12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Родникова Юлия Радиславовна20
5

Морфологический разбор местоимения. Систематизация и обобщение изученного о местоимении. 6 класс

Технологическая карта урока

Учебный предмет

Русский язык

Класс

6

Тема урока

Морфологический разбор местоимения. Систематизация и обобщение изученного о местоимении.

Тип урока

комбинированный

Цель урока

образовательные:

- обобщить и систематизировать полученные ранее знания о местоимениях;

- изучить алгоритм морфологического разбора местоимений;

- сформировать навыки и умения производить морфологический разбор местоимений;

обучение нормам языка и их использованию в речи.


развивающие:

-  развитие орфографической зоркости;

- развитие аналитических способностей: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

- развитие речи, коммуникативных способностей;

- формирование умения воспринимать и усваивать информацию.


воспитательные:

-‒ воспитание ответственного отношения к учению,

воспитание внимательного и бережного отношения к родному слову,

--  воспитание дисциплинированности.

Основные термины и понятия

Местоимения, разряды местоимений, морфологический разбор местоимений,

Образовательные ресурсы

Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 2./ [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; Научный редактор Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2014, доска, презентация





Планируемые результаты

Предметные результаты


Распознавать местоимения в тексте;

Корректировать  индивидуальную работу в соответствии с коммуникативной целью;

Анализировать и характеризовать особенности местоимений;

обеспечение в ходе урока развития учебно-языковых, правописных и речевых умений;


формирование навыка построения устных ответов в соответствии с коммуникационной задачей, с соблюдением норм СРЛЯ и речевого этикета;


обогащение словарного запаса учащихся.

Личностные результаты


Формирование:


готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;


стремления к речевому самосовершенствованию;


установления обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;


самоопределения;


ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию.


Метапредметные результаты


развитие познавательных способностей учащихся; П


развитие умения связно и грамотно излагать свои мысли; К


развитие умения самостоятельно организовывать свою деятельность, оценивать её; Р


умение воспринимать на слух чтение учителя; Л


развитие речи учащихся на основе образного ассоциативного мышления; К


умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе; Р


повышение общей культуры школьников; П


умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы; П


умение преобразовывать информацию из одной формы в другую ; П.



ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Предметные

результаты

Образовательные ресурсы

Деятельности учителя. Методы и приёмы обучения

ФОУД

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

Этап 1. Организация урока. Мотивация учебной деятельности. (2 мин.)


Презентация

(Слайд)

-Добрый день, ребята! Рада вас видеть на уроке! Желаю вам успехов и новых знаний! Садитесь. Откройте тетради для контрольных работ и запишите число–7 марта, классная работа.





Ф

Приветствуют учителя,

слушают и делают записи в тетрадях.

- формирование эмоционального настроя на урок (Р);

-умение организовывать собственную деятельность (Р).

Этап 2. Актуализация знаний. (10 мин.)

-формирование навыка построения устных ответов в соответствии с коммуникационной задачей, с соблюдением норм СРЛЯ;

-формирование правописного навыка;

- систематизация и обобщение раннее изученного материала по теме Местоимения;

- обеспечение в ходе урока развития учебно-языковых, правописных и речевых умений.

Учебник, презентация

- Прежде чем продолжить разговор о местоимениях, проведем словарный диктант, который вы будете писать в тетрадях для контрольных работ. Закройте свои рабочие тетради и учебники, положите их на край стола. Мы тренировались писать словарный диктант, отрабатывали ошибки, изучали правила написания слов, поэтому вам не составит труда написать этот диктант. В словах выделяете все орфограммы. Я буду диктовать, а вы записывать: какой(нибудь) (не)большой подарок; с кем(нибудь) пос…ветоваться; на кожа(н,нн)ом (тёмно)коричнев…м переплёт…; на внутре(н,нн)ей сторон… крышк…; чья(то) стари(н,нн)ая вышивка; (бледно)розовая с…лфетка; какие(либо) комнатные р…стения; шерстя(н,нн)ая пряжа для в…зания; (не)сложные контуры рисунка для вышивания; деревя(н,нн)ый или костя(н,нн)ой крюч…к; (ни)чего (ни)(у)кого (не)ок…залось; (не)чем отбл…годарить за вн…мание.

