Учебно-исследовательская работа «Моя малая Родина»

3
0
Материал опубликован 17 September 2018

Управление образования Администрации поселка Краснобродского

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 29»

имени И.Г.Михайлова

Краснобродского городского округа п. Артышта


 


 

Моя малая Родина – Артышта

учебно-исследовательская работа



 


 

Автор: Рогов Сергей Сергеевич,

ученик 4Б класса


 

 

Руководитель:

Бондарь Ирина Владимировна,

классный руководитель


 


 

Краснобродский, 2017

Содержание:

1 Оглавление…………………………………………………………………………1

2 Введение……………………………………………………………………………3

3 Цели и задачи……………………………………………………………………...4

4. Содержание и результаты деятельности……………………………………......5

5. Основная часть. …………………………………………………………………...6

5. Выводы……………………………………………………………………….......12

6.Заключение………………………………………………………………………..13

7.Список литературы ……………………………………………………………....15

8. Приложение 1 ……………………….……………………………......................16

9.Приложение 2………………………………………………………………….....17



 


 

1.Введение.


 

Закрываю глаза - Отчий дом предо мной.

Отчий край предо мной - Артышта.

И весною, и летом, и лютой зимой

Греет сердце его красота.

Н. Кудрявцева


 


 

Живя на русской земле, мы по праву считаем Россию своей Родиной. Издревле величают русские люди Россию – матушкой. Она вскормила нас своим хлебом, споила своими водами, выучила языку, как мать защищает и бережёт. И произносим мы слово Родина всегда с волнением и любовью. Но особенное и необъяснимое чувство заполняет наши души и сердца, когда речь идёт о том месте, где ты родился и вырос, где живут твои родители и где знакомы тебе каждый уголок, каждая травинка и каждое деревце. Это и есть то, что называем мы своей малой Родиной.

Для каждого существует малая Родина, родной край. Для меня это поселок Артышта. У меня возникло желание узнать, почему наш поселок так называется. Какова история его возникновения? Я провел опрос среди одноклассников и родителей, оказалось, что не все мои сверстники и даже взрослые знают об истории нашей малой Родины. ( Приложение № 1) . Поэтому я решил провести исследование на тему «Моя малая Родина-Артышта»


 


 

3.Цели задачи

Цель работы: изучение истории возникновения родного поселка, сохранение исторической памяти и развитие интереса к истории моей малой Родины.


 

Задачи:

узнать историю родного края;

собрать сведения о поселке через общение и интервью со старожилами поселка Артышта;

провести опрос среди родителей, учащихся 4А и 4Б класса.


 

Объект исследования – история возникновения п. Артышта

Практическая значимость: данный материал можно использовать на уроках окружающего мира, ОРКСЭ, при проведении классных часов, викторин.


 

Методы исследования:

изучение и анализ архивных документов;

сбор информации в сети Интернет;

экспресс - опрос «Что вы знаете об истории возникновения поселка Артышта?»

обработка информации;

подготовка презентации и защита работы.


 

Гипотеза: если каждый житель с детских лет будет интересоваться и знать историю своего поселка, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьет интерес к истории своего родного края и любви к нему, сохранению исторической памяти, чувство гордости и уважения к своей малой Родине.


 

Актуальность работы: в настоящее время всё больше внимания уделяется изучению родного края, поэтому моя исследовательская работа посвящается моей малой Родине - п. Артышта.


 


 

Содержание и результаты деятельности:

Выбор темы.

Составление плана исследовательской работы.

Работа с литературой.

Опрос одноклассников и родителей.

Поиск информации в сети Интернет.

Анализ собранной информации.

Подведение итогов, формулирование результатов.

Защита исследования.


 


 

4.Основная часть

История

Я обратился за помощью в клуб поселка Артышта, Территориальное управление п. Артышта, где мне предложили изучить архивные документы и «Летопись п. Артышта». Я узнал, что рождение и развитие Артышта-2, как и всей железнодорожной транспортной системы Кузбасса, тесно связано с открытием полезных ископаемых в регионе – каменного угля, железной руды, цветных металлов.

АРТЫШТА - река, правый приток Бачата /бассейн Ини/. Протекает по территории Прокопьевского и Беловского районов. Название образовано от тюркского APTЫШ - "можжевельник", "можжевельниковый". В XVII-XIX вв. в бассейне Артышты проживали тюркоязычные телеуты, в языке которых слово АРТЫШ имеет указанное знач. Географически название АРТЫШ распространены в тюркских яз. Так, в Горном Алтае мы встречаем реку Артыш-туу, озеро Артыш-кол, ручей Артыш. В республике Тува есть гора Артыш-Тайга и т.д. Некоторые краеведы Кузбасса пытались связать название реки АРТЫШТА с именем великой реки Иртыш. Это вызвано сходством названия двух водотоков по звучанию и ничем другим.

