Конспект урока по биологии «Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов»

2
0
Материал опубликован 1 November 2023

Тема: «Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов.»

Цель: Рассмотреть значение процесса размножения для сохранения жизни на Земле. Раскрыть суть процесса митоза и интерфазы. Сформировать у учащихся умение объяснять причины и следствия внутриклеточных процессов, происходящих при митозе.

Развивать представления учащихся о жизненных свойствах живых организмов и их клеток.

Воспитывать научное мировоззрение по вопросу размножения живых организмов.

Оборудование: интерактивная доска, флипчарт «Митоз», схемы фаз митоза, заготовки таблиц периодов интерфаз по количеству учащихся, таблички с номерами групп, для каждой группы пакет с названиями фаз митоза для проверки, листы для индивидуальной проверки знаний.

План урока: I. Орг. момент + д/з

II.Контроль знаний учащихся.

III. Актуализация знаний

IV.Изучение нового материала.

V.Закрепление.

VI. Итоги урока + домашнее задание.

VII. Рефлексия

Ход урока:

этап уро-ка

п/н

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предполагаемый результат деятель-ности учащихся

Вид СМА

I

 

Орг. момент

Проверяю готовность учащихся к уро-ку, приветствует их:

Друзья, я шлю вам свой привет,

Вы улыбнитесь мне в ответ

И поприветствуйте гостей,

Начнём же наш урок скорей!

Готовятся к уро-ку, приветствуют учителя.

 

 

II

1

Контроль знаний учащихся

страница № 1 флипчарта

Предлагаю устно выполнить прове-рочное задание «Выберите лишнее». Вызываю 1 учащегося, который будет работать на интерактивной доске и объяснит свой выбор.

Учашийся у дос-ки выполняет за-дание, остальные проверяют пра-вильность выпол-нения задания.

 

Ситуация «выбор»

III

1

Актуализация знаий учащихся

страница № 2 флипчарта

Выполните задания на выбор

на "отлично" (на «5» + «4»):

Чем диплоидный набор хромосом отличается от гаплоидного набора хромосом?

на "хорошо" (на «4» + «3»):

Напишите определения терминов: "Хромосомы", "Клетка", "Центриоль".

на "удовлетворительно":

В результате какого процесса обеспечивается появление новых клеток?

После выполнения задания, учащие дают ответы на вопросы по которым работали и сверяют свои ответы с ответами на доске (страницы №№ 3 -5 флипчарта).

На индивидуаль-ных листах вы-полняют задания на выбор.

Вспоминают ос-новные понятия, которыми необ-ходимо владеть для успешного изучения нового материала.

Ситуация «выбор»

 

2

страницы № 6 флипчарта

Предлагаю учащимся рассмотреть ри-сунки, на которых демонстрируются процессы роста и развития организ-мов и ответить на вопросы: Какие из-менения в жизни живых организмов вы видите на рисунках? Благодаря, ка-ким признакам живых организмов возможны эти изменения? Какой процесс лежит в основе названных признаков?

Рассматривают рисунки, обдумы-вают ответы на вопросы.

Указывают, что на рисунках изображе-ны рост и развитие живых организмов и что в основе этих процессов лежит деление клеток.

Ситуация «прогноз»

3

Сегодня на уроке нам и предстоит уз-нать, как происходит деление клеток, как называется такой способ деления клеток, который обеспечивает рост организмов и их бесполое размноже-ние. Но в начале…..

Сказка биологическая (страница № 7 флипчарта) учащийся читает сказку:

Жила - была Королева - Клетка. Была

она мудрой и справедливой. Однажды ей попалась Книга Жизни. Из Книги Жизни Королева узнала, что в скором времени она даст начало двум Прин-цессам - Клеткам.

Стала думать Королева как передать всё своё богатство дочерям никого не обидев, никого не обделив. И решила она разделить своё богатство на 2 по-ловинки. Каждая из 2 дочерей должна была получить половину богатства Королевы.

Но в Книге Жизни Королева прочи-тала, что каждая из дочерей должна получить столько же богатства, сколь-ко было у самой Королевы.

"Как возможно такое?" -недоумевала Королева.

Выслушать ответы учащихся.

страница № 8 флипчарта

А помочь Королеве могут: фея Интерфаза, волшебник Митоз и чародейки Центриоли.

Слушают сказку и отвечают на вопрос.

Предполагают, что равноценное распределение генетического материала в дочерних клетках возможно благодаря митозу.

Ситуация «прогноз».

1

Изучение нового материала

страница № 9 флипчарта

Прошу учащихся записать в тетради число и тему урока.

Записывают число и тему урока.

 

 

IV

2

страница № 10 флипчарта

Рассмотрите предложенную схему и дайте устно определение понятиям «Жизненный цикл клетки» и «Интерфаза».

Выслушать несколько ответов детей, попросить их записать определения в рабочую тетрадь, а затем прочить то, что они записали в тетради.

Изучают схему и дают определение понятиям «Жиз-ненный цикл клетки», «Интер-фаза».

Жизненный цикл клетки – это пери-од от момента воз-никновения клетки в результате деле-ния материнской клетки до собствен-ного деления или гибели.

Ситуация «прогноз».

3

страница № 11 флипчарта

Проверьте правильность выполнения задания.

Обратите внимание на следующую схему.

Каким цветом на схеме обозначена Интерфаза, митоз?

Из каких периодов состоит интерфаза? Митоз?

Я курсором провожу по названию фазы митоза и интерфазы, а в центре схемы показываются изменения, происходящие в клетке. Как видно из схемы и в каждый период интерфазы и каждую фазу митоза происходят определённые процессы.

Проверяют пра-вильность выпол-нения задания.

 

 

 

 

 

 

Озвучивают ка-кие изменения происходят в каж-дую фазу интер-фазы и митоза.

Отмечают, что в пресинтетический период происходит рост клетки и удвоение числа органоидов клетки.

Ситуация «прогноз».

4

страница № 12 флипчарта

Предлагаю учащимся изучив текст учебника на стр.117 и текст учебника для углубленного изучения биологии соотнести фазы интерфазы и процес-сы происходящие в них на индиви-дуальных листах.

По окончании выполнения задания 1 ученик выходит к доске и выполняет задание на доске, затем все учащиеся проверяют правильность выполнения задания.

Изучают матери-ал в учебниках и выполняют пред-ложенное им за-дание.

 

 

Проверяют пра-вильность выпол-нения задания и оценивают себя.

Проверьте!

I - 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, II - 1, 10,11

III - 2, 3, 5, 9

14 – 13 = «5»

12 – 10 = «4»

9 – 6 = «3»

Ситуация «выбор»

5

страница 13 флипчарта

Так какое же волшебство происходит в интерфазу?

Отвечают на вопрос и смотрят флешанимацию.

В интерфазу проис-ходит удвоение хромосом (репликация ДНК)

 

6

страница № 14 флипчарта

У вас на столах лежат схемы процес-сов, происходящих в какую-либо фазу митоза. Изучите эти схемы. Выделите какие основные процессы происходят в эту фазу.

Процесс – это действие!

Какой частью речи обозначается дей-ствие? (глаголом) Какую часть речи вы должны искать при характеристике процессов фазы митоза? (глагол)

По окончании работы, учащихся в группах предлагаю остальным учащимся проверить правильность выполнения задания группой:

страница 15 флипчарта

Учащиеся 1-ой группы должны были выделить 7 процессов. Посчитаем!

страница 16 флипчарта

Учащиеся 2-ой группы должны были выделить 2 процесса. Посчитаем!

 

 

 

 

страница 17 флипчарта

Учащиеся 3-ей группы должны были выделить 3 процесса. Посчитаем!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

страница 18 флипчарта

Учащиеся 4-ой группы должны были выделить 6 процессов. Посчитаем!

