерах и т.д. | -Вам известно, сколько лет в одном веке? (100). Четверть века – 25 лет составляют годы, имеющие по 366 дней в году. Составьте выражение для вычисления количества суток, содержащихся в ХХI веке. -Ну а сейчас мы отправляемся в путешествие во Вселенную. (Звучит космическая музыка.) Наша планета и её естественный спутник Луна входят в состав Солнечной системы, и вместе с другими большими и малыми планетами и их спутниками – Меркурием, Венерой, Землёй, Марсом, Юпитером, Сатурном, Ураном, Нептуном и Плутоном, обращаются вокруг Солнца. | (365 * 75 + 366 * 25 = 36525) 1) 365 * 75 = 27375 2) 366 * 25 = 9150 3) 27375 * 9150 = 36525 Дети слушают учителя. |
5.Рефлексия | Учитель в форме беседы спрашивает учащихся что им понравилось на уроке, какие факты они запомнили, интересно ли было узнать о Планетах Солнечной системы. | Учащиеся отвечают на вопросы. |
6.Домашнее задание | -Ребята. Домашним заданием у Вас будет нарисовать планету, которую Вы себе хорошо представили, какая вам больше понравилась. | Записывают домашнее задание. |