Методическая разработка «Моя будущая профессия»

2
0
Материал опубликован 29 November 2022










Региональный конкурс методических разработок воспитательных мероприятий



Тематическое направление:

трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

Тема: «Моя будущая профессия»



Автор: Чепелева Ирина Анатольевна, учитель начальных классов,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Катынская средняя школа Смоленского района Смоленской области




















2022 год

Одной из задач обучения и воспитания младших школьников в соответствии с реализацией ФГОС начального общего образования является подготовка к обоснованному выбору профессии.

Современная обстановка в России и в мире побуждает предъявлять все более высокие требования к индивидуальным особенностям человека. В связи с этим актуальной является организация профессиональной ориентации младших школьников в образовательном учреждении с опорой на их индивидуальные и возрастные особенности.

Младший школьный возраст является подготовительным пропедевтическим), закладывающим основы для профессионального самоопределения в будущем. «Кем стать?» «Кем я хочу работать» «Чем я хочу заниматься?» - данные вопросы периодически возникают у моих маленьких учеников. Сегодня они хотят выбрать одну профессию, завтра другую. В начальной школе у младших школьников формируется положительное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, происходит развитие интереса к профессиям родителей и ближайшего окружения, наиболее распространенным профессиям. Этот выбор зависит от круга общения, от профессий близкого окружения, от просмотра телепередач. В некоторых профессиях их привлекает форма, одежда, рабочее место. А в некоторых – вид деятельности, продукты деятельности. Этот выбор, на мой взгляд, самый трудный в жизни маленького ребёнка.

Грамотно построенная система профессиональной ориентации в начальной школе способствует формированию в сознании младших школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда для жизни и развития общества.

Мы знаем, что для старшего звена существует множество методических разработок, диагностик, профориентационных проектов, тестов, различных мастер-классов с использованием разнообразных профориентационных методов и приемов, то для младшего звена таких разработок недостаточно. Вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы.

Целевая аудитория воспитательного мероприятия: ученики 2 класса в возрасте 7-8 лет.

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность): воспитательное мероприятия по профессиональной ориентации младших школьников занимает особое место в системе работы классного руководителя, предполагает обеспечение преемственности с учителями-предметниками, сотрудничество с педагогом-психологом, библиотекарем, обсуждение результатов работы на методических объединениях; обсуждение своего опыта работы среди коллег (педагогов начальной школы).

Цель, задачи, планируемые результаты воспитательного мероприятия:

Цель: создать условия для подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии при согласовании их личных интересов и потребностей с изменениями, происходящими на рынке труда, для формирования позитивного образа будущего.

Задачи:

1. Создавать условия для развития познавательных способностей младших школьников о мире профессий и расширению кругозора о видах профессиональной деятельности.

2. Создавать условия для развития мотивации младших школьников к изучению особенностей профессии, расширять представления о понимании роли труда в жизни человека и общества.

3. Оказывать воздействие на установление взаимодействия с семьей младших школьников и способствовать привлечению родителей к анализу профессий для последующего выбора.

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты профессиональной ориентации младших школьников.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

учить высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией, на основе жизненного опыта;

учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

Познавательные УУД:

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других.

Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора: внеклассное мероприятие с элементами проектной деятельности («Всероссийская школьная летопись»), играми по профессиональной ориентации и встречами с интересными людьми (представителями разных профессий, родителями младших школьников).

Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов:

Созданию положительной мотивации обучающихся к получению знаний о первичной профессиональной ориентации, осознанному выбору будущей профессии способствует активная, творческая эмоционально окрашенная деятельность, которой соответствуют профориентационные игры и метод проектов.

Профориентационные игры и метод проектов предоставляют возможность обучающимся проявить индивидуальные творческие способности, создают условия для обогащения представлений обучающихся о профессиях, разных видах профессиональной деятельности, позволяют выявить познавательные творческие возможности, развивают коммуникативные и личностные компетенции ,создание мотивирующей среды.

Профориентационные игры важны тем, что ученики начинают общаться друг с другом, делятся своими мечтами, впечатлениями, рассказывают, почему выбрали для себя ту или иную роль в игре, то есть совершенствуются коммуникативные навыки.

Метод проектов – это педагогическая технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. В начальной школе, особенно в 1 и 2 классах, при использовании данной технологии обязательна помощь учителя и родителей.

Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и другие.)

Компьютер, интерактивная доска подборка иллюстраций «Угадай профессию» для создания презентации. Одним из источников информации является интернет. Важное значение имеет предварительная работа по подбору необходимой методической литературы.

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.

Данная работа помогает воспитанникам формулировать ответы на вопросы, проявлять интерес к людям различных профессий, проявлять творческий интерес.

Разработанное воспитательное мероприятия по профессиональной ориентации младших школьников может быть использовано в образовательном учреждении в рамках проведения профориентационной работы, во внеурочной и внеклассной деятельности учителей начальных классов.

Основная часть

Описание этапов подготовки и проведения мероприятия.

Воспитательное мероприятие проводилось в течение трёх дней: день первый – проведение классного часа «Моя будущая профессия»; день второй – мастер-классы на тему «Профессии наших родителей». День третий –выполнение творческих заданий по выбору обучающихся рисунки или раскраски на тему «Все профессии важны, все профессии нужны» с последующей выставкой.

Следует отметить, что все материалы, полученные в результате данной работы, были собраны классным руководителем. Совместно с проектом «Всероссийская школьная летопись» была создана книга «Моя будущая профессия». Это книга является продуктом коллективного проекта по профориентации.

День первый

Проведение классного часа «Моя будущая профессия». Классный час проводился с обучающими 2 класса. Время проведения – 35 минут. Классный час начался с беседы о том, что миллионы людей с утра куда-то идут. А некоторые люди идут даже ночью. А некоторые никуда не идут, остаются дома. Но все они занимаются чем-то важным. Чем? После того как дети высказали свои мнения, классный руководитель подводит обучающихся к понятию «профессия», «труд», «работа». Классный руководитель обращает внимание, что профессия э то дело, которым занимается человек и получает за это деньги.

Классный руководитель сообщает детям, что на свете огромное количество профессий и что в будущем ребятам придётся выбирать профессию по душе. Далее детям предлагается в игровой форме вспомнить знакомые им профессии и узнать новые.

1. «Загадки о профессиях», например

Кто, когда придёте в садик, по головке вас погладит?

С кем вы день свой проведёте, если мама на работе?

Кто прочтёт стихи и сказки,

Даст вам пластилин и краски,

Рисовать, лепить научит,

Ложки раздавать поручит? (Ответ: воспитатель)

В его кабинете «послаще» пилюли,

И там без проблемы споют «люли-люли».

Тому, что зовут Айболитом он рад,

Все знают, что лечит детей …(Ответ: врач)

Встаём мы очень рано,

Ведь наша забота-

Всех отвозить по утрам на работу (Ответ: водитель) и др.

2. «Отгадай профессию по картинке»

Детям предложена презентация с изображением вещей или человека в форме соответствующей профессии. Воспитанники должны отгадать данную профессию. Желательно предложить обучающимся и новые профессии и всем известные.

t1669746962aa.pngt1669746962ab.png

3. Игра-упражнение «Самая-самая»

Данная игра предназначена для повышения уровня ориентации в мире профессионального труда и лучшему осознанию особенностей профессий, связанных с престижностью. «Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди назвать те профессии, которые по вашему, в наибольшей степени данной характеристике подходят. Например, характеристика – самая денежная профессия,- банкир, директор, президент и др.

Самая зелёная (садовод, лесник и др.)

Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе и др.)

Самая красивая (парикмахер, визажист, ювелир и др.)

Самая детская (воспитатель, учитель и др.)

Самая чистая (уборщица, дворник и др.)

Самая смешная (клоун, пародист и др.)

Самая общительная (журналист, экскурсовод и др.)

Самая серьёзная ( сапер, хирург и др.)

4. Беседа «Скажем «спасибо!»

Данная беседа предполагает ответы обучающихся, людям какой профессии они хотели бы сказать «спасибо» и за что. Например. Хочу сказать спасибо врачам, за то, что они лечат людей, оказывают им медицинскую помощь, избавляют от боли. И др.

5. Выставка книг «Профессии»

В конце мероприятия классный руководитель обращает внимание обучающихся на выставку книг о профессиях. Следует отметить, что для выставки необходимо отобрать художественнее произведения и научные. Старых издательств и современных. Следует отметить, что существуют познавательные и художественные книги о разных специальностях. Некоторые из них написаны полвека назад, а некоторые совсем недавно. Есть среди них истории о новых и старых профессиях. Их объединяет любовь к детям, любовь к труду и ответственность за сказанное слово.

t1669746962ac.jpgt1669746962ad.jpg

В конце мероприятия классный руководитель подводит обучающихся к выводу о том, что не столько важно, кем работает человек, сколько важно, как он работает. Любая профессия это труд, лёгких профессий не бывает.

День второй

Мастер-классы на тему: «Профессии наших родителей».

Некоторые родители приняли участие в мастер-классах и рассказали о своей профессии ребятам.

«Парикмахер»

Имея общее представление об этой профессии, школьники узнали об истории этой профессии её востребованности, качествах личности, способностях, которые нужны представителям это профессии. Ребята узнали, что данная профессия всегда была и будет жизненно необходимой, так как в человеке заложено стремление к красоте и уходе за собой.

t1669746962ae.png

«Директор предприятия»

Ребята узнали, что должность директора предприятия очень ответственная и сложная. Какое образование нужно для этой профессии, как сложно принимать правильные решения, какие ошибки может совершить директор и к чему это может привести.

t1669746962af.png

«Певица»

Ребята узнали, что для того чтобы стать профессиональной певицей или певцом, нужно много учиться и заниматься. Ребятам понравились дыхательные упражнения и занятия вокалом.

В конце мастер-классов классный руководитель поблагодарил родителей и немного рассказал о призвании в доступной для ребят форме.

t1669746962ag.png

День третий

Выполнение творческих заданий по выбору обучающихся: рисунки или раскраски на тему: «Все профессии важны, все профессии нужны» с последующей выставкой.

t1669746962ah.jpgt1669746962ai.jpg

Итог данного воспитательного мероприятия коллективный творческий проект совместно с проектом «Всероссийская школьная летопись»

t1669746962aj.png







Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий)

«Моя будущая профессия»

Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать вас на нашем мероприятии.

Посмотрите друг на друга.

-  Чего не хватает для начала классного часа? (Улыбки, хорошего настроения).

-  Улыбнитесь друг другу.    

    Ребята, а вы задумывались о том, что миллионы людей с утра куда-то идут. А некоторые люди идут даже ночью. А некоторые никуда не идут, остаются дома. Но все они занимаются чем-то важным. Чем?

(Идут на работу или работаю через интернет и др.) Действительно, ребята, миллионы людей спешат на работу, чтобы трудиться по своей специальности. По своей профессии. А что такое профессия?

( Это дело, которым занимается человек и получает за это деньги).

Ребята, на свете огромное количество профессий и в будущем вам придётся выбирать профессию по душе.

А какие профессии вы знаете?

(Ответы детей).

А кем бы вы хотели стать в будущем?

(Ответы детей).

Молодцы, ребята, вы знаете много профессий. А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Угадай профессию» ( сопровождается презентацией на экране).

1. «Загадки о профессиях»

Кто, когда придёте в садик, по головке вас погладит?

С кем вы день свой проведёте, если мама на работе?

Кто прочтёт стихи и сказки,

Даст вам пластилин и краски,

Рисовать, лепить научит,

Ложки раздавать поручит? (Ответ: воспитатель)


В его кабинете «послаще» пилюли,

И там без проблемы споют «люли-люли».

Тому, что зовут Айболитом он рад,

Все знают, что лечит детей …(Ответ: врач)

Встаём мы очень рано,

Ведь наша забота-

Всех отвозить по утрам на работу (Ответ: водитель)

Напишите адрес чётче

И отправьте всё по почте.

На дом всё доставит он — Просто Печкин, …(Ответ: почтальон)

Что бы город был красивым.