-Минуту на самопроверку и сдаёте тетради: с задних парт передавайте мне. Открывайте рабочие тетради, запишите число, классная работа. (слайд)

-Давайте повторим весь материал по местоимениям. Что такое местоимение? И приводите примеры.(2 слайд)


-Теперь повторим разряды местоимений: я вам примеры, а вы мне называете разряд: я, ты, мы вы, они.

-Что вы знаете о возвратном местоимении себя?


-Местоимения кто?что?какой?который? к какому разряду относятся?

-А как их различать?



-Местоимения некто, нечто, кто-то, что-либо какого разряда?

-Хорошо. А какой же разряд местоимений никто, ничей, ни во что, не с кем?

-Мой, ваш, наш к какому разряду относятся?


-Ребята, а такие местоимения, как их, его, ее какого разряда?


-Согласна с вами. Приведите примеры такие, чтобы эти местоимения были притяжательными.

-Да, подходит. А теперь приведите примеры такие, чтобы эти же местоимения были личными.

-Молодцы. А местоимения этот, тот, таков, такой, столько какого разряда?

-А местоимения каждый, любой, другой, иной какого разряда?

-А как изменяются местоимения? (3 слайд)

-Соглашусь с вами, но добавлю, что не все местоимения могут изменяться по родам, падежам и числам.

-Ребята, вы молодцы. Таким образом, мы вспомнили то, что было изучено раннее.

Ф

И




















Пишут словарный диктант: какой-нибудь(дефис) небольшой подарок(приставка); с кем-нибудь(дефис) посоветоваться; на кожаном тёмно-коричневом (дефис) переплёте; на внутренней стороне крышки; чья-то(дефис, суффикс) старинная вышивка; бледно-розовая(дефис) салфетка; какие-либо(дефис, суффикс) комнатные растения; шерстяная пряжа для вязания; несложные контуры рисунка для вышивания; деревянный или костяной крючок; ничего(слитно, приставка) ни у кого(раздельно, предлог) не оказалось; нечем отблагодарить за внимание.




Самостоятельно проверяют свои работы и сдают тетради учителю.





-Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признаки, количества, но не называет их. Мы гуляем, он нас пригласил, этот двор.


-Это личные местоимения.


-Оно не имеет И.п., рода и числа.



-Эти местоимения относятся к вопросительно-относительным.



-Относительные местоимения употребляются без вопроса для связи простого предложения в составе сложного.


-Это неопределенные местоимения.


-Это отрицательные местоимения.



-Эти местоимения относятся к притяжательным.



-Они могут быть притяжательными и личными местоимениями.


-Их дом, его портфель, её ручка.




-Их отвезли домой, его не было в школе, её ругали.




-Это указательные местоимения.


-Это определительные местоимения.


-По падежам, родам и числам.

-умение

систематизировать материал, полученный на прошлом уроке (П);

-умение сравнивать результаты деятельности, анализировать собственную работу (Р);

-проявление познавательной самостоятельности и активности (Л);

-умение формулировать собственное мнение (К);

-умение устанавливать причинно-следственные связи (П);

-умение выстраивать логическую цепь рассуждений, выводить следствия (П).


Этап 3. Работа по теме (25 мин.)

совершенствование устных и письменных видов деятельности;

-применение изученного правила на практике;

-употребление слова с изученной орфограммой в речи;

-умение

создавать устные монологические высказывания в соответствии с коммуникационной задачей, соблюдая нормы СРЛЯ.

Презентация, учебник

-А мы с вами заканчиваем изучение местоимений, в связи с этим мы будем выполнять морфологический разбор. Но перед этим давайте подумаем, как будет звучать тема урока.

-Да, молодцы! Запишите тему в тетради.


-А теперь предположите, чем мы будем заниматься на уроке. Поставьте цель.(4 слайд)



-Думаю, кто не высказался, про себя поставили цели, в конце урока мы узнаем, достигли ли мы их.

-Ребята, знаком ли нам план морфологического разбора слова?

-Из каких частей он состоит?

-Правильно. Что указываем под цифрами 1и 2?


-Молодцы. Что мы указываем под цифрой 3?

-На какие 2 группы делятся морфологические признаки ?

-Назовите постоянные морфологические признаки местоимений.

-Молодцы. А какие признаки местоимений относятся к непостоянным?


-Хорошо. И в конце морфологического разбора что указываем?

-Ребята, вы молодцы. Теперь обратите внимание на 5-й слайд –план морфологического анализа, запишите его в свои тетради.

