Проверочная работа по литературе на тему «Михаил Булгаков. Жизнь и творчество» (8 класс)

19
10
Материал опубликован 27 February

t1709055567aa.png

Название:

Михаил Булгаков. Жизнь и творчество. (На примере повести «Собачье сердце»)

Вид ресурса:

учебно-дидактический материал

Тип ресурса:

проверочная работа

Предмет, класс:

литература, 8 класс

Цель, задачи:

Оценка уровня сформированности образовательных результатов обучающихся по теме «М.А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце».

- Актуализировать и систематизировать знания по изученной теме: знать биографию писателя, содержание, проблематику произведения, теорию литературы, уметь анализировать текст.

- Выявить качество и уровень владения знаниями и умениями, полученными на уроках по изучению повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».

Актуальность методической разработки:

Согласно Конструктору рабочих программ творчество М.А. Булгакова изучается в 8 классе (одна повесть по выбору). Для изучения предлагается «Собачье сердце». Ресурс позволит проверить и оценить результаты изучения данного произведения.

Формы организации учебной деятельности:

индивидуальная

Знания и умения, требуемые для работы:

- Умение работать с текстом;

- знание изобразительно-выразительных средств языка;

- знание содержания и проблематики повести;

- умение работать с иллюстрациями;

- знание биографии писателя;

- знание теории литературы;

- понимание прочитанного.

Описание ресурса:

Тема «М.А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце» изучается в течение трёх уроков. После изучения темы проводится проверочная работа. В данной методической разработке представлены 2 варианта. Каждый состоит из 17 заданий различного типа: одиночный и множественный выбор, ответ в виде слова, развёрнутый ответ, установление соответствия. Отдельным файлом опубликованы ответы и критерии оценивания. На уроках по изучению повести и для составления проверочной работы использовались материалы Библиотеки цифрового образовательного контента.

Проверочная работа (вариант 1) по теме «М.А. Булгаков «Собачье сердце»

1. Определите, на каком портрете изображен М.А. Булгаков. Поставьте под портретом + t1709055567ab.png

2. В каком городе родился М.А. Булгаков? Напишите ответ в форме именительного падежа.

Ответ:

3. Какой писатель был любимым у М.А. Булгакова?

А) А.С. Пушкин Б) М.Е. Салтыков - Щедрин В) Н.В. Гоголь Г) А.А. Блок

4. Какую профессию получил М.А. Булгаков? Ответ напишите одним словом в форме именительного падежа.

Ответ:

5. Соотнесите имена персонажей с соответствующей характеристикой. Ответы впишите в таблицу.

1. Иван Арнольдович Борменталь

А) Профессор, ученый, занимающийся омоложением людей

2. Швондер

Б) Бездомный пес, которому сделали пересадку желез

3. Филипп Филиппович Преображенский

В) Человек, которым стал пес после операции

4. Полиграф Полиграфович Шариков

Г) Молодой хирург, ассистент профессора

5. Клим Григорьевич Чугункин

Д) Алкоголик и вор, чьи железы пересадили псу

6. Шарик

Е) Председатель домового комитета

7. Дарья Петровна

Ж) Машинистка, которую Шариков привёл в квартиру профессора

8. Васнецова

З) Кухарка у профессора Преображенского

 

1

2

3

4

5

6

7

8

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Прочитайте отрывок из повести.

   «На следующий день на пса надели широкий блестящий ошейник. В первый момент, поглядевшись в зеркало, он очень расстроился, поджал хвост и ушел в ванную комнату, размышляя, как бы ободрать его о сундук или ящик. Но очень скоро пес понял, что он - просто дурак. 3ина повела его гулять на цепи. По Обухову переулку пес шел, как арестант, сгорая от стыда, но пройдя по Пречистенке до храма Христа, отлично сообразил, что значит в жизни ошейник. Бешеная зависть читалась в глазах у всех встречных псов, а у Мертвого переулка какой-то долговязый с обрубленным хвостом дворняга облаял его «барской сволочью» и «шестеркой». Когда пересекали трамвайные рельсы, милиционер поглядел на ошейник с удовольствием и уважением, а когда вернулись, произошло самое невиданное в жизни: Федор-швейцар собственноручно отпер парадную дверь и впустил Шарика. 3ине он при этом заметил:
- Ишь, каким лохматым обзавелся Филипп Филиппович. И удивительно жирный.
- Еще бы! За шестерых лопает, - пояснила румяная и красивая от мороза 3ина.
«Ошейник - все равно, что портфель», - сострил мысленно пес и, виляя задом, последовал в бельэтаж, как барин».

Примером какого средства создания художественного образа является ошейник?

А) художественная деталь               Б) интерьер                 В) пейзаж                Г) портрет

7. Почему Шарик сравнивает ошейник с портфелем?

А) Портфель – награда за определенные заслуги, и ошейник – награда для любого пса.

Б) Портфель носят, и ошейник носят.

В) Портфель мешает несущему его, и ошейник мешает собаке.

Г) Портфель – говорящая деталь, его обладатель – человек при должности, и к нему относятся с почтением. Так и к Шарику в ошейнике изменилось отношение.

8. Примером какого средства выразительности является фраза «…зависть читалась в глазах»?

А) эпитет           Б) метафора                       В) сравнение                 Г) олицетворение

9. В каком году в СССР была напечатана повесть «Собачье сердце»?

А) 1987                   Б) 1940                       В) 1968                               Г) 1925

10. К какому роду литературы относится «Собачье сердце»? Напишите ответ в форме именительного падежа.

Ответ:

11. Какие темы не затрагиваются в повести «Собачье сердце»?

А) Тема защиты животных.

Б) Медицинский эксперимент и его неожиданные результаты.

В) Тема ответственности ученых за результаты экспериментов.

Г) Роль изобразительного искусства в воспитании человека.

Д) Тема разрухи в послевоенной России.

12. Определите место персонажей в системе образов повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». Впишите ответы в соответствующие графы таблицы.

Главные персонажи

Второстепенные персонажи

Эпизодические персонажи

Внесценические персонажи

 

 

 

 

 

 

 

Для справок: Зина, Преображенский, Борменталь, повар, плеснувший в Шарика кипятком, Шариков, Васнецова, Швондер, пациенты профессора.

13. Прочитайте отрывок из повести.

   «Ночь в ночь через десять дней после сражения в смотровой в квартире профессора Преображенского, что в Обуховском переулке, ударил резкий звонок. Зину смертельно напугали голоса за дверью:
- Уголовная милиция и следователь. Благоволите открыть.
3абегали шаги, застучали, стали входить, и в сверкающей от огней приемной с заново застекленными шкафами оказалась масса народу. Двое в милицейской форме, один в черном пальто, с портфелем, злорадный и бледный председатель Швондер, юноша-женщина, швейцар Федор, 3ина, Дарья Петровна и полуодетый Борменталь, стыдливо прикрывающий горло без галстука.

Дверь из кабинета пропустила Филиппа Филипповича. Он вышел в известном всем лазоревом халате, и тут же все могли убедиться сразу, что Филипп Филиппович очень поправился в последнюю неделю. Прежний властный и энергичный Филипп Филиппович, полный достоинства, предстал перед ночными гостями и извинился, что он в халате.
- Не стесняйтесь, профессор, - очень смущенно отозвался человек в штатском, затем он замялся и заговорил: - Очень неприятно. У нас есть ордер на обыск в вашей квартире и, - человек покосился на усы Филиппа Филипповича и докончил, - и арест в зависимости от результатов».

Отметьте верный ответ: «Почему пришли с обыском в квартиру Преображенского?

А) Ищут лишнюю жилплощадь                              Б) Ищут контрреволюционные материалы

В) Ищут переписку Ленина с Каутским                 Г) Ищут пропавшего Шарикова

14. Прочитайте отрывок из повести.

     «3абегали шаги, застучали, стали входить, и в сверкающей от огней приемной с заново застекленными шкафами оказалась масса народу. Двое в милицейской форме, один в черном пальто, с портфелем, злорадный и бледный председатель Швондер, юноша-женщина, швейцар Федор, 3ина, Дарья Петровна и полуодетый Борменталь, стыдливо прикрывающий горло без галстука».

Какое средство выразительности используется в словосочетании «злорадный и бледный председатель Швондер»?

А) эпитет                   Б) метафора               В) сравнение                   Г) олицетворение

15. Определите, какие герои являются представителями старой Москвы, а какие – представителями нового общества? Ответы впишите в таблицу.

1. Преображенский

2. Швондер

3. Члены домкома

4. Борменталь

5. Дарья Петровна

А) Новое общество

Б) Старая Москва

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

16. Какую оперу собирался слушать в театре профессор Преображенский? Поставьте под иллюстрацией + t1709055567ac.png17. Рассмотрите иллюстрации художника Анатолия Иткина. Ответьте на вопрос: «Какие эпизоды из повести избражены на иллюстрациях?» t1709055567ad.pngИнтернет - источники

1. https://priazovskoe.ru/msu/structure/munitsipalnyie-uchrezhdeniya/mku-priazovskaya-poselencheskaya-biblioteka/novosti/media/2021/3/28/28-marta-den-rozhdeniya-maksima-gorkogo-russkogo-i-sovetskogo-pisatelya-dramaturga-obschestvennogo/

2. https://www.labirint.ru/authors/11745/

3. https://tass.ru/encyclopedia/person/mayakovskiy-vladimir-vladimirovich

4. https://www.mironov-theatre.ru/news/tpost/yk7orlc5d1-9-noyabrya-ispolnyaetsya-205-let-so-dnya

5. https://www.culture.ru/persons/8263/mikhail-bulgakov

6. http://www.bulgakov.ru/dogheart/dh4/

7. https://library.vladimir.ru/ot-arximeda-do-xokinga/ot-arximeda-do-xokinga-nikolaj-ivanovich-pirogov.html

8.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B8,_%D0%94%D0%B6%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%BF%D0%BF%D0%B5

9.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

10.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%98%D0%BB%D1%8C%D1%8F_%D0%98%D0%BB%D1%8C%D0%B8%D1%87

11.https://mosliter.ru/ruslit/20vek/aleksandr_aleksandrovich_blok/

12.https://litvinovs.net/illustrations/heart_of_a_dog/itkin

13.https://urok.apkpro.ru/


Проверочная работа. Вариант 2DOCX / 1.95 Мб


Ответы. Критерии оцениванияDOCX / 18.76 Кб
i1709056159.jpg

 

p1709056177.jpg

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Надежда Павловна!

27 February

Людмила Юрьевна, спасибо за отклик и внимание к публикации!

28 February

Отличная работа, Надежда Павловна!

27 February

Вера Сергеевна, благодарю! Ценю Ваше мнение! Радуюсь такой оценке.

28 February

Замечательная работа! И очень вовремя! Спасибо большое за помощь коллегам, Надежда Павловна! Обязательно воспользуюсь!

27 February

Юлия Васильевна, спасибо за такую оценку работы! Ценю Ваше мнение. Приятно. Рада, что мои труды бывают востребованы коллегами.

28 February

Отличная работа,Надежда Павловна!

28 February

Марина Юрьевна, как вдохновляют отзывы коллег на дальнейшую работу! Ценю Ваше мнение! Спасибо большое!

28 February

Большое спасибо! Воспользовалась работой! Дети оценили!!!

26 March

Здорово! Рада, что пригодилось. Благодарю за оценку! Успехов и всего хорошего!

26 March

Похожие публикации