Исследовательская работа «Моя малая родина-село Ямская Слобода»

3
0
Материал опубликован 17 November 2018

Село Ямская Слобода

Ямская Слобода- такое название встречается во многих городах, расположенных на больших старинных трактах. Ямская слобода — название пригородных слобод многих городов России, в старину заселённых ямщиками, обязанными некогда «гонять» почту. Местами потомки ямщиков занимались извозным промыслом до конца XIX — начала XX веков. К этому времени большинство ямских слобод слились с городами и совершенно утратили свой характер. О многих из них осталось одно название, как, например, Ямская улица (ныне улица Достоевского) в Санкт-Петербурге, Ямские слободы в городах Москве, Твери, Ярославле, Курске, Торжке, Зарайске, Козлове (ныне Мичуринск), Шацке и многих других. В нашем посёлке тоже сохранилась территория с таким названием.

Мы частенько вспоминаем

На скрещении дорог

Между фронтом и Валдаем

Деревянный городок.

Многие знают это стихотворение М.Матусовского «Крестцы», но немногие слышали стихотворение М.И.Балкова(1873-1960)-жителя Ямской Слободы.

О, тройка, тройка прежних лет!

Вы не имеете понятья!

За раз проехаться на ней

Я отдал бы с себя все платья.

Лихие кони, брав ямщик!

Они несут тебя, как ветер,

Ямщик прикрикнет чуть на них,

И уж стоит, не светит.

И это стихотворение тоже о нашем посёлке Крестцы, а конкретно о его пригороде (или спутнике)- о селе Ямская Слобода. Мы изучаем историю появления и развития поселка Крестцы, судьбы людей, которые связаны с поселком. Но особенно сильно мне хотелось узнать о том, когда возникла неотделимая часть Крестец- село Ямская Слобода. Оказалось, что история этого села очень богата.

История села Ямская Слобода

В ХV веке велением Ивана III по всему тракту Москва – Новгород через каждые 20- 25 вёрст были учреждены станции – ямы. Ям состоял из постоялого двора с двумя – тремя избами, сенника и конюшни. Ямщиков, лошадей и корм для них обязано было поставлять население яма и ближайших деревень. Так появились на «государевой дороге» ямы в Валдае, Едрове, Яжелбицах, Рахине, Крестцах. «Гоньба» не прекращалась ни днём, ни ночью. Позднее, как и в Новгороде, в более крупных ямах стали возникать слободки «ямских охотников». Каждый из них должен был иметь четырёх коней, повозку, сани, сёдла, сбрую. Появилась такая слобода и в Крестцах. Ещё в первой половине ХVIII века, до преобразования яма в город, Крестецкая ямская слобода стала в губернии третьей по величине после Новгорода и Валдая.

Проработав над материалами, изложенным в книге В. В. Абрамова «Крестцы- городок на большой дороге», я открыла для себя, что наиболее точный временной отрезок, включающий в себя дату образования Ямской Слободы,- это период с 1569 по 1586 гг. В 1569 году еще «деревянные» Крестцы были сожжены Иваном Грозным. И только спустя 17 лет о поселке появляются вновь упоминания, сообщающие о том, что в Ямской Слободе существует церковь в честь Никиты Чудотворца, которая просуществовала до первой половины XIX века и находилась где-то в центре современной улицы Ямская или же немного южнее – внизу Раменской горы. По крайней мере, об этом можно судить, изучив документы и информацию из воспоминаний прежних жителей поселка.

Также доказательством того, что Крестецкий ям уже существовал в 1582 году, служат записи в писцовой книге, где даже называются имена таких ямщиков, как Сергей Севрюгин, Яков, Шуня и другие. Но более подробно о ямщиках написано в писцовой книге за 1601 год: Максим Почерняев, Василий Гладышевский, Андрей Никитин, Федор Гаврилов и другие в числе 30 ямщиков. Затем, до 1613 года продолжается Смутное Время, Крестецкий погост числится «пустым», т.е временно здесь никто не жил. После 1613 года жизнь в Крестцах начинает налаживаться. Но между жителями происходят ссоры по поводу пустующих земель. Тогда всё удалось решить мирно: землю поделили между помещиками, ямщиками и церковью.

24 августа 1776 г. последовал указ об открытии Новгородского наместничества. Новгородскому наместнику, генерал-поручику Я.Е. Сиверсу, предлагалось в декабре 1776 г. привести этот указ в исполнение, образовав на территории губернии Новгородское наместничество из двух областей или провинций - Новгородской и Олонецкой. В первую из них вошли 10 уездов: Новгородский, Старорусский, Валдайский, Боровицкий, Крестецкий, Новоладожский, Тихвинский, Устюжно-Железопольский, Белозерский и Кирилловский. Вновь образованному Крестецкому уезду передавалась часть территории Новгородского уезда. Этим же указом село Крестцы (Крестецкий ям) было объявлено город. Причем указ делал оговорку, что преобразование Крестецкого яма в город «...не может быть на точном основании прочих сей губернии новых городов». Интересы ямской службы требовали, чтобы не все жители яма, расположенного на Московско-Петербургской дороге, вступали в мещане и купеческое сословие. Определѐнная часть жителей должна была оставаться в ямщицком сословии.

К началу ХIХ века в Ямской Слободе насчитывалось около 120 домов. Население составляли не только ямщики, но и крестьяне. Огромные поля простирались от территории, где ныне находится станция на улице Валдайская, до Новодеревенского озера.

Ямская Слобода имела свое кладбище, которое теперь почти забыто. Располагалось оно около реки Холова. В начале ХIХ века кладбище было размыто прорвавшейся вследствие бури рекой. Жители, которые жили близ кладбища, не редко находили на своих участках могильные плиты и человеческие кости.

С самого начала образования села здесь разводили много живности. В 20-е годы ХIХ века насчитывалось более 100 коров, до 150 лошадей и много мелкого скота. К лошадям относились бережно, во время неурожая семья могла голодать и всю еду отдавать лошади. В 1843 году в городе Крестцы и Ямской Слободе проживало 1337 человек. Население одной только Слободы превышало 1200 человек.

Люди умели и работать, и отдыхать. Соблюдали все церковные праздники. В особом почете были масленичные гуляния. Особенным был праздник Троицы. Тогда собиралось огромное количество народа. После праздничного богослужения устраивались гуляния с песнями по всей Ямской.

Таким образом, каждое воспоминание, каждое незначительное наблюдения может сообщить о многом и служить ниточкой, которая поможет размотать клубок истории родного села.

Вехи истории села Ямская слобода связаны с историей страны. В XX веке село стало частью коллективизации всей страны. В 1931 году крестьяне Ямской слободы объединились в колхоз «Большевик», который стал потом одним из передовых в районе. По воспоминаниям жительницы М.Арсентьевой, в 1932 году личный скот обобществляли, а вот содержать его было нелегко, колхоз не имел животноводческих помещений. С годами крепло артельное хозяйство: увеличилось поголовье скота, строились животноводческие помещения. ( Приложение)

Вспоминает жительница села П.Мудкина: «Как только организовался наш колхоз, я сразу вступила в него. В первые годы было трудно. Мало машин. А потом колхоз окреп. Перед войной мы стали жить зажиточно. Но война прервала наш рост. Мужья, сыновья и братья ушли на фронт» ( Приложение)