-Записали? Хорошо. Теперь откройте учебник на стр. 96-ой, прочитайте образец разбора. Запишем его в свои тетради.(6,7 слайды)

-Теперь обратимся к упр.497-му. Прочитайте поговорки, разберем местоимение из 1-го предложения …(на) нашей улице, комментируем и пишем.







Какие вы молодцы. Из 2-го предложения разберём собой.








Хорошо. Из 3-го предложения возьмем для разбора всякий.










Молодцы. А из 4-го разберем местоимение таков.





- Итак, сегодня на уроке мы вспомнили и обобщили сведения о местоимениях, применили эти знания при выполнении морфологического разбора.





Ф

И







Определяют тему урока: «Морфологический разбор местоимения», записывают ее в свои тетради.



Ставят цели на урок: обобщить и систематизировать знания о местоимениях; научиться выполнять морфологический разбор местоимений.







-Да.


-Из четырех частей состоит морфологический разбор.

-I-Часть речи. Общее грамматическое значение,II-Начальная форма (И.п ед.ч.)



-Морфологические признаки.



-Постоянные и непостоянные.



-Разяд, лицо (только у личных).



-Падеж (если есть), род (если есть), число

(если есть).



-В конце указываем синтаксическую роль местоимения.

Смотрят на слайд, списывают с него план морфологического разбора, затем записывают образец разбора.



- Да.






Выполняют упр.497-е: читают поговорки: 1. Будет и на нашей улице праздник.

1.Нашей- местоимение

Улице (на чьей?) на нашей.

2. Н. форма -наш.

3.а)Пост. морф.пр.: притяжательное;

б)непост. морф. пр. : в ед. ч. , в ж. р. , в П. п.

4.В предложении является определением


2. Кто сам собой не управит, тот и другого не наставит.

1.Собой-местоимение.

Не управит (кем?) собой.
2.Нач.ф. - себя.
3.а)пост. Морф. пр. - возвратн.;
б)непост. морф.пр. - Тв.п.
4.В предложении является дополнением.


3. Всякий кулик своё болото хвалит.

1.Всякий– местоимение

Кулик (какой?) всякий.

2.Н. ф. – всякий.

3.а)пост. морф. признаки:–определительное;

б)непост.морф.пр. – в м. р., ед. ч., И.п.

4.В предложении является определением.


4. Какова земля, таков и хлеб.

1. Таков-местоимение

Хлеб(каков?) таков

2.Нач.ф.- таков

3.а)пост.морф.пр.:указательное; б)непост.морф.пр.:И.п., ед.ч., м.р..


-желание к проявлению познавательной самостоятельности и активности (Л);

-понимание ответственности за общее дело (Л);

-речевое самосовершенствование (К)

-умение искать различные способы

выполнения заданий (П);

-умение оценивать правильность выполненных действий (Р) ;

-умение аргументировать своё мнение и позицию в коммуникации (К);

-умение самостоятельно определять учебные и познавательные задачи (П).


Этап 4. Обобщающий этап. Рефлексия. (7 мин.)


Презентация

-Подведём итоги урока, выставляем оценки.(8 слайд)

-Чему был посвящён урок?



-Какие цели ставились перед нами в начале урока?



-Достигли мы этих целей?

-Урок был результативным?

-Что вспомнили?


-Чему научились?



-Были ли вы активны на уроке?

-Чего не хватило на уроке тем, кто мало работал?


Ф

И

Подводят итоги урока:


-Урок был посвящен обобщению знаний по теме местоимения и выполнению морфологического разбора.


-Обобщить и систематизировать знания о местоимениях; научиться выполнять морфологический разбор местоимений.

-Да.


-Да.


-Вспомнили понятие местоимений и его разряды.

-Научились делать морфологический разбор местоимений.

-Да/Нет.


-Внимательности, активности, знаний, уверенности.




умение применять новые знания на практике; (Л)


умение оформлять информацию в виде плана; (П)


Этап 5. Задание на дом (1 мин.)


Учебник, презентация

(9 слайд)

-Параграф 84, упражнение 498 (на морфологический разбор местоимения (за) его (полетом); (среди) этого (мертвого сна)и подготовьте ответы на контрольные вопросы и задания.


И

Записывают домашнее задание. При необходимости задают вопросы.

умение слушать и воспринимать полученную информацию (Р).



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.