Материал на проверке

План-конспект урока с проектной деятельностью «Мониторинг состояния воздушной среды в поселке Хоботово»

2
0
Победитель педагогического конкурса ‒ Конкурс на лучший урок-исследование по экологии
Материал опубликован 24 September 2015

План урока

Мониторинг состояния воздушной среды в п. Хоботово

 

Цель урока: Формирование навыков проектной деятельности в процессе изучения состояния воздушной среды п. Хоботово

Задачи:

  1. Дать понятия о мониторинге как системе оценки и прогноза за состоянием окружающей среды;
  2. Составить грамотное экологическое представление о современном состоянии природной среды;
  3. Проанализировать состояние атмосферных осадков при помощи физико-химических методов исследования;
  4. Развивать практические навыки работы с лабораторным оборудованием по определенным методикам;
  5. Формировать навыки проектной деятельности;
  6. Сделать выводы по результатам экологического мониторинга атмосферы.

Форма организации учебной деятельности: проектная деятельность с элементами практической работы  и презентациями по данной теме.

Тип занятия: комбинированный урок; проектная технология.

Методы: словесный, беседа, практический, проектная технология;

Оборудование:  пробы снега поселка, фильтровальная бумага, воронки, мерные цилиндры, наборы лабораторного оборудования, компьютеры, экран, проектор, презентации.

 

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Вступительное слово учителя

Важным условием эффективности мер по преодолению экологического кризиса на глобальном, региональном и местном уровнях является создание системы экологического мониторинга.

Термин "мониторинг" образован от лат. monitor - напоминающий, надзирающий. Данным термином обозначают постоянное наблюдение за каким-либо объектом (в частности, процессом) с целью выявления его динамики и соответствия ожидаемому результату или первоначальным предположениям.

Одно из наиболее четких определений мониторинга было предложено академиком ΡΑН Ю. А. Израэлем в 1974 г.: мониторинг состояния природной среды, и в первую очередь загрязнений и эффектов, вызываемых ими в биосфере, - комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния биосферы или ее отдельных элементов под влиянием антропогенных воздействий.

В Программе ЮНЕСКО от 1974 г. экологический мониторинг определен как система регулярных длительных наблюдений в пространстве и во времени, дающая информацию о прошлом и настоящем состояниях окружающей среды, позволяющая прогнозировать на будущее изменение ее параметров, имеющих особенное значение для человечества.

Экологический мониторинг предполагает контроль за изменением состояния окружающей среды под влиянием как природных, так и антропогенных факторов.

Появление в природной среде новых компонентов, вызванное деятельностью человека или грандиозными природными явлениями, характеризуют термином загрязненность. Термином загрязненность характеризуются все тела, вещества, процессы, которые в данном месте появляются в окружающей среде и могут выводить ее системы из состояния равновесия.

Каждый загрязнитель оказывает определенное отрицательное воздействие на природу, поэтому их поступление в окружающую среду должно строго контролироваться. Законодательство устанавливает для каждого загрязняющего вещества предельно допустимый сброс (ПДС) и предельно допустимую концентрацию (ПД К) его в природной среде.

С середины 2000-х гг. реализуется международный проект Глобальная система изучения Земли - Global Earth Observation System of Systems (GEOSS), координируемый Группой по наблюдению за Землей (GEO). В осуществлении проекта, развивающегося на основе 10-летнего Плана реализации (2005-2015 гг.), участвуют 75 стран (в том числе Россия) и 51 организация.

В связи с этим, атмосфера населенного пункта может оказывать интенсивное воздействие не только на человека и биоту, но и на гидросферу, почвенно-растительный покров, геологическую среду, здания, сооружения и другие техногенные объекты. Поэтому охрана атмосферного воздуха, наблюдение и прогноз за динамикой его состояния является наиболее приоритетной проблемой экологии и ей должно уделяться пристальное внимание не только в городе, не только в целом по стране, но и во всём мире, в том числе и в п. Хоботово.

