Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования»

Любинского муниципального района Омской области





Принята на педагогическом совете

БОУ ДО «Центр дополнительного образования»

Протокол № 3 от14.12.2023 г.



t1759645893aa.jpg

Утверждаю

Директор БОУ ДО

«Центр дополнительного образования»

Сорокина И. В.






дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Мое лето»

социально-гуманитарной направленности

(стартовый уровень)






Возраст обучающихся: 7-9 лет.

Продолжительность обучения: три недели.

Общая трудоемкость программы: 8 часов.

Форма реализации программы: очная.





Автор - составитель:

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

Горланова Светлана Сергеевна







р. п. Любинский

2024 год

Оглавление

Раздел 1. Пояснительная записка………………………………………………..3

Раздел 2. Учебно – тематический план……………………….…………….…....5

Раздел 3. Содержание программы………………………….……………………..6

Раздел 4. Контрольно – оценочные средства.………………..…………….…….8

Раздел 5. Условия реализации программы……………..…………………….…11

Раздел 6. Список литературы……….……………..……………………………...13





































Пояснительная записка.

Программа «Мое лето» является краткосрочной программой социально - гуманитарной направленности, стартового уровня, ориентирована на обучающихся младшего школьного возраста 7-9 лет, пребывающих в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания детей.

Актуальность программы.

Лето – удивительная и благодатная пора. Именно в этот период дети много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь школьников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был интересным, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках и развлечениях долго радовали детей. Реализация программы предоставляет широкие возможности для укрепления физического, психического здоровья обучающихся, развития их интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей. Дети – это самое ценное, что у нас есть, поэтому необходимо заботиться о них и делать их жизнь как можно интересной. Ведь детская улыбка и счастливые глаза ребят – наверное, самое большое богатство в мире. А праздник 1 июня – Международный День защиты детей – еще раз напоминает нам о том, что веселое и счастливое детство должно быть у каждого ребенка.

Своевременность и современность программы.

Летний отдых - это не просто прекращение учебной деятельности ребенка. Это активная пора его социализации, продолжение образования. Именно поэтому обеспечение занятости несовершеннолетних в период летних каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков. Летний отдых сегодня - это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Именно необходимость всестороннего развития детей в летней период обусловила комплексный характер данный программы. 

Новизна программы обусловлена следующими факторами:

- краткосрочностью в условиях лагеря с дневным пребыванием детей.

- методической основой, состоящей из образовательных технологий модерации и активных методов обучения и взаимодействия обучающихся, технологий развивающего обучения.


Трудоёмкость программы: 8 часов.

Адресат программы – обучающиеся 7 - 9 лет.

Психофизические особенности обучающихся.

Программа учитывает возрастные особенности детей младшего школьного возраста (7-9 лет). Непроизвольное, неустойчивое внимание, образный характер памяти и мышления, характерные для этого возраста влияют на подбор, форму подачи учебного материала. Дети этого возраста нередко обнаруживают склонность поговорить: рассказать обо всем, что читали, видели и слышали. В этом возрасте дети способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию, ставить цели, задачи, включаться в творческую и игровую деятельность.

Особенности набора и добора обучающихся. Для освоения образовательной программы принимаются все желающие дети в обозначенном возрастном диапазоне. Наполняемость группы составляет 15-20 человек.

Форма обучения: очная.

Форма организации деятельности объединения - учебная группа.

Формы организации деятельности обучающихся: групповая, индивидуальная.

Формы организации образовательного процесса: изучение теоретического материала, рассказ, мозговой штурм, обсуждение, дискуссия, творческая мастерская, игровой тренинг, контроль, рефлексия.

Режим занятий: занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу.


Цель: формирование у обучающихся представлений о международном «Дне защиты детей» путем организации досуга детей во время летних каникул.

Задачи:

- формировать у обучающихся знания о празднике, осознание своих прав и обязанностей.

- познакомить с жизнью детей других стран.

- развивать познавательные способности, творческое воображение, коммуникативные навыки.

- формировать неравнодушное отношение к сверстникам, взаимопомощь.


Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- обучающиеся проявляют трудолюбие, дисциплину, волевые усилия к освоению нового опыта.

- обучающиеся адекватно реагируют на трудности, не боятся сделать ошибки.

- обучающиеся оценивают полученный опыт с точки зрения нравственности.


Метапредметными результаты:

- обучающиеся умеют анализировать и структурировать информацию.

- обучающиеся принимают цель и точно осознают конечный результат, формирует свою цель как ожидание от предстоящей работы.

- обучающиеся умеют высказывать оценочные суждения по отношению к полученным результатам друг друга.


Результаты по направленности программы:

- обучающиеся имеют элементарные представления о международном празднике «Дне защиты детей».

- обучающиеся имеют знания о жизни детей в других странах.

- обучающиеся имеют знания о своих правах и обязанностях.

- обучающиеся имеют опыт самостоятельного выполнения творческих работ.






Учебно-тематический план.


Раздела

Тема занятия

Часы

Раздел № 1

«Установка контакта»

1

1.1.

«Вкусное знакомство».

1

Раздел № 2

«Веселое приключение»

4

2.1

День защиты детей. История праздника. Традиции.

1

2.2

Жизнь детей в других странах.

1

2.3

«Мои права». Чьи права нарушены?

1

2.4

«Моя любимая игра».

1

Раздел № 3

«Мир творчества»

2

3.1

Рисование на тему «Веселое лето».

1

3.2

Рисунки на асфальте по замыслу детей «Краски лета на асфальте».

1

Раздел № 4

Итоговое занятие.

1

4.1

Изготовление лепбука «Мое лето».

1






















3. Содержание программы

Раздел № 1. «Установка контакта»

Тема 1.1. «Вкусное знакомство» (1 час).

Дидактические единицы: правила знакомства, общения и взаимодействия в группе.

Деятельность обучающихся: игры на знакомство и взаимодействие «Сладкое приветствие», «Встреча». Игра на осуществление телесного контакта «Шеф-повар». Творческая деятельность в группах: креативное дорисовывание «Фруктики» (оформление постеров, изображение себя в виде фруктов). Рефлексия.

Форма организации занятия: игровое занятие с элементами тренинга.

Форма организации деятельности: групповая.

Образовательные продукты: групповые постеры.

Формы контроля: педагогическое наблюдение, творческая мастерская, демонстрация результатов групповой деятельности; результаты рефлексии.

Раздел № 2. «Веселое приключение»

Тема 2.1. День защиты детей. История праздника. Традиции (1 час).

Дидактические единицы: понятия «традиции», принципы свободного творческого сочинительства.

Деятельность обучающихся: слушание рассказа педагога, просмотр презентации. Групповая деятельность: составление рассказа «Наше лето золотое» (с использованием словесного творчества), демонстрация творческих рассказов. Рефлексия.

Форма организации занятия: брейн - группа.

Форма организации деятельности: групповая.

Образовательные продукты: творческие рассказы.

Формы контроля: педагогическое наблюдение, участие в интеллектуальной игре; результаты рефлексии.

Тема 2.2. Жизнь детей в других странах (1 час).

Дидактические единицы: понятия «равноправие», «национальность», правила коллективной игры.

Деятельность обучающихся: слушание рассказа педагога, просмотр презентации. Вхождение в суть коллективной игры: африканская игра Мбу-бэй («Лев»), ознакомление с ее правилами. Коллективная деятельность: участие в игре. Рефлексия.

Форма организации занятия: теоретический материал, игровой тренинг.

Форма организации деятельности: индивидуальная, групповая.

Формы контроля: педагогическое наблюдение, участие в коллективной игре; рефлексия.

Тема 2.3. «Мои права». Чьи права нарушены? (1 час).

Дидактические единицы: понятия «Конвенция о правах ребенка», «Декларация прав человека», правила интерактивной дидактической игры.

Деятельность обучающихся: слушание рассказа педагога, просмотр наглядного материала. Вхождение в суть дидактической игры: «Разрешается – запрещается». Коллективная деятельность: участие в игре, дискуссия «Дерево решений». Обсуждение проблемных ситуаций. Рефлексия.

Форма организации занятия: теоретический материал, игровой тренинг, дискуссия.

Форма организации деятельности: индивидуальная, групповая.

Образовательные продукты: решение проблемных ситуаций «Дерево решений».

Формы контроля: педагогическое наблюдение, участие в коллективной игре; рефлексия.

Тема 2.4. «Моя любимая игра» (1 час).

Дидактические единицы: «игротека», «инвентарь», технология проведения игр.

Деятельность обучающихся: Приветствие: коммуникативные игры с использованием имен участников «Самолет», «Любознательная Людмила». Вхождение в суть коллективных игр «Цвета», «Золотые ворота», ознакомление с правилами. Коллективная деятельность: участие в игре с изменением ее вариантов. Самоанализ, рефлексия.

Форма организации занятия: игровая деятельность.

Форма организации деятельности: коллективная.

Формы контроля: педагогическое наблюдение, участие в коммуникативных играх, результаты рефлексии.

Раздел № 3 «Мир творчества»

Тема 3.1. Рисование на тему «Веселое лето» (1 час).

Дидактические единицы: «графика», «живопись», «смешанная техника».

Деятельность обучающихся: литературная страничка: смысловое чтение стихотворений «От чего так много света?» И. Мазнин, «Солнце и цветы» Е. Трутнева. Творческая мастерская: изображение сюжетной композиции по теме, использование восковых мелков и акварели – смешанная техника. Работа цветом, логическое завершение деятельности.

Форма организации занятия: теоретический материал, творческая мастерская.

Форма организации деятельности: индивидуальная, коллективная.

Образовательные продукты: творческие рисунки.

Формы контроля: педагогическое наблюдение, коллективное обсуждение творческих работ, контроль, рефлексия.

Тема 3.2. «Краски лета на асфальте» (1 час).

Деятельность обучающихся: создание творческого сюжета на выбранную тему, линейное построение, работа с цветными мелками.

Форма организации занятия: теоретический материал, творческая мастерская.

Форма организации деятельности: индивидуальная.

Образовательные продукты: творческие рисунки.

Формы контроля: педагогическое наблюдение, обсуждение творческих работ, рефлексия.

Раздел № 4 Итоговое занятие

Тема 4.1. Изготовление лепбука «Мое лето» (1 час).

Дидактические единицы: «Лепбук».

Деятельность обучающихся: аналитическое бюро. Отгадывание загадки о книге. «Что такое «лэпбук?» (тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов) «мозговой штурм» - поиск информации. Просмотр готового изделия. Творческая мастерская: викторина на тему «Мое лето». Планирование действий по сбору информации, работа в подгруппах.

Форма организации занятия: теоретический материал, творческая мастерская.

Форма организации деятельности: индивидуальная.

Образовательные продукты: лепбук «Мое лето».

Формы контроля: педагогическое наблюдение, обсуждение творческих работ, контроль, рефлексия.




Контрольно - оценочные средства.


4.1. Карта оценочных наблюдений результатов обучающихся по итогам освоения программы.



Ф.И. обучающегося

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Результаты по направленности

Итого

Проявляет трудолюбие, самодисциплину, волевые усилия


Обучающиеся адекватно реагируют на трудности, не боятся сделать ошибки.


Обучающиеся оценивают полученный опыт с точки зрения нравственности.

Обучающиеся умеют анализировать и структурировать информацию.

Обучающиеся принимают цель и точно осознают конечный результат, формирует свою цель как ожидание от предстоящей работы.


Умеет высказывать оценочные суждения по отношению к полученным результатам друг друга.

Обучающиеся имеют элементарные представления о международном празднике «Дне защиты детей».




Обучающиеся имеют знания о жизни детей в других странах и о детях, нуждающихся в поддержке и внимании.

Обучающиеся имеют знания о своих правах и обязанностях.


обучающиеся имеют опыт самостоятельного выполнения творческих работ


1












2














4.2. Оценочная карта уровневых показателей личностных результатов.

Критерии / баллы

Проявляет трудолюбие, самодисциплину, волевые усилия

Адекватно реагируют на трудности, не боятся сделать ошибки.

Оценивают полученный опыт с точки зрения нравственности

3

выше базового

Осознает цель деятельности. Выполняет задания по критериям в полном объеме и в рамках временного режима, с пониманием конечного результата. Доводит начатое дело до конца.

Адекватно реагирует на проблему, при общении в киберпространстве. Самостоятельно находит выход из сложившийся ситуации, умеет преодолевать трудности.

Самостоятельно оценивает опыт с точки зрения нравственности.

