Статья «Смысловое чтение как средство формирования УУД младших школьников»

3
0
Материал опубликован 11 October 2019




Смысловое чтение как средство формирования УУД младших школьников.

«Люди перестают мыслить,
когда перестают читать»

(Д. Дидро).

Дети нашего времени значительно изменились. Они обладают системно-смысловым типом сознания. У детей преобладает смысловая сфера как ориентация на смысл деятельности. Это вызывает необходимость формирования смыслового восприятия и переработки текстовой информации уже на начальном этапе обучения чтению. В последние время дети выбирают альтернативные способы получения информации, а не чтение. Экранная зависимость приводит к неспособности школьников концентрироваться на каком-либо занятии. Таким учащимся необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана. Им трудно воспринимать слышимое и читать, понимая отдельные слова и предложения. Такие школьники часто не могут связывать словосочетания, в результате не понимают текста в целом. Чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный»  характер и является универсальным учебным действием.

В этой связи особую актуальность приобретает развитие универсальных учебных действий младших школьников посредством смыслового чтения. 

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.

Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.

Техническая сторона включает способ чтения, темп чтения, правильность чтения и выразительность чтения.

 Под понятием «смысловое чтение» понимается получение лишь той информации, которая необходима читателю.

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.


 Поскольку смысловое чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех УУД:

  личностные УУД - мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

· регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

  коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

познавательные УУД – владение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; умение доказывать; выдвижение гипотез и их обоснование;


Согласно требованиям ФГОС НОО на всех без исключения уроках под руководством учителя школьники должны осваивать следующие виды смыслового чтения:

ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста или книги;

поисковое/просмотровое (выборочное) чтение, предполагающее нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного факта;

изучающее (критическое) чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста. Овладевая изучающим чтением, школьники учатся ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

- рефлексивное (вдумчивое, медленное, художественное) чтение позволяет предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения.

В целях личностного и познавательного развития обучающихся и достижения социально желаемого результата становления разных видов чтения на всех без исключения уроках используются следующие приёмы и способы работы:

анализ учебных заданий, инструкций, развитие умений вчитываться в задание, выделять ключевые слова, понимать и принимать смысл задания и «переводить» каждое задание в само инструкцию, в алгоритм действий;

выполнение письменных заданий (ответ на поставленные вопросы; высказывание своей точки зрения; приведение доводов как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение; объяснение различных ситуаций с помощью текста; доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст;

вычитывание и обобщение информации из таблиц, пиктограмм, графиков, диаграмм, проспектов, рекламных материалов и т.п.

В своей практике я часто использую такие вопросы:
- Понравилось ли вам произведение?
- Что особенно понравилось?
- Когда было страшно?
- Что вызвало ваш смех?
- Когда героя было жалко?
- А было ли вам стыдно за героя? И т.п.

С какими проблемами сталкивается учитель при формировании навыков смыслового чтения?

В своей практике я сталкиваюсь со следующими проблемами:

многие ученики имеют низкую скорость чтения и тратят много времени на подготовку домашних заданий;

очень часто дети не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении и из-за неправильного интонирования;

дети не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста, выделить главное в прочитанном;

затрудняются кратко пересказать содержание;

при выполнении самостоятельной работы, тестов ученики допускают ошибки, так как не понимают формулировку задания;

для чтения дети выбирают сказки, детективы, комиксы, избегают обращения к текстам познавательного характера.

Для преодоления этих проблем я использую различные приемы обучения детей смысловому чтению. Например, послетекстовый прием «Ромашка вопросов».

«Ромашка вопросов» (или «Ромашка Блума») – систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного образования.

Итак, шесть лепестков – шесть типов вопросов: 1.Простые вопросы; 2. Уточняющие вопросы; 3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы; 4. Творческие вопросы; 5. Оценочные вопросы; 6. Практические вопросы.

Используя этот прием, я увидела, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры). Детям нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующие «лепестки».

Я думаю, каждый, пусть даже самый маленький успех ученика, должен быть замечен и отмечен учителем. Воспитание у ребенка интереса к чтению книг требует от родителей и педагогов немалого труда, терпения, жизненного опыта и знаний.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.