Модели и формы инклюзивного образования детей с нарушениями зрения

1
0
Материал опубликован 14 November 2023

Модели и формы инклюзивного образования детей с нарушениями зрения

Дети с нарушениями зрения представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограниченном зрительном восприятии или его отсутствие, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. Дети с нарушениями зрения представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограниченном зрительном восприятии или его отсутствие, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития

Концепция структуры дефекта Л. С. Выгодский Первичный дефект – нарушение непосредственно связанное с биологическим характером нарушения Вторичный дефект – возникает опосредованно в процессе социального развития

Нарушение зрения – это первичный дефект. На его фоне страдают психические процессы: восприятие, представления, ощущения, развитие речи, памяти, мышления, воображения – это вторичный дефект. Нарушение зрения – это первичный дефект. На его фоне страдают психические процессы: восприятие, представления, ощущения, развитие речи, памяти, мышления, воображения – это вторичный дефект. Структура дефекта Первичный дефект Вторичный дефект Нарушение зрения Психические процессы (восприятие, представление, ощущения и т.д)

К детям с нарушениями зрения относятся Слепые с полным отсутствием зрения и дети с остаточным зрением, при котором острота зрения равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу Слабовидящие со снижением зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с очковой коррекцией Дети с косоглазием и амблиопией

Основные формы и методы в инклюзивном обучении для детей с нарушениями зрения состоят в том, чтобы, знать и учитывать индивидуальные отличия в учебных возможностях учащихся, обеспечить каждому из них оптимальные условия для формирования познавательной деятельности в процессе учебной работы. Основные формы и методы в инклюзивном обучении для детей с нарушениями зрения состоят в том, чтобы, знать и учитывать индивидуальные отличия в учебных возможностях учащихся, обеспечить каждому из них оптимальные условия для формирования познавательной деятельности в процессе учебной работы.

В обучении слепых должны применяться специальные тифлотехнические (азбука – колодка по Брайлю (колодка шеститочия), приборы «Ориентир», «Графика» и др.) и оптические (очковые средства коррекции зрения, электронные лупы, дистанционные лупы, карманные увеличители различной кратности и др.) средства, облегчающие учебно-познавательную деятельность обучающимся. В обучении слепых должны применяться специальные тифлотехнические (азбука – колодка по Брайлю (колодка шеститочия), приборы «Ориентир», «Графика» и др.) и оптические (очковые средства коррекции зрения, электронные лупы, дистанционные лупы, карманные увеличители различной кратности и др.) средства, облегчающие учебно-познавательную деятельность обучающимся. Архитектурно-пространственный комплекс

В обучении слабовидящих должны использоваться специальные тифлотехнические и оптические (индивидуальные средства оптической коррекции, электронные лупы, дистанционные лупы, карманные увеличители различной кратности и др.) средства, облегчающие учебно-познавательную деятельность обучающимся. В обучении слабовидящих должны использоваться специальные тифлотехнические и оптические (индивидуальные средства оптической коррекции, электронные лупы, дистанционные лупы, карманные увеличители различной кратности и др.) средства, облегчающие учебно-познавательную деятельность обучающимся. Архитектурно-пространственный комплекс

Для слепых обучающихся: необходимы условия для беспрепятственного доступа в образовательную организацию и адаптация среды для слепого обучающегося. Оснащение в соответствии с особыми образовательными потребностями слепых обучающихся школьных помещений специальными зрительными ориентирами: Для слепых обучающихся: необходимы условия для беспрепятственного доступа в образовательную организацию и адаптация среды для слепого обучающегося. Оснащение в соответствии с особыми образовательными потребностями слепых обучающихся школьных помещений специальными зрительными ориентирами: ориентирами для помещений: надписями на табличках, выполненными рельефноточечным шрифтом Л. Брайля на специальной пластинке из жести (размер пластинки 180 x 40 мм); пластмассовыми пластинами круглой формы на лестничных поручнях для обозначения этажей; направляющей (полосой или поручнем), которая крепится вдоль стены: расстояние от стены 30 - 50 мм, высота от пола 80 см, и которая имеет разрыв в поручнях на расстоянии 30 - 40 см от дверей и после них; в местах разрыва на поручнях укрепляются таблички с названием кабинета по Л. Брайлю; обозначениями на лестничных маршах первой и последней ступени (они должны отличаться от остальных фактурой поверхности и контрастным цветом); поручнями на лестничной площадке (должны быть устроены по обеим сторонам лестницы и проходить по всему периметру этажной площадки, не доходя 30 - 40 см до дверной коробки; разрывы в поручнях на маршах не допускаются); рельефными планами этажей. Архитектурно-пространственный комплекс

Специфической особенностью является наличие в штатном расписании  ставок врача, медицинской сестры, логопеда, психолога, тифлопедагога, инструктора ЛФК. Функция данного объединения состоит в диагностике и коррекции психофизического развития ребенка, сохранении и развитии функций зрительного анализатора, совершенствовании деятельности сохранных анализаторов (слуха, обоняния, осязания).  Специфической особенностью является наличие в штатном расписании  ставок врача, медицинской сестры, логопеда, психолога, тифлопедагога, инструктора ЛФК. Функция данного объединения состоит в диагностике и коррекции психофизического развития ребенка, сохранении и развитии функций зрительного анализатора, совершенствовании деятельности сохранных анализаторов (слуха, обоняния, осязания). 

Тифлопедагогика предполагает применение в инклюзивном обучении индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. При этом она дает возможность работать с разными категориями детей:  Тифлопедагогика предполагает применение в инклюзивном обучении индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. При этом она дает возможность работать с разными категориями детей:  помочь неуспевающим, не забывая уделить внимание наиболее успешным; работать по словесной инструкции учителя со слепыми детьми и фронтально со слабовидящими школьниками; с индивидуальной картой-подсказкой для слабо мотивированного ребенка и самостоятельно, на самопроверке с "сильным" ребенком. Такая дифференциация должна идти через урок, когда учитель в ходе подготовки к уроку, обязан ориентироваться на каждую группу детей.

Вывод В качестве успешного образования лиц с нарушениями зрениями в образовательных организациях должны учитываться образовательные потребности каждого ребенка и при необходимости должна оказываться своевременная специальная помощь (тьютор, ассистент, сопровождающий и т.д.).

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации