"Моя малая родина" - социальный проект
Государственное общеобазовательное учреждение «Средняя щкола № 21 Г.О. Мариуполь» Донецкая Народная Ресублика
Проект
«Моя малая родина»
Автор: заместитель директора по УВР
Касьянова Лидия Васильевна
2024 год
Данный проект имеет большое значение в деле формирования личности детей, воспитания Гражданина и Патриота. Проект - объединяет единой целью не только основных участников образовательного процесса педагогов и детей, но и привлечь не менее заинтересованную сторону в качественном воспитании подрастающего поколения - родителей.
Актуальность проекта.
Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье - один из основополагающих принципов государственной политики в области образования. Воспитание юного гражданина, здорового нравственно и физически, способного к защите Отечества. Зреет в сердцах наших детей как наивысший уровень гражданского самосознания - патриотическое чувство сопричастности судьбам Отечества. В этом смысле воспитание патриотов - самая высокая задача любой системы воспитания, не теряющая значимости и в современное время.
Цель проекта
Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе.
Формирование чувства сопричастности к родному краю, семье.
Задачи проекта
Воспитание любви к своей малой родине;
Развивать эмоционально-ценностное отношение к достопримечательностям нашего города.
Развитие наблюдательности; умения фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины;
Научить детей пользоваться справочной, научно-популярной литературой, периодическими изданиями, современными источниками информации.
Находить в архиве соответствующий материал;
Обогащать и систематизировать знания детей о Мариуполе.
Развивать творческое воображение и фантазию детей, творческие способности.
Интервьюировать членов семьи об истории и достопримечательностях малой родины;
Составить устный рассказ;
Выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии;
Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.
Способствовать активному вовлечению родителей (педагогов) в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и клуба.
Время работы над проектом:
Сентябрь 2023 - май 2024
Возраст детей: 7-15 лет
Ведущая деятельность :
творческая, поисковая, исследовательская.
Самостоятельная деятельность детей в данном проекте:
Поиск информационного и иллюстративного материала ( выбор красивых мест для фотоснимков, поиск пословиц, стихов о Родине, выполнение рисунков, аппликаций).
Роль педагога :
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, сопровождение их в процессе проектной деятельности, обучение взаимодействию друг с другом, с родителями, педагогами.
Прогнозируемый результат:
Презентация проекта « Лучший город на Земле»;
Формирование исследовательских, творческих форм мышления;
Развитие познавательных способностей, навыков самостоятельной деятельности, умения публично выступать и представлять проект.
Ожидаемые результаты :
Для ребят:
- ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;
- развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;
- самореализация.
Для педагога:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, педагогами;
- личностный и профессиональный рост;
- самореализация.
Для родителей :
- повышение уровня личностного сознания;
-укрепление взаимоотношений между детьми – родителями - педагогами , самореализация.
Принципы реализации проекта :
В процессе работы необходимо руководствоваться следующими принципами:
1) Принцип развития - отражает четкую ориентацию на развитие личности.
2) Принцип дифференциации и индивидуализации - предполагает создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка, его семьи, группы.
3) Принцип диалогического общения - отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.
4) Принцип доступности - предусматривает организацию работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности, а также индивидуальных особенностей семейных отношений.
5) Принцип системности - достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности
Формы и методы реализации проекта:
- Познавательные занятия, экскурсии;
- Продуктивная деятельность;
- Фотовыставки, выставки рисунков.
Описание проекта:
Подготовка.
Экскурсии по достопримечательным местам Мариуполя.
Посещение музеев, выставок, памятников и памятных табличек.
Посещение библиотеки.
Беседы «Знакомство с историей и достопримечательностями своего города»
2.Сбор материала.
Подборка фотоснимков красивых уголков и его окрестностей, достопримечательных мест, объектов социальной сферы, придумывают подписи для каждой фотографии, подборка пословиц, стихотворений о Мариуполе.
Обсуждение собранного материала.
Обсуждение разных идей, подходы к оформлению альбома, отбирается самый важный и интересный материал, определяется логика его расположения в альбоме. Педагог дает рекомендации по оформлению собранного материала.
Самостоятельная работа.
Сбор материала для альбома.
Сбор материала для фильма
Защита результатов.
Презентация проекта на открытом занятии.
План работы :
№ п/п | Мероприятия | Ответственный |
1. | Подбор литературы | Касьянова Л.В. |
2. | Выбор места проведения экскурсий, фотографирование | Касьянова Л.В. |
3. | Посещение музеев | Касьянова Л.В. |
4. | Посещение библиотеки. | Касьянова Л.В. |
5. | Деление класса на группы, выбор консультанта | Касьянова Л.В. |
6. | Беседы «Знакомство с историей и достопримечательности Мариуполя» | Касьянова Л.В. |
7. | Оформление материала | Касьянова Л.В. |
8. | Защита работ | Касьянова Л.В. |
9. | Оформление фотоальбома | Касьянова Л.В. |
Ресурсы :
а) Людские: родители, педагоги.
б) Информационные: энциклопедия, литературные произведения.
Результативность проекта :
В подборе материала для фотоальбома ребята смогут показать и применить те знания и умения, которые они получили и запомнили на уроке, экскурсии, посещении музея, библиотеки, так и во время работы над проектом. Общая работа поможет еще больше сплотить ребят, даст возможность прислушаться к мнению своих товарищей, прийти к единому решению, поможет взглянуть на результативность своего труда, общую работу – создание фотоальбома.
Ребята могут проявить свои умения рисовать, узнавать, подбирать нужный материал, поможет не оставаться в стороне, а быть непосредственным участником проекта.
Развитие проекта:
Возможно дальнейшее привитие интереса детей к истории своего города, любви к маленькой частице своей Родины.
Вывод
Работа над проектом помогла найти единомышленников в проектной деятельности, ими стали педагогии и родители , которые продолжат работу по гражданско-патриотическому воспитанию в семейном кругу.
Большое место отводилось участию детей во всех этапах проекта: они вместе с родителями и педагогами участвовали в экскурсиях и изготавливали материалы по итогам этих экскурсий, самостоятельно выполняли рисунки, подбирали стихотворения о своем городе и другое.
В процессе работы над творческим проектом ребята овладели следующим:
навыками коммуникативной деятельности;
умениями самостоятельно добывать знания, используя различные источники информации, тем самым, развивая свой кругозор;
учились вырабатывать навык работы по чётко определённому плану (поэтапно);
учились развивать умения логически мыслить, анализировать, обобщать и делать выводы;
развивали творческие способности.
Результаты проектной деятельности.
Все участники проекта проявили активность, получили положительный эмоциональный заряд от проделанной работы.
Дети расширили знания о своем городе, улице, родословной, интересах и традициях своей семьи, они с гордостью делились информацией об этом.
Легоцкая Вера Сергеевна