Занятие на тему «Морское путешествие»
Авторский конспект
индивидуального логопедического занятия
по автоматизации звука [р]
«Морское путешествие»
Цель: Автоматизировать произношение звука [Р] в словах, предложениях
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях;
уточнить правильную артикуляцию звука [Р];
упражнять в умении определять место звука в слове;
учить согласовывать существительные с числительными;
учить подбирать антонимы»
Коррекционно-развивающие:
развивать зрительное и фонематическое восприятие, внимание, мышление,
развивать тонкую и артикуляционную моторику
Коррекционно-воспитательные:
формирование положительной установки на участие в занятии;
формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности
Оборудование:
Карта с изображением островов и их «жителей» (попугай, крокодил, пират, обезьяны)
Графические дорожки
Предметные картинки: пирожки, персики, груши; картошка, арбуз, груша, роза, ромашка, рыба; сыр, кефир, комар
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Здравствуй, Женя! Сегодня в детском саду произошло чрезвычайное происшествие. Посмотри, с нашей звёздной доски пропали все звёзды. Я предлагаю тебе отправиться в морское путешествие на поиски звёзд.
- А помогать нам в поисках будет звук, который слышится во всех словах, которые я тебе сейчас назову: рыба, матрос, шторм, корабль. Ты догадался, что это за звук? (Звук [р])
2. Артикуляторно-акустическая характеристика звука [р]
- Какое положение занимают губы, зубы и язык при произнесении этого звука?
(Рот приоткрыт, язык дрожит на бугорках)
- Звук р какой согласный или гласный? Твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой? (Звук [р] согласный, твёрдый, звонкий)
3. Автоматизация в слогах
- Ну что ж, а поплывём мы на вот таком кораблике. Берём курс на первый остров. Возьми карандаш и проложи курс от одного острова к другому.
Отлично. Посмотри, нас кто-то встречает на первом острове. (Попугай). Действительно, это попугай. Он живёт здесь совсем один. И чтобы не скучать постоянно сочиняет необычные птичьи стихи. Попробуй повторить за попугаем, а если у тебя всё получится правильно попугай укажет нам дальнейший маршрут:
ПРА-ПРО-ПРЫ
БРА-ПРА-БРА
ГРО-ГРЫ-ГРА
КРО-ГРО-КРО
ТРА- ТРО-ДРА
ДРА-ТРА-ДРА
- Ну что ж! Ты справился. И вот курс на следующий остров. Поплыли…
4. Автоматизация в слогах, согласование существительных с числительными
- Посмотри-ка кто нас здесь встречает…(крокодил). Да здесь живёт зубастый, голодный крокодил. Он подобреет, если мы его покормим. Давай угостим крокодила пирожками. Считай и клади их ему в пасть
(1 пирожок, 2 пирожка, 3 пирожка, 4 пирожка, 5 пирожков)
- Теперь угости его грушами, персиками. (ребёнок кормит крокодила, пересчитывая предметы)
- Крокодил благодарит тебя и показывает в каком направлении двигаться дальше. Прокладывай курс к следующему острову.
5. Автоматизация в словах, фонематический анализ, развитие мышления
- Кто же живёт на третьем острове? (Обезьяны) Да, здесь живут весёлые обезьяны. Они запасают кокосы и раскладывают их по корзинам. Посмотри кокосы не простые, к ним приклеены картинки. Помоги обезьянкам и они тебе отплатят добром.
В первую корзинку нужно сложить кокосы с картинками, в названиях которых звук р в начале, во вторую – если звук р слышится в середине слова, и в последнюю – если звук р слышится в конце слова.
Рыба картошка комар
Роза груша сыр
Ромашка арбуз кефир
Найди в каждой корзине лишний кокос. Объясни почему?
(В первой корзине лишняя рыба, потому что она не цветок; во второй картошка – потому что она не фрукт, в третьей комар – потому что это насекомое, а всё остальное – продукты)
- Продолжим поиски сокровищ. Обезьянки благодарят тебя и указывают направление к следующему острову. Прокладывай курс.
6. Автоматизация в словах, образование антонимов
- Кто же встречает нас на четвёртом острове? Да это же пират. Расскажи какой он?
Не молодой, а …(старый)
Не плохой, а … (хороший)
Не злой, а … (добрый)
Не грустный, а … (радостный)
Не растрепанный, а …(аккуратный)
Не ленивый, а … (трудолюбивый)
- Пират по секрету сказал, что сокровища зарыты на другом острове. И указывает нам путь. Прокладывай курс. Отправляемся туда.
7. Графический диктант
- Посмотри, на этом острове действительно есть клад, но до него надо ещё добраться. Начнём двигаться от исходной точки. Итак, начали: 1 клетка вниз, 1 клетка – влево, 1 кл – вниз, 2 кл – влево, 1 кл – вниз, 2 кл – влево. Мы на месте.
8. Автоматизация [р] в предложениях, развитие мелкой моторики
- Но вот проблема сундук прочно закрыт. Чтобы его открыть нужно разгадать шифры на узлах и развязать их. Ты готов? Давай попробуем.
1 шифр: рыба поймала рыбака (рыбак поймал рыбу) Молодец, развязывай узелок
2 шифр: Море плывёт по кораблю (Корабль плывёт по морю). Отлично! Развязывай 2 узелок
3 шифр: Катер ведёт рулевого (Рулевой ведёт катер). Развязывай третий узел
4 Шифр: Краб поймал пирата. (Пират поймал краба)
- Осталось открыть замок. Произнеси заклинание: Доброму везде добро.
9. Итог занятия
- Вот и открылся сундук. Загляни, что в нём (Звёздочка). Доставай её! Это твоё вознаграждение. Ты его честно заработал. Ну что ж, а теперь пора возвращаться домой. Вспомни, какой звук помогал нам сегодня во время всего морского путешествия? (Звук[р]) Я надеюсь, что больше ты не будешь забывать правильно произносить его.