Конспект урока по биологии «Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов»
Тема: «Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов.»
Цель: Рассмотреть значение процесса размножения для сохранения жизни на Земле. Раскрыть суть процесса митоза и интерфазы. Сформировать у учащихся умение объяснять причины и следствия внутриклеточных процессов, происходящих при митозе.
Развивать представления учащихся о жизненных свойствах живых организмов и их клеток.
Воспитывать научное мировоззрение по вопросу размножения живых организмов.
Оборудование: интерактивная доска, флипчарт «Митоз», схемы фаз митоза, заготовки таблиц периодов интерфаз по количеству учащихся, таблички с номерами групп, для каждой группы пакет с названиями фаз митоза для проверки, листы для индивидуальной проверки знаний.
План урока: I. Орг. момент + д/з
II.Контроль знаний учащихся.
III. Актуализация знаний
IV.Изучение нового материала.
V.Закрепление.
VI. Итоги урока + домашнее задание.
VII. Рефлексия
Ход урока:
этап уро-ка |
п/н |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Предполагаемый результат деятель-ности учащихся |
Вид СМА |
I |
|
Орг. момент Проверяю готовность учащихся к уро-ку, приветствует их: Друзья, я шлю вам свой привет, Вы улыбнитесь мне в ответ И поприветствуйте гостей, Начнём же наш урок скорей! |
Готовятся к уро-ку, приветствуют учителя. |
|
|
II |
1 |
Контроль знаний учащихся страница № 1 флипчарта Предлагаю устно выполнить прове-рочное задание «Выберите лишнее». Вызываю 1 учащегося, который будет работать на интерактивной доске и объяснит свой выбор. |
Учашийся у дос-ки выполняет за-дание, остальные проверяют пра-вильность выпол-нения задания. |
|
Ситуация «выбор» |
III |
1 |
Актуализация знаий учащихся страница № 2 флипчарта Выполните задания на выбор на "отлично" (на «5» + «4»): Чем диплоидный набор хромосом отличается от гаплоидного набора хромосом? на "хорошо" (на «4» + «3»): Напишите определения терминов: "Хромосомы", "Клетка", "Центриоль". на "удовлетворительно": В результате какого процесса обеспечивается появление новых клеток? После выполнения задания, учащие дают ответы на вопросы по которым работали и сверяют свои ответы с ответами на доске (страницы №№ 3 -5 флипчарта). |
На индивидуаль-ных листах вы-полняют задания на выбор. |
Вспоминают ос-новные понятия, которыми необ-ходимо владеть для успешного изучения нового материала. |
Ситуация «выбор» |
|
2 |
страницы № 6 флипчарта Предлагаю учащимся рассмотреть ри-сунки, на которых демонстрируются процессы роста и развития организ-мов и ответить на вопросы: Какие из-менения в жизни живых организмов вы видите на рисунках? Благодаря, ка-ким признакам живых организмов возможны эти изменения? Какой процесс лежит в основе названных признаков? |
Рассматривают рисунки, обдумы-вают ответы на вопросы. |
Указывают, что на рисунках изображе-ны рост и развитие живых организмов и что в основе этих процессов лежит деление клеток. |
Ситуация «прогноз» |
3 |
Сегодня на уроке нам и предстоит уз-нать, как происходит деление клеток, как называется такой способ деления клеток, который обеспечивает рост организмов и их бесполое размноже-ние. Но в начале….. Сказка биологическая (страница № 7 флипчарта) учащийся читает сказку: Жила - была Королева - Клетка. Была она мудрой и справедливой. Однажды ей попалась Книга Жизни. Из Книги Жизни Королева узнала, что в скором времени она даст начало двум Прин-цессам - Клеткам. Стала думать Королева как передать всё своё богатство дочерям никого не обидев, никого не обделив. И решила она разделить своё богатство на 2 по-ловинки. Каждая из 2 дочерей должна была получить половину богатства Королевы. Но в Книге Жизни Королева прочи-тала, что каждая из дочерей должна получить столько же богатства, сколь-ко было у самой Королевы. "Как возможно такое?" -недоумевала Королева. Выслушать ответы учащихся. страница № 8 флипчарта А помочь Королеве могут: фея Интерфаза, волшебник Митоз и чародейки Центриоли. |
