Проверочная работа по литературе на тему «Михаил Булгаков. Жизнь и творчество» (8 класс)
Название: |
Михаил Булгаков. Жизнь и творчество. (На примере повести «Собачье сердце») |
Вид ресурса: |
учебно-дидактический материал |
Тип ресурса: |
проверочная работа |
Предмет, класс: |
литература, 8 класс |
Цель, задачи: |
Оценка уровня сформированности образовательных результатов обучающихся по теме «М.А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце». - Актуализировать и систематизировать знания по изученной теме: знать биографию писателя, содержание, проблематику произведения, теорию литературы, уметь анализировать текст. - Выявить качество и уровень владения знаниями и умениями, полученными на уроках по изучению повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». |
Актуальность методической разработки: |
Согласно Конструктору рабочих программ творчество М.А. Булгакова изучается в 8 классе (одна повесть по выбору). Для изучения предлагается «Собачье сердце». Ресурс позволит проверить и оценить результаты изучения данного произведения. |
Формы организации учебной деятельности: |
индивидуальная |
Знания и умения, требуемые для работы: |
- Умение работать с текстом; - знание изобразительно-выразительных средств языка; - знание содержания и проблематики повести; - умение работать с иллюстрациями; - знание биографии писателя; - знание теории литературы; - понимание прочитанного. |
Описание ресурса: |
Тема «М.А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце» изучается в течение трёх уроков. После изучения темы проводится проверочная работа. В данной методической разработке представлены 2 варианта. Каждый состоит из 17 заданий различного типа: одиночный и множественный выбор, ответ в виде слова, развёрнутый ответ, установление соответствия. Отдельным файлом опубликованы ответы и критерии оценивания. На уроках по изучению повести и для составления проверочной работы использовались материалы Библиотеки цифрового образовательного контента. |
Проверочная работа (вариант 1) по теме «М.А. Булгаков «Собачье сердце»
1. Определите, на каком портрете изображен М.А. Булгаков. Поставьте под портретом +
2. В каком городе родился М.А. Булгаков? Напишите ответ в форме именительного падежа.
Ответ:
3. Какой писатель был любимым у М.А. Булгакова?
А) А.С. Пушкин Б) М.Е. Салтыков - Щедрин В) Н.В. Гоголь Г) А.А. Блок
4. Какую профессию получил М.А. Булгаков? Ответ напишите одним словом в форме именительного падежа.
Ответ:
5. Соотнесите имена персонажей с соответствующей характеристикой. Ответы впишите в таблицу.
1. Иван Арнольдович Борменталь |
А) Профессор, ученый, занимающийся омоложением людей |
2. Швондер |
Б) Бездомный пес, которому сделали пересадку желез |
3. Филипп Филиппович Преображенский |
В) Человек, которым стал пес после операции |
4. Полиграф Полиграфович Шариков |
Г) Молодой хирург, ассистент профессора |
5. Клим Григорьевич Чугункин |
Д) Алкоголик и вор, чьи железы пересадили псу |
6. Шарик |
Е) Председатель домового комитета |
7. Дарья Петровна |
Ж) Машинистка, которую Шариков привёл в квартиру профессора |
8. Васнецова |
З) Кухарка у профессора Преображенского |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Прочитайте отрывок из повести.
«На следующий день на пса надели широкий блестящий ошейник. В первый момент, поглядевшись в зеркало, он очень расстроился, поджал хвост и ушел в ванную комнату, размышляя, как бы ободрать его о сундук или ящик. Но очень скоро пес понял, что он - просто дурак. 3ина повела его гулять на цепи. По Обухову переулку пес шел, как арестант, сгорая от стыда, но пройдя по Пречистенке до храма Христа, отлично сообразил, что значит в жизни ошейник. Бешеная зависть читалась в глазах у всех встречных псов, а у Мертвого переулка какой-то долговязый с обрубленным хвостом дворняга облаял его «барской сволочью» и «шестеркой». Когда пересекали трамвайные рельсы, милиционер поглядел на ошейник с удовольствием и уважением, а когда вернулись, произошло самое невиданное в жизни: Федор-швейцар собственноручно отпер парадную дверь и впустил Шарика. 3ине он при этом заметил:
- Ишь, каким лохматым обзавелся Филипп Филиппович. И удивительно жирный.
- Еще бы! За шестерых лопает, - пояснила румяная и красивая от мороза 3ина.
«Ошейник - все равно, что портфель», - сострил мысленно пес и, виляя задом, последовал в бельэтаж, как барин».
Примером какого средства создания художественного образа является ошейник?
А) художественная деталь Б) интерьер В) пейзаж Г) портрет
7. Почему Шарик сравнивает ошейник с портфелем?
А) Портфель – награда за определенные заслуги, и ошейник – награда для любого пса.
Б) Портфель носят, и ошейник носят.
В) Портфель мешает несущему его, и ошейник мешает собаке.
Г) Портфель – говорящая деталь, его обладатель – человек при должности, и к нему относятся с почтением. Так и к Шарику в ошейнике изменилось отношение.
