Авторский конспект

индивидуального логопедического занятия

по автоматизации звука [р]

«Морское путешествие»

 

Цель: Автоматизировать произношение звука [Р] в словах, предложениях

 

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях;

уточнить правильную артикуляцию звука [Р];

упражнять в умении определять место звука в слове;

учить согласовывать существительные с числительными;

учить подбирать антонимы»

 

Коррекционно-развивающие:

развивать зрительное и фонематическое восприятие, внимание, мышление,

развивать тонкую и артикуляционную моторику

 

Коррекционно-воспитательные:

формирование положительной установки на участие в занятии;

формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности

 

Оборудование:

Карта с изображением островов и их «жителей» (попугай, крокодил, пират, обезьяны)

Графические дорожки

Предметные картинки: пирожки, персики, груши; картошка, арбуз, груша, роза, ромашка, рыба; сыр, кефир, комар

 

Ход занятия:

 

1. Организационный момент.

- Здравствуй, Женя! Сегодня в детском саду произошло чрезвычайное происшествие. Посмотри, с нашей звёздной доски пропали все звёзды. Я предлагаю тебе отправиться в морское путешествие на поиски звёзд.

- А помогать нам в поисках будет звук, который слышится во всех словах, которые я тебе сейчас назову: рыба, матрос, шторм, корабль. Ты догадался, что это за звук? (Звук [р])

 

2. Артикуляторно-акустическая характеристика звука [р]

- Какое положение занимают губы, зубы и язык при произнесении этого звука?

(Рот приоткрыт, язык дрожит на бугорках)

- Звук р какой согласный или гласный? Твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой? (Звук [р] согласный, твёрдый, звонкий)

 

3. Автоматизация в слогах

- Ну что ж, а поплывём мы на вот таком кораблике. Берём курс на первый остров. Возьми карандаш и проложи курс от одного острова к другому.

Отлично. Посмотри, нас кто-то встречает на первом острове. (Попугай). Действительно, это попугай. Он живёт здесь совсем один. И чтобы не скучать постоянно сочиняет необычные птичьи стихи. Попробуй повторить за попугаем, а если у тебя всё получится правильно попугай укажет нам дальнейший маршрут:

ПРА-ПРО-ПРЫ

БРА-ПРА-БРА

ГРО-ГРЫ-ГРА

КРО-ГРО-КРО

ТРА- ТРО-ДРА

ДРА-ТРА-ДРА

- Ну что ж! Ты справился. И вот курс на следующий остров. Поплыли…

 

4. Автоматизация в слогах, согласование существительных с числительными

- Посмотри-ка кто нас здесь встречает…(крокодил). Да здесь живёт зубастый, голодный крокодил. Он подобреет, если мы его покормим. Давай угостим крокодила пирожками. Считай и клади их ему в пасть

(1 пирожок, 2 пирожка, 3 пирожка, 4 пирожка, 5 пирожков)

- Теперь угости его грушами, персиками. (ребёнок кормит крокодила, пересчитывая предметы)

- Крокодил благодарит тебя и показывает в каком направлении двигаться дальше. Прокладывай курс к следующему острову.

 

5. Автоматизация в словах, фонематический анализ, развитие мышления

- Кто же живёт на третьем острове? (Обезьяны) Да, здесь живут весёлые обезьяны. Они запасают кокосы и раскладывают их по корзинам. Посмотри кокосы не простые, к ним приклеены картинки. Помоги обезьянкам и они тебе отплатят добром.

В первую корзинку нужно сложить кокосы с картинками, в названиях которых звук р в начале, во вторую – если звук р слышится в середине слова, и в последнюю – если звук р слышится в конце слова.

Рыба картошка комар

Роза груша сыр

Ромашка арбуз кефир

Найди в каждой корзине лишний кокос. Объясни почему?

(В первой корзине лишняя рыба, потому что она не цветок; во второй картошка – потому что она не фрукт, в третьей комар – потому что это насекомое, а всё остальное – продукты)

- Продолжим поиски сокровищ. Обезьянки благодарят тебя и указывают направление к следующему острову. Прокладывай курс.

 

6. Автоматизация в словах, образование антонимов

- Кто же встречает нас на четвёртом острове? Да это же пират. Расскажи какой он?

Не молодой, а …(старый)

Не плохой, а … (хороший)

Не злой, а … (добрый)

Не грустный, а … (радостный)

Не растрепанный, а …(аккуратный)

Не ленивый, а … (трудолюбивый)

- Пират по секрету сказал, что сокровища зарыты на другом острове. И указывает нам путь. Прокладывай курс. Отправляемся туда.

 

7. Графический диктант

- Посмотри, на этом острове действительно есть клад, но до него надо ещё добраться. Начнём двигаться от исходной точки. Итак, начали: 1 клетка вниз, 1 клетка – влево, 1 кл – вниз, 2 кл – влево, 1 кл – вниз, 2 кл – влево. Мы на месте.

 

8. Автоматизация [р] в предложениях, развитие мелкой моторики

- Но вот проблема сундук прочно закрыт. Чтобы его открыть нужно разгадать шифры на узлах и развязать их. Ты готов? Давай попробуем.

1 шифр: рыба поймала рыбака (рыбак поймал рыбу) Молодец, развязывай узелок

2 шифр: Море плывёт по кораблю (Корабль плывёт по морю). Отлично! Развязывай 2 узелок

3 шифр: Катер ведёт рулевого (Рулевой ведёт катер). Развязывай третий узел

4 Шифр: Краб поймал пирата. (Пират поймал краба)

- Осталось открыть замок. Произнеси заклинание: Доброму везде добро.

 

9. Итог занятия

- Вот и открылся сундук. Загляни, что в нём (Звёздочка). Доставай её! Это твоё вознаграждение. Ты его честно заработал. Ну что ж, а теперь пора возвращаться домой. Вспомни, какой звук помогал нам сегодня во время всего морского путешествия? (Звук[р]) Я надеюсь, что больше ты не будешь забывать правильно произносить его.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации