12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шамшурина Марина Михайловна18

Мини - спектакль «Сталинградская Мадонна».

Вед. Война.…Это страшное слово…Оно пугает, вызывает ненависть. Война…Это кровь, смерть, жестокость, разбитые семьи и бесконечно долгое ожидание конца этой безумной пытки. Великая Отечественная война жива в воспоминаниях солдат, прошедших через огненное пекло, в воспоминаниях детей,выстоявших в аду людского горя.

Война прошла и по нашим судьбам.Война и сейчас присутствует в нашей жизни. Кто-то из родителей прошел Афганистан, у кого-то старший брат попал в Чечню. В одном из своих писем солдатВО назвал войну "чудовищным и неизбежным фоном нашей жизни". Вы только вдумайтесь – фон жизни. К сожалению актуальная для нас мысль. Мы против войны. Наш спектакль - о жизни на грани смерти.

1-я картина.

(Лавочка). Музыка – трогательная.

Женщина идёт и читает письмо от сына. Садится на лавочку, плачет. Появляется мужчина.

Свящ. – У вас, что-то случилось? Вам нужна помощь?

Жен. – Мой мальчик, мой сын сейчас на войне, а я здесь и ничем не могу ему помочь.

Свящ. – Можете! Вы- мать, и ваша любовь, вера, молитва будут оберегать его. Знаете, есть такая икона - «Сталинградская мадонна». Это икона прощения и примирения, она обязательно поможет. Пойдемте, я провожу.

Вед.История, о которой я хочу рассказать, до недавнего времени была бы просто не понята ни участниками Сталинградской битвы, ни ее свидетелями, ни потомками тех, кто ценой собственной жизни исполнил приказ: «Для нас земли за Волгой нет». Это история о немецком солдате и его рисунке… Немецкие солдаты…Говоря про Великую Отечественную войну, их редко так называли. Было другое слово -- фашисты. Емкое, бьющее наотмашь, не оставляющее никаких иллюзий. Мы верили в то , что именно это слово характеризует серую массу, под звуки маршей топчущую русскую землю. Враг. «И людей будем долго делить на своих и врагов», - спел Владимир Высоцкий. У его поколения были на то и право и правда, а у нашего…Думаю, что у нашего поколения возникла историческая и человеческая потребность сказать о том, что среди тех, кто пришел « к нам с мечом» , были ученые, интеллигенты, священники, которые не поддерживали гитлеровских планов и оказались на войне не по призванию сердца.

Сталинградская Мадонна - такое название спустя много лет было дано рисунку немецкого военного врача Курта Ройбера. Он нарисовал его углем на оборотной стороне советской географической карты. Символично: это произошло в рождественскую ночь под Сталинградом.

Копия этого рисунка, ставшего иконой, была привезена в Волгоград в канун 50-тия Сталинградской битвы. Сколько же должно было пройти веков за эти 70 лет, чтобы рисунок, написанный рукой врага, оказался в городе на Волге и стал символом прощения и примирения?!

2-я картина.

Звучит немецкая музыка. (Ящики). Два солдата пишут. Курт Ройбер рисует.

Голос за кадром: Кольцо вокруг немецкой армии сжималось. Накануне Рождества немецкие солдаты, понимающие неизбежность и бессмысленность смерти, пишут домой последние письма.

« Наша армия взяла завод «Баррикады», но до Волги еще сто шагов. Русские не похожи на людей. Они сделаны из железа, они не знают усталости, не ведают страха, не боятся огня. Матросы на лютом морозе идут в атаку в тельняшках. Мы изнемогаем…Каждый солдат считает, что следующим умрет он. Одна надежда быть раненым и уехать в тыл.»

«Отец, я ведь так и не стал солдатом, только форму ношу. Ну и что я получил в итоге? А что другие получили, кто ничему не противился и не боялся ничего? Что мы все получили? Придёт время.когда каждый разумный человек в Германии проклянет безумие этой войны. Сталинград — не военная необходимость, а политическое безумие.»

«У меня в руках твоя фотография. Я долго в нее вглядываюсь. И вспоминаю чудный вечер в последнее мирное лето — мы вдвоем идем по цветущему лугу к нашему дому. Мы говорили о нашем будущем, которое разворачивалось перед нами.

Ничего не осталось. Я молюсь, иногда думаю о своей судьбе. При этом все представляется мне бессмысленным и бесцельным. Как может все это вынести человек? Или все эти страдания - наказание Божие?"

«.Сколько потоков крови и слёз, террора души и тела прокатилось через эту страну. Я не боюсь смерти икогда хожу по руинам, слышу, как горячо молятся русские люди в разрушенном Сталинграде. Я постоянно всматриваюсь в лица людей и не могу от них оторваться.Русский человек во всем остается для меня загадкой. Постоянно оказываешься перед славянской душой, как перед непроницаемой стеной тумана. И никогда не знаешь, что увидишь, когда она разомкнется: мягкий теплый свет или еще большую тьму. И я молюсь о том, чтобы человечество научилось различать добро и зло, ведь человеку не свойственно жать на спусковой крючок, потому что есть в небе звезды, которые еще не сосчитаны.»

Звучит музыка «Аве Мария» ( Курт показывает икону, солдаты просто встают с поникшими головами).

Вед. Рисунок немецкого врача попал в руки его жены. А письма…Семь мешков писем. Они не попали к адресатам. Их рассортировали по содержанию и настроениям, составили статистическую сводку: отвергающих войну было свыше 60 процентов. В каждом письме - мысли о близких и ни строчки, адресованной матери. Одно слово — «Мама!» и больше ничего. Как говорить о смерти с тем, кто дарит жизнь?

3-я картина.

Над вьюгами и стужами седыми

Вновь торжествует юная весна.

И как огонь с водой

Несовместимы,

Несовместимы

Дети и Война!




Вед. Война…Она в сотни раз страшнее, если посмотреть на нее детскими глазами… И никакое время не сможет вылечить раны от войны, тем более детские.

Берёза. Руины дома. Звуки боя

Мальчик: (плачет и смотрит на рисунок в руке) Мама, мамочка, где же, ты? Мне страшно, холодно, я уже несколько дней ничего не ел. Как же хочется есть!

Появляется русский солдат.

Солдат: Малец, а ты что здесь делаешь совсем один? Замёрз наверное. Пойдём со мной.

Мальчик: Нет, я не пойду, мне никак нельзя. Мамы больше нет. А я тут папу жду. Папа, он воюет, а меня за старшего оставил. Папа сказал беречь маму, не бросать дом, смотреть за родником и ухаживать за берёзкой, а я, я маму не уберёг, убило её снарядом, дом вот разрушили. Но ведь берёзка то осталась и родник тоже. Так, что нельзя мне уходить.Вдруг папка вернётся, а меня нет

Солдат: Вернётся, обязательно вернётся твой отец, а ты настоящий герой. А хочешь, мы нарядим ёлку, ведь скоро новый год?

Мальчик: А ёлки-то нет.

Солдат: А вот есть твоя берёза. Её и нарядим.( достает из кармана ленточку). Вот, дочка, когда провожала на войну, дала на память.

Мальчик: а у меня вот, что есть.

(мальчик протягивает рисунок).

Солдат: А что это?

Мальчик: Это мне дал немецкий доктор. Она очень похожа на мою маму.

(солдат берёт рисунок и читает)

Солдат: Похожа на иконку. Да тут слова есть.« Рождество в котле. Крепость Сталинград. Свет. Жизнь. Любовь». Знаешь, ты храни её, пусть оберегает она тебя и всех детей Сталинграда.

Вед. Сталинградская битва…Вот уже 76 лет мы с восхищением говорим о мужестве защитников Сталинграда, испытываем неимоверную гордость за победу в сражении, равных которому не было и нет во всей истории человечества, с болью вспоминаем о невосполнимых потерях. Вот уже 76 лет 2 февраля, несмотря на жгучий мороз и обжигающий ветер, жители Волгоградской области застывают в скорбном молчании у памятников героям Великой битвы на Волге.

CТАЛИНГРАД, мороз. Кольцо. Той рождественской ночью свершилось чудо. Появился на свет рисунок Богоматери. Ему выпала судьба стать иконой, которую назовут "Сталинградской Мадонной". Иконой прощения и примирения. Ей суждено было стать символом человеческого в человеке.

​​​​​​​ Именно любовь и надежда водили рукой Курта, когда он , взяв в руки уголек и расстелив перед собой географическую карту, стал рисовать рождественский рисунок. Думал ли он, что его творению, рожденному в декабре 1942 года под Сталинградом, суждено было стать иконой, символом победы человеческого в человеке? Образ Богоматери со словами свет, жизнь, любовь немецкий врач противопоставил тьме, смерти, разрушению. Немецкие солдаты, заходившие в землянку к Курту, замирали на пороге, начинали плакать.Укутанная в черный плащ Богоматерь,защищающая младенца от ужасов жизни и смерти, утешала, жалела, прощала и прощалась. Это было примирение посреди войны.Рожденный в пекле войны рисунок получил название «Сталинградская мадонна».























Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.