Гуманитарно-экологическое исследование «Моя малая родина: природа, культура, этнос»

0
0
Материал опубликован 16 April 2018

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Слак муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан

 

 

Районный конкурс исследовательских работ

 Для обучающихся по краеведению

 

«Моя малая родина: природа, культура, этнос»

 Гуманитарно- экологические исследования.

  

учитель географии и обществознании

 Габдрахманова Зульфия Мухарамовна

 

  

 

    Содержание работы.

  

1.                Введение…………………………………………. 3-4 стр.

2.                Основное содержание………………………….. 5-13стр

          Глава1.    Географическое положение……………………… 5-8стр

         Глава 2.   Медицина. Из истории Слаковской больницы….. 9-13стр

3.                Заключение……………………………………… 14стр

     4.   Используемая литература…………………………. 15стр

     Приложения:   (фотографии)………………………….. 16-40стр

 

 

О, родная природа моя,

Природа села моего.

Каждый день ощущаю тебя,

Когда, проснувшись, смотрю я в окно.

Каждый день, открытый мне вид

Твоих ярких бескрайних полей.

Зиму каждую зарею горит

Поверхность твоих снежных морей.

Осень каждую в туманистой дымке

Темнеет твоих ветел ряд,

Тучи крапят по дождинке

И пускают грозный разряд…

 

Введение

        Актуальность исследования является работа: совершить путешествие по родной деревне и его окрестностям, чтобы узнать его главные достопримечательности и те объекты природы, которые имеют экскурсионную и рекреационную привлекательность. 

       Выбор темы данной работы связан с тем, что у каждого человека есть своя родина. Ничто на земле не может быть ближе, чем малая родина.

Перед тем, как написать исследовательскую работу, я изучила литературу, связанную с историей Башкортостана, с историей села, встретилась со старожилами села, посещали школьный исторический музей и кружок по краеведению. .

        Я постараюсь рассказать то, что удалось собрать из разных источников, что услышала о нашем родном селе Слак, из уст старожилов, которых, к сожаленью становится все меньше и меньше.  Бесспорно, без знания прошлого нет настоящего, без знания настоящего нет будущего. Знание истории дает ключ к пониманию сложных проблем современной жизни. История учит, вооружает опытом, предостерегает от ошибок.

        Малая родина. Так емко и образно называем местность, где мы родились, растем и учимся.  Вот и моя деревня Слак является таковым для меня, моих сверстников и друзей.

Каждый из нас любит свой дом, свою улицу.

      Приступив к работе, я поставила перед собой цель:   

 

ü обобщить собственный опыт путешествий по деревни и его окрестностям.

ü описать природные ландшафты и памятные места;

ü выступить перед учащимися школы.

      Для достижения поставленной цели мне нужно было решить следующие задачи:

üполучить информацию об интересное и познавательное время провождении

 в    деревни Слак его окрестностях;

ü побеседовать со старожилами;

ü изучить, проанализировать и обобщить полученную информацию;

 ü убеждать учащихся в том, что география — это не только учебник, по   которому они учатся, а сама жизнь, окружающая их.

       Для реализации поставленной цели были использованы следующие методы: наблюдения и описательный.

       Объектом исследования служит деревня Слак и его окрестности.

       Предметом исследования являются природные и антропогенные географические объекты села.

Структура работы

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и приложения.

 

    Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы учащимися и учителями при подготовке к урокам географии, природоведения и краеведения, а также во внеклассной работе.

    В качестве информационной базы использовались: материалы местной периодической печати, учебно-методические и картографические материалы, Интернет - ресурсы, а также научно-популярная краеведческая литература, рассказы старожилов, собственные наблюдения.

 

         Каждый человек на свете должен знать историю своей малой Родины, историю своего народа, проживающего рядом. Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является краеведение. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа. Сегодня как никогда важен выбор средств обучения и воспитания, приобщения школьников к миру духовных ценностей, патриотическому воспитанию и культуры.  В нашей школе работает краеведческий кружок, который занимается сбором информации по истории села, его жителей для школьного музея, чтобы наши потомки знали и сохранили историю возникновения села, своих знаменитых предков. Приобщение учащихся к историческим ценностям своего народа, формирование чувства национального достоинства, воспитание патриотических чувств к истории малой и большой Родины;

Воспитание гражданственности, патриотизма, чувства сопричастности к событиям своего края, бережного отношения к историческому наследию, стремлению укреплять и приумножать это достояние.

 

 

 Глава I.   Географическое положение.

 

                                        Природа края.

 

Территория села Слак находится в пределах Прибельской увалисто-волнистой равнины, богаторазнотравно - типчаково -ковыльных степей. Соответственно, на территории села преобладает равнинный рельеф.

На территории села формируется континентальный климат с теплым, засушливым летом и холодной, продолжительной зимой. Рядом с селом расстилается небольшой широколиственный лес. В нем растут дуб, береза, липа, осина, клен. Много дикой вишни, шиповника, калины, встречается и рябина. В лесу обитают косули, лоси, дикие кабаны, лисы, барсуки и зайцы. Также вблизи деревень можно встретить степных хорьков, зайца русака, красных лис. 

Край богат и разнообразными дикими птицами. Много куропаток, диких голубей, встречаются вальдшнеп, большой пестрый дятел, соловьи и жаворонки. Всех невозможно перечислить. В водоемы и залуженные болота прилетают различные виды диких уток: кряквы чирка, а также журавлей, цапли и других перелетных птиц. Вдоль реки расстилаются заросли деревьев, образованные тополями, ивами, липами, вязами и ломкой крушиной. Встречаются в зарослях ондатры и водяные крысы. Бассейн реки богат родниками и подводными ключами. Состав и вкус воды в каждой из них различен.

 

                                                     Население.

 Количество населения стало быстро расти, во-первых, за счет рождаемости, У мишарей еще сохранялось многоженство. У само­стоятельных крестьян было по две или по три жены и множество детей.

Во - вторых, население пополнялось также за счет новых поселенцев. Места эти очень понравились переселенцам. Природа была сказочная: полноводная река с изобилием рыбы, на заросших вязом, ольхой, ветлой берегах водилось много всякого зверья, а самое главное — чистые родники через каждые 100-150 метров. Поэтому первые жители села звали к себе других родственников и знакомых. Переселенцев становилось все больше, село росло. По данным последней переписи численность населения составляет на 12.11.2015 г. – 1100 человек. В основном это татары, но есть также башкиры, чуваши и армяне и др. Татары составляют 87%, башкиры 12%, а чуваши, и др. 1%.

Хоть наше село и небольшое, многие ее выходцы стали известными людьми в области науки и не только. К примеру: заслуженные учителя Башкортостана, заслуженные врачи   многие другие. Они занимают достойное место в истории нашего села.

Основным занятием переселенцев на новом месте было земледелие, животноводство, пчеловодство

     На сегодняшний день основное занятие населения села растениеводство, но значительная часть населения работает также в бюджетной сфере.

 

                                                 Культура.

В селе   придерживались тех же правил, традиций и обрядов, которые господствовали в то время в наших краях. Поскольку татары, мишари жили на башкирских землях в тесном общении с башкирами и были единоверцами-мусульманами, то, естественно, многие ритуалы, обычаи и обряды перенимались друг у друга. Взаимное обогащение культур способствовало установлению добрых отношений между двумя народами.

Большое значение в духовном развитии наших предков играла религия. Религиозные чувства тогда в массах были сильны. Ислам составлял часть культуры мусульманских народов, лежал в основе их образа жизни.   Обязательным   атрибутом   татарских   и   башкирских деревень была мечеть, построенная с помощью нашего земляка Даутова Наиля Миниахметовича, название в честь матери «Фарида».

По религиозным верованиям наши предки издревле ещё со времен Казанского ханства считали себя мусульманами, т.е. приверженцами ислама. Наши родичи, как и все мусульмане, справляли такие праздники как Курбан-байрам, Мавлид-байрам и Ураза-байрам. Кроме религиозных праздников, были и другие традиционные праздники: сабантуй, каз омясе,  карга боткасы и другие. Все эти религиозные обряды, нравственные принципы и каноны ислама, народные праздники, обычаи и традиции, несомненно, играли положительную роль в нравственном воспитании молодого поколения.

                             Краткая историческая справка

Сегодняшнее село Слак в конце XVIII в. было поселением мишарей. Относительно их припуска имеются следующие данные.

Башкиры Яик-Суби-Минской волости припустили первую группу мишарей еще в 1738 г. Часть мишарей осела здесь без разрешения земельных владельцев. Затем в 1749 г. новая группа мишарей  в этом селении. Противоправные их действия требовали отрегулирования взаимоотношений между башкирами и их припущенниками. И через 10 лет они пришли к необходимости узаконить эти ненормальные отношения. Башкиры Яик-Суби-Минской волости заключили с ними договор в 1759 г., который через год был утвержден Уфимской провинциальной канцелярией. Текст договора гласит: \»1759 году Уфимского уезда Ногайской дороги Яик-Суби-Минской волости деревни Чуракаевой Чуракай Тюркеев, Идрис Муашев, Шарип Чуракаев, Таганай Биккулов, Чабык Акбердин, Мурзаш Темирбаев, Башир Кулбаев, Муксин Аккулов, Темир Муртазин, Насыр Шейдяков, Кутуш Акбердин, Чувашбай Тимишкин, Якуп Ихиков, Аккубяк Терпеев, Сагит Мавлякеев, Каипкул Утяков, той же волости д. Кармышевой , той же волости д. Алылевой  все мы, большия и малыя с товарыщи, со общаго согласия отдали жалованную свою землю по речке Слак Уфимскаго уезду Сибирской дороги команды мещерятского старшины Салтанбека Янышева д. Кандяковой Ахмер мулле Абдрахимову с товарыщи 15 дворам, а с каждого двора оброку по 20 копеек, а тот оброк платить по миновении трех лет, а оная земля по урочищам — по р. Слак, а оной речки Слак межи — нижняя до Верхний Ольховый Каран до устья к тому Ольховому Карану до межи Тлякеева колка до выпадучи речки до урочища Илькальминского, от этого до Чермиского кошу до ястрибиного гнезда, а оттоль чрез Узяк до Черемисского кошу по р. Каран до Слаку и тому Слаку по обе стороны лугами вверх итти до устья Бишинды, а от того устья на нис и вверх до устья Ольхового Карана между дву Ольхового Карана припустили вечно пашню пахать, сено косить, лес рубить и бревна и лубья снимать, мельницы строить и со всеми угодьи, а ежели найдут дубленицы поделить пополам, тако ж лисиц, куниц — пополам и в тех межах и урочищах ему, мулле. Ахмеру Абдрахимову, где мы сами всякие угодья употребляем тако ж ему, Ахмеру, не отказывать, а им, припущенникам мещерекам дать им, асабам, оброчных денег с каждого двора в год по 20 копеек без всякого спору. В том я, Ахмер мулла Абдрахимов. руку приложил и мы, асабы, дали для уверения и о неспоре тамги свои приложили».

А в указе Уфимской провинциальной канцелярии от 22 декабря 1760 г. уточняются места выхода мишарей. Ахмер мулла Абдрахимов, например, переселился сюда из д. Суюндуково, Муртаза Усейнов — из д. Мунгачево, Ягафар Даутов — из д. Богданово, Усеин Байматов с тов., Адильша Габдусалимов — из д. Балышлы, Ягафар Абдрахманов — из д. Карамалы, Резяп Ильяв, Гумер Амаметов, Аит Галин из д. Каратяка, Ахмер Алменев с тов. — из д. Аврюз, Якуп Богданов — из д. Исланово, Ишкиня Байбарисов — из д. Сафарово, Тимган Усманов с тов. — из д. Кудушли, Мурадым Усейнов, Исмаил Сулейманов, Салим Махмутов — из д. Балышлы. Среди них был из Осинского уезда и Габбас Иштуганов. В том указе говорится, что »взяли вы у башкирцов Яик-Суби-Минской волости землю, на которую назад тому лет десять переселились и поныне жительство имеете. Указ дан для того, чтобы им не было утеснения».

Припуск практиковался и позднее, причем припускали снова не только владельцы вотчины, но и сами припущенники. В 1804 г., по словам слаковцев, к 15 дворам мишарей были прибавлены еще столько же семей, затем сами мишари »припустили еще 25 дворов. Теперь нас более 80 дворов». Здесь были и тептяри.

Вот так шло формирование населения д. Слак, которое сначало называлось Суюндуково (по названию места выхода — родной деревни муллы Ахмера Абдрахимова), затем — Ахмерово по имени муллы, и, наконец, — Слак. Все названия происходят от антропонима, кроме последнего: Слак — от гидронима, названия речки.

Теперь слово о развитии деревни. В 1783 г. здесь отмечено б, в 1795 г. — 4 тептяря, 780 мишарей, в 1816 г. — 820 мишарей, 6 тептяря, 40 служилых татар, в 1834 г. — 1403 мишаря, в 1859 г. — 2161 припущенник, в 1870 г. — 2354 башкира, в 1920 г. — 5070 башкир при 985 дворах. Как видно, 2 раза мишари ошибочно были названы башкирами. В конце XIX в. в Слаке было 4 мечети и 2 конфессиональные школы.

В одном документе говорится об обострении земельного вопроса в конце XIX в. В конце марта 1882 г. до 200 жителей Слака, вооруженных кольями, топорами и ружьями, напали на имение землевладельца Алексеева и, вырубив самовольно более 3 десятин лесу, увезли его к себе В деревню. Прибывшие на место происшествия представители местной власти были встречены выстрелами.

 

  Глава II.                  Медицина.  Из истории Слаковской больницы.

 

                    Медицина — система научных знаний и практических мер, объединяемых целью распознавания, лечения и предупреждения болезней, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продления жизни.

   Впервые заговорил о необходимости создать государственную помощь в России царь Иван Васильевич Грозный. На Стоглавом соборе, который состоялся в 1551 году, он сказал, что в каждом городе должны быть построены богадельни для мужчин и женщин и больницы.

       Много сделала для развития системы государственной благотворительности в России Екатерина П. Начнем рассказ об этом с важнейшего законодательного акта ее правления — «Учреждения для управления губерний Российской империи» , подготовленного самой Екатериной и принятого 7 ноября 1775 года. Согласно документу, в каждой губернии были созданы приказы общественного призрения — система государственной помощи, осуществлявшая всю социальную политику в стране

      В России в XV в. начали появляться первые врачи из Европы, которые начали занимать доминирующее положение. Среди зарубежных врачей, которые были приглашены на русскую службу, можно встретить достаточно известных медиков

Здравоохранение в Башкортостане — совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья жителей Республики Башкортостан, продления их долголетней жизни, предоставление им медицинской помощи в случае утраты здоровья. [2].

Медицинские учреждения появились в Башкортостане в XVIII веке                 Один из внешних символов медицины с конца XX века — шестиконечная «Звезда жизни». Более древним символом медицины является посох Асклепия, который, согласно преданию, принадлежал великому целителю. Третий популярный знак — красный крест и красный полумесяц; его слава тесно связана с деятельностью Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Четвертый символ медицины — чаша с обившейся вокруг неё змеёй — связан с Авиценной, который в лечении применял яд змей и древнегреческой богиней здоровья Гигиен, изображавшейся с чашей и со змеёй –называется Чаша Гигиен

 

 

           В 1898 году в деревне Слак решением Слаковского кантона был образован фельдшерский пункт. Там работал один фельдшер, который оказывал населению первую помощь.  С 1910 года начал работу фельдшерско-акушерский пункт на две койки. Здесь вели прием фельдшер и одна повивальная бабка(акушерка) [9].        

    Старшая сестра Ленина, Анна, жила за границей в 1897 году, почти два года (1900-1902) в Мюнхене, Дрездене, Париже, Берлине, затем приезжала в 1907 и 1911 годах. [2].                                                                                    

          В 1920 году при открытии Слаковской земской больницы приезжала старшая сестра Ленина Анна, была открыта больница на 15 коек. Был один врач с высшим образованием. На то время это была единственная земская больница в Альшеевском районе. До 1929 года главным врачом больницы в селе Слак работал Хрисанф Николаевич Васильев(1884-1938) -выпускник Казанского медицинского института. Здесь же работала его супруга Олимпиада Сергеевна. Он был и терапевтом, и хирургом, и педиатром. Благодаря своей доброте, внимания к людям и готовности в любое время прийти на помощь, он пользовался большой популярностью среди населения. [2].                                                                             

          В 30-е годы прошлого века в больнице стало 25 коек. Прием вели два врача.  В годы Великой Отечественной войны в больнице-50 коек, были отдельные родильное отделение и операционный блок. Работали два врача терапевта и один хирург. Как и в Шафрановском госпитале здесь лечились раненные на полях сражений бойцы.                                          

          В 1946 году в больнице начал работать фельдшером Валиахметов Хайдар Валиахметович. Он родился в 1922 году в деревне Слак. В 1942 году окончил Уфимскую школу военных фельдшеров. Участник Великой Отечественной войны, с 1942 по 1945 год служил фельдшером батальона, лейтенант медицинской службы. Имеет боевые и трудовые награды. Проработал фельдшером в Слаковской участковой больнице 38 лет.                                                В 1956-1960-х годах в больнице работал известный хирург Беляев Николай Иванович. На операциях ему помогала операционная медсестра Габдрахманова (Нургалиева) Миниса Файзрахмановна-моя бабушка. Она проработала в нашей больнице больше 30 лет. Работала в операционной, в процедурном кабинете, постовой медсестрой. Потом работала процедурной медсестрой в амбулатории.  [3].                                                                                                      В 1954 -57-х годах в больнице работали хирург Евдокимов Александр Николаевич и гинеколог его жена Раиса Георгиевна. 1954 году старшей сестрой больницы работала савчик Зоя. После нее была Янгуразова Ханифа.Затем Дактова Канзия Исмагиловна. Которая многие годы своей жизни посвятили Слаковской участковой больнице.                                                                                                               В 1957-60-х годы- врач Татаренко Ефим Лазаревич и Неля Михайловна.                                                 В 1960-1968 годы заведовал больницей Аев Салават Минибаевич, его супруга Таслима Ахметовна была гинекологом. С 1964 года в больнице лаборанткой работала Шарипова Вариса Нурулловна. Она делала все виды анализов: общие анализы мочи и крови, зондирование желудка. Она проработала в больнице около 40 лет.  

Однажды Пифагор сказал: "Делай великое, не обещая великого" Спасение жизни людей без лишних слов и обещаний суть профессии врачей. Ведь мы не знаем, что нам уготовано и даже врачи профессионалы не могут на сто процентов уверены в успехе лечения. Но при этом почти всегда делают максимум возможного для лечения людей. [5]. А положительный результат всегда делает счастливыми пациента, его близких и врача!
     "Великими врачами могут быть только проницательные умы"!
                                                                                                    В 1968-1971 годы- Набиулин  Фанис  Гарифуллович и его жена  Бибинур Мифтаховна_гинеколог. Они в данное время живут и работают в г. Октябрьском.   С 1972-1972 годы врачи Гиниятуллин Альфред Генадьвич (1946г/р) и его жена Валентина Михайловна(1948г/р).                                                                                                                                          С 1974-79 годы главным врачом больницы был Насыров Хабир Мусарович, его жена Хануза была стоматологом.                                                                                                                              В 1954 году больница была на 60 коек: 40 коек- терапевтические и хирургические, 10-родильные, 10- инфекционные. Было подсобное хозяйство:корова,лощади,бык.  В хозяйственной части работали четыре человека. Завхоз: Даутов Ворошил, водитель: Исмагилов Ахат.                                                                                                                                                           В 1960-х годах в больнице начинает работать Аев С.М. Он был и хирургом, и терапевтом, и рентгенологом, и экспертом. (в больнице в те годы проводили даже экспертизу погибших)  [6].                                                                                                                                                              Обслуживаемая территория простиралась между деревнями Сараево, Мендяново, Чуракаево, Ханжарово и др. В больнице имелась машина скорой помощи марки Шкода .  В больнице работал аптечный пункт, которым заведовал Султанова Жамиля Гилиятовна. Она готовила микстуры, порошки и даже стерильные растворы.Несмотря на свою постоянную загруженность, занятость, доктора находят возможность каждому пациенту уделить внимание для объяснения и консультации. Вежливая улыбка и доброжелательность - таков стиль общения с пациентами, такова атмосфера в стенах отделения. Спасибо всем докторам, медсестрам, всему персоналу за сложный, напряженный труд, за ответственное и добросовестное отношение всех и каждого к своим обязанностям. Спасибо, что выбрали эту Божественную профессию, приходите на помощь, творите чудо, спасаете женщинам здоровье, дарите радость. И умеете это делать с особым чувством такта и понимания психологического и эмоционального состояния и настроя женщины. ……что, каждый раз, избавляя от боли, возвращают к жизни, благодаря своим знаниям, опыту и таланту. Бесконечное уважение всем за верность избранной профессии. Оставайтесь все здоровы и счастливы [14].

     В эти годы в больнице работали санитарки: Назира апа , Фэрхи апа , Минигалиева Муслима , Хабира апа , Сафина Флюра , Ахметзянова Асима , Разифа апа , Лутфуллина Вариса . Повара: Рахматуллина Гульчира и Абдрахманова Файма. Прачка Галима апа . Сестра-хозяйка Гарипова Минзифа . Дезинфектор Сулейманова Мадина, (Приложение).

      С 1972 по1974 год фельшером работал Мусин Фуат  Хуснуллович. Он также работал ренген-лаборантом. Ренгенологический кабинет работал круглосуточно. [11].

    1965 году начал работать Слаковская амбулатория. Врачебным участком заведовал врач Шайхсламов Ринат Габдуллович.

    С 1978 года заведующим стал Ханнанов Гали Басырович.

     В 1977 году в больнице начали работать супруги Каррамовы . Раис Ахкямович-хирург-терапевт и Райля Хазиахметовна врач педиатр. Они   не покладая рук работают и по сей день. [12].

           «Семья и дети – главное в жизни. Физическое и психическое состояние любого человека во многом зависит от семейного благополучия. И каждый специалист нашей больницы, так или иначе, сталкивается с пациентами, здоровье которых могло бы быть лучше если бы в свое время, они относились серьезней к себе и жизни. И сегодня все желающие медработники нашего учреждения попробовали донести это до пациентов не совсем привычным способом» - рассказал главный врач Каррамов Раис Ахкямович.

