«Мое лето»
Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования»
Любинского муниципального района Омской области
Принята на педагогическом совете
БОУ ДО «Центр дополнительного образования»
Протокол № 3 от14.12.2023 г.

Утверждаю
Директор БОУ ДО
«Центр дополнительного образования»
Сорокина И. В.
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мое лето»
социально-гуманитарной направленности
(стартовый уровень)
Возраст обучающихся: 7-9 лет.
Продолжительность обучения: три недели.
Общая трудоемкость программы: 8 часов.
Форма реализации программы: очная.
Автор - составитель:
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Горланова Светлана Сергеевна
р. п. Любинский
2024 год
Оглавление
Раздел 1. Пояснительная записка………………………………………………..3
Раздел 2. Учебно – тематический план……………………….…………….…....5
Раздел 3. Содержание программы………………………….……………………..6
Раздел 4. Контрольно – оценочные средства.………………..…………….…….8
Раздел 5. Условия реализации программы……………..…………………….…11
Раздел 6. Список литературы……….……………..……………………………...13
Пояснительная записка.
Программа «Мое лето» является краткосрочной программой социально - гуманитарной направленности, стартового уровня, ориентирована на обучающихся младшего школьного возраста 7-9 лет, пребывающих в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания детей.
Актуальность программы.
Лето – удивительная и благодатная пора. Именно в этот период дети много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь школьников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был интересным, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках и развлечениях долго радовали детей. Реализация программы предоставляет широкие возможности для укрепления физического, психического здоровья обучающихся, развития их интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей. Дети – это самое ценное, что у нас есть, поэтому необходимо заботиться о них и делать их жизнь как можно интересной. Ведь детская улыбка и счастливые глаза ребят – наверное, самое большое богатство в мире. А праздник 1 июня – Международный День защиты детей – еще раз напоминает нам о том, что веселое и счастливое детство должно быть у каждого ребенка.
Своевременность и современность программы.
Летний отдых - это не просто прекращение учебной деятельности ребенка. Это активная пора его социализации, продолжение образования. Именно поэтому обеспечение занятости несовершеннолетних в период летних каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков. Летний отдых сегодня - это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Именно необходимость всестороннего развития детей в летней период обусловила комплексный характер данный программы.
Новизна программы обусловлена следующими факторами:
- краткосрочностью в условиях лагеря с дневным пребыванием детей.
- методической основой, состоящей из образовательных технологий модерации и активных методов обучения и взаимодействия обучающихся, технологий развивающего обучения.
Трудоёмкость программы: 8 часов.
Адресат программы – обучающиеся 7 - 9 лет.
Психофизические особенности обучающихся.
Программа учитывает возрастные особенности детей младшего школьного возраста (7-9 лет). Непроизвольное, неустойчивое внимание, образный характер памяти и мышления, характерные для этого возраста влияют на подбор, форму подачи учебного материала. Дети этого возраста нередко обнаруживают склонность поговорить: рассказать обо всем, что читали, видели и слышали. В этом возрасте дети способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию, ставить цели, задачи, включаться в творческую и игровую деятельность.
Особенности набора и добора обучающихся. Для освоения образовательной программы принимаются все желающие дети в обозначенном возрастном диапазоне. Наполняемость группы составляет 15-20 человек.
Форма обучения: очная.
Форма организации деятельности объединения - учебная группа.
Формы организации деятельности обучающихся: групповая, индивидуальная.
Формы организации образовательного процесса: изучение теоретического материала, рассказ, мозговой штурм, обсуждение, дискуссия, творческая мастерская, игровой тренинг, контроль, рефлексия.
Режим занятий: занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу.
Цель: формирование у обучающихся представлений о международном «Дне защиты детей» путем организации досуга детей во время летних каникул.
Задачи:
- формировать у обучающихся знания о празднике, осознание своих прав и обязанностей.
- познакомить с жизнью детей других стран.
- развивать познавательные способности, творческое воображение, коммуникативные навыки.
- формировать неравнодушное отношение к сверстникам, взаимопомощь.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- обучающиеся проявляют трудолюбие, дисциплину, волевые усилия к освоению нового опыта.
- обучающиеся адекватно реагируют на трудности, не боятся сделать ошибки.