И уютным, и любимым,

Улицы он подметает.

Мусор всякий убирает… (Ответ: дворник)

Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды? (ответ: повар).

«Отгадай профессию по картинке»

Ребята, молодцы, вы правильно угадали профессии. Но я хочу вам сказать, что мир не стоит на месте. И поэтому возникают новые профессии, возможно о которых вы ещё даже не слышали и не знаете эти слова. Итак, послушайте загадку и попытайтесь отгадать профессию.

Много знает он о сделках,

Крупных денежных и мелких,

Ведь всегда меж двух сторон

Их посредник в деле он. (трейдер).

Тот, кто рынок изучает

И о нём все все он знает ( маркетолог).

Дрессирует львов, собак

Храбрый, смелый наш... (укротитель).

Может он жилье продать, обменять, купить и сдать. (Риэлтор)

Защищать в суде всех рад, наш умелый… (Адвокат)

Источник:

Какие ещё профессии вы знаете?

(Ответы детей).

Игра-упражнение «Самая-самая»

Ребята, а сейчас мы поиграем в игру, которая называется «самая-самая». В каких случаях мы так говорим?

(Когда нам что-то очень сильно нравится).

Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди назвать те профессии, которые по вашему, в наибольшей степени данной характеристике подходят. Например, характеристика – самая денежная профессия,- банкир, директор, президент и др.

Самая зелёная (садовод, лесник и др.)

Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе и др.)

Самая красивая (парикмахер, визажист, ювелир и др.)

Самая детская ( воспитатель, учитель и др.)

Самая чистая (уборщица, дворник и др.)

Самая смешная (клоун, пародист и др.)

Самая общительная ( журналист, экскурсовод и др.)

Самая серьёзная ( сапер, хирург и др.)

Молодцы. Ребята вы очень хорошо справились с этим заданием.

Предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка

Повар варит кашу. (Имитация с вращением кистей рук)

Плащ портниха шьет. (Махи руками)

Доктор лечит Машу. (Открыть и закрыть ротик, высунув язычок)

Сталь кузнец кует. (Хлопки)

Дровосеки рубят. (Махи с наклонами )

Строят мастера. (Имитация с прыжками вверх)

Что же делать будет, (Поднимание плеч)

Наша детвора?

«Скажем «спасибо!»

Ребята, скажите, а когда и кому вы говорите волшебное слово «Спасибо».

(Ответы детей).

Я хочу вам предложить сказать «спасибо» людям разных профессий, поблагодарить за их труд. Например: «Я хочу сказать «спасибо» докторам за то, что они лечат людей, помогают избавиться от боли и т.д.)

(Ответы детей).

Дети, обратите внимание на выставку книг о профессиях, которая представлена в нашем классе. Здесь есть и художественнее произведения и научные. Старых издательств и современных. Я хочу сказать, что существуют познавательные и художественные книги о разных специальностях. Некоторые из них написаны полвека назад, а некоторые совсем недавно. Есть среди них истории о новых и старых профессиях. Их объединяет любовь к детям, любовь к труду и ответственность за сказанное слово. Я предлагаю взять после окончания мероприятия какую-нибудь книгу и прочитать её, а потом поделиться с одноклассниками своими впечатлениями.

Наше мероприятие подходит к концу. Спасибо вам, что вы были активными, открытыми, честными, любознательными.

Я хочу обратить ваше внимание на то, что не столько важно, кем работает человек, сколько важно, как он работает. Любая профессия это труд, лёгких профессий не бывает.








Литература


Баженова, Е. В. Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности «Всему учит детство» [Текст] / Е. В. Баженова // Дополнительное образование и воспитание. – 2013. – № 4. – С. 10-16.

Гурова, Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие [Текст] / Е. В. Гурова. – Москва: Просвещение, 2007. – 95 с.

Елькина, О. Ю. Продуктивный опыт младших школьников: состояние и перспективы развития [Текст] / О. Ю. Елькина. – Москва: ИСМО РАО; Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2006. – 135 с.

https://school-letopis.ru/

https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2014/12/18/podborka-psikhologicheskikh-proforientatsionnykh


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.