АРТЫШТА /БОРОДЕНКОВА/ - населенный пункт, находившийся на территории Старобачатского сельсовета Беловского р-на. Основан в XVIII веке крестьянами из Европейской России Бороденковыми, по фамилии которых и назвали. Фамилия образована от прозвища Бороденка. Потомки основателей до сих пор проживают в районе и области. До 1917 г. д. входила в состав Бачатской волости Кузнецкого уезда Томской губернии. Второе название Артышта, данное по имени реки, на которой расположена деревня, почти 200 лет было малоизвестным. После появления здесь железной дороги в начале 20-х годов с названием Артышта старое имя Бороденкова стало забываться.

АРТЫШТА 1 - железнодорожная станция и поселок при ней, расположена станция на линии Белово - Новокузнецк. Основана в связи со строительством линии Кольчугино - Новокузнецк в начале 20-х гг. ХХ в. Названа по имени соседней деревни Артышты /Бороденкова/. Определение "Артышта первая" появилось на рубеже 40-50-х гг. ХХ в., когда рядом возникла еще одна железнодорожная станция Артышта 2.

История возникновения поселка Артышта-2 связана со строительством двух пересекающихся железных дорог: Артышта - Алтайская и Артышта – Подобас для обеспечения перевозок на южном направлении.


 


 

Начало строительства железнодорожной линии относится к декабрю 1940 года (рис. 1).Предстояло построить рабочие городки в Артыште, Еловке, Катино, Салаирский, Аламбае, Тогуленке и Тягуне. Первые строители жили в деревнях, расположенных вблизи строящейся железной дороги (в Кара-Чумыше, Еловке, Бороденкове село Артышта) и первые 205 километров пути в направлении Артышта -Алтайская, половина из которых проходила по резкопересеченной, таежной местности. Строителям предстояло оборудовать немало искусственных сооружений, в основном туннелей и труб. Все работы в котлованах, а также монтаж железобетонных труб в те времена велись вручную.


 


 


 

Рис. 1 Железная дорога 1953г


 

Строительство железнодорожного направления было прервано Великой Отечественной войной. Строители становились в ряды защитников Родины. Девяносто два из них пали смертью храбрых на полях сражений. В память об их мужестве в поселке поставлен обелиск (рис.2).


 


 


 

Рис. 2 Обелиск п. Артышта


 

В 1941 году на территории рабочего городка в Артыште появилось несколько жилых бараков (16-квартирных), передвижных вагончиков и индивидуальных домиков (землянок), были построены склады, гараж, лесопильный цех, баня, амбулатория.

Строительство на трассе Алтайская – Артышта возобновилось в 1946 году после окончания Великой Отечественной войны.

В конце 1951 года укладка пути была закончена, и открылось сквозное движение поездов. Осенью 1952 года железнодорожная линия Алтайская – Артышта была сдана в постоянную эксплуатацию.

Артыштинский сельский совет образован в 1920 году. В состав сельского совета вошли, населённые пункты: с. Артышта, ст. Бускускан, д. Шестаки, ст. Дуброво, п. Вулкан, п. Зеленый, п. Старо – Известковый, ст. Артышта- 2, Артышта- 1.

АРТЫШТА 2- железнодорожная станция и поселок городского типа (рис 3). Расположена, на линии Барнаул - Новокузнецк. Название взяло имя соседней Артышты 1. Определение "вторая" дано для различения с вышеназванной Артыштой 1. Посёлок был образован как железнодорожный при станциях Артышта- 1 и ст. Артышта- 2. Эти станции делят жилую зону на две части.

Рис. 3 Вокзал п. Артышта

 

Кроме изучения архивных документов и интернет ресурсов я решил обратиться к старожилу нашего поселка, моему прадедушке Егорову Анатолию Романовичу (рис.4), которому 80 лет. Он принимал участие в строительстве нашего поселка. Я взял у него интервью (Приложение 2).


 


 

Рис. 4 Егоров Анатолий Романович


 

Главным моим вопросом было узнать, как все начиналось?

Со слов моего прадедушки история возникновения Артышты 1 взяло свое начало еще со времен правления Николая 2, он прокладывал дорогу в Сибирь.