- обучающиеся оценивают полученный опыт с точки зрения нравственности.
Метапредметными результаты:
- обучающиеся умеют анализировать и структурировать информацию.
- обучающиеся принимают цель и точно осознают конечный результат, формирует свою цель как ожидание от предстоящей работы.
- обучающиеся умеют высказывать оценочные суждения по отношению к полученным результатам друг друга.
Результаты по направленности программы:
- обучающиеся имеют элементарные представления о международном празднике «Дне защиты детей».
- обучающиеся имеют знания о жизни детей в других странах.
- обучающиеся имеют знания о своих правах и обязанностях.
- обучающиеся имеют опыт самостоятельного выполнения творческих работ.
Учебно-тематический план.
№ Раздела | Тема занятия | Часы |
Раздел № 1 | «Установка контакта» | 1 |
1.1. | «Вкусное знакомство». | 1 |
Раздел № 2 | «Веселое приключение» | 4 |
2.1 | День защиты детей. История праздника. Традиции. | 1 |
2.2 | Жизнь детей в других странах. | 1 |
2.3 | «Мои права». Чьи права нарушены? | 1 |
2.4 | «Моя любимая игра». | 1 |
Раздел № 3 | «Мир творчества» | 2 |
3.1 | Рисование на тему «Веселое лето». | 1 |
3.2 | Рисунки на асфальте по замыслу детей «Краски лета на асфальте». | 1 |
Раздел № 4 | Итоговое занятие. | 1 |
4.1 | Изготовление лепбука «Мое лето». | 1 |
3. Содержание программы
Раздел № 1. «Установка контакта»
Тема 1.1. «Вкусное знакомство» (1 час).
Дидактические единицы: правила знакомства, общения и взаимодействия в группе.
Деятельность обучающихся: игры на знакомство и взаимодействие «Сладкое приветствие», «Встреча». Игра на осуществление телесного контакта «Шеф-повар». Творческая деятельность в группах: креативное дорисовывание «Фруктики» (оформление постеров, изображение себя в виде фруктов). Рефлексия.
Форма организации занятия: игровое занятие с элементами тренинга.
Форма организации деятельности: групповая.
Образовательные продукты: групповые постеры.
Формы контроля: педагогическое наблюдение, творческая мастерская, демонстрация результатов групповой деятельности; результаты рефлексии.
Раздел № 2. «Веселое приключение»
Тема 2.1. День защиты детей. История праздника. Традиции (1 час).
Дидактические единицы: понятия «традиции», принципы свободного творческого сочинительства.
Деятельность обучающихся: слушание рассказа педагога, просмотр презентации. Групповая деятельность: составление рассказа «Наше лето золотое» (с использованием словесного творчества), демонстрация творческих рассказов. Рефлексия.
Форма организации занятия: брейн - группа.
Форма организации деятельности: групповая.
Образовательные продукты: творческие рассказы.
Формы контроля: педагогическое наблюдение, участие в интеллектуальной игре; результаты рефлексии.
Тема 2.2. Жизнь детей в других странах (1 час).
Дидактические единицы: понятия «равноправие», «национальность», правила коллективной игры.
Деятельность обучающихся: слушание рассказа педагога, просмотр презентации. Вхождение в суть коллективной игры: африканская игра Мбу-бэй («Лев»), ознакомление с ее правилами. Коллективная деятельность: участие в игре. Рефлексия.
Форма организации занятия: теоретический материал, игровой тренинг.
Форма организации деятельности: индивидуальная, групповая.
Формы контроля: педагогическое наблюдение, участие в коллективной игре; рефлексия.
Тема 2.3. «Мои права». Чьи права нарушены? (1 час).
Дидактические единицы: понятия «Конвенция о правах ребенка», «Декларация прав человека», правила интерактивной дидактической игры.
Деятельность обучающихся: слушание рассказа педагога, просмотр наглядного материала. Вхождение в суть дидактической игры: «Разрешается – запрещается». Коллективная деятельность: участие в игре, дискуссия «Дерево решений». Обсуждение проблемных ситуаций. Рефлексия.
Форма организации занятия: теоретический материал, игровой тренинг, дискуссия.
Форма организации деятельности: индивидуальная, групповая.
Образовательные продукты: решение проблемных ситуаций «Дерево решений».
