12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вербицкая Леся Андреевна558
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Самоанализ работы учителя начальных классов

Вербицкой Олеси Андреевны

Проблема,над которой работает учитель : «Здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе»

               Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше мы говорили: "В здоровом теле - здоровый дух", то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

            Многочисленные исследования медицинских учреждений последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3 %, с нервно-психическими расстройствами с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки - с 1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников - нарушение остроты зрения (30-40%). Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.

            Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей  младшего школьного возраста.

      Это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни.

Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания.

     Когда я приняла  класс, большинство детей, имели те или иные отклонения в здоровье. Это были заболевания желудочно-кишечного тракта, сколиоз, плоскостопие, ухудшение зрения, нарушения центральной нервной системы.

 

       Поэтому я выбрала проблемную тему по формированию здорового образа жизни младших школьников и поставила перед собой цель: формировать у детей стремление к здоровому образу жизни.

 

     Для реализации данной цели я выделила следующие задачи:

-увеличение двигательной активности учащихся на уроке;

-предупреждение утомляемости (т. е. проведение оздоровительных пауз во время уроков)и  сохранение работоспособности на уроках;

-воспитание и обучение детей нормам здорового образа жизни, пропаганда правил гигиены;

-ознакомление родителей с методами формирования здорового образа жизни.

-        обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;

-        снижение уровня заболеваемости  учащихся;   

-        формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

     -    формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

 

      Я считаю, что формирование здорового образа жизни должно проходить в единстве с окружающей средой. Поэтому в центр работы по этому направлению я ставлю семью и образовательное учреждение .

      Исходя из этого, работа по формированию здорового образа жизни реализуется через:

·       проведение оздоровительных пауз во время уроков и занятие на уроках физической культуры;

·       внеклассную работу;

·        работу с родителями.

    Таким образом, передо мной стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.

     Большинство времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке. Поэтому наиболее главной  моей задачей остается организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.

     Я провожу оздоровительную гимнастику, пальцевую, для бодрости, прививаю детям элементарные навыки (мытье рук, использование носового платка при кашле и чихании);  через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития с использованием физкультминуток и подвижных перемен; проветривания и влажной уборки класса; чередую занятия с высокой и низкой двигательной активностью; через специально организованную двигательную активность ребёнка (подвижные игры,  занятия оздоровительной физкультурой); массовых оздоровительных мероприятий (спортивно-оздоровительные праздники, выход на природу, экскурсии); а также в работе с семьёй (пропаганда здорового образа жизни через систему организационно-теоретических и практических занятий с родителями).

       Формирование у ребят ответственности, в том числе и за своё здоровье, - воспитательный процесс, который я рассматриваю в качестве одной из важнейших задач в своей работе.

       Моя задача - научить ребят общим принципам, современным системам и методам охраны и укрепления здоровья. Современный уровень цивилизации и культуры выдвигает в число важнейших для человека приоритетов задачу самому научиться не болеть, быть здоровым.

        Подготовить ребят к самостоятельной жизни, значит сформировать у него адекватные механизмы адаптации - физиологической, психологической, социальной. Создаю на уроке модели реальных условий жизни - те мостики, которые позволяют ребенку в дальнейшем использовать полученные знания, умения, навыки на практике, а не тяготиться ими как информационным балластом.

      Я не должна "навязывать"  ученику информацию, ученик должен запросить её у учителя и получить требуемый ответ. Моя задача - научить ученика спрашивать. Для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что именно он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос.

        Количество и качество задаваемых ребёнком вопросов служит одним из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, тренирует его успешность в учебной деятельности. Урок проходит на более высоком эмоциональном фоне, сопровождается дополнительной тренировкой коммуникативных навыков у ребят и большей удовлетворенностью от урока, как у меня, так и у моих ребят. Все это - косвенные подтверждения здоровьесберегающего эффекта технологии. Творческий характер образовательного процесса - крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребёнка в творческий процесс служит не только реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы класса - развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Обучения без творческого заряда - не интересно, является насилием над собой, которое разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так само по себе.

       

      Обязательным элементом здоровьесберегающей организацией урока являются физкультминутки или музыкальные паузы. Я провожу на уроке минутки отдыха, после которых ребята работают быстрее, с хорошим настроением.

На своих урока я применяю такие здоровьесохраняющие формы работы:

          -Зарядка

          -Настроение на весь день (смехотерапия). Положительные эмоции помогают сохранить здоровье, способствуют добрым делам, вызывают радость, интерес к жизни, повышают работоспособность, улучшают отношения с друзьями.