Несмотря на наступление войны, строительство дороги не прекращалось. Было очень тяжело. Морозы в то время стояли под 40 градусов. Зимы были лютые. Чтобы расчистить место под железную дорогу весь известняк и глину вывозили на лошадях, техники в то время было мало. Вьюги задували дома до самой крыши. От поселка виднелись одни только печные трубы. Во время войны с провизией тоже было плохо, приходилось питаться даже гнилым картофелем. Дедушка в те времена был ребенком и с родителями только переехал с Абакана. Отец его, Егоров Роман Алексеевич, воевал на фронте, а дедушка с братом и сестрой помогал матери (рис. 5) Отец, придя с фронта, занимался строительством дороги и как только его взяли на работу, Анатолий Романович принял в этом участие. Начинал свою трудовую деятельность в СМП-831 плотником. А потом перешел работать в наше депо на станции Артышта 2, где проработал до пенсии машинистом электровоза.

Мой прадедушка рассказал мне о том, что его отец вел «Краткую летопись возрождения рабочего поселка», которой я воспользовался при написании своей работы (рис.6,7).

 


 

 

Рис.5 Егоров Роман Алексеевич


 


 

Рис. 6 Рис.7

Краткая летопись возрождения рабочего поселка 1975г.


 

5.Выводы

В итоге встречи со старожилом села, изучения архивных документов и сбора информации через интернет была изучена часть истории возникновения поселка.

После анализа, обработки информации приходишь к выводу, что наше село жило обычной жизнью. Люди работали. Заботились о своих семьях, вносили вклад в развитие истории нашей Родины. Наши земляки сражались на фронте Великой Отечественной Войны и многие сложили свои головы.

Но и в наше время военная история нашего поселка не закончилась, наши молодые войны защищали нашу Родину и в чеченскую компанию. А Каразников Руслан и Кузнецов Алексей оставили там свои жизни ради нашего мирного времени (рис.8).

Жители села проявили себя и в будничных работах, не помня о славе и карьере, чтобы родной поселок прославлялся и процветал.


 

Рис.8 Мемориальная доска погибшим в Чеченской войне


 

6. Заключение

Проводя данное исследование, мне бы очень хотелось, чтобы это была красивая история или красивый миф, но изучая документы, знакомясь с историей, я понял, что наш поселок это работа и труд многих людей. Я горжусь тем, что я родился в нашей Артыште. Горжусь красотой здешних мест, и для меня нет красивей природы. Горжусь своей школой, в которой я учусь и своими учителями. Горжусь своими родителями, одноклассниками и друзьями, и для меня нет ни кого роднее.

Я еще не выбрал себе профессию и не нашел свое призвание, но я хочу чтобы в будущем не забывали про историю нашего поселка, чтобы ее передавали из поколения в поколение. В будущем хочу принести пользу для нашего села, работать и жить здесь. Посадить дерево, построить дом только в моей любимой Артыште. Ни в этом ли заключается смысл жизни.


 

Зов памяти


 

Закрываю глаза - Отчий дом предо мной.

Отчий дом предо мной - Артышта.

И весной, и летом, и лютой зимой

Греет сердце его красота.

Я родной стороне моих предков земле

Вновь заветное слово шепчу.

Деревенскую жизнь я на ощупь, во мгле,

Словно ленту прокручу:

Колосятся поля, и цветут огоньки,

Стонет, бродит березовый дух.

Словно соком клубничным налиты деньки,

Тонко чувствует утро петух…

В тесном доме отцовском – полно детворы,

И родители - живы пока.

Это все так непрочно. Оно до поры…

Унесла это…жизни река.
 


 

7. Список литературы

1. Архивные документы:

Приказ №402Н от июня 1952 г. « Об оказании помощи строительному управлению № 62 в подготовке ж.д. линии Сталинск-Барнаул к вводу в постоянную эксплуатацию»

Приказ №46Н от 22.01.1953г. « Об организации Смазневской дистанции Сигнализации и связи Томской ж.дороги.»

Приказ № 61Н от 31.01.1953г. « Об организации движения поездов на вновь принятой в эксплуатацию линии Алтайская-Артышта»

Приказ № 115Н от 28.02.1953г. «Об открытии регулярного движения на линии Артышта-Алтайская»

2. Краткая историческая справка об истории ДЕПО.

3. Летопись Артышты.

4. Справка о поселке.

5. Шабалин, В. М. «Тайны имен земли Кузнецкой» Кемеровской области. [Текст]: краткий топонимический словарь / В.М. Шабалин. - А.И. Чудояков, 1994. -200 с.

 


 

Приложение 1

8. Опросный лист

1. Что означает название нашего поселка Артышта?

2. Знаете ли вы историю нашего поселка?

3. За что ты любишь свой поселок?

 


 

Приложение 2

Интервью

Вопросы:

Как начиналось строительство дороги?

Тяжело ли было людям принимать участие в строительстве?

Как выживали люди в годы Великой Отечественной Войны

Как наша семья принимала участие в строительстве?


17

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.