Слушают сказку и отвечают на вопрос. |
Предполагают, что равноценное распределение генетического материала в дочерних клетках возможно благодаря митозу. |
Ситуация «прогноз». |
|
1 |
Изучение нового материала страница № 9 флипчарта Прошу учащихся записать в тетради число и тему урока. |
Записывают число и тему урока. |
|
|
|
IV |
2 |
страница № 10 флипчарта Рассмотрите предложенную схему и дайте устно определение понятиям «Жизненный цикл клетки» и «Интерфаза». Выслушать несколько ответов детей, попросить их записать определения в рабочую тетрадь, а затем прочить то, что они записали в тетради. |
Изучают схему и дают определение понятиям «Жиз-ненный цикл клетки», «Интер-фаза». |
Жизненный цикл клетки – это пери-од от момента воз-никновения клетки в результате деле-ния материнской клетки до собствен-ного деления или гибели. |
Ситуация «прогноз». |
3 |
страница № 11 флипчарта Проверьте правильность выполнения задания. Обратите внимание на следующую схему. Каким цветом на схеме обозначена Интерфаза, митоз? Из каких периодов состоит интерфаза? Митоз? Я курсором провожу по названию фазы митоза и интерфазы, а в центре схемы показываются изменения, происходящие в клетке. Как видно из схемы и в каждый период интерфазы и каждую фазу митоза происходят определённые процессы. |
Проверяют пра-вильность выпол-нения задания.
Озвучивают ка-кие изменения происходят в каж-дую фазу интер-фазы и митоза. |
Отмечают, что в пресинтетический период происходит рост клетки и удвоение числа органоидов клетки. |
Ситуация «прогноз». |
|
4 |
страница № 12 флипчарта Предлагаю учащимся изучив текст учебника на стр.117 и текст учебника для углубленного изучения биологии соотнести фазы интерфазы и процес-сы происходящие в них на индиви-дуальных листах. По окончании выполнения задания 1 ученик выходит к доске и выполняет задание на доске, затем все учащиеся проверяют правильность выполнения задания. |
Изучают матери-ал в учебниках и выполняют пред-ложенное им за-дание.
Проверяют пра-вильность выпол-нения задания и оценивают себя. |
Проверьте! I - 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, II - 1, 10,11 III - 2, 3, 5, 9 14 – 13 = «5» 12 – 10 = «4» 9 – 6 = «3» |
Ситуация «выбор» |
|
5 |
страница 13 флипчарта Так какое же волшебство происходит в интерфазу? |
Отвечают на вопрос и смотрят флешанимацию. |
В интерфазу проис-ходит удвоение хромосом (репликация ДНК) |
|
|
6 |
страница № 14 флипчарта У вас на столах лежат схемы процес-сов, происходящих в какую-либо фазу митоза. Изучите эти схемы. Выделите какие основные процессы происходят в эту фазу. Процесс – это действие! Какой частью речи обозначается дей-ствие? (глаголом) Какую часть речи вы должны искать при характеристике процессов фазы митоза? (глагол) По окончании работы, учащихся в группах предлагаю остальным учащимся проверить правильность выполнения задания группой: страница 15 флипчарта Учащиеся 1-ой группы должны были выделить 7 процессов. Посчитаем! страница 16 флипчарта Учащиеся 2-ой группы должны были выделить 2 процесса. Посчитаем!
страница 17 флипчарта Учащиеся 3-ей группы должны были выделить 3 процесса. Посчитаем!