Формы контроля: педагогическое наблюдение, участие в коллективной игре; рефлексия.
Тема 2.4. «Моя любимая игра» (1 час).
Дидактические единицы: «игротека», «инвентарь», технология проведения игр.
Деятельность обучающихся: Приветствие: коммуникативные игры с использованием имен участников «Самолет», «Любознательная Людмила». Вхождение в суть коллективных игр «Цвета», «Золотые ворота», ознакомление с правилами. Коллективная деятельность: участие в игре с изменением ее вариантов. Самоанализ, рефлексия.
Форма организации занятия: игровая деятельность.
Форма организации деятельности: коллективная.
Формы контроля: педагогическое наблюдение, участие в коммуникативных играх, результаты рефлексии.
Раздел № 3 «Мир творчества»
Тема 3.1. Рисование на тему «Веселое лето» (1 час).
Дидактические единицы: «графика», «живопись», «смешанная техника».
Деятельность обучающихся: литературная страничка: смысловое чтение стихотворений «От чего так много света?» И. Мазнин, «Солнце и цветы» Е. Трутнева. Творческая мастерская: изображение сюжетной композиции по теме, использование восковых мелков и акварели – смешанная техника. Работа цветом, логическое завершение деятельности.
Форма организации занятия: теоретический материал, творческая мастерская.
Форма организации деятельности: индивидуальная, коллективная.
Образовательные продукты: творческие рисунки.
Формы контроля: педагогическое наблюдение, коллективное обсуждение творческих работ, контроль, рефлексия.
Тема 3.2. «Краски лета на асфальте» (1 час).
Деятельность обучающихся: создание творческого сюжета на выбранную тему, линейное построение, работа с цветными мелками.
Форма организации занятия: теоретический материал, творческая мастерская.
Форма организации деятельности: индивидуальная.
Образовательные продукты: творческие рисунки.
Формы контроля: педагогическое наблюдение, обсуждение творческих работ, рефлексия.
Раздел № 4 Итоговое занятие
Тема 4.1. Изготовление лепбука «Мое лето» (1 час).
Дидактические единицы: «Лепбук».
Деятельность обучающихся: аналитическое бюро. Отгадывание загадки о книге. «Что такое «лэпбук?» (тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов) «мозговой штурм» - поиск информации. Просмотр готового изделия. Творческая мастерская: викторина на тему «Мое лето». Планирование действий по сбору информации, работа в подгруппах.
Форма организации занятия: теоретический материал, творческая мастерская.
Форма организации деятельности: индивидуальная.
Образовательные продукты: лепбук «Мое лето».
Формы контроля: педагогическое наблюдение, обсуждение творческих работ, контроль, рефлексия.
Контрольно - оценочные средства.
4.1. Карта оценочных наблюдений результатов обучающихся по итогам освоения программы.
Ф.И. обучающегося | Личностные результаты | Метапредметные результаты | Результаты по направленности | Итого | |||||||
Проявляет трудолюбие, самодисциплину, волевые усилия | Обучающиеся адекватно реагируют на трудности, не боятся сделать ошибки. | Обучающиеся оценивают полученный опыт с точки зрения нравственности. | Обучающиеся умеют анализировать и структурировать информацию. | Обучающиеся принимают цель и точно осознают конечный результат, формирует свою цель как ожидание от предстоящей работы. | Умеет высказывать оценочные суждения по отношению к полученным результатам друг друга. | Обучающиеся имеют элементарные представления о международном празднике «Дне защиты детей». | Обучающиеся имеют знания о жизни детей в других странах и о детях, нуждающихся в поддержке и внимании. | Обучающиеся имеют знания о своих правах и обязанностях. | обучающиеся имеют опыт самостоятельного выполнения творческих работ | ||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
4.2. Оценочная карта уровневых показателей личностных результатов.