Учащиеся работа-ют по группам изучают схемы, обсуждают отве-ты на вопрос и дают ответ на вопрос перед классом. Во вре-мя отчёта групп все учащиеся за-полняют таблицу, в которой даётся характеристика процессов проис-ходящих в разные фазы митоза.

ПРОФАЗА: Раство-рение ядерной обо-лочки. Ядрышко распадается. Спира-лизация хромосом. Расхождение частей клеточного центра (центриолей) к раз-ным полюсам клет-ки. Образование ни-тей веретена деле- ния м/д полюсами деления, полюсов деления. Хромосо-мы движутся к экватору клетки.

МЕТАФАЗА: Хро-мосомы из 2 хрома-тид располагаются на экваторе клетки. К каждой хромосо-ме присоединяют-ся 2 нити веретена деления (по 1 с раз-ных сторон)

АНАФАЗА: Цен-тромера каждой хромосомы делится на 2 части. Каждая хроматида стано-вится самостоятель-ной дочерней хро-мосомой. Дочерние хромосомы 1 пары (бывшие хромати-ды 1 хромосомы) расходятся к раз-ным полюсам клетки.

ТЕЛОФАЗА: Ис-чезновение нитей веретена деления.

Возникновение но-вых ядерных оболо-чек вокруг разо-шедшихся хромо-сом. Раскручивание нитей ДНК. Восста-новление ядрышек. Цитокенез (деление цитоплазмы). Обра-зование 2 обособ-ленных дочерних клеток.

Ситуация «выбор»

7

страница № 19 флипчарта

Мы изучили процесс митоза и меха-низмы передачи наследственного ма-териала в результате митоза. Вспомните сюжет биологической сказки и попробуйте дать определение процессу митоза.

 

Дают определе-ние понятию ми-тоза устно, а затем записывают его в тетрадь.

Митоз – это такой способ деления эукариотических клеток, при кото-ром каждая из вновь возникших клеток получает диплоидный набор хромосом, генети-ческий материал, идентичный гене-тическому материа-лу материнской клетки.

Ситуация «прогноз».

8

страница № 20 флипчарта

Демонстрирую рисунки растительной и животной клеток и прошу назвать отличия этих клеток. В чём заключа-ется значение центриолей?

Если в растительных клетках нет центриолей, то как у этих клеток происходит процесс митоза?

Сравнивают ри-сунки и называют отличия расти-тельной и живот-ной клеток. Вспо-минают значение центриолей.

Указывают на от-сутствие центри-олей в раститель-ной клетки.

Ситуация «противо-речие».

9

страница № 21 флипчарта

Изучите рисунки и ответьте на воп-рос: Что изображено на рисунке под буквой А? Как изменяется положение микротрубочек на рисунке Б? Из чего образуется веретено деления в животной клетке?

В растительной клетке нет центрио-лей. Из чего же образуются нити вере-тена деления в растительной клетке? Процессы обозначенные на рисунках под буквами В, Г и Д протекают так же, как и в животной клетке. Вспом-ните, что происходит в эти фазы ми-тоза в животной клетке? На рисунке Е показаны многочисленные вакуоли, произошедшие от аппарата Гольджи. Эти вакуоли движутся к экватору клетки и образуют плоскую вакуоль –фрагмопласт. Как изменяется размер фрагмопласта на рисунках Е и Ж? Фрагмопласт разрастается от центра к периферии клетки. Так создаётся пер-вичная клеточная стенка м/д дочер-ними растительными клетками.

Рассматривают рисунки и дают ответы на вопро-сы.

Записывают в тет-радь определение понятия фрагмо-пласта:

Фрагмопласт – плоская вакуоль, образующаяся из вакуолей аппара-та Гольджи в эк-ваториальной плоскости при де-лении раститель-ной клетки на 2 дочернии.

 

Микротрубочки располагаются в пристеночном слое цитоплазмы. Пере-мещаются к эква-тору клетки. Вере-тено деления в жи-вотной клетке обра-зуется из микротру-бочек центриолей. Из микротрубочек препрофазного кольца.

