Статья на тему «Мнемотехника как средство развития связной речи у детей с речевыми нарушениями»

2
0
Материал опубликован 18 February в группе

ГБОУ Школа №___ СПП и СС

Выступление на МО учителей –логопедов,

учителей- дефектологов

 

 

Тема «Мнемотехника как средство развития связной речи у детей с речевыми нарушениями».

 

 

 

t1708266027aa.png

t1708266027ab.png

 


 


 

Подготовила: учитель-логопед Сафонова И.А.

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

2021г

Тема «Мнемотехника как средство развития связной речи у детей с речевыми нарушениями».

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему

пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету».

К.Д. Ушинский

Роль речи в становлении ребёнка невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Дошкольное детство – это именно тот возраст, когда происходит «закладка» и формирование психических процессов, нравственных и моральных установок.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.

 Данная тема самообразования выбрана не случайно. Развитие связной речи является важнейшей задачей в логопедической работе с дошкольниками. При формировании связной речи происходит совершенствование всех сторон устной речи ребенка. Все это необходимо как для наиболее полного преодоления дефектов речевого развития детей, так и для подготовки дошкольников старшего возраста к предстоящему школьному обучению. В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Перед логопедом стоит важная задача сформировать полноценную речевую деятельность у ребенка. Это значит, не только формировать средства языка (произношение, фонематические процессы, словарь, грамматический строй), но и обучать связности высказывания.

Одним из эффективных способов обучения связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту.

.

Мнемотехника – это совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, а затем и к мнемотаблицам.

Мнемоквадрат (графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д. (отдельный квадрат)

Мнемодорожка (суть мнемодорожек заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребѐнок легко воспроизводит текстовую информацию)

Мнемотаблица (графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно – наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям

t1708266027ac.png

Я, как логопед, использую мнемотехнику на разных занятиях, в том числе и для автоматизации поставленных звуков.

t1708266027ad.jpg

t1708266027ae.jpg

 

t1708266027af.jpg

Для развития навыка описательного рассказа по любой лексической теме очень помогают мнемотаблицы.

Составление описательного характера- это наиболее трудный вид в монологической речи. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание – это анализ, что ребенку очень трудно. Здесь очень важно научить ребенка выделять признаки предмета.

Сначала мы рассматриваем мнемодорожки. Потом составляем предложение по мнемодорожкам, затем полностью рассматриваем мнемотаблицу, логопед сам составляет рассказ, и потом уже рассказы составляют дети.

t1708266027ag.png

t1708266027ah.png

Многие дети с трудом запоминают стихотворения, мнемоквадраты способствуют лучшему запоминанию стихотворений.

Роль мнемоквадратов в заучивании стихов заключается в следующем:

На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение может быть схематичным).

Таким образом, все стихотворение зарисовывается.

После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение воспроизводит стихотворение целиком.

Для детей в разучивании стихотворения, очень важно первое слово в нем, и в каждом предложении. Оно является ключевым в запоминании всего текста.

t1708266027ai.jpg

t1708266027aj.png

 

 

Веселись, народ:

t1708266027ak.png

В гости Масленка идет

t1708266027al.png

С пирогами и блинами,

 

t1708266027am.pngt1708266027an.png

Весну под руку ведет!

t1708266027ao.png

 

Будем петь, гулять,

t1708266027ap.png

Весну-матушку встречать!

t1708266027aq.png

На санях кататьсяt1708266027ar.png

 

Блинками баловаться!

t1708266027as.png

 

 

Очень помогают при обучении пересказу мнемотаблицы с рассказами цепной структуры. Так же эти рассказы использую на автоматизацию звуков.

t1708266027at.jpg

Звук «З».

Возле дома был газон.

На газон забежала коза.

Коза сломала розу.

Розу подняла Зоя.

Зоя отнесла розу домой.

Дома Зоя поставила розу в вазу

 

t1708266027au.jpg

Таким образом в результате применения мнемотехники:

Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

Появляется желание пересказывать- ребенок понимает, что это совсем не трудно.

Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников

Т. Б. Полянская

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2009

Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.

Омельченко Л.В. Использование приѐмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.

Интернет-ресурсы

-http://xn--44-6kcadhwnl3cfdx.xn--p1ai/Kostroma_EDU/mdou38/DocLib328/%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B.pdf

-https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/11/23/individualnyy-plan-po-samoobrazovaniyu

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации