12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Баженова Елена Леонидовна102
Работаю преподавателем русского языка и литературы на протяжении многих лет (34-х).
Россия, Пермский край, Чайковский
6

МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «Методы стимулирования познавательной активности учащихся»




МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ

«Методы стимулирования познавательной

активности учащихся»





































Введение



Современное образование предъявляет особые требования к организации процесса обучения. Учебный процесс должен быть не только направлен на получение знаний и формирование умений и навыков, но и развитие способности учащихся к самостоятельному поиску знаний и использованию их для достижения своих целей. Стимулирование познавательной активности учащихся обеспечивает эффективную организацию целенаправленной познавательной деятельности, освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), развитие способности их использования в познавательной и социальной практике, повышение самостоятельности учащихся и овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. Этим обусловлена актуальность исследования.

Цель: выяснить, на положительные или отрицательные эмоции ориентируется учитель, активизируя и успокаивая учащихся.

Исходя из цели, были сформулированы задачи:

Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

Наблюдения за учебным процессом;

Анализ 10 уроков (Исследование способов и средств активизации познавательной активности учащихся);

Осуществить качественный и количественный анализ данных;

Дать рекомендации для студентов









Глава 1. Теоретическая часть



Познавательная активность — сложное понятие. Она может рассматриваться со стороны субъекта (личности), со стороны качественных особенностей самой деятельности, наконец, со стороны объекта. Как личностное образование познавательная активность характеризуется через систему приобретаемых устойчивых мотивов, в рамках которой особую роль начинают играть познавательные интересы. В своей совокупности они обретают форму познавательной направленности и обусловливают потенциал для развертывания деятельности. Как качественная характеристика деятельности познавательная активность проявляется, с одной стороны, через ее интенсивность и напряженность, с другой — через произвольность, с третьей — через своеобразие используемых методов, приемов познания (операциональность). С точки зрения конечного результата познавательная активность проявляется в знаниях, приобретаемых личностью, в тех изменениях в системе взглядов, убеждений, поступков, которые происходят в человеке благодаря развертыванию его познавательной деятельности. [8]

Стимулирование - это побуждение, воздействие; поощрение, подталкивание, контркондиционирование, активизирование, культивирование, склонение, толкание. [6]

Методы обучения - система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения. [1]

Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без сопутствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения учащимися определенного содержания учебного материала. [2]

Важно иметь в виду, что именно в методах обучения обязательно проектируется познавательная деятельность учащихся. Именно с помощью методов через содержание учебного материала устанавливается глубокая связь между деятельностью учителя и познавательной деятельностью учеников.

Система работы активизации познавательной деятельности учащихся к учению строится на основных положениях: теории деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев), теории развития познавательного интереса (Г.И.Щукина, Л.И.Божович), теории активизации познавательной деятельности школьника (Т.И.Шамова, А.К.Маркова), педагогики коллективных дел, а также в области методики обучения биологии (Н.М.Верзилин, А.Я. Герд, В.В. Пасечник, В.В.Половцев, Б.Е. Райков, Д.И. Трайтак, П.И. Третьяков, Г.Г. Швецов). [4]

Впервые группу методов стимулирования учебно-познавательной деятельности выделил Ю.К. Бабанский. [3] Поскольку, по его мнению, любая деятельность в качестве неотъемлемых компонентов имеет три составляющих - организацию, стимулирование, контроль.

В настоящее время, под методами стимулирования деятельности и поведения понимаются методы воздействия на мотивационную сферу личности, направленные на побуждение воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения. Прямое и непосредственное назначение стимулов - ускорять или, наоборот тормозить определенные действия.

Мотивы учения могут быть подразделены на две группы. К первой относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Ко второй относятся мотивы, связанные с потребностью ребенка в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. [7] Чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, а также методы самостоятельной учебной работы под руководством учителя. [5]

Глава 2. Практическая часть

Исследование на тему «Методы стимулирования познавательной активности учащихся» было проведено в 9 «Г» классе. Сделан анализ, о том, какие методы стимулирования и торможения активности учащихся использует учитель.

Анализ урока литературы, тема: «Н.В.Гоголь»: учитель использовал метод стимулирования активности учащихся положительные: инструктаж, похвала, смена деятельности, игра, шутки; и отрицательные: напоминание требований, повторение хором.

Также опора на отрицательные эмоции:

Стимулирование - окрик «Реще», адресное обращение «Валя не поясничай»;

Торможение - угроза, напряжённый тон, предъявление требований;

Анализ урока физики, тема «Колебания: свободные колебания, колебательные системы, маятник»: учитель использовал метод стимулирования активности учащихся положительные: интонация, похвала, взгляд; отрицательные: выделение голосом, повторение хором.

Метод торможения активности учащихся отрицательные: окрик и напряженный тон.

Анализ урока географии, тема «ТЭК»: учитель сделал упор на положительные эмоции, как стимулирования (смена дея-ти, похвала, интонация, важность задания, инструктаж), так и торможения (голос, мимика, интересное содержание и команды по управлению)

Метод стимулирования активности учащихся положительные: адресное обращение.

Метод торможения активности учащихся отрицательные: не наблюдалось.

Анализ урока по истории, тема «Реформы Столыпина»: учитель использовала метод стимулирования активности учащихся положительные: интонация, похвала (оценивание), указание требований и смена дея-ти;

Метод торможения активности учащихся положительные: мимика, голос, команды по управлению.

Метод стимулирования (обращение к совести, риторический вопрос) и торможения активности учащихся отрицательные: не наблюдалось.

Анализ урока географии, тема «ТЭК»: учитель использовал метод стимулирования активности учащихся положительные: интонация, подчеркивание важности, инструктаж;

Метод торможения активности учащихся положительные: мимика, голос, интересное содержание.

Метод торможения активности учащихся отрицательные: не наблюдалось

Анализ урока по МХК, тема «Вальс»: метод стимулирования активности положительные: не наблюдалось.

Метод торможения активности положительные: команда хором, напоминания требований и команды по управлению, мимика, голос, похвала и смена дея-ти.

Большое количество обращения к совести и адресного обращения (метод стимулирования активности отрицательные).

Метод стимулирования активности учащихся отрицательные: не наблюдалось.

Анализ урока по русскому языку, тема «Сложноподчиненное предложение»: учитель использовал исключительно отрицательные эмоции и метод торможения: напряженный тон, напоминания требований, окрик (адресное обращение).

Опоры на положительные эмоции не наблюдалось.

Анализ урока по химии, тема «Гидролиз солей»: учитель использовал метод стимулирования активности учащихся положительные: интонация, интрига, похвала, инструктаж;

Метод торможения активности учащихся положительные: мимика, голос, интересное содержание.

Метод стимулирования активности учащихся отрицательные: напоминание требований;

Метод торможения активности учащихся отрицательные: окрик (адресное обращение).

Анализ урока русскому языку, продолжение темы: учитель использовал отрицательные эмоции, за исключением похвалы, которая прозвучала пару раз.

Анализ урока по английскому языку: учитель практически не использовал никакие методы.

Методы стимулирования активности учащихся положительные: похвала и инструктаж; Отрицательные- команды по управлению.

Метод стимулирования и торможения активности учащихся отрицательные: не наблюдалось.

Сравнение результатов:

Методы стимулирования активности учащихся положительные:

1. интонация - 9 раз;

2. подчеркивание важности задания - 5;

3. похвала (оценивание) - 8;

4. инструктаж – 6;

5.смена деятельности- 1.

Методы торможения активности учащихся положительные:

1. мимика, голос - 10 раз;

2. интересное содержание - 3;

3. напоминание требований – 10;

4.игра-1;

5. команды по управлению- 7;

6. повторение хором- 6.

Методы стимулирования активности учащихся отрицательные:

1. окрик - 10 раз;

2. критика – 1;

3.обращение к совести -1.

Методы торможения активности учащихся отрицательные:

1. напряженный тон - 6 раз;

2. окрик – 10;

3.угроза-2.

В результате исследования можно сделать вывод, что учителя ориентируется на активизацию или успокаивание учащихся больше на положительные эмоции. Методы стимулирования и торможения активности учащихся: самые популярные это окрик (адресное обращение) и напряженный тон.

























Заключение



Стимулирование познавательной активности - это процесс, направленный на усиленную деятельность учителя и ученика, на побуждение к её энергичному целенаправленному осуществлению, на преодоление инерции, пассивных и стереотипных форм преподавания и учения. То есть это внешнее побуждение к энергичному, целенаправленному учению. стимулирование познавательной деятельности учащихся будет направлено на создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Стимулирование познавательной деятельности (как внешнее воздействие на учащегося) тесно взаимосвязано с мотивацией познавательной деятельности. Внешнее стимулирование направлено на формирование у учащихся не только мотивов достижения, но и глубоких познавательных мотивов, к которым относят интерес к знанию, стремление хорошо учиться, осознание собственных профессиональных перспектив, чувство долга и ответственности перед классом, родителями.

Педагогу необходимо организовать урок так, чтобы урок стал для учеников радостью познания мира и активизировал бы их желание учиться. Поэтому педагог должен правильно использовать методы и приемы стимулирования учебной деятельности учеников. Вот мои рекомендации:

Создавать условия для формирования положительной мотивации учения у школьников на каждом уроке.

В практической работе учитывать факторы, влияющие на мотивацию учения.

Ориентироваться на положительные эмоции.

Избегать угроз и наказаний.

Использовать методы активизирующие познавательную активность.

Организация соревнования. Соревнование является эффективным стимулом к улучшению деятельности учеников.

Наказание всегда должно быть справедливым. Нельзя наказывать наспех, по подозрению, без наличия достаточных оснований. За лень и неуспеваемость наказывать тоже не нужно. В педагогической практике недопустима дискредитация в глазах ребенка его родителей. Лучше всего, чтобы наказания были поменьше.

Хвалить следует, в основном, за приложенные усилия, а не за то, что дано человеку от природы: способности или внешние данные. Незаслуженная похвала вызывает зависть товарищей и настраивает их против педагога.

Учащимся необходима смена деятельности, однообразная работа утомляет.

Только демократический стиль руководства педагога является единственно возможным способом организации реального сотрудничества педагога и школьников. Демократический стиль педагогического руководства, стимулируя учащихся к творческому, инициативному отношению к делу, позволяет максимально проявить себя как личность каждому члену коллектива.

 



















Список литературы



Коняева Е.А., Павлова Л.Н. Краткий словарь педагогических понятий: учебное издание / - Челяб. гос. пед. - ун-та, 2012-131 с.

Петровский А.В. Психология. – М.: Академия, 2000.

С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. П 24 для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.-512 с. 

Темербекова А.А. Психолого-педагогическая диагностика образования школьников /- Горно-Алтайский государственный университет

URL:http://cdtlovozero.ucoz.ru/_tbkp/documenti/metody_stimulirovanija_i_aktivizacii_uchebno.pdf

URL: http://словарь-синонимов.рф

URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=603284

URL: https://students-library.com

Опубликовано


Комментарии (1)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 27.10.23 в 05:58 1Ответить Пожаловаться
Не очень понятно, что в Приложениях? ...
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.