Критерии / баллы | Проявляет трудолюбие, самодисциплину, волевые усилия | Адекватно реагируют на трудности, не боятся сделать ошибки. | Оценивают полученный опыт с точки зрения нравственности |
3 выше базового | Осознает цель деятельности. Выполняет задания по критериям в полном объеме и в рамках временного режима, с пониманием конечного результата. Доводит начатое дело до конца. | Адекватно реагирует на проблему, при общении в киберпространстве. Самостоятельно находит выход из сложившийся ситуации, умеет преодолевать трудности. | Самостоятельно оценивает опыт с точки зрения нравственности. |
2 базовый | Осознает цель деятельности. Выполняет задания по критериям в полном объеме с пониманием конечного результата, но с опозданием. Доводит начатое дело до конца. | Обращается за помощью к педагогу в решении той или иной проблемы. | Оценивает полученный опыт с помощью педагога. |
1 ниже базового | Выполняет задания не аккуратно, не в полном объеме и с опозданием. Не доводит начатое дело до конца. | Отказ от поиска выхода из сложной ситуации, при общении в киберпространстве. | Затрудняется оценить полученный опыт. |
4.3. Оценочная карта уровневых показателей метапредметных результатов.
Критерии / баллы | Умеют анализировать и структурировать информацию | Принимают цель и точно осознают конечный результат, формирует свою цель как ожидание от предстоящей работы. | Умеет высказывать оценочные суждения по отношению к полученным результатам друг друга. |
3 выше базового | Легко и быстро анализирует изучаемый материал, структурирует информацию. | Проявляет находчивость в планировании действий и времени, прогнозирует конечный результат и осуществляет контроль своей деятельности . | Соблюдает этические правила взаимного оценивания. Комментирует работы в по критериям в рамках задания. |
2 базовый | Испытывает затруднения при анализе изучаемого материала, не сразу структурирует информацию. | Умеет планировать свои действия и осуществляет их пошагово, предполагает результат, контролирует процесс деятельности. | Соблюдает этические правила взаимного оценивания. Комментарии не соответствуют теме и критериям. |
1 ниже базового | Не умеет анализировать и структурировать информацию. | Имеет слабую мотивацию к планированию действий, работает по указке педагога, при выполнении задач испытывает трудности, не способен проконтролировать ситуацию по завершению деятельности. | Не соблюдает этические правила взаимного оценивания. Комментарии не соответствуют теме и критериям. |
4.4. Оценочная карта уровневых показателей результатов по направленности.
Критерии / баллы | Имеет элементарные представления о международном празднике «Дне защиты детей». | Имеет знания о жизни детей в других странах и о детях, нуждающихся в поддержке и внимании | Имеет знания о своих правах и обязанностях. | Имеет опыт самостоятельного выполнения творческих работ |
3 выше базового | Имеет элементарные представления о международно празднике «Дне защиты детей», знает историю и традиции праздника. | Имеет знания о жизни детей в других странах, знает их быт и игры . | Хорошо знает свои права и обязанности, свободно оперирует основными понятиями. | Планирует практические действия в соответствии с поставленной задачей по созданию сюжетной композиции, находит несколько наиболее эффективных и удачных вариантов, активно проявляет фантазию. |
2 базовый | Имеет элементарные представления о международном празднике «Дне защиты детей», допускает ошибки о истории и традициях праздника. | Имеет знания о жизни детей в других странах, допускает небольшие неточности. | Знает свои права и обязанности, не всегда может объяснить значения некоторых понятий. | Самостоятельно создаёт сюжетные композиции на заданную тему, нуждается в незначительной корректировке по выбору персонажей или размещению на формате, подбору оттенков. |
1 ниже базового | Имеет скудные знания о «Дне защиты детей». | Имеет скудные знания о жизни детей в других странах. | Имеет скудные знания о своих правах и обязанностях. | Создаёт одну сюжетную композицию, выбрав из предложенных вариантов. |
5.Условия реализации программы.