         -Звукотерапия(с использованием ИКТ)

         -Изменение  положения тела во время урока. Больше статическая нагрузка приходится на уроках языка, математики, поэтому целесообразным является использование упражнений для выработки правильной осанки.

          -Цветотерапия. например на уроках математики нужна активная умственная деятельность. Целесообразно использование цветотерапии. История этого метода насчитывает тысячелетия. Цветом исцеляли в Египте, Китае, Индии. В наше время учеными доказано, что цвет имеет сильное влияние на самочувствие человека, его работоспособность, настроение.

         -Фитотерапия.(дети приносят витаминизированные чаи и компоты для укрепления имммунитета)

         - Цветочная терапия

         -Правильное питание

 

       Наш класс самый зелёный в школе. Выращивание растений целесообразно, связано с задачами сохранения и укрепления здоровья.

      Растения - наши друзья и помощники, чудесные целители и доктора. Они дарят детям ничем не заменимый кислород, поглощают вредные газы и вещества, задерживают пыль, уменьшаю воздействие уличного шума. В классе растения создают необходимый психоэмоциональный комфорт, являясь чуткими хранителями безопасности и покоя.

       Я решаю и другую не менее важную задачу - воспитательную. Выращивание растений, уход за ними выполняют сами ребята. Привлекаясь к уходу за цветами, дети приучаются бережно относиться к ним, значит, и ко всему живому, получая, тем самым, основы экологического воспитания.

      Эмоциональный климат урока во многом зависит от юмористической составляющей педагогического общения. "Хороший смех дарит здоровье". Я считаю, что улыбка и  искренний смех ребенка на уроке стоит с позиций здоровьесбережения, не меньше физкультминутки. Ролевые игры, пение, художественное оформление класса, школы - это не лечебные, а образовательные формы работы.

     Я провожу беседы о значении самонаблюдений для сохранения здоровья, для соблюдения правильного режима дня, указываю на недопустимость появления вредных привычек. Рассказываю ребятам о сущности каждого показателя (боль, настроение, сон, самочувствие, аппетит), о его благоприятных и неблагоприятных изменениях, путях исправления возникших отклонений.

        Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Я занимаю одно из центральных мест в жизни учеников и  олицетворяю для них все то новое, важное, что вошло в их жизнь в связи с приходом в школу.

       Младший школьный возраст является периодом особенного интенсивного обучения, имеющего большое значение для дальнейшего развития  личности, поскольку все последующие фазы развития основаны на идеях педагогики оздоровления в младшем школьном возрасте, и, несомненно, должны занимать ведущее место в учебном процессе начальной школы.

 

 

     Анализируя результаты проведенной работы, я отмечаю, что внедрение системы работы по здоровьесберегающим образовательным технологиям позволило:

      1.   Повысить учащимся успеваемость по предметам.

2.     Повысить динамику роста общей подготовленности учащихся к занятиям в школе.

3.     Повысить  мотивацию к   соблюдению здорового образа жизни.

4.    Повысить динамику состояния здоровья учащихся

     В результате своей работы по формированию ЗОЖ я стараюсь достичь более высокого уровня состояния здоровья, хорошего настроения, оптимизма, повышения качества знаний и более низкого уровня фоновой  тревожности учащихся, а также понижения уровня заболеваемости и, соответственно, пропусков занятий.

 

         В своей работе над укреплением здоровья учащихся проводила воспитательные мероприятия тематического содержания.

 

Цели таких мероприятий:

1. Проводить мероприятия, направленные  на сохранение здоровья в классе и предотвращение заболеваний.

3. Научить ребят ответственному отношению к своему здоровью.

4. Стимулировать открытость при разговоре о вредных привычках.

5. Усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением.

 

Здоровье ребенка можно считать нормой, если он:

- умеет преодолевать усталость;

-проявляет хорошее умственные способности, любознательность, воображение, самостоятельность;

- честен и самокритичен;

- коммуникабелен;

- уравновешен.

Тематика классных часов:

  "Врач - Солнечный свет".

  "Врач - Чистая вода".

   "Врач - Физические упражнения". (Игры, соревнования.)

    "Доктор - Правильная осанка". (Беседы и игры.)

    "Доктор - Правильное питание (Беседа "Что такое аппетит?)"

     "Доктор - Активный отдых". (экскурсия на свежем воздухе.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ  С РОДИТЕЛЯМИ.

