Морфологический разбор местоимения. Систематизация и обобщение изученного о местоимении (Русский язык, 6 класс)
Технологическая карта урока
Учебный предмет | Русский язык |
Класс | 6 |
Тема урока | Морфологический разбор местоимения. Систематизация и обобщение изученного о местоимении. |
Тип урока | комбинированный |
Цель урока | образовательные: - обобщить и систематизировать полученные ранее знания о местоимениях; - изучить алгоритм морфологического разбора местоимений; - сформировать навыки и умения производить морфологический разбор местоимений; ‒ обучение нормам языка и их использованию в речи. развивающие: - развитие орфографической зоркости; - развитие аналитических способностей: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы; - развитие речи, коммуникативных способностей; - формирование умения воспринимать и усваивать информацию. воспитательные: -‒ воспитание ответственного отношения к учению, ‒ воспитание внимательного и бережного отношения к родному слову, -- воспитание дисциплинированности. |
Основные термины и понятия | Местоимения, разряды местоимений, морфологический разбор местоимений, |
Образовательные ресурсы | Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 2./ [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; Научный редактор Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2014, доска, презентация |
Планируемые результаты | ||
Предметные результаты Распознавать местоимения в тексте; Корректировать индивидуальную работу в соответствии с коммуникативной целью; Анализировать и характеризовать особенности местоимений; обеспечение в ходе урока развития учебно-языковых, правописных и речевых умений; формирование навыка построения устных ответов в соответствии с коммуникационной задачей, с соблюдением норм СРЛЯ и речевого этикета; обогащение словарного запаса учащихся. | Личностные результаты Формирование: готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; стремления к речевому самосовершенствованию; установления обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом; самоопределения; ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию. | Метапредметные результаты развитие познавательных способностей учащихся; П развитие умения связно и грамотно излагать свои мысли; К развитие умения самостоятельно организовывать свою деятельность, оценивать её; Р умение воспринимать на слух чтение учителя; Л развитие речи учащихся на основе образного ассоциативного мышления; К умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе; Р повышение общей культуры школьников; П умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы; П умение преобразовывать информацию из одной формы в другую ; П. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Предметные результаты | Образовательные ресурсы | Деятельности учителя. Методы и приёмы обучения | ФОУД | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||
Этап 1. Организация урока. Мотивация учебной деятельности. (2 мин.) | |||||||||
| Презентация | (Слайд) -Добрый день, ребята! Рада вас видеть на уроке! Желаю вам успехов и новых знаний! Садитесь. Откройте тетради для контрольных работ и запишите число–7 марта, классная работа. | Ф | Приветствуют учителя, слушают и делают записи в тетрадях. | - формирование эмоционального настроя на урок (Р); -умение организовывать собственную деятельность (Р). | ||||
Этап 2. Актуализация знаний. (10 мин.) | |||||||||
-формирование навыка построения устных ответов в соответствии с коммуникационной задачей, с соблюдением норм СРЛЯ; -формирование правописного навыка; - систематизация и обобщение раннее изученного материала по теме Местоимения; - обеспечение в ходе урока развития учебно-языковых, правописных и речевых умений. | Учебник, презентация | - Прежде чем продолжить разговор о местоимениях, проведем словарный диктант, который вы будете писать в тетрадях для контрольных работ. Закройте свои рабочие тетради и учебники, положите их на край стола. Мы тренировались писать словарный диктант, отрабатывали ошибки, изучали правила написания слов, поэтому вам не составит труда написать этот диктант. В словах выделяете все орфограммы. Я буду диктовать, а вы записывать: какой(нибудь) (не)большой подарок; с кем(нибудь) пос…ветоваться; на кожа(н,нн)ом (тёмно)коричнев…м переплёт…; на внутре(н,нн)ей сторон… крышк…; чья(то) стари(н,нн)ая вышивка; (бледно)розовая с…лфетка; какие(либо) комнатные р…стения; шерстя(н,нн)ая пряжа для в…зания; (не)сложные контуры рисунка для вышивания; деревя(н,нн)ый или костя(н,нн)ой крюч…к; (ни)чего (ни)(у)кого (не)ок…залось; (не)чем отбл…годарить за вн…мание. -Минуту на самопроверку и сдаёте тетради: с задних парт передавайте мне. Открывайте рабочие тетради, запишите число, классная работа. (слайд) -Давайте повторим весь материал по местоимениям. Что такое местоимение? И приводите примеры.