Но жизнь в колхозе продолжалась. Все мужские работы легли на женские плечи. Женщины и дети работали в поле, на фермах. Было получено распоряжение об эвакуации скота. Но впоследствии, когда фронт стабилизировался, из Вологодской области были пригнаны 15 коров, и началось увеличение поголовья скота, а, следовательно, возросло производство молока и мяса. В 1943 году в газете «Серп и молот» были опубликованы Правила внутреннего распорядка колхоза «Большевик» Ямского сельсовета. Эти Правила регламентировали распорядок дня колхозников и жителей, привлекаемых правлением на артельные работы, организацию и учёт труда, дисциплину труда и меры взыскания, а также меры поощрения лучших людей с учётом военного времени. Продолжительность рабочего дня устанавливалась с учётом сезонных работ: в период предпосевных работ- с 6 часов утра до 8 часов вечера, в период весеннего сева – с 6 часов утра до 9 часов вечера, в период сенокоса –с 4 часов утра до 9 часов вечера, в период уборки урожая- с 5 часов утра до 9 часов вечера, во время весенних и зимних работ –с 8 часов утра до 7 часов вечера, выходной- воскресенье. От каждого колхозника требовалось выполнение и перевыполнение норм выработки. Все подростки с 12-летнего возраста, старики и старые колхозницы должны были принимать участие в колхозных работах по мере своих сил. Правление колхоза подводило итоги «Социалистического соревнования» еженедельно и вывешивало результаты. Нарушениями трудовой дисциплины считались: невыполнение решений общего собрания, распоряжение председателя, бригадиров; невыход на работу, опоздание или уход с работы раньше времени, систематическое невыполнение норм выработки, небрежное отношение к имуществу, опоздания или неявки на общие собрания. За нарушение правил внутреннего распорядка применялись такие меры, как предупреждение, выговор, порицание, штрафы трудоднями и т.д. Мерами поощрения лучших колхозников были: благодарность, занесение на доску почёта, премирование трудоднями, деньгами или подарками и т.д.

Во время Великой Отечественной войны колхозники трудились для фронта и снабжали продовольствием тыл. Ежегодно организовывались предмайские социалистические соревнования. ( Приложение)

После окончания войны мужчины вернулись в колхоз. В этот период для восстановления хозяйства колхозники брали повышенные обязательства по урожайности. « За стопудовый урожай!»- с таким призывом в 1947 году обратился колхоз «Большевик». ( Приложение) В апреле 1947 года кинооператоры ленинградской студии побывали в колхозе «Большевик» Ямского сельсовета и засняли для киножурнала интересные моменты работы колхозников по подготовке к севу и другие случаи из колхозной жизни. Не оставалась в стороне и молодёжь колхоза. В докладах собраний, публикуемых в газете «Серп и молот», говорится об упорном труде комсомольско- молодёжных бригад. Комсомольцы работали на полях и фермах колхоза, а также на строительстве: заготавливали древесину, строили животноводческие помещения и гидроэлектростанцию колхоза «Большевик».

Фото с сайта http://www.kresttsy.ru/library_system/yamskaya-ges

Гидроэлектростанция была открыта 25 февраля 1955 года. Сотни электрических огней зажглись в домах колхозников, рабочих и служащих в Ямской Слободе, Харчевне, Долгом мосту и Берёзке(деревнях, входящих в колхоз).

Изучив материалы архива газеты «Серп и молот», я пришла к выводу, что работа колхоза «Большевик» в военное и послевоенное время была направлена на успешное выполнение всех сельскохозяйственных работ Вся деятельность была сосредоточена на быстрейшее преодоление отставания всех отраслей хозяйства сельхозартели , на увеличение производства сельскохозяйственной и животноводческой продукции.

Согласно решению исполкома Крестецкого районного Совета депутатов трудящихся  №321 от 20 августа 1965 года на базе двух крупных колхозов «Имени В.И. Ленина» и «Большевик» был образован Совхоз «Крестецкий». Он объединял земли 17-ти населённых пунктов: Ямская слобода, Вины, Долгий Мост, Шеребуть, Жихарево, Недута, Тишино, Стуковья, Красный городок, Старая Болотница, Долгий бор, Харчевня, Берёзка, Пристань, Невская, Горбуново, Новая Болотница. Совхозу принадлежало 5 989 гектар сельхозугодий, из них пашней занято 2 795 га. Основное направление совхоза - молочно-картофелеводческое. Совхоз был подчинён Управлению сельского хозяйства Крестецкого райисполкома. В декабре 1970 года в совхоз «Крестецкий» влился колхоз «Имени Чапаева» с тремя населёнными пунктами: Дубровка, Мокрый Остров, Лутовна.

В соответствии с приказом Совета Министров РСФСР от 30 апреля 1972 года №271, решением Новгородского облисполкома от 12 июня 1972 года №348 организовано областное объединение совхозов и 4 треста совхозов в его составе. Совхоз «Крестецкий» перешёл в подчинение Новгородскому молочно-картофелеводческому тресту.

За годы девятой пятилетки (1971-1975 г.г.) увеличение численности скота составило 263 головы. Дойное стадо по сравнению с первым годом девятой пятилетки увеличилось на 113 голов. На проходившем районом конкурсе мастеров машинного доения два призовых места заняли доярки бригад Ямского отделения совхоза «Крестецкий» Чинная М.Г. и Васильева М.А.

За годы девятой пятилетки в бригадах Ямского отделения совхоза «Крестецкий»построено: скотный двор на 300 голов, телятник на 136 голов, один зерноочистительный пункт.

В десятой пятилетке в Ямской слободе построено: зерноочистительный комплекс на 1500 тонн, скотный двор на 350 голов, картофелехранилище на 500 тонн. Труженики совхоза «Крестецкий» выполнили пятилетний план по продаже государству зерна на 105%, сена - на 100%. Комбайнёр Кузнецов А.Ф. намолотил за период жатвы-80 231 тонну зерна при обязательстве 200 тонн; Тимошин Н.И. намолотил 226 тонн зерна. В стойловый период 1979-1980 гг. передовиками соцсоревнования были доярки Пристанской фермы. В совхозе проводятся вечера чествования передовиков, посвящения в хлеборобы. Стали традиционными праздники Первой Борозды, Первого Снопа, Праздник Урожая.

В 1985 году совхоз «Крестецкий» выполнил годовой план по продаже государству сена витаминно-травяной муки, овощей. Коллектив Пристанской МТФ выполнил годовой план по производству молока к 25 сентябрю 1985 года, при плане 340 тонн получено 362,6 тонны. Впереди идут доярки А.И. Ильина и Т.И. Ильина.

Решением Администрации Крестецкого района от 18 марта 1993 года №239 совхоз «Крестецкий» зарегистрирован как сельскохозяйственное предприятие с коллективной собственностью на имущество, а в 2004 году совхоз «Крестецкий» был ликвидирован как юридическое лицо.

Книга памяти

Валандин Иван Тимофеевич

27 лет службы в Советской армии за его плечами. Он был награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Ленина и Красного знамени.

Иван Тимофеевич рос в крестьянской семье. В 1926 году в Ямской Слободе стала создаваться комсомольская ячейка. В числе 10 комсомольцев был и Иван Валандин. Иван окончил двухгодичную церковно-приходскую школу и школу второй ступени, но тем не менее помогал жителям овладевать знаниями.

В 1930 году Ивана Валандина вызвали в райвоенкомат. Было принято зачислить его в пехоту, но потом посоветовавшись комиссия решила, что Иван будет связистом.(он самостоятельно смастерил детекторный приемник).

С декабря 1930 года по 1934 год обучался в училище радиосвязи в городе Ленинград. По окончанию училища в звании капитана был направлен на службу в Тихоокеанский флот в войска береговой обороны. С ноября 1934 года по март 1938 года – начальник рации батареи, а с марта 1938 года по декабрь 1941 год- начальник связи артдивизиона. С декабря по август 1942 года обучался на специальных курсах усовершенствования начсостава РКВМФ при военно-морском училище Береговой обороны. По окончанию курсов и до марта 1943 года Иван Тимофеевич служил командиром по электролинейной связи, а затем был назначен начальником связи полка, принимал участие в боевых действиях с японской армией, участвовал в освобождении Северной Кореи. По окончанию войны проходил службу на острове Русском.

Долгой была его служба в Советской армии и лишь в 1957 году он уволился в звании подполковника. Проживал в Крестцах и работал в райвоенкомате. В 1996 году скончался

Достопримечательности

Свято-Троицкая церковь

С 1586 года упоминается новая церковь, которая была освящена в честь святого Никиты Новгородского. Никитская церковь сгорела во времена Ивана Грозного и в середине 19 века на ее месте стояла старообрядческая молельня.

Фото с сайта http://sobory.ru/photo/308738

В 1854 году крестецкий помещик Н.Ф. Мусин-Пушкин решил восстановить церковь за свой счет. На месте молельни поставили деревянную церковь, украшенную резьбой в византийском стиле. Собор задумывался как единоверческая церковь. Но так как церковь не могла вместить всех прихожан, жители Ямской Слободы начали строение новой большой церкви рядом с деревянной.