        1990 год- открыли новую больницу. В конце 1990 года больница переехала в другое здание. Здесь были созданы хорошие условия работы, так же работал физиотерапевтический кабинет медсестрой была Биктагирова Хумайра.      В эти годы в больнице работали старшая сестра Нугуманова Василя, мидсестры: Мингазова Эльвира, Зиннатуллина Гульфира,, Исмагилова Зульфира, Гильманова Фарида  , Зарипова Назия, Хазивалиева Розалия,Шарафутдинова Линура, Закирова Флюза. В физкабинете работала Хафизова Фания, лаборантка Гаитова Рима. Санитарки: Галиахметова Замия, Гибадуллина Альбина,Хайретдинова Гузалия. Повар Ахметгареева Минигуль, дезинфектор Гизатуллина Рима. (Приложение)

Работали они, не считаясь со временем. В течении многих лет больница занимала в районе первое место и удостаивалась переходящего Красного Знамени. Многие сотрудники были награждены медалями, грамотами, дипломами.

 Идут годы, время диктует свои правила. Волна перестройки90-х годов коснулась и Слаковской больницы.Она и была закрыта, а зря. Жители многих деревень остались без своей участковой больницы. Она оставила добрый след и хорошие воспоминания. (Приложение).

Большое спасибо всему медицинскому и обслуживающему персоналу за внимание, чуткость и доброжелательность, высокий профессионализм.

      В 1998 году Слаковская участковая больница была реорганизовано в Слаковскую врачебную амбулаторию. В итоге получилось к 100- летию больницу закрыли. [3].

     С 1998 года в Слаке работает врачебная амбулатория.Здесь ведут прием врач общей практики Каррамов Р.А. и педиатр Каррамова Р.Х. После ухода на пенсию Валиахметова Х.В фельшером долгие годы работала Гарифуллина М.Х. Она была и фельшером и аккушеркой.. Сейчас в амбулатории работают: фельшер Баширова Л.Т.,медсестры Хазивалиева Р.А.,Шарафутдинова Л.Г., зубной врач Нургалиева З.М., детская медсестра Закирова Ф.А., санитарка Шаяхметова Р.Д., водитель Абдрахманов И.З. [14].

 

                                                     Заключение

   Практическая значимость моей работы:

Я считаю, проводимая работа имеет большую значимость не только как исторический материал. Во мне появилась уверенность в реализации личностных качеств, а именно:

·                                          Приобретение опыта публичного выступления.

·                                          Потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия наших предков.

·                                             Культура общения с научными работниками.

·                                             Уважение к истории родного края.

 

·                                             Воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения.

·                                             Использование материалов для уроков истории в школе, для дополнительного образования.

Большую помощь в сборе информации и в оформлении работы «Историю забыть невозможно» оказали учителя нашей школы.

Перспектива нашей работы:

Тема изучена мной достаточно, но и не полностью. Считаю возможным продолжить сбор и обработку информации.

  Моя деревня Слак относится к числу больших поселений.   Академик А.Е. Ферсман писал: «Познавайте свою страну, свой край, свою горушку, свою речонку! Не бойтесь, что малы эти горушки и реки, ведь из малого вырастает большое!» А школьные экскурсии помогут лучше изучить и узнать свой край. Изучая историю своего села, историю малой Родины,  я стала лучше знать свой край, глубже понимать происходящие в селе события. Узнала, как в давнюю пору жили и трудились наши далекие предки, а также познакомилась с культурой и традициями наших земляков.

Я глубже осмыслила понятие Родины, она стала нам ближе и роднее. Познавая исторические пути наших соотечественников, я в большей мере прониклась чувством гордости   и любви ко всему тому, что связывает нас со своей малой Родиной. Я поняла, как у человека и гражданина рождается чувство патриотизма, любви и преданности к своей Отчизне и ее народу.

  Многие люди проводят всю жизнь в одном и том же месте, ходят по одним и тем же улицам и совсем не задумываются, насколько им все это дорого. Но стоит хотя бы на время потерять это, сразу чувствуется тоска, подкатившая к горлу, какое-то чувство пустоты. Я не знаю, что ждет меня впереди. Скорее всего  я уеду куда-нибудь учиться, может быть останусь там жить. Но в сердце всегда будет любовь к моей малой Родине, моей деревне Слак.