(2 слайд) -Теперь повторим разряды местоимений: я вам примеры, а вы мне называете разряд: я, ты, мы вы, они. -Что вы знаете о возвратном местоимении себя? -Местоимения кто?что?какой?который? к какому разряду относятся? -А как их различать? -Местоимения некто, нечто, кто-то, что-либо какого разряда? -Хорошо. А какой же разряд местоимений никто, ничей, ни во что, не с кем? -Мой, ваш, наш к какому разряду относятся? -Ребята, а такие местоимения, как их, его, ее какого разряда? -Согласна с вами. Приведите примеры такие, чтобы эти местоимения были притяжательными. -Да, подходит. А теперь приведите примеры такие, чтобы эти же местоимения были личными. -Молодцы. А местоимения этот, тот, таков, такой, столько какого разряда? -А местоимения каждый, любой, другой, иной какого разряда? -А как изменяются местоимения? (3 слайд) -Соглашусь с вами, но добавлю, что не все местоимения могут изменяться по родам, падежам и числам. -Ребята, вы молодцы. Таким образом, мы вспомнили то, что было изучено раннее. | Ф И | Пишут словарный диктант: какой-нибудь(дефис) небольшой подарок(приставка); с кем-нибудь(дефис) посоветоваться; на кожаном тёмно-коричневом (дефис) переплёте; на внутренней стороне крышки; чья-то(дефис, суффикс) старинная вышивка; бледно-розовая(дефис) салфетка; какие-либо(дефис, суффикс) комнатные растения; шерстяная пряжа для вязания; несложные контуры рисунка для вышивания; деревянный или костяной крючок; ничего(слитно, приставка) ни у кого(раздельно, предлог) не оказалось; нечем отблагодарить за внимание. Самостоятельно проверяют свои работы и сдают тетради учителю. -Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признаки, количества, но не называет их. Мы гуляем, он нас пригласил, этот двор. -Это личные местоимения. -Оно не имеет И.п., рода и числа. -Эти местоимения относятся к вопросительно-относительным. -Относительные местоимения употребляются без вопроса для связи простого предложения в составе сложного. -Это неопределенные местоимения. -Это отрицательные местоимения. -Эти местоимения относятся к притяжательным. -Они могут быть притяжательными и личными местоимениями. -Их дом, его портфель, её ручка. -Их отвезли домой, его не было в школе, её ругали. -Это указательные местоимения. -Это определительные местоимения. -По падежам, родам и числам. | -умение систематизировать материал, полученный на прошлом уроке (П); -умение сравнивать результаты деятельности, анализировать собственную работу (Р); -проявление познавательной самостоятельности и активности (Л); -умение формулировать собственное мнение (К); -умение устанавливать причинно-следственные связи (П); -умение выстраивать логическую цепь рассуждений, выводить следствия (П). | ||||
Этап 3. Работа по теме (25 мин.) | |||||||||
совершенствование устных и письменных видов деятельности; -применение изученного правила на практике; -употребление слова с изученной орфограммой в речи; -умение создавать устные монологические высказывания в соответствии с коммуникационной задачей, соблюдая нормы СРЛЯ. | Презентация, учебник | -А мы с вами заканчиваем изучение местоимений, в связи с этим мы будем выполнять морфологический разбор. Но перед этим давайте подумаем, как будет звучать тема урока. -Да, молодцы! Запишите тему в тетради. -А теперь предположите, чем мы будем заниматься на уроке. Поставьте цель.(4 слайд) -Думаю, кто не высказался, про себя поставили цели, в конце урока мы узнаем, достигли ли мы их. -Ребята, знаком ли нам план морфологического разбора слова? -Из каких частей он состоит? -Правильно. Что указываем под цифрами 1и 2? -Молодцы. Что мы указываем под цифрой 3?