 

Перспективный план  работы с родителями по формированию здорового образа жизни у детей школьного возраста.                                                 Сентябрь

1.    Родительское собрание на тему: «Новый учебный год»

2.    Консультация в родительский уголок: «Особенности развития ребенка 9-10лет».

3.    Беседа с родителями: «Ребенок и родители»

4.    Консультация: «Витаминный календарь. Осень».

Октябрь

1.    Консультация в родительский уголок «Поощрять или наказывать?»

2.    Анкета для родителей:  «Здоровый образ жизни» (приложение 1)

Ноябрь

1.    Консультация: «О закаливании»

2.    Беседа: «Как помочь детям преодолеть чрезвычайные ситуации?»

Декабрь

1.    Консультация: «Лекарственные растения. Фиточай »

2.    Консультация: «Внимание! Наступает зима!»

3.    Беседа: «Одежда и здоровье детей"

Январь

1.    Родительское собрание: «У школьного порога»

2.    Консультация: «Зимние игры и забавы. Закаливание». Памятки родителям. (Приложение 2)

Февраль

1.    Консультация: «Вредные привычки»

2.    Беседа с родителями: «Профилактика гриппа»

Март

1.    Беседа: «Если ребенок невнимателен»

2.     «Витаминный календарь. Весна»

Апрель

1.    Консультация: «Профилактика детского травматизма»

2.    Беседа: «Умственное развитие ребенка»

Май

1.    Консультация «Литература для подготовки  детей к обучению в 5 классе»

2.    Консультация в родительский уголок «Безопасное поведение школьника»

3.    Беседа: «Развивающие игры летом»

    

       Значительную часть времени ребенок младшего школьного возраста проводит в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представления о жизни. Вот почему именно в семье закладываются  основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям, к труду, к природе. Ребенку нужна помощь взрослых, чтобы сформировать навыки, необходимые для организации своей жизни в будущем.

         Для формирования здорового образа жизни необходимо соблюдение нескольких условий. Одно из важнейших - создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, стремление придти на помощь, сделать приятное друг другу, в заботе о здоровье членов семьи. Второе условие успешности формирования здорового образа жизни тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться советоваться. Третье условие - повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи. Но не следует забывать о пользе простых правил, соблюдение которых помогает сохранять здоровье. Это и утренняя зарядка вместе со старшими членами семьи, и пробежка вокруг дома, и совместные прогулки перед сном, и проветривание помещения, и соблюдение правил личной гигиены.

     Таким образом, здоровый образ жизни всех членов семьи в настоящем - залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с обществом в будущем.

      На родительских собраниях я поднимаю вопросы сохранения и укрепления здоровья детей, помогаю в решении вопросов о физиологии младшего школьника, о режиме дня в жизни учащихся. Темы бесед с родителями:

 

·       Телевизор в жизни семьи и школьника.

 

·       Если ваш ребенок часто болеет.

·       Утомляемость ребенка и как с ней бороться.

·       Ваш ребенок взрослеет. Что нужно знать родителям о половом воспитании ребенка.

 

        Я надеюсь, что вся моя работа положительно скажется на поддержке и развитии устойчивого интереса к учению, к знаниям, к школе у ребят, что будет выражено в развитии способности самостоятельно познавать окружающую жизнь, повышая резервные возможности организма и достигая неспецифического оздоровительного эффекта физического воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

Андропова М. В. Основы гигиены учащихся. М.: Просвещение, - 1971 г.

Бардин К. В. Как научить детей учиться. - М.: Просвещение, 1987.

Гатальская В.Г., Крыленко А.В. В школу - с радостью. - Практическая психология для учителя. - Мн.: "Амалфея", 1998.

Дьяченко В. К. Общие формы организации процесса обучения.- Красноярск. 1984.

Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. - М.,1989.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ , 2003.

 

А.Гин. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. Вита-пресс. Москва 2002г.

 

А.В.Хуторской. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Москва. Владос. 2000 г.

 

В.И. Ковалько. Здоровьесберегающие технологии. 1-4 кл

         Андриянов А.П. Практические аспекты валеологического воспитания: Научно-практический журнал «Завуч».-2006.-№6.- с 58-64.

 

Н. А. Лемяскина, Л. А. Обухова, О. Е. Жиренко. “Новые 135 уроков здоровья, школа докторов природы”.

В. И. Ковалько “ Школа физкультминуток

 

Лепешев.Д. Создание развивающей среды по формированию творческой личности ребенка в условиях оздоровительного центра. Воспитание школьника.-2006.-№1.-с16-22


«Здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной
PDF / 1.42 Мб

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.