 

Чтоб стал край родной детьми больше любим, историю свою для потомков сохраним!

 

Список литературы:

 

1.     «Атлас Республики Башкортостан». 1999г. А. И. Преображенский, С. А. Любимов, О. И. Бетин, Г. Е. Борисов, Н. И. Дудник, А. А. Козлов, В. М. Колонтаев,

a.     А. А. Следников, и т. д.

2.     «География Башкортостана». 1985г. Н. И. Дудник, М. К. Снытко,

a.     Н. Г.Фолин.

3.     «Культурное строительство в Республике Башкортостан 1918- 1928». 1983г.  Профессор Н. А. Окатов, Г. И. Ходякова, Э. Н. Кузнецова, Н. А. Белолипецкий, Л. А. Бубенцов, В. И. Рыбаков, Г. И. Сельцер.

4.     «Мичуринские были». 1973г. И. С. Никулин.

5.     «Наша гордость и слава». 1968г. Л. Дьячков.

6.     «Очерки истории Альшеевского района». 1984г. Ю. А. Манаенков, А. И. Рябов, Л. А. Бубенцов, М. И. Дробжев, В. М. Кольцов, Ю. Д. Мещерин, В. И. Рыбаков, Г. И. Сельцер.

7.     «Сказки о земле Башкортостана». 2004г. Т. И. Попова.

8.     «Альшеево». 1987 г. Г. И. Сельцер, В. Т. Дорожкина.

9.     «Альшеевский район. Административно-территориальное деление».  1975 г.  Л. М. Зубынин, А.А. Иванов, В.И. Каменский, А.С. Куликов, К.К. Мусиков, В.Ф. Ромашов, М.К. Снытко.

10.                       «Башкирская энциклопедия». 2004 г. Л.Т. Протасов.  

11.                       Воспоминания местных жителей.

12.                       Архивные материалы.

13.                       Книги приказов по Слаковской школе с 1935 года.

14.                        Архивные материалы школьного краеведческого музея Слаковской средней школы.

15.                        Приложение

 

          Приложение (фотографии)

 

Географическое положение

До районного центра (Раевский): 20 км

До ближайшей ж/д станции (Шафраново): 6 км

Широта: 53°58’00» Северной Широты

Долгота: 54°43’00» Восточной Долготы

Население на 12.11.2015 г. – 1100 человек, большинство татары.

Перечень предприятий и учреждений

1.      Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общая образовательная школа с. Слак ул. Центральная 2

2. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение с. Слак ул. Центральная 2а

3. филиал Почта России

4. Слаковская врачебная амбулатория

5. магазин «Алина» ИП Гильманов

6. Федеральное бюджетное учреждение эксплуатации водохозяйственных объектов и сооружений бассейна р.Белой

7. Слаковская сельская библиотека

 

                Карта Альшеевского района

 

                               Природа села Сла

 

 

                         Просторы  горы Мустаким

 Лечебный источник   «Чистая вода»

 

                        Лечебный источник «Каменка»

 Холмистая местность «Эби тауы»

 Лечебный источник «Кызыл чишма»

 

 

 

               Источник содержащий сероводород «Ак чишма»

 Водохранилище села Слак

 Мечеть «Фарида» построенный 2002 году

   Амбулатория села Слак

 Старая больница села Слак

 

 

 

 

 

                                             Коллектив медсестер Слаковской больницы

 

 

 

 

 

 

 

 

Прием ведет терапевт Каррамов Раис Ахкямович

 

 

Фельдшер с большой буквы Валиахметов Хайдар Валиахметович

      Регистратура поликлиники медсестра  Шарафутдинова Линур

       Прием ведет педиатр Каррамова Райля Ахметовна

      Прием ведет зубной врач Нургалиева Зухра Марваровна

                Прием ведет фельдшер-акушер Баширова Люзия.

Комментарии
Комментариев пока нет.