-На какие 2 группы делятся морфологические признаки ? -Назовите постоянные морфологические признаки местоимений. -Молодцы. А какие признаки местоимений относятся к непостоянным? -Хорошо. И в конце морфологического разбора что указываем? -Ребята, вы молодцы. Теперь обратите внимание на 5-й слайд –план морфологического анализа, запишите его в свои тетради. -Записали? Хорошо. Теперь откройте учебник на стр. 96-ой, прочитайте образец разбора. Запишем его в свои тетради.(6,7 слайды) -Теперь обратимся к упр.497-му. Прочитайте поговорки, разберем местоимение из 1-го предложения …(на) нашей улице, комментируем и пишем. –Какие вы молодцы. Из 2-го предложения разберём собой. –Хорошо. Из 3-го предложения возьмем для разбора всякий. –Молодцы. А из 4-го разберем местоимение таков. - Итак, сегодня на уроке мы вспомнили и обобщили сведения о местоимениях, применили эти знания при выполнении морфологического разбора. | Ф И | Определяют тему урока: «Морфологический разбор местоимения», записывают ее в свои тетради. Ставят цели на урок: обобщить и систематизировать знания о местоимениях; научиться выполнять морфологический разбор местоимений. -Да. -Из четырех частей состоит морфологический разбор. -I-Часть речи. Общее грамматическое значение,II-Начальная форма (И.п ед.ч.) -Морфологические признаки. -Постоянные и непостоянные. -Разяд, лицо (только у личных). -Падеж (если есть), род (если есть), число (если есть). -В конце указываем синтаксическую роль местоимения. Смотрят на слайд, списывают с него план морфологического разбора, затем записывают образец разбора. - Да. Выполняют упр.497-е: читают поговорки: 1. Будет и на нашей улице праздник. 1.Нашей- местоимение Улице (на чьей?) на нашей. 2. Н. форма -наш. 3.а)Пост. морф.пр.: притяжательное; б)непост. морф. пр. : в ед. ч. , в ж. р. , в П. п. 4.В предложении является определением 2. Кто сам собой не управит, тот и другого не наставит. 1.Собой-местоимение. Не управит (кем?) собой. 3. Всякий кулик своё болото хвалит. 1.Всякий– местоимение Кулик (какой?) всякий. 2.Н. ф. – всякий. 3.а)пост. морф. признаки:–определительное; б)непост.морф.пр. – в м. р., ед. ч., И.п. 4.В предложении является определением. 4. Какова земля, таков и хлеб. 1. Таков-местоимение Хлеб(каков?) таков 2.Нач.ф.- таков 3.а)пост.морф.пр.:указательное; б)непост.морф.пр.:И.п., ед.ч., м.р.. | -желание к проявлению познавательной самостоятельности и активности (Л); -понимание ответственности за общее дело (Л); -речевое самосовершенствование (К) -умение искать различные способы выполнения заданий (П); -умение оценивать правильность выполненных действий (Р) ; -умение аргументировать своё мнение и позицию в коммуникации (К); -умение самостоятельно определять учебные и познавательные задачи (П). | ||||
Этап 4. Обобщающий этап. Рефлексия. (7 мин.) | |||||||||
| Презентация | -Подведём итоги урока, выставляем оценки.(8 слайд) -Чему был посвящён урок? -Какие цели ставились перед нами в начале урока? -Достигли мы этих целей? -Урок был результативным? -Что вспомнили? -Чему научились? -Были ли вы активны на уроке? -Чего не хватило на уроке тем, кто мало работал? | Ф И | Подводят итоги урока: -Урок был посвящен обобщению знаний по теме местоимения и выполнению морфологического разбора. -Обобщить и систематизировать знания о местоимениях; научиться выполнять морфологический разбор местоимений. -Да. -Да. -Вспомнили понятие местоимений и его разряды. -Научились делать морфологический разбор местоимений. -Да/Нет. -Внимательности, активности, знаний, уверенности. | умение применять новые знания на практике; (Л) умение оформлять информацию в виде плана; (П) | ||||
Этап 5. Задание на дом (1 мин.) | |||||||||
| Учебник, презентация | (9 слайд) -Параграф 84, упражнение 498 (на морфологический разбор местоимения (за) его (полетом); (среди) этого (мертвого сна)и подготовьте ответы на контрольные вопросы и задания. | И | Записывают домашнее задание. При необходимости задают вопросы. | −умение слушать и воспринимать полученную информацию (Р). |