Именно этой актуальной теме и посвящена исследовательская работа, которую мы проводим на этом занятии.

  1. «Мониторинг состояния окружающей среды в п. Хоботово» — сообщение учащегося.
  2. Проектная деятельность

Ученический проект «Исследование загрязнения воздуха при помощи снега»

Цель проекта: Исследование степени загрязненности атмосферы при помощи снега

Предмет исследования: Состояние воздушной среды в п. Хоботово

Объект исследования: Снеговые осадки.

Гипотеза исследования основана на том, что снег является индикатором загрязнения воздуха в зимний период. Если в воздухе содержится много примесей, то мы обнаружим их в выпавшем снеге.

Для определения степени загрязненности воздуха используют физико-химические методы, к которым относятся:

  • Определение чистоты атмосферного воздуха с помощью снега;
  • Определение уровня загрязнённости атмосферного воздуха выхлопными газами автомобильного транспорта;
  • Экспресс-методы определения углекислого газа;
  • Определение запылённости воздуха
  • Определение загрязнения воздушной среды по содержанию соединений серы в коре деревьев
  • Определение органических веществ с помощью инструментальных методов

В своей работе мы используем метод определения чистоты атмосферного воздуха с помощью снега, как наиболее доступный и актуальный в зимнее время.

4. Практическая работа

Определение содержания сажи, копоти и др. твердых частиц.

Главным загрязнителем снега, а, следовательно, и воздуха является сажа, которая выделяется из труб котельных вместе с прочими продуктами сгорания.

Для определения содержания сажи в воздухе, полученную из снега воду фильтруют через бумажный фильтр. Предварительно фильтры взвешивают. После фильтрования фильтры высушивают и снова взвешивают. По разности масс фильтра с сажей и чистого фильтра вычисляют содержание сажи в воде и, соответственно, в воздухе. После получения данных, делается перерасчет на содержание сажи в мг на 1 л воды.

  1. Вывод (формулируется в процессе беседы с учащимися)

1. Практическая работа показала, что наиболее загрязненный образец снега был взят на улице ______Советская ______________________.

2. Наименее загрязненный образец снега был взят на улице__________________Лесная________________________________.

Это связано с тем, что  по улице Советская осуществляется интенсивное транспортное движение, здесь находится больше зданий и сооружений, чем на улицах Новая и Лесная. Улица Лесная расположена ближе к лесу, поэтому воздух здесь менее загрязнен.

Результаты работы отражены в таблице №1

таблица 1

№ п.п.

№ образца

Название улицы

Степень загрязненности

1

1

Советская

 2,5 г/л      5 баллов

2

2

Новая

 1,8 г/л       3 балла

3

3

Лесная

 1г/л            1 балл

 

Заключение

  • Гипотеза подтвердилась: исследование снега доказало, что в воздухе содержатся загрязняющие вещества. Следовательно, снег является индикатором загрязнения воздуха.
  • Экологический мониторинг показал, что наиболее загрязненными участками поселка являются улицы, где осуществляется транспортное движение. Основными загрязнители воздушной среды — железная и автомобильная дорога, находящиеся на северо-востоке поселка и протянувшиеся по всей длине п. Хоботово.
  • Лес на западе и северо-западе поселка оказывает благоприятное воздействие на атмосферу и на всю окружающую среду данного микрорайона.
  1. Домашнее задание: оформление проекта.

 

Информационные источники:

  1. http://www.yandex.ru/
  2. А.Ю. Околелов «Практикум по региональной экологии» - Тамбов ТОГОАУ ДПО «ИПКРО» - 2011 г.;
  3. Геоэкология 8 класс – Тамбов, ООО «Издательство ЮЛИС», 2006;
Комментарии

Внимание! Этап регистрации продлён. Причина: не набрано минимальное количество участников.

7 May 2018