8. Примером какого средства выразительности является фраза «…зависть читалась в глазах»?
А) эпитет Б) метафора В) сравнение Г) олицетворение
9. В каком году в СССР была напечатана повесть «Собачье сердце»?
А) 1987 Б) 1940 В) 1968 Г) 1925
10. К какому роду литературы относится «Собачье сердце»? Напишите ответ в форме именительного падежа.
Ответ:
11. Какие темы не затрагиваются в повести «Собачье сердце»?
А) Тема защиты животных.
Б) Медицинский эксперимент и его неожиданные результаты.
В) Тема ответственности ученых за результаты экспериментов.
Г) Роль изобразительного искусства в воспитании человека.
Д) Тема разрухи в послевоенной России.
12. Определите место персонажей в системе образов повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». Впишите ответы в соответствующие графы таблицы.
Главные персонажи |
Второстепенные персонажи |
Эпизодические персонажи |
Внесценические персонажи |
|
|
|
|
Для справок: Зина, Преображенский, Борменталь, повар, плеснувший в Шарика кипятком, Шариков, Васнецова, Швондер, пациенты профессора.
13. Прочитайте отрывок из повести.
«Ночь в ночь через десять дней после сражения в смотровой в квартире профессора Преображенского, что в Обуховском переулке, ударил резкий звонок. Зину смертельно напугали голоса за дверью:
- Уголовная милиция и следователь. Благоволите открыть.
3абегали шаги, застучали, стали входить, и в сверкающей от огней приемной с заново застекленными шкафами оказалась масса народу. Двое в милицейской форме, один в черном пальто, с портфелем, злорадный и бледный председатель Швондер, юноша-женщина, швейцар Федор, 3ина, Дарья Петровна и полуодетый Борменталь, стыдливо прикрывающий горло без галстука.
Дверь из кабинета пропустила Филиппа Филипповича. Он вышел в известном всем лазоревом халате, и тут же все могли убедиться сразу, что Филипп Филиппович очень поправился в последнюю неделю. Прежний властный и энергичный Филипп Филиппович, полный достоинства, предстал перед ночными гостями и извинился, что он в халате.
- Не стесняйтесь, профессор, - очень смущенно отозвался человек в штатском, затем он замялся и заговорил: - Очень неприятно. У нас есть ордер на обыск в вашей квартире и, - человек покосился на усы Филиппа Филипповича и докончил, - и арест в зависимости от результатов».
Отметьте верный ответ: «Почему пришли с обыском в квартиру Преображенского?
А) Ищут лишнюю жилплощадь Б) Ищут контрреволюционные материалы
В) Ищут переписку Ленина с Каутским Г) Ищут пропавшего Шарикова
14. Прочитайте отрывок из повести.
«3абегали шаги, застучали, стали входить, и в сверкающей от огней приемной с заново застекленными шкафами оказалась масса народу. Двое в милицейской форме, один в черном пальто, с портфелем, злорадный и бледный председатель Швондер, юноша-женщина, швейцар Федор, 3ина, Дарья Петровна и полуодетый Борменталь, стыдливо прикрывающий горло без галстука».
Какое средство выразительности используется в словосочетании «злорадный и бледный председатель Швондер»?
А) эпитет Б) метафора В) сравнение Г) олицетворение
15. Определите, какие герои являются представителями старой Москвы, а какие – представителями нового общества? Ответы впишите в таблицу.
1. Преображенский 2. Швондер 3. Члены домкома 4. Борменталь 5. Дарья Петровна |
А) Новое общество Б) Старая Москва |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
16. Какую оперу собирался слушать в театре профессор Преображенский? Поставьте под иллюстрацией + 17. Рассмотрите иллюстрации художника Анатолия Иткина. Ответьте на вопрос: «Какие эпизоды из повести избражены на иллюстрациях?» Интернет - источники
2. https://www.labirint.ru/authors/11745/
3. https://tass.ru/encyclopedia/person/mayakovskiy-vladimir-vladimirovich
4. https://www.mironov-theatre.ru/news/tpost/yk7orlc5d1-9-noyabrya-ispolnyaetsya-205-let-so-dnya
5. https://www.culture.ru/persons/8263/mikhail-bulgakov
6. http://www.bulgakov.ru/dogheart/dh4/
11.https://mosliter.ru/ruslit/20vek/aleksandr_aleksandrovich_blok/
12.https://litvinovs.net/illustrations/heart_of_a_dog/itkin
Проверочная работа. Вариант 2DOCX / 1.95 Мб
Ответы. Критерии оцениванияDOCX / 18.76 Кб
Суслопарова Людмила Юрьевна
Волкова Надежда Павловна
Легоцкая Вера Сергеевна
Волкова Надежда Павловна
Юлия Васильевна Воробьева
Волкова Надежда Павловна
Горбачёва Марина Юрьевна
Волкова Надежда Павловна
Горбачёва Марина Юрьевна
Волкова Надежда Павловна