страница 18 флипчарта Учащиеся 4-ой группы должны были выделить 6 процессов. Посчитаем! |
Учащиеся работа-ют по группам изучают схемы, обсуждают отве-ты на вопрос и дают ответ на вопрос перед классом. Во вре-мя отчёта групп все учащиеся за-полняют таблицу, в которой даётся характеристика процессов проис-ходящих в разные фазы митоза. |
ПРОФАЗА: Раство-рение ядерной обо-лочки. Ядрышко распадается. Спира-лизация хромосом. Расхождение частей клеточного центра (центриолей) к раз-ным полюсам клет-ки. Образование ни-тей веретена деле- ния м/д полюсами деления, полюсов деления. Хромосо-мы движутся к экватору клетки. МЕТАФАЗА: Хро-мосомы из 2 хрома-тид располагаются на экваторе клетки. К каждой хромосо-ме присоединяют-ся 2 нити веретена деления (по 1 с раз-ных сторон) АНАФАЗА: Цен-тромера каждой хромосомы делится на 2 части. Каждая хроматида стано-вится самостоятель-ной дочерней хро-мосомой. Дочерние хромосомы 1 пары (бывшие хромати-ды 1 хромосомы) расходятся к раз-ным полюсам клетки. ТЕЛОФАЗА: Ис-чезновение нитей веретена деления. Возникновение но-вых ядерных оболо-чек вокруг разо-шедшихся хромо-сом. Раскручивание нитей ДНК. Восста-новление ядрышек. Цитокенез (деление цитоплазмы). Обра-зование 2 обособ-ленных дочерних клеток. |
Ситуация «выбор» |
|
7 |
страница № 19 флипчарта Мы изучили процесс митоза и меха-низмы передачи наследственного ма-териала в результате митоза. Вспомните сюжет биологической сказки и попробуйте дать определение процессу митоза.
|
Дают определе-ние понятию ми-тоза устно, а затем записывают его в тетрадь. |
Митоз – это такой способ деления эукариотических клеток, при кото-ром каждая из вновь возникших клеток получает диплоидный набор хромосом, генети-ческий материал, идентичный гене-тическому материа-лу материнской клетки. |
Ситуация «прогноз». |
|
8 |
страница № 20 флипчарта Демонстрирую рисунки растительной и животной клеток и прошу назвать отличия этих клеток. В чём заключа-ется значение центриолей? Если в растительных клетках нет центриолей, то как у этих клеток происходит процесс митоза? |
Сравнивают ри-сунки и называют отличия расти-тельной и живот-ной клеток. Вспо-минают значение центриолей. |
Указывают на от-сутствие центри-олей в раститель-ной клетки. |
Ситуация «противо-речие». |
|
9 |
страница № 21 флипчарта Изучите рисунки и ответьте на воп-рос: Что изображено на рисунке под буквой А? Как изменяется положение микротрубочек на рисунке Б? Из чего образуется веретено деления в животной клетке? В растительной клетке нет центрио-лей. Из чего же образуются нити вере-тена деления в растительной клетке? Процессы обозначенные на рисунках под буквами В, Г и Д протекают так же, как и в животной клетке. Вспом-ните, что происходит в эти фазы ми-тоза в животной клетке? На рисунке Е показаны многочисленные вакуоли, произошедшие от аппарата Гольджи. Эти вакуоли движутся к экватору клетки и образуют плоскую вакуоль –фрагмопласт. Как изменяется размер фрагмопласта на рисунках Е и Ж? Фрагмопласт разрастается от центра к периферии клетки. Так создаётся пер-вичная клеточная стенка м/д дочер-ними растительными клетками. |
Рассматривают рисунки и дают ответы на вопро-сы. Записывают в тет-радь определение понятия фрагмо-пласта: Фрагмопласт – плоская вакуоль, образующаяся из вакуолей аппара-та Гольджи в эк-ваториальной плоскости при де-лении раститель-ной клетки на 2 дочернии.
|
Микротрубочки располагаются в пристеночном слое цитоплазмы. Пере-мещаются к эква-тору клетки. Вере-тено деления в жи-вотной клетке обра-зуется из микротру-бочек центриолей. Из микротрубочек препрофазного кольца. Дают характерис-тику профазы, метафазы и анафазы митоза.