Дают характерис-тику профазы, метафазы и анафазы митоза.

 

Отмечают увеличе-ние размера фраг-мопласта.

 

10

страница № 22 флипчарта

Сравним процесс цитокенеза у живот-ной и растительной клеток.

Как происходит деление цитоплазмы в животных клетках? Как происходит процесс цитокенеза в растительной клетке?

Рассматривают рисунки. Отве-чают на вопросы.

В животной клетке цитокенез проис-ходит путём пере-тяжки цитоплазмы. В растительной клетке цитокенез происходит с учас-тием фрагмопласта.

 

11

страница № 23 флипчарта

Предлагаю выяснить биологическую роль митоза. Посмотрите на доску прочитайте текст и заполните пропуски в тексте.

После выполнения задания учащимися при помощи инструмента «волшебные чернила» открываю правильные ответы на доске.

1 учащийся вос-пользовавшись инструментом пе-ра заполняет про-пуски в тексте при помощи дру-гих учеников.

 

Ситуация «прогноз»

V.

1

Закрепление.

страница № 24 флипчарта

Предлагаю 2 учащимся выполнить задание на закрепление изученного материала по тренажёру «Митоз».

Остальные уча-щиеся помогают выполнять зада-ние на доске.

Закрепляют пройденный материал по новой теме.

Ситуация «прогноз»

2.

У каждого из вас есть табличка с названием фазы митоза. Я прочитаю вам описание процессов разных фаз митоза. Вам нужно прослушать описание фазы и поднять свою табличку, если прочитанное мной описание подходит к названию фазы на вашей табличке.

1: Ядро в …фазе набухает,

И ядрышко в нем исчезает,

Хроматин весь уплотняется,

И хромосомы “появляются.”

Ядерная оболочка вдруг

Пузырьками встает в круг;

Хромосомы видны все,

Хроматиды в них – по две.

2: Хромосомы не видны –

Истончаются они.

Перетяжка, борозда;

К центру движется она –

Видим мы цитокинез;

Завершается процесс.

Зреет”ядрышко в ядре;

Дочерних клеток стало две!

3: ДНК была одна,

Но, ставши матрицей, она

Обеспечила рождение

Двух сестер; и удвоение

Словно чудо наяву

Совершилось. Я могу

Понять ученых восхищенье,

Молекул видя размножение.

4: Хроматиды хромосом

Отделились, а потом

Друг от друга все отходят,

К полюсам они подходят,

Изгибаясь в центромере,

Шпилькой выглядя на деле.

Два диплоидных набора

Стало в клетке. Очень скоро

Обособятся они …. –

5: Вот хромосомы как одна –

В плоскости экватора!

Хорошо видна картинка –

Метафазная пластинка!

Если ты поставишь в ряд

Хромосомы – будешь рад

Получить кариограмму,

Вспоминая папу-маму:

Передали ведь они

Хромосомы, что видны.

Слушают описа-ние фаз митоза и поднимают соот-ветствующие таб-лички с названи-ем фаз митоза.

 

 

 

 

 

 

 

Закрепляют пройденный материал по новой теме.

 

 

 

 

Поднимают таблички с надписью «профаза».

 

 

 

 

Поднимают таблички с надписью «телофаза»

 

 

 

 

Поднимают таблички с надписью «интерфаза».

 

 

 

 

Поднимают таблички с надписью «анафаза».

 

 

 

 

 

Поднимают таблички с надписью «метафаза».

 

Ситуация «выбор»

VI.

1.

Итоги урока + домашнее задание.

Подвожу итоги урока, даю оценку работе учащихся. Даю домашнее задание: изучить параграф № 31, выяснить особенности амитоза.

Записывают домашнее задание в дневник.

 

Ситуация «выбор»

VII.

1

Рефлексия.

Пt1698831474aa.png рошу каждого учащегося поставить свои выстрелы на мишени «Обратная связь». ​​​​​​​

Втавят свои выстрелы на своих мишенях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации