Проектно-исследовательская работа «Моя малая родина»
Краткая аннотация проекта.
Главная цель данного проекта – создание работы по формированию у детей среднего дошкольного возраста основ гражданственности через многогранную комплексную совместную деятельность педагогов, детей и их родителей.
Реализуется проект по трём направлениям:
-педагогическая деятельность (создание условий для реализации поставленной задачи: методическая база, предметно-развивающая среда, план деятельности),
-непосредственная детская деятельность (игровая, продуктивно-творческая, исследовательская и другие виды деятельности),
- совместная деятельность педагогов, родителей и детей (совместные, коллективные мероприятия, проектирования и т.д.).
Модель организации проекта следующая:
Цель и задачи проекта |
Интеграция содержания и участников проекта
|
Педагоги |
Дети |
Родители |
Примерные виды и формы деятельности |
-Предметно развивающая среда -Методическая литература -Дидактические материалы -План-программа педагогической деятельности -Комплексно-тематический план совместной деятельности |
-Проектирование -Конструирование -Продуктивно-творческая деятельность -Игры -Праздники и утренники |
-Совместное проведение коллективных мероприятий -Проектирование -Консультации и родительские собрания |
В результате проекта педагоги получат отработанную систему патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста, родители детей- повышения уровня компетентности в вопросах патриотического воспитания. У воспитанников повысится уровень знаний о малой и большой Родине, сформируется ценностное отношение, любовь к «Родине» и чувство патриотизма, ребенок будет стремиться к созидательной деятельности.
Длительность проекта один год.
Актуальность проблемы:
По признанию специалистов всего мира период от рождения до поступления в школу является возрастам наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования качеств и свойств, делающих его человеком. В этот период у ребенка формируются такие качества и свойства личности, которые представляют собой «заделы» на будущее. От того, какие основы гражданственности и патриотизма будут заложены у ребенка, будет завесить, каким патриотом и гражданином он станет в будущем.
Перед детским садом стоит нелёгкая задача – донести всю глубину понятия «гражданин Отечества» до маленького человека, привить ему любовь к Родине.
Нравственно – патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и поэтому вопросы нравственно – патриотического воспитания проходит красной линией через все виды и формы деятельности дошкольника.
Содержание работы образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» хорошо интегрируются с такими образовательными областями, как «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к маме, папе, бабушке и дедушке, это корни, связывающие его с родным домом, улицей городом, Отечеством.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
Педагогическими условиями патриотического воспитания являются: предметная среда в детском саду и семье, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленности педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.
Эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, т.к. в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
По опросам детей, педагогов и родителей ДОУ выяснилось, что проблема патриотического воспитания дошкольников действительно существует.
Анализ проведённого анкетирования родителей и педагогов по проблеме патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста показали:
- 80% родителей и 1% педагогов имеют не полные представления понятия патриотического воспитания. Около 50% взрослых думают, что только проведение занятий и бесед с детьми могут решить проблему патриотического воспитания. Это является фактом того, что большинство взрослых не имеют полного представления о воспитании нравственно-патриотических чувств у детей. Также 70% родителей и 1% воспитателей затруднились ответить, какие мероприятия проводятся в ДОУ по формированию патриотических чувств у детей.
В результате анализа ответов по опросу детей – выявлен различный спектр суждений. Понятие Родина у детей ассоциируется:
с местом, которое мы любим (3%);
с местом жительства (70%);
с местом, которое защищаешь (3%);
со страной (15%);
со столицей (5%);
с земным шаром (2%).
Сложившаяся ситуация требует организации в ДОУ мероприятий для педагогов, родителей и средних дошкольников, направленных на создание системы работы по нравственно – патриотическому воспитанию.
И, наконец, ещё одно очень важное условие необходимо знать и соблюдать для успешной реализации поставленной задачи: начиная работу по воспитанию у ребенка любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать и любить.
Цель:
Реализация комплексного подхода к развитию ребёнка и осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления со своей малой Родиной. Познакомить детей с родным городом и его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым.
Задачи проекта:
Познакомить детей с родным городом (история, символика, достопримечательности).
Воспитывать интерес и любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордится им.
Развивать эмоционально-ценностное отношения к родному дому, своей семье, улице, городу.
Формировать желания сохранять чистоту, порядок в своём городе.
Ознакомление детей с трудом жителей города, с основными профессиями.
Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.
Условия реализации проекта:
Организация предметно – развивающей среды.
Соблюдение прицепов интеграции образовательных областей, научности доступности.
Сотрудничество с родителями.
Средства осуществления проекта:
Подобрать методическую, научно-популярную, художественную литературу.
Подобрать иллюстративный материал.
Подобрать материалы, атрибуты для игры.
Подобрать материалы для изо деятельности и продуктивной деятельности.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.
I этап: Выбор темы: постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.
Рассмотреть иллюстрации достопримечательностей города Новосибирска.
Вопросы к детям:
Как называется наш город?
Как называется улица на которой вы живете?
Что больше всего нравится в городе Новосибирске?
II этап: Разработка проекта.
Цель: довести до участников проекта важность данной темы.
Использование модели трёх вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы это хотим сделать?
Подобрать литературу и иллюстрации по теме.
Составить план мероприятий.
