Мифологические сюжеты в творчестве Джона Апдайка

5
0
Материал опубликован 18 September 2020

Лекционное занятие.

Мифологические сюжеты в творчестве Джона Апдайка.

Джон Апдайк считает мифологию существенной частью книги. Миф вносит элемент стройности в ту картину сумятицы текущей жизни, которую воссоздает писатель и опознает явления и начала, которые повторяются от эпохи к эпохе, не растворяясь в потоке исторического времени. Джон Хо́йер А́пдайк (18 марта 1932 — 27 января 2009) — известный американский писатель, автор 28-ми романов и 45-ти других книг: сборников рассказов, стихотворений, эссе.

Следуя традиции Джеймса Джойса, Джон Апдайк в романе «Кентавр» сочетает реально – бытовой план и миф, стараясь ответить на вопрос, что же держит человека, есть ли у него прочная опора в этом хаотичном мире. Герой романа «Кентавр» находит её в доброте. Положив в основу текста античный миф о благородном кентавре, получеловеке-полуконе Хироне, Апдайк продолжил традиции Джойса («Улисс»), а также тенденции к «мифологизации» в современной литературе (Гарсиа Маркеса). Выбрав из богатейшего художественного запаса греческой мифологии историю кентавра, Апдайк стремился обобщенно выразить и мысль о двойственности человеческого естества, в котором начало духовное и физиологическое вечно противостоят одно другому.

Как известно, Хирон, будучи ранен отравленной стрелой, пожертвовал дарованным ему бессмертием в пользу Прометея. Благодаря мифологическому ключу изображение действительности приобретает под пером автора широкий временной размах и метафорическую глубину. Таким приемом Д. Апдайк, очевидно, стремился подчеркнуть «извечность» нравственно-этических проблем, поднятых в романе, неизменность свойств человеческой природы, противоборства в ней разумного и чувственного начал, добра и зла1.

Обратимся к образам романа Джона Апдайка «Кентавр». Это герои и мотивы мифа о кентавре Хироне и о Прометее, соотносимые с персонажами Апдайка, которые действуют в реальных обстоятельствах послево­енной Америки. Так, Джордж Колдуэлл предстает перед читателем в обличии доброго, сеющего знание мудреца - кентавра Хирона, Питер Колдуэлл - Прометея. директор школы Зиммерман - Зевса, его любовница миссис Герцог — Ге­ры, владелец авторемонтной мастерской Хамел — Гефеста, его жена Вера — Аф­родиты, пастор Марч - Марса, хозяин кафе Майнор Кретц — Миноса и так да­лее.

Итак, герой романа Дж. Апдайка - провинциальный школьный учитель - очень хороший, талантливый и самоотверженный. Чтобы приподнять этот образ, сделать его масштабным и ве­личественным, Апдайк отождествил скромного учителя с бессмертным кентав­ром, жертвующим собой ради человечества, слил оба образа воедино. Тем са­мым Апдайк поднимал проблемы будничного существования американца сере­дины XX в. на уровень вечных тем. Двуплановость введена в роман для того, чтобы подчеркнуть нравственно-этические проблемы, неизменность свойств человеческой природы, противоборства в ней разумного и чувственного начал, добра и зла, «неба» и «ада».

Тональность романа и его поэтика построена на постоянном столкновении мифологического и реального планов. Во время урока естествоведения кто-то запус­тил в преподавателя железной стрелой, пробившей лодыжку, - возможно и от­равленной, как та стрела, которая сразила Хирона. Миф и реаль­ность пересеклись, чтобы возникла важная антитеза светлого мира легенды и сумрачной будничности Олинджера, самоотверженности Хирона и беспомощности Колдуэлла, возвышенного и земного в самом учителе.

Таким образом, писатель добивается максимально плотного сращения мифа и достоверности, заставляет нас одновременно следить за Колдуэллом, испытывающим боль в ноге, и сопутствовать Хирону в его последние часы перед тем, как кентавр воз­несется сияющим Стрельцом среди созвездий.

Мифы участвуют в романе в разных функциях:

1. иногда подчеркивают ощущение контраста;

2.порой их назначение - сатирически заострить мысль;

3.либо пробиться сквозь материальный мир, отделить его от мира идеального, чтобы еще резче оттенить отчужденность Колдуэлла от этого материального ми­ра;

4.реалистическое отображение и мифы, взаимопроникая, дополняют друг друга и действительность создает некую оболочку мифа.

Итак, в постоянном контрасте реального и мифологического развертывается основная тема «Кентавра» - упадок, оскудение, измельчание обществен­ной и наемной жизни. Собственно речь идет о том кризисе идей, ценностей, нравственных понятий, духовных устремлений, который к началу 60-х г. стал бесспорным фактом, порождая первые ростки движения протеста, вскоре охва­тившего самые разные круги американского общества.

Мифологический образный ряд, постоянно присутствующий в повествовании писателя, как раз и обусловил характер достигнутого здесь глубоко обобщения. Так моральная проблематика предстала в «Кентавре» звеном процесса, ведущего вглубь истории, к фундаментальным принципам буржуазного социума.

Принцип двоемирия, положенный Д. Апдайком в основу романа «Кентавр», является определяющим и в духовной жизни Америки. То, что для одних является реальностью, другим кажется мифом, и наоборот. Для мистера Зиммермана, миссис Герцог, пастора Марча, Майнора Кретца и других героев романа, миф чужероден. Их практицизм отрицает всякую возмож­ность взгляда на мир сквозь волшебную призму чудесного. Таким образом, «антимифологичность» этих персонажей романа дает возможность писателю использовать миф в качестве сатирического оружия.

