Статья «Смысловое чтение как средство формирования УУД младших школьников»
Смысловое чтение как средство формирования УУД младших школьников.
«Люди перестают мыслить,
когда перестают читать»
(Д. Дидро).
Дети нашего времени значительно изменились. Они обладают системно-смысловым типом сознания. У детей преобладает смысловая сфера как ориентация на смысл деятельности. Это вызывает необходимость формирования смыслового восприятия и переработки текстовой информации уже на начальном этапе обучения чтению. В последние время дети выбирают альтернативные способы получения информации, а не чтение. Экранная зависимость приводит к неспособности школьников концентрироваться на каком-либо занятии. Таким учащимся необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана. Им трудно воспринимать слышимое и читать, понимая отдельные слова и предложения. Такие школьники часто не могут связывать словосочетания, в результате не понимают текста в целом. Чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и является универсальным учебным действием.
В этой связи особую актуальность приобретает развитие универсальных учебных действий младших школьников посредством смыслового чтения.
Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.
Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.
Техническая сторона включает способ чтения, темп чтения, правильность чтения и выразительность чтения.
Под понятием «смысловое чтение» понимается получение лишь той информации, которая необходима читателю.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
Поскольку смысловое чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех УУД:
личностные УУД - мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
· регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
познавательные УУД – владение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; умение доказывать; выдвижение гипотез и их обоснование;
Согласно требованиям ФГОС НОО на всех без исключения уроках под руководством учителя школьники должны осваивать следующие виды смыслового чтения:
– ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста или книги;
– поисковое/просмотровое (выборочное) чтение, предполагающее нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного факта;
– изучающее (критическое) чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста. Овладевая изучающим чтением, школьники учатся ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- рефлексивное (вдумчивое, медленное, художественное) чтение позволяет предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения.
В целях личностного и познавательного развития обучающихся и достижения социально желаемого результата становления разных видов чтения на всех без исключения уроках используются следующие приёмы и способы работы:
анализ учебных заданий, инструкций, развитие умений вчитываться в задание, выделять ключевые слова, понимать и принимать смысл задания и «переводить» каждое задание в само инструкцию, в алгоритм действий;
выполнение письменных заданий (ответ на поставленные вопросы; высказывание своей точки зрения; приведение доводов как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение; объяснение различных ситуаций с помощью текста; доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст;
вычитывание и обобщение информации из таблиц, пиктограмм, графиков, диаграмм, проспектов, рекламных материалов и т.п.
В своей практике я часто использую такие вопросы:
- Понравилось ли вам произведение?
- Что особенно понравилось?
- Когда было страшно?
- Что вызвало ваш смех?
- Когда героя было жалко?
- А было ли вам стыдно за героя? И т.п.
С какими проблемами сталкивается учитель при формировании навыков смыслового чтения?
В своей практике я сталкиваюсь со следующими проблемами:
многие ученики имеют низкую скорость чтения и тратят много времени на подготовку домашних заданий;
очень часто дети не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении и из-за неправильного интонирования;
дети не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста, выделить главное в прочитанном;
затрудняются кратко пересказать содержание;
при выполнении самостоятельной работы, тестов ученики допускают ошибки, так как не понимают формулировку задания;
для чтения дети выбирают сказки, детективы, комиксы, избегают обращения к текстам познавательного характера.
Для преодоления этих проблем я использую различные приемы обучения детей смысловому чтению. Например, послетекстовый прием «Ромашка вопросов».
«Ромашка вопросов» (или «Ромашка Блума») – систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного образования.
Итак, шесть лепестков – шесть типов вопросов: 1.Простые вопросы; 2. Уточняющие вопросы; 3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы; 4. Творческие вопросы; 5. Оценочные вопросы; 6. Практические вопросы.
Используя этот прием, я увидела, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры). Детям нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующие «лепестки».
Я думаю, каждый, пусть даже самый маленький успех ученика, должен быть замечен и отмечен учителем. Воспитание у ребенка интереса к чтению книг требует от родителей и педагогов немалого труда, терпения, жизненного опыта и знаний.