2

базовый

Осознает цель деятельности. Выполняет задания по критериям в полном объеме с пониманием конечного результата, но с опозданием. Доводит начатое дело до конца.

Обращается за помощью к педагогу в решении той или иной проблемы.

Оценивает полученный опыт с помощью педагога.

1

ниже базового

Выполняет задания не аккуратно, не в полном объеме и с опозданием. Не доводит начатое дело до конца.

Отказ от поиска выхода из сложной ситуации, при общении в киберпространстве.

Затрудняется оценить полученный опыт.


4.3. Оценочная карта уровневых показателей метапредметных результатов.


Критерии / баллы

Умеют анализировать и структурировать информацию

Принимают цель и точно осознают конечный результат, формирует свою цель как ожидание от предстоящей работы.


Умеет высказывать оценочные суждения по отношению к полученным результатам друг друга.

3

выше базового

Легко и быстро анализирует изучаемый материал, структурирует информацию.

Проявляет находчивость в планировании действий и времени, прогнозирует конечный результат и осуществляет контроль своей деятельности .

Соблюдает этические правила взаимного оценивания. Комментирует работы в по критериям в рамках задания.

2

базовый

Испытывает затруднения при анализе изучаемого материала, не сразу структурирует информацию.

Умеет планировать свои действия и осуществляет их пошагово, предполагает результат, контролирует процесс деятельности.

Соблюдает этические правила взаимного оценивания. Комментарии не соответствуют теме и критериям.

1

ниже базового

Не умеет анализировать и структурировать информацию.

Имеет слабую мотивацию к планированию действий, работает по указке педагога, при выполнении задач испытывает трудности, не способен проконтролировать ситуацию по завершению деятельности.

Не соблюдает этические правила взаимного оценивания.

Комментарии не соответствуют теме и критериям.


4.4. Оценочная карта уровневых показателей результатов по направленности.

Критерии / баллы

Имеет элементарные представления о международном празднике «Дне защиты детей».

Имеет знания о жизни детей в других странах и о детях, нуждающихся в поддержке и внимании

Имеет знания о своих правах и обязанностях.

Имеет опыт самостоятельного выполнения творческих работ

3

выше базового

Имеет элементарные представления о международно празднике «Дне защиты детей», знает историю и традиции праздника.


Имеет знания о жизни детей в других странах, знает их быт и игры .

Хорошо знает свои права и обязанности, свободно оперирует основными понятиями.

Планирует практические действия в соответствии с поставленной задачей по созданию сюжетной композиции, находит несколько наиболее эффективных и удачных вариантов, активно проявляет фантазию.

2

базовый

Имеет элементарные представления о международном празднике «Дне защиты детей», допускает ошибки о истории и традициях праздника.


Имеет знания о жизни детей в других странах, допускает небольшие неточности.

Знает свои права и обязанности, не всегда может объяснить значения некоторых понятий.

Самостоятельно создаёт сюжетные композиции на заданную тему, нуждается в незначительной корректировке по выбору персонажей или размещению на формате, подбору оттенков.

1

ниже базового

Имеет скудные знания о «Дне защиты детей».

Имеет скудные знания о жизни детей в других странах.

Имеет скудные знания о своих правах и обязанностях.

Создаёт одну сюжетную композицию, выбрав из предложенных вариантов.


5.Условия реализации программы.


Раздел программы №

Материально-техническое обеспечение

Информационно-образовательные ресурсы

Учебно-методическое обеспечение

Кадровое обеспечение

Раздел 1.Есть контакт!

-помещения для организации коммуникативной и творческой активности обучающихся;

-мебель по количеству детей;

-учебная доска,

-канцелярские принадлежности и материалы для изо деятельности.


Кейсы с играми: «Сладкое приветствие», «Встреча», «Шеф-повар»,

Образцы настенных постеров, демонстрационные коллажи.

Рефлексивные карты.

Педагог дополнительного образования БОУДО «ЦДО».

Раздел 2. «Веселое приключение»

- помещения для организации коммуникативной активности и двигательной активности обучающихся;

-мебель по количеству детей;

- материалы для словесного творчества обучающихся;

- ноутбук;

-проектор;

-экран для просмотра презентаций и видео роликов.


«Герои сказок и их права»

https://learningapps.org/14687828

«Живет на всей планете народ веселый – дети!»

https://learningapps.org/20393052

Онлайн-викторина Детство без гаджетов, или во что играли наши бабушки

https://learningapps.org/18666054

Кейсы с

коммуникативными играми с использованием имен участников «Самолет», «Любознательная Людмила». Кейсы коллективных игр «Цвета», «Золотые ворота», «Разрешается – запрещается», «Дерево решений». Мультимедийная презентация «День защиты детей. История праздника», «Жизнь детей в других странах»

Видео ролики «Мои права», «Конвенция о правах ребенка».

Рефлексивные карты.

Педагог дополнительного образования БОУДО «ЦДО».


Раздел 3. «Мир творчества»

-помещения для организации творческой активности обучающихся;

-мебель по количеству детей;

-учебная доска,

-канцелярские принадлежности и материалы для изо деятельности.

-пришкольный двор с асфальтированным покрытием для рисования мелом.

Виды пейзажа https://learningapps.org/8047410

Литературные произведения «От чего так много света?» И. Мазнин, «Солнце и цветы» Е. Трутнева.

Рефлексивные карты.

Педагог дополнительного образования БОУДО «ЦДО».



Раздел 4 «Итоговое занятие»

-помещения для организации коммуникативной и творческой активности обучающихся;

-мебель по количеству детей;

-учебная доска;

- ноутбук;

-принтер;

-канцелярские принадлежности для аппликации и изо.

План лэпбука https://learningapps.org/28936865

Тематическая папка, интерактивная папка «Что такое «лэпбук?»

Рефлексивные карты.

Педагог дополнительного образования БОУДО «ЦДО».




Организации – партнеры.

Администрация Любинского МР Омской области.

Любинская СОШ №3 Любинского МР Омской области.

Любинская центральная библиотека.





















6.Список литературы.

6.1. Нормативные документы.

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 17.02.2023)

2. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»

3. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».


6.2. Литература для педагога.

Барышникова, Е.В. Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие / Е.В. Барышникова. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018. – 174 с.

Виленчик, С. И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей [Текст] / С.И. Виленчик // Дополнительное образование, 2022. № 4. - 43 с.

Глинкин, А. В. Образовательно-воспитательный потенциал традиционной народной культуры и практика его реализации в культурно-досуговой деятельности региона / А. В. Глинкин, Т. А. Данилова, Е. В. Швачко - Челябинск : Южно-Уральский государственный институт искусств им. П. И. Чайковского, 2023. - 229 с.

Кривоногова, Л.Д. Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с искусством: пособие для педагогов / сост. Л.Д. Кривоногова / 2-е изд. Мозырь: Белый ветер, 2016. - 46 с.

Хазова, Т. М. Раскрасим мир : учебно-методическое пособие для учителей начальных классов / Т. М. Хазова, Н. С. Стерхова; Министерство просвещения РФ. - Шадринск : ШГПУ, 2023. - 70 с.


6.3. Литература для обучающихся.

Армстронг, Т. Ты можешь больше, чем ты думаешь/ Т. Армстронг. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2021. -206 с.

Курпатов, А.В. Нейротренажер / А.В. Курпатов. – Москва: Филипок и К, 2019. – 32 с.

Чеснова, И.Е. Как найти друзей и быть хорошим другом / И.Е. Чеснова. – Москва: Аванта, 2017. – 64 с.

Шаб, Л. Повышаем самооценку / Л. Шаб. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2021. – 260 с.

Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. / Б.П. Никитин – Москва : Просвещение, 2018. – 160с.


6.4. Интернет источники.

Навыки XXI века / Международный методический центр «Навыки XXI. Академия педагогического мастерства» //: [сайт]. Режим доступа Навыки XXI http://akadem.irooo.ru/navyki-xxi-veka

2. Уроки рисования /Сайт «Уроки рисования» //: [сайт]. Режим доступа - https://draw.demiart.ru

3. Консультант Плюс /: [сайт]. Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/83966821943b9b65c6ad4d1d4041a3075283ed01/

4. Защита прав ребенка /: [сайт]. Режим доступа https://journal.tinkoff.ru/prava/prava-deti/

5. Лэпбук своими руками https://melkie.net/podborki/lepbuk-svoimi-rukami.html







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.