Мониторинг формирования УУД младших школьников

0
0
Материал опубликован 28 July 2020

11















Тема:

«Мониторинг формирования УУД младших школьников»




Работу подготовил: Сальникова Ирина Геннадьевна


Должность: учитель начальных классов



Место работы: МБОУ СОШ №2 с.Некрасовка






























Оглавление:

Введение……………………………………………………………………………………… 3

Глава I. Современные требования ФГОС к организации и развитию универсальных учебных действий у младших школьников……………………………………………… 5

Глава II. Мониторинг процесса формирования УУД у младших школьников.

2.1. Организация, задачи и методы исследования………………………………………….. 7

2.2. Инструментарий проведения мониторинга……………………………………………. 9

Заключение…………………………………………………………………………………… 10

Список литературы…………………………………………………………………………… 11





































Введение

Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. Остановимся на некоторых из них:

· происходит постепенное вымывание дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает в жизни старшего дошкольника ведущего места, что приводит к трудностям развития, произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению;

· тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к учению;

· резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения информации ребенком о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной;

· современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения;

· для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников в силу закрытости общества, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов;

· категория одаренных и способных детей в общеобразовательных школах снижается, а число ребят, не умеющих работать самостоятельно, «интеллектуально пассивных», детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей, увеличивается.

Таким образом, очевидно, что начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.

В чём заключается роль учителя начальных классов в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам?

Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы), а также изучение особенностей психолого-педагогического развития универсальных учебных действий у обучающихся в начальной школе.



















































Глава I. Современные требования ФГОС к организации и развитию универсальных учебных действий у младших школьников.

Федеральные государственные стандарты общего образования ориентированы на формирование умение учиться. И это не дань моде со стороны учёных и управленцев, а требование современного общества.

Под универсальными учебными действиями (УУД) идеологами стандарта нового поколения в широком смысле понимается умение учиться, а в узком – совокупность способов действий, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

Эта концепция в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ. Она необходима для планирования образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, начальной школе и обеспечения преемственности образования. Концепция должна стать основой для разработки учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий в системе начального образования.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1)

личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Формирование универсальных учебных действий является, с одной стороны, самостоятельной целью, а с другой средством качественного усвоения обучающимися предметных знаний и умений. Эти два вида предполагаемых образовательных результатов должны достигаться на учебных занятиях в процессе освоения содержания учебных предметов.

Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:

-состояние здоровья детей;

- успеваемость по основным предметам;

-уровень развития речи;

-степень владения русским языком;

-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

-стремление принимать и решать учебную задачу;

-навыки общения со сверстниками;

- умение контролировать свои действия на уроке.

Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. Разработанные положения и рекомендации могут стать основой проведения мониторинга с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, а также могут быть использованы авторами образовательных стандартов, учебников и учебно-методических материалов.



































Глава II. Мониторинг процесса формирования УУД у младших школьников.

2.1. Цели, задачи и методы исследования.

Мониторинг - наиболее точный инструмент для отсле­живания и оценки процесса развития УУД, позволяющий оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.

Мониторинг в школах представлен двумя уровнями.

Первый уровень (индивидуальный, персональный) – осуществляет его учитель, классный руководитель ежедневно (это наблюдение, фиксирование динамики развития каждого ученика и классного коллектива в целом или по определенным направлениям).

Второй уровень (внутришкольный) осуществляет администрация школы (отслеживание динамики развития классов, параллелей и школы в целом по определенным критериям или комплексно по нескольким направлениям и во времени – по учебным четвертям, полугодиям и годам обучения).

Мониторингу первого уровня мы придаем большое значение, т.к. именно он представляет систему педагогического взаимодействия “учитель-ученик” и обеспечивает развитие индивидуальных способностей каждого ученика, включение его в учебную деятельность с учетом его возможностей и способностей.

Мониторинг обладает следующими возможностями:

- возможности отслеживания динамики развития индивидуальности;

- получение учителем представления о каждом из учащихся;

- возможность успешной дифференциации обучения;

- широкая возможность консультирования родителей, учащихся и педагогов;

- определение зоны ближайшего развития;

- создание групп коррекции для детей с отклонениями в развитии каких-либо сфер…

Я считаю, что система мониторинга сформированности УУД является очень важной и необходимой при личностно – ориентированном обучении.

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Задачи мониторинга:

Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;

Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;

Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;

Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;

Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;

Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.



Объекты мониторинга:

Универсальные учебные действия младших школьников;

Психолого- педагогические условия обучения;

Педагогические технологии, используемые в начальной школе.

Условия реализации программы мониторинга банк диагностических методик, технологические карты, кадровый ресурс.

Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.

Система критериев и показателей уровня сформированности УУД

Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:

соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;

сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.

Методы сбора информации:

анкетирование;

тестирование;

наблюдение;

беседа.

Мониторинг качества обучения на уровне ученика организуется на основе диагностических методов по этапам:

1этап – стартовая диагностика (на входе в 1 класс)

2 этап - входная диагностика (начало учебного года и начало изучения тем)

3 этап – текущая диагностика ( в ходе изучения программного материала)

4 этап – промежуточная диагностика (в конце каждого года обучения)

5 этап – итоговая диагностика (в конце 4 класса)

























2.2. Инструментарий проведения мониторинга.

На основе требований ФГОС НОО педагогическим коллективом разрабатывается программа внутришкольного мониторинга универсальных учебных действий с использованием инструментария педагогической диагностики, разработанного на основе диагностических заданий, рекомендованных в методических материалах, сопровождающих введение ФГОС («Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе»под ред. А.Г.Асмолова).Важной особенностью и несомненным достоинством этого мониторинга является то, что данная методика позволяет проводить более глубокое и всестороннее обследование базовых универсальных учебных действий всех трех групп (регулятивных, познавательных, коммуникативных) на каждом этапе обучения в начальной школе и выстроить полноценный индивидуальный образовательный маршрут каждого школьника с его первых шагов в качестве ученика. Мониторинг осуществляется в тесном сотрудничестве и взаимодействии учителя и психолога, что позволяет обеспечить объективность и достоверность результатов мониторинга и их интерпретации, а также предложить некоторые рекомендации по коррекции учебного процесса.

Мониторинг освоения учебных программ и сформированности личностных, познавательных, коммуникативных учебных действий может осуществляться на материалах учебников и рабочих тетрадей. Инструментарий, необходимый для мониторинга, представлен в папках с проверочными и диагностическими заданиями, в тетрадях с тестовыми заданиями и контрольными работами, сборниках диктантов, контрольных работ, тестов, изложений.

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки.

Данная технология направлена, прежде всего, на формирование регулятивных универсальных учебных действий, и так как связана с рефлексивным мышлением, приводит к личностному развитию ученика.

В работе с детьми наряду с исследовательской деятельностью использую и проектную деятельность. Они близки, хотя и имеют некоторые отличия.

Мониторинг личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных действий может осуществляться в процессе работы учащихся на страничках «Наши проекты». Учащиеся записывают ход работы над проектом, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Записи позволяют педагогу вести наблюдения над тем, какие темы выбирают учащиеся, что для них становится личностно значимым; как овладевают учащиеся способом планирования собственных действий, вносят ли необходимые коррективы; предпочитают индивидуальную работу или начинают выстраивать взаимодействие с другими участниками проекта. Работа над проектами хорошо подхватывается и реализуется во внеурочной деятельности.







Заключение

В данной работе были рассмотрены современные требования ФГОС к формированию и мониторингу универсальных учебных действий. Проведя теоретический анализ, можно сделать вывод, что младший школьный возраст является этапом существенных изменений в физиологическом и психическом развитии. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Учебная деятельность требует развития высших психических функций – произвольности, продуктивности и устойчивости всех познавательных процессов: внимания, памяти, воображения.

Изучив литературу о формировании и мониторинге УУД, можно сделать следующие выводы, что: мониторинг развития УУД характеризуется следующими признаками:

· Личностный компонент, от содержания момента школьной действительности и образца «хорошего ученика» до нравственно-этической ориентации.

· Регулятивный компонент: от отсутствия цели до принятия познавательной цели; от контроля до актуального контроля; от оценки до потенциально адекватной оценки;

· Познавательный компонент, уровни интеллектуального развития от низкого переходит в средний;

· Коммуникативный компонент, изменяется от установления контактов до сложных видов кооперации (умения слушать, слышать и понимать партнера).

Для получения точной информации о формировании универсальных учебных действиях каждого обучающегося начальной школы, педагогический коллектив должен иметь программу внутришкольного мониторинга универсальных учебных действий с использованием инструментария педагогической диагностики.




















Список литературы

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. – 151 с.

2. Неткасова И.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе [Текст] / УлГПУ имени И.Н.Ульянова, педагогический факультет г. Ульяновск.

3.Лебединцев В.Б. Русский язык. 1-4 классы. Формирование регулятивных и коммуникативных учебных действий. – Волгоград: Учитель, 2014. - 97с

4.Величко Е.Н. Оценка достижений планируемых результатов. Мониторинг процесса формирования УУД младших школьников. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://infourok.ru/material.html?mid=46584

5. Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - http://school4nv.web-box.ru/document/profsouz





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.