Так началась история Троицкой церкви, которая ныне стоит в центре улицы Ямской и радует глаз своим величественным видом.

Ходит любопытная легенда связанная с этим местом, на котором построен собор Святой Троицы. Неизвестно насколько она правдива, но местные старожилы рассказывают, что якобы убили на этом месте юродивого. Кто убил и за что, легенда умалчивает, но что это местно особенное, «заговоренное» жители помнят.

7 ноября 1865 года храм был освящен и стал действовать как единоверческая Троицко-Никитская церковь в Ямской Слободе Крестец.

В октябре Никитская церковь сгорела. При этом сильно пострадала и новая Троицкая церковь. С 1872 по 1875 годы на пожертвования жителей и петербургских купцов Мартынова, Мисурина, Дрокина и Еремеева. В эти годы в церкви с 1864 года служил священник Александр Леонтьев, который прослужил здесь почти 50 лет и был захоронен у стен храма(могила не сохранилась)

В октябре 1875 года церковь была повторно освящена.В холодной церкви было три престола: в честь святой Троицы, Архистратига Божьего Михаила и трех Вселенских учителей и святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Вместо сгоревшей церкви был пристроен зимний придел, посвященный великомученику Никите. 2 января 1873 года придел был освящен. Для симметрии был пристроен еще один придел, освященный в честь Смоленской иконы Божией Матери.

При Троицкой церкви была библиотека и церковно-приходская школа.

В годы советской власти, а именно 1937 году, храм был закрыт.

В поселке в 30-е годы разоряли Троицкий и Екатерининский Соборы. Верующие стояли на коленях, отмаливая чужие грехи.

Церковь стояла десятилетие разоренная, пока в 1979 году не началась ее реставрация. Но несчастливая судьба собора не дала этой реставрации закончится. Жители уже устали считать сколько людей пытались реставрировать храм. И казалось, уже не будет сил и возможности поднять храм, но свершилось чудо и всего за четыре месяца ,к 1990-м годам восстановили собор Святой Троицы. Колокола пожертвовали из бывших храмов Крестецкого района. Колокола Троицкого храма, по легенде где-то закрыты, а самый большой колокол, звон которого в ясную погоду был слышен даже в Валдае, разбит. Купола храма покрыты медью.

Ныне храм отреставрирован ,его освящение состоялось 9 ноября 1996 года. На торжество по случаю открытия церкви прибыли священники Новгородской епархии во главе с архиепископом Новгородским и Старорусским Львом. Владыка и совершил литургию по освящению собора.

Собор Святой Троицы обрел вторую жизнь, а люди все чаще стали поговаривать и о возрождение и второго храма – Екатерининского собора, где после разорения был открыт Дом культуры. Но все должно вернуться на свои места . Сейчас при церкви существует библиотека и действует воскресная школя для детей и взрослых.

Список литературы

Административно-территориальное деление Новгородской губернии и области. 1727 - 1995 гг.: Справочник. / Комитет культуры, туризма и архивного дела Новгородской области. Государственный архив Новгородской области. Сост.: О.В. Снытко (отв. сост.), Т.А. Данько, А.В. Кузнецов и др. СПб., 2009. 352 с

Пути-дороги [Текст] / В. В. Абрамов // Крестцы - городок на Большой дороге : историко-краеведческие очерки / В. В. Абрамов. - Великий Новгород, 2007. - С. 8-12

Спорт - это образ жизни [Текст] / Круглов Юрий Яковлевич // Крестцы. - 2004. - 1 июня.-С.3

Крестцы [Текст] / К. В. Минутин. - Л. : Лениздат, 1983. - 103 с.

Похозяйственные книги Ямского сельсовета за 1940-1946 годы

Архивы газеты «Серп и молот»

Интернет-ресурсы

http://krestci.ru/nashi-intervju/sloboda-moya-rodnaya-13-09-2014.html

http://www.kresttsy.ru/node/412

http://www.kresttsy.ru/library_system/yamskaya-ges

http://smena-online.ru/stories/yurii-kruglov

http://sport-history.ru/books/item/f00/s00/z0000036/st022.shtml

http://www.novgorod.net/~lukar/Templ.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.