Мода в эпоху Петра Первого
Мода в эпоху Петра I Злодеева Карина, ученица 6 «А» класса школы № 136 г. Казани
С чего всё начиналось… 29 августа 1698 года Петр I издал указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов», с этого времени для России начинается новая эпоха в мире моде.
Вслед за первым указом 1698 года последовали другие, более подробные, в 1700, 1701, 1705 гг. В них Петр описывал и утверждал образец платья. Отныне «бояре, дворяне и всех чинов городские люди обязаны носить немецкое платье по будням и французское по праздникам, женский пол всех чинов обязан носить немецкое платье. Русского платья отнюдь никому не носить и мастеровым людям не делать и в рядах не торговать». Вслед за первым указом 1698 года последовали другие, более подробные, в 1700, 1701, 1705 гг. В них Петр описывал и утверждал образец платья. Отныне «бояре, дворяне и всех чинов городские люди обязаны носить немецкое платье по будням и французское по праздникам, женский пол всех чинов обязан носить немецкое платье. Русского платья отнюдь никому не носить и мастеровым людям не делать и в рядах не торговать».
Как сообщал современник, «по градским воротам (в стенах, окружавших Белый город в Москве) для образца повешены были чучелы, сиречь образцы платью», т.е. большие куклы в европейском костюме. Как сообщал современник, «по градским воротам (в стенах, окружавших Белый город в Москве) для образца повешены были чучелы, сиречь образцы платью», т.е. большие куклы в европейском костюме. Такие куклы-манекены использовались в Европе до появления модных журналов, их перевозили из страны в страну для демонстрации моделей одежды. Кукол делали из различных материалов, чаще всего из дерева или воска. Впоследствии такие же куклы устанавливались в Петербурге в людных местах.
Мужской костюм Камзол Штаны кюлоты и чулки Укороченный кафтан Парик Тупоносые туфли
Теперь дворяне и горожане мужского пола носили короткий прилегающий кафтан и камзол, кюлоты — короткие мужские штаны. Теперь дворяне и горожане мужского пола носили короткий прилегающий кафтан и камзол, кюлоты — короткие мужские штаны. К кюлотам полагались длинные шелковые чулки белого цвета и тупоносые башмаки с пряжками (или . сапоги-ботфорты с широкими раструбами в верхней части голенища) На голове носили белый парик — он долго держал форму и придавал владельцу представительный вид. Лицо брили
Женский костюм Широкая юбка Корсаж Платье украшения
Лиф (или корсаж) женского платья с глубоким декольте плотно облегали плечи, грудь и талию дамы, а внизу, к бедрам, юбка сильно расширялась. Лиф (или корсаж) женского платья с глубоким декольте плотно облегали плечи, грудь и талию дамы, а внизу, к бедрам, юбка сильно расширялась. Широкие юбки были на каркасах — панье, а позже фижмы. Иногда платья украшались шлейфами Представительницы прекрасного пола тоже нередко носили парики На лицо наносили яркую косметику (румяна и белила). Вошел в обиход язык «мушек» - искусственных родинок из тафты или бархата. Место на лице, куда наносилась мушка, было не случайным и было тайным посланием. Мушка в углу глаза означала: «Я вами интересуюсь», на верхней губе - «Я хочу вас поцеловать» и так далее. Также невербально общались с помощью вееров
Наказание за непослушание Неисполнение петровских указов каралось. Приверженцев старого костюма за неподчинение штрафовали у городских ворот специальные посты, которые брали с пеших по 40 копеек, с конных по два рубля с человека. Чтобы оценить размер штрафа, следует иметь в виду, что подушная подать, введенная Петром, составляла 70 копеек в год, пуд мяса в ту пору стоил 30 копеек, пуд хлеба – 10 копеек, а неквалифицированный работник получал 5-8 копеек в день. Со временем наказание за ношение русского платья и бороды ужесточается – нарушителям грозила ссылка на каторгу с конфискацией имущества.
Непосильная задача?! Модная европейская одежда в отличие от традиционного русского костюма имела сложный крой, подгонялась по фигуре и требовала значительного портновского мастерства. Петр приглашает из Европы портных, чтобы они открывали свои ателье и обучали учеников европейскому искусству кройки и шитья. В 1722 году в России были созданы ремесленные цеха, в том числе и цех портных, был принят цеховой устав. В 1714 году царский истопник Алексей Милютин основал первую фабрику по производству шелка и полотна для светских одежд, которая стала одной из лучших в России
Личный пример Первыми модными персонажами, образцами для подражания становятся сам Петр и Екатерина. Государь и в прямом, и в переносном смысле выступал как законодатель моды: принимал законы о моде и служил личным примером. Первыми светскими мероприятиями стали учрежденные в 1717 году ассамблеи. Их внесословный характер, когда собирались вместе бояре, дворяне, купцы, ремесленники, как иностранные, так и русские, способствовал межсословной коммуникации и распространению модных образцов в обществе.
Мода второй свежести Петр хотел объединить подданных с помощью одежды, поэтому выбрал немецкий костюм - упрощенный, более прагматичный и доступный вариант, хотя по европейским меркам его времени немецкая мода – мода второй свежести. Цель царя заключалась в том, чтобы дать россиянам единый общеевропейский стандарт. Петр рассматривал новый костюм как гражданскую униформу для своих новобранцев, как знак их преображения и преданности, при этом роскошь им осуждалась
Конфуз на международной арене Когда супружеская чета - Петр I и его супруга Екатерина-посетила Берлин в 1719 году, маркграфиня Вильгельмина Байрейтская оставила такой отзыв о Екатерине: «Платье, которое было на ней, по всей вероятности, было куплено в лавке на рынке. Оно было старомодного фасона и все обшито серебром и блестками. По ее наряду можно было ее принять за немецкую странствующую артистку». По словам маркграфини легко догадаться, как формировался гардероб Екатерины для заграничного вояжа. Вышедшие из моды немецкие платья обшили для пущей красоты серебром и блестками, под которыми имелись в виду бриллианты: с одной стороны – по-европейски, с другой стороны – по-царски. При русском дворе пренебрегали тем, что европейское платье европейскому платью рознь, как и тем, что мода меняется от сезона к сезону, а то и чаще.
После смерти Петра I мужской дворянский костюм изменился в соответствии с общеевропейскими модами. В русский быт окончательно вошли французский кафтан, камзол, штаны кюлоты и напудренные волосы. Дело Петра продолжили его потомки! После смерти Петра I мужской дворянский костюм изменился в соответствии с общеевропейскими модами. В русский быт окончательно вошли французский кафтан, камзол, штаны кюлоты и напудренные волосы. Дело Петра продолжили его потомки!