Работа с родителями: Оформление информационного уголка, оформление альбома «Малая Родина», индивидуальные консультации.
III этап: Реализация проекта.
План педагогической деятельности.
№ п/п |
Содержание |
Сроки |
1. |
Подбор методической литературы, дидактических материалов |
август-сентябрь |
2. |
Подбор наглядно-информационного материала по заданной теме, приобретение новых познавательных игр и игрового оборудования для детей (игротека) |
август-сентябрь |
3. |
Создание нового ЦА « Мой Новосибирск родной», наполнение ЦА материалами (продукцией совместной деятельности взрослых и детей) |
в течение года |
4. |
Организация предметно-развивающей среды в группе, соответствующей цели проекта |
в течение года |
5. |
Составление и утверждение плана сотрудничества с родителями воспитанников |
август-сентябрь |
6. |
Подготовка информационно-пространственного материала для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей |
август-сентябрь |
7. |
Оформление карты игры – путешествия « Мы друзья с Городовичком», создание и реализация задач маршрутов игры путешествия |
в течение года |
8. |
Создание фильмотеки о Новосибирске. |
в течение года |
9. |
Создание картотеки сюжетно-ролевых игр |
август-сентябрь |
10. |
Создание картотеки по правилам безопасности в городе (ПДД): «СПАСИК В ГОРОДЕ» |
август-сентябрь |
План организации детской деятельности.
№ п/п |
Содержание |
Сроки |
1. |
Игра – путешествие «« Мы друзья с Городовичком» по маршрутам: «Железнодорожный вокзал Новосибирск-Главный», «Театры города», «Фонтаны города», «Зоопарк», «Наше метро», «Памятники города». |
в течение года |
2. |
Праздники, утренники, развлечения, спортивные эстафеты: «День города», «Юные защитники Отечества», «Веселые старты», «Мамин праздник». |
в течение года |
3. |
Создание и реализация детского проекта: «Птицы Сибири». |
сентябрь |
4. |
Конкурс стихов о Новосибирске |
ноябрь |
5. |
Создание с детьми альбома: «Погода в городе» |
в течение года |
6. |
Выставка рисунков, аппликаций |
в течение года |
7. |
Театрализованные игры, инсценировки, кукольные спектакли по мотивам художественных произведений, отражающих климатические условия родного города, любви к своей родине |
в течение года |
8. |
Настольные игры |
в течение года |
9. |
Разыгрывание с детьми дорожных ситуаций в уголке ПДД |
в течение года |
План совместной деятельности педагога, родителей и детей.
№ п/п |
Содержание |
Сроки |
1. |
Родительское собрание по теме: «Приоритетные направления в образовательном процессе» |
сентябрь |
2. |
Творческий конкурс посвященный 125 лет Новосибирску: «Мой Новосибирск родной» (сочинение стихов про Новосибирск). |
ноябрь |
3. |
Создание совместно с родителями генеалогического дерева «Моя семья». |
октябрь |
4. |
Оформление альбома: «Моя малая родина» (рассказы родителей о своей малой родины) |
октябрь -январь |
5. |
Совместное проведения массовых мероприятий |
в течение года |
6. |
Создание совместно с родителями альбома: « Моя малая Родина», «Мой Новосибирск» |
в течение года |
7. |
Родительское собрание по теме: «Воспитываем гражданина своей страны» |
май |
Предполагаемый результат проекта:
Создание совместно с родителями генеалогического дерево «Моя семья».
Создание совместно с родителями альбома: « Моя малая Родина», «Мой Новосибирск»
Творческий конкурс посвященный 125 лет Новосибирску: «Мой Новосибирск родной» (сочинение стихов про Новосибирск).
Создание фильмотеки о Новосибирске.
Создание и реализация детского проекта: «Птицы Сибири».
Праздники, утренники, развлечения, спортивные эстафеты: «День города», «Юные защитники Отечества», «Веселые старты», «Мамин праздник».
Оформление альбома: «Моя малая родина» (рассказы родителей о своей малой родины)
Создание с детьми альбома: «Погода в городе»
Повышение уровня патриотизма в средней группе.
Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе подготовки и проведения обобщающего занятия. Пополнение развивающей среды группы альбомами.
Создание в группе патриотического уголка.
Оценка качества реализации проекта:
Оценка эффективности проделанной работы проводится по трем направлениям: дети, родители, педагоги.
Оценка качества овладения знания педагога отслеживается в ходе участия в семинарах, формировании родительских уголков, папок для родителей и создание фильмотеки о г. Новосибирске.
Включенность родителей и заинтересованность в процесс реализации проекта и их активность в совместных мероприятиях.
Список литературы:
Парамонова Л.А., «Программа ИСТОКИ»;
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., «Театрализованные игры в детском саду»;
Ривина Е.К., «Герб и Флаг России». «Знакомство дошкольников с государственными символами»;
Ерохина Е.Л., «Государственное устройство России»;
Говрилова В.Ю., «Новосибирск – город XXI века»;
Шамов В.В., «Фонтаны над Обью. Сказ о будущем, настоящем и прошлом»;
Шамов В.В., «Новосибирские сказки»;
Павел А., « Я и государство».
ПРОЕКТ
«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
Автор проекта:
Никонова Ульяна Юрьевна
Воспитатель первой
квалификационной категории