Раздел программы № | Материально-техническое обеспечение | Информационно-образовательные ресурсы | Учебно-методическое обеспечение | Кадровое обеспечение |
Раздел 1.Есть контакт! | -помещения для организации коммуникативной и творческой активности обучающихся; -мебель по количеству детей; -учебная доска, -канцелярские принадлежности и материалы для изо деятельности. | Кейсы с играми: «Сладкое приветствие», «Встреча», «Шеф-повар», Образцы настенных постеров, демонстрационные коллажи. Рефлексивные карты. | Педагог дополнительного образования БОУДО «ЦДО». | |
Раздел 2. «Веселое приключение» | - помещения для организации коммуникативной активности и двигательной активности обучающихся; -мебель по количеству детей; - материалы для словесного творчества обучающихся; - ноутбук; -проектор; -экран для просмотра презентаций и видео роликов. | «Герои сказок и их права» https://learningapps.org/14687828 «Живет на всей планете народ веселый – дети!» https://learningapps.org/20393052 Онлайн-викторина Детство без гаджетов, или во что играли наши бабушки | Кейсы с коммуникативными играми с использованием имен участников «Самолет», «Любознательная Людмила». Кейсы коллективных игр «Цвета», «Золотые ворота», «Разрешается – запрещается», «Дерево решений». Мультимедийная презентация «День защиты детей. История праздника», «Жизнь детей в других странах» Видео ролики «Мои права», «Конвенция о правах ребенка». Рефлексивные карты. | Педагог дополнительного образования БОУДО «ЦДО». |
Раздел 3. «Мир творчества» | -помещения для организации творческой активности обучающихся; -мебель по количеству детей; -учебная доска, -канцелярские принадлежности и материалы для изо деятельности. -пришкольный двор с асфальтированным покрытием для рисования мелом. | Виды пейзажа https://learningapps.org/8047410 | Литературные произведения «От чего так много света?» И. Мазнин, «Солнце и цветы» Е. Трутнева. Рефлексивные карты. | Педагог дополнительного образования БОУДО «ЦДО». |
Раздел 4 «Итоговое занятие» | -помещения для организации коммуникативной и творческой активности обучающихся; -мебель по количеству детей; -учебная доска; - ноутбук; -принтер; -канцелярские принадлежности для аппликации и изо. | План лэпбука https://learningapps.org/28936865 | Тематическая папка, интерактивная папка «Что такое «лэпбук?» Рефлексивные карты. | Педагог дополнительного образования БОУДО «ЦДО». |
Организации – партнеры.
Администрация Любинского МР Омской области.
Любинская СОШ №3 Любинского МР Омской области.
Любинская центральная библиотека.
6.Список литературы.
6.1. Нормативные документы.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 17.02.2023)
2. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»
3. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
6.2. Литература для педагога.
Барышникова, Е.В. Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие / Е.В. Барышникова. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018. – 174 с.
Виленчик, С. И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей [Текст] / С.И. Виленчик // Дополнительное образование, 2022. № 4. - 43 с.
Глинкин, А. В. Образовательно-воспитательный потенциал традиционной народной культуры и практика его реализации в культурно-досуговой деятельности региона / А. В. Глинкин, Т. А. Данилова, Е. В. Швачко - Челябинск : Южно-Уральский государственный институт искусств им. П. И. Чайковского, 2023. - 229 с.
Кривоногова, Л.Д. Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с искусством: пособие для педагогов / сост. Л.Д. Кривоногова / 2-е изд. Мозырь: Белый ветер, 2016. - 46 с.
Хазова, Т. М. Раскрасим мир : учебно-методическое пособие для учителей начальных классов / Т. М. Хазова, Н. С. Стерхова; Министерство просвещения РФ. - Шадринск : ШГПУ, 2023. - 70 с.
6.3. Литература для обучающихся.
Армстронг, Т. Ты можешь больше, чем ты думаешь/ Т. Армстронг. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2021. -206 с.
Курпатов, А.В. Нейротренажер / А.В. Курпатов. – Москва: Филипок и К, 2019. – 32 с.
Чеснова, И.Е. Как найти друзей и быть хорошим другом / И.Е. Чеснова. – Москва: Аванта, 2017. – 64 с.
Шаб, Л. Повышаем самооценку / Л. Шаб. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2021. – 260 с.
Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. / Б.П. Никитин – Москва : Просвещение, 2018. – 160с.
6.4. Интернет источники.
Навыки XXI века / Международный методический центр «Навыки XXI. Академия педагогического мастерства» //: [сайт]. Режим доступа Навыки XXI http://akadem.irooo.ru/navyki-xxi-veka
2. Уроки рисования /Сайт «Уроки рисования» //: [сайт]. Режим доступа - https://draw.demiart.ru
3. Консультант Плюс /: [сайт]. Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/83966821943b9b65c6ad4d1d4041a3075283ed01/
4. Защита прав ребенка /: [сайт]. Режим доступа https://journal.tinkoff.ru/prava/prava-deti/
5. Лэпбук своими руками https://melkie.net/podborki/lepbuk-svoimi-rukami.html