Роман Дж. Апдайка - не только мифологический роман. «Кентавр» - роман философский. В нем содержатся об­щефилософские рассуждения о назначении, роли, специфических чертах ин­теллигенции вообще. Мифология помогает писателю создать философский пласт романа. Античность становится своего рода идеальным для развития культуры типом общества, который писатель противопоставляет американскому обществу.

Время, в которое живет главный герой романа «Кентавр», юный Питер Колдуэлл, всецело определялось «молодежной волной». Целое поколение молодежи отказалось в 60-е от социальной модели, предложенной обществом. Они выбрали иной путь: стали хиппи. Господствующей стала идея о том, что молодежь должна ото­рваться oт родного очага и отправиться странствовать в поисках неуловимой цели. Питер также убегает из дома. Как и тысячи ровесников, он жаждет духовной пиши, которой нет в провинциальном Олинджере, но которую он надеется найти в столице.

Стрела, пушенная кем-то из учеников Колдуэлла, и попавшая ему в ногу - первый элемент мифа в романе. Но, как и любой мифологический эле­мент в «Кентавре» стрела имеет и абсолютно реальное, подсказанное статисти­кой, значение. Нападения на учителей стали типичным явлением в американской шко­ле. Ограниченность, бедный духов­ный мир американского школьника (особенно провинциала) приводит к бес­смысленному, варварскому протесту против «бесполезных», с точки зрения школьника, знаний. Д. Апдайку удалось создать правдивую картину жизни американской шко­лы. Олинджеровская школа символизирует американскую систему образова­ния2.

Разгадка поведения учеников кроется и в поведении их «главного воспитателя», директора школы мистера Зиммермана. Он по­ощряет культ грубой силы, разврат. Духовно и физически деградировавший директор внушает школьни­кам не только страх, но и жажду подражания.

Школу Колдуэлл вообще называет «фабрикой ненависти». Попытаемся сравнить кентавра Хирона и учителя Колдуэлла. Ученики кентавра Хирона, «тонкие, нежные тростинки, единой свирелью согласно возносящие гимн богу истинного бытия». Колдуэлл, напротив, страдает на своих уроках: его ученики отторгают знания, его мудрость кажется школьникам бесполезной. Хирон ощущает близость к природе, когда он «узнает» растение, оно, «словно приветствуя героя, распрямляется и шелестит». Хирон чувствует себя частью природы. Колду­элл, наоборот, болезненно ощущает свою оторванность от мира природы. Он ненавидит свай загородный старый дом, природа напоминает ему о смерти. Педагогика может быть как всесильной (эллинство. уроки Хирона), так и бессильной (Америка 60-х, уроки Колдуэлла) - делает вывод Апдайк. Амери­канская школа - это школа, в которой педагогика бессильна. Положительное влияние учителя на формирование личности ученика практически равно нулю. Зато отрицательное влияние велико.

Писатель кладет в основу создания образа подростка Питера Колду­элла две прометеевых черты: богоборчество и призвание творца. «Богоборчест­во» Питер унаследовал от отца. Он инстинктивно ненавидит директора Зиммермана, владельца кафе Майнора Кретца, жителей Олинджера. Эта ненавнсть вызвана несколькими причинами: социальной, нравственной, политической. Они богаты, а Питер беден. Они занимаются развратом, а Питер, находящийся в состоянии чистой юношеской влюбленности, протестует против опошления, унижения любви. Они изо всех сил расхваливают страну, в которой живут, а Питеру хорошо известна «изнанка» благополучия «избранных», он еще много­го не понимает, но сама жизнь убеждает его в том, что Америка - не благосло­венный рай для каждого американца. Тяжело больные люди вынуждены работать, чтобы прокормить семью, и уми­рают от непосильного труда» как Колдуэлл-старший. Интересно, что бунт Питера не может иметь положительных результа­тов. Он никого не заставил задуматься, а только причинил неприятности самому подростку.

На одном из уроков Джордж читает ученикам блестящую лекцию о происхождении жизни на земле, заканчивая ее на пафосной ноте, моментом, когда, наконец, появилось «трагическое животное, имя которому — человек. В воспоминаниях впечатлительного мальчика, который со временем стал художником, это время покрывается флером сказочности, реальность и миф сливаются, становятся нераздельными, сосуществуют «на равных» в одной фразе. Фактически ведь это он творит миф о своем отце, учителе Джордже Колдуэлле, кентавре Хироне. Сам же он себя ощущает Прометеем, прикованным к скале. Преподавательница физкультуры Вера Хаммел видится обличье обольстительной, легкомысленной богини Венеры, а толстый, потный, пыхтящий директор школы Зиммерман кажется облаченным силой властью Зевса-громовержца.

Вывод: Обращение Джона Апдайка к мифологии подчеркивает глубину и объем решаемых им задач. Мифологические сюжеты и персонажи не просто заимствованы писателем, а творчески переработаны и осмыслены. Они демонстрируют стремление писателя к воссозданию идеализированного героя, к художественному воплощению человеческой личности, исполненной высшего духовного совершенства.


Литература


Творчество писателя Джона Апдайка. http://www.apdayk.net.ru/lib/ar/author/238.

Пудовочкина Н. Е. Неомифологизм в художественной культуре США: Дисс. канд. культур. наук. Саранск, 2005. Стр. 118 – 119.



1 Творчество писателя Джона Апдайка. http://www.apdayk.net.ru/lib/ar/author/238

2 Пудовочкина Н. Е. Неомифологизм в художественной культуре США: Дисс. канд. культур. наук. Саранск, 2005. Стр. 118 – 119.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.