Отмечают увеличе-ние размера фраг-мопласта. |
|
|
10 |
страница № 22 флипчарта Сравним процесс цитокенеза у живот-ной и растительной клеток. Как происходит деление цитоплазмы в животных клетках? Как происходит процесс цитокенеза в растительной клетке? |
Рассматривают рисунки. Отве-чают на вопросы. |
В животной клетке цитокенез проис-ходит путём пере-тяжки цитоплазмы. В растительной клетке цитокенез происходит с учас-тием фрагмопласта. |
|
|
11 |
страница № 23 флипчарта Предлагаю выяснить биологическую роль митоза. Посмотрите на доску прочитайте текст и заполните пропуски в тексте. После выполнения задания учащимися при помощи инструмента «волшебные чернила» открываю правильные ответы на доске. |
1 учащийся вос-пользовавшись инструментом пе-ра заполняет про-пуски в тексте при помощи дру-гих учеников. |
|
Ситуация «прогноз» |
|
V. |
1 |
Закрепление. страница № 24 флипчарта Предлагаю 2 учащимся выполнить задание на закрепление изученного материала по тренажёру «Митоз». |
Остальные уча-щиеся помогают выполнять зада-ние на доске. |
Закрепляют пройденный материал по новой теме. |
Ситуация «прогноз» |
2. |
У каждого из вас есть табличка с названием фазы митоза. Я прочитаю вам описание процессов разных фаз митоза. Вам нужно прослушать описание фазы и поднять свою табличку, если прочитанное мной описание подходит к названию фазы на вашей табличке. № 1: Ядро в …фазе набухает, И ядрышко в нем исчезает, Хроматин весь уплотняется, И хромосомы “появляются.” Ядерная оболочка вдруг Пузырьками встает в круг; Хромосомы видны все, Хроматиды в них – по две. № 2: Хромосомы не видны – Истончаются они. Перетяжка, борозда; К центру движется она – Видим мы цитокинез; Завершается процесс. “Зреет”ядрышко в ядре; Дочерних клеток стало две! № 3: ДНК была одна, Но, ставши матрицей, она Обеспечила рождение Двух сестер; и удвоение Словно чудо наяву Совершилось. Я могу Понять ученых восхищенье, Молекул видя размножение. № 4: Хроматиды хромосом Отделились, а потом Друг от друга все отходят, К полюсам они подходят, Изгибаясь в центромере, Шпилькой выглядя на деле. Два диплоидных набора Стало в клетке. Очень скоро Обособятся они …. – № 5: Вот хромосомы как одна – В плоскости экватора! Хорошо видна картинка –Метафазная пластинка! Если ты поставишь в ряд Хромосомы – будешь рад Получить кариограмму, Вспоминая папу-маму: Передали ведь они Хромосомы, что видны. |
Слушают описа-ние фаз митоза и поднимают соот-ветствующие таб-лички с названи-ем фаз митоза.
|
Закрепляют пройденный материал по новой теме.
Поднимают таблички с надписью «профаза».
Поднимают таблички с надписью «телофаза»
Поднимают таблички с надписью «интерфаза».
Поднимают таблички с надписью «анафаза».
Поднимают таблички с надписью «метафаза».
|
Ситуация «выбор» |
|
VI. |
1. |
Итоги урока + домашнее задание. Подвожу итоги урока, даю оценку работе учащихся. Даю домашнее задание: изучить параграф № 31, выяснить особенности амитоза. |
Записывают домашнее задание в дневник. |
|
Ситуация «выбор» |
VII. |
1 |
Рефлексия. П рошу каждого учащегося поставить свои выстрелы на мишени «Обратная связь». |
Втавят свои выстрелы на своих мишенях. |
|
|