Проект «Моя Малая Родина»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30
Проект
«Моя малая Родина»
Выполнила:
Воспитатель МБДОУ «Детский сад№ 30»
Пасынкова Г.П.
Алапаевск, 2018г.
Актуальность
Неотъемлемая часть любой системы образования - воспитание патриотизма. Патриотизм - это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Формирования у детей любви к Родине – это накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Известно, что дошкольный возраст – важный период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Задача взрослых наполнить детские сердца негаснущим светом народной культуры, знаниями традиций и истории своего города. Наш любимый городок – маленькая частичка Урала – красивого и богатого уголка России. Алапаевск – наша малая Родина. Навсегда, на всю жизнь, нам дорого то место, где мы родились, провели детство. Для многих из нас, живущих и работающих в Алапаевске – этот город является родным. Что следует иметь в виду, воспитывая у ребёнка первые чувства гражданственности? Как раскрыть перед ним содержание такого сложного и многогранного понятия, как «Родной город»? Все эти вопросы подтолкнули меня к разработке и реализации проекта «Моя Малая Родина». Этот проект позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Алапаевска, поможет сформировать любовь, патриотические чувства и заботливое отношение к родному городу. Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение. Во время реализации данного проекта дети приобретают новые знания, касающиеся своего родного города, а так же обогащают свой опыт взаимодействия со сверстниками, педагогами дошкольного учреждения, а так же, что не мало важно, и с родителями.
Проблема: формирование и углубление знаний о родном городе, воспитание у детей патриотических чувств.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный сентябрь 2017г.- март 2018 г.
Участники проекта: дети (6-7 лет) подготовительной группы, родители, воспитатели, специалисты ДОУ.
Социальные партнеры: центральная библиотека г. Алапаевска, библиотека микрорайона «Рабочий городок», МОУ СОШ № 5 г. Алапаевска, музей П.И. Чайковского.
Наличие межпредметных связей: интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:
подбор методической и художественной литературы;
подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии);
дидактические игры;
подбор мультфильмов, фильмов, прослушивание песен;
выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей;
презентация к проекту.
Цель проекта:
Создание условий по формированию основ гражданственности ребёнка дошкольника путём приобщения к истории и культуре малой Родины.
Задачи проекта:
Образовательные:
Ознакомление детей с историческими сведениями относительно их родного города, а так же его местонахождением, традициями и культурой города Алапаевска;
Расширить и углубить знания детей о городе Алапаевске, его достопримечательностях, памятниках, символике, о людях-героях родного города;
Формировать интерес детей к прошлому и настоящему, познакомить детей с современной жизнью города;
Стимулирование деятельности, направленной на поиск информации по теме реализуемого проекта;
Познакомить с историей возникновения микрорайона «Рабочий городок»;
Создать предметно – развивающую среду в группе (схема г. Алапаевск, сюжет «Мой город».);
Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц города нашла отражение история города Алапаевска;
Сформировать умения, ориентироваться в городе, пользоваться картой, читать условные обозначения.
Расширять представления детей об использовании полученных знаний и умений в разных видах деятельности (двигательной, изобразительной, игровой, речевой), а также в конструировании, экспериментировании и т.д.
Учить детей приемам музейной деятельности экскурсовода.
Развивающие:
Развивать познавательную активность детей посредством проектной деятельности с привлечением родителей и старшего поколения (бабушки, дедушки и др.);
Развивать коммуникативные навыки детей: умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их, умение рассказать о своей поделке, читать наизусть стихи и прочее;
Развивать творческое воображение через ознакомление с творчеством алапаевских поэтов и восприятие картин алапаевских художников;
Развивать у детей мышление, воображение, умение анализировать, сравнивать посредством специальных игр и упражнений;
Воспитательные:
Прививать детям чувство гордости за свой родной город, чувство сопричастности к происходящим в нем событиям;
Воспитывать бережное отношение к достопримечательностям и природе родного города Алапаевска;
Воспитывать уважение к людям разных профессий, которые прославили город в разные исторические эпохи;
Воспитание проявления у воспитанников дошкольного учреждения любви и заботы о природе их родного города, а так же воспитание умения воспринимать его красоту и многообразие.
Задачи сотрудничества педагога с родителями:
Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки и взаимопроникновения в контексте реализации проекта;
Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
Мотивировать детей и взрослых занимать активную позицию в проведении совместных праздников, концертов и выставок по теме проекта;
Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города, ориентировать их на патриотическое воспитание в семье;
Подготовить консультации по теме проекта.
Прогнозируемые результаты реализации проекта:
По итогам проведения проекта планируется что дети:
Проявляют интерес к истории родного города;
Умеют ориентироваться в городе, вести вежливый разговор с жителями и гостями города, знают достопримечательности родного города, умеют любоваться и беречь красоту природы родного города (сформирована система представлений о родном городе);
С помощью взрослого выбирают необходимые способы работы в соответствие с поставленными задачами;
Используют полученные знания и умения во всех видах деятельности;
Чутко и бережно относятся к окружающей их природе родного города;
Умеют выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
Методы проекта:
игровые: дидактические игры, подвижные игры;
словесные: беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, рассказывание, развлечения, чтение и рассказывание стихов, считалок, сказок, загадок; разговор, беседа; рассматривание картинок.
практические: создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности, экскурсии и наблюдения, расширяющие кругозор ребенка, работа в мини-музее «Мой город» с целью формирования знаний о родном городе, дидактические игры, подвижные игры.
наглядные: организация выставок, сбор фотоматериалов, рассматривание иллюстраций.
Мотивация проектной деятельности
Воспитатель приносит в группу фотографии видов города Алапаевска (прошлое и настоящее) или показывает презентацию о родном городе. Дети рассматривают принесённые фотографии (презентацию), в создавшейся ситуации общения воспитатель задает вопросы: «Что за улица запечатлена на фотографиях (на слайдах)?», «Кто знает, сколько лет родному городу?» и т.п.
Этапы проекта |
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
Совместная деятельность с семьями воспитанников |
|
I этап (подготовительный) Постановка проблемы, цели и задач (сентябрь 2017г.) |
1. Изучение муниципального, регионального опыта работы по теме проекта, используя ресурсы Интернет. 2. Постановка цели и задач проекта на основе результатов анализа. 3. Составление плана по реализации проекта. 4. Сбор исторических данных, накопление наглядно-демонстрационного материала и пр. 5. Подбор тематики занятий, игр и других видов детской деятельности. 6. Привлечение специалистов детского сада к осуществлению проекта. 7. Подбор методической литературы. 8. Организация работы с родителями (памятки, буклеты, консультации). |
Знакомство с темой проекта «Моя малая Родина» |
1. Разработка плана проекта (воспитатель обсуждает план проектной деятельности с родителями воспитанников). 2. Анкетирование родителей по теме проекта. 3. Помощь в организации информационного стенда. 4. Сбор исторических данных, изготовление наглядно-демонстрационного материала и пр. |
|
II этап Работа над проектом (октябрь 2017 г. – февраль 2018 г.) |
1. Организует деятельность по реализации проекта (поэтапно с использованием интерактивных форм работы с детьми и родителями): - досуговые мероприятия; - открытые просмотры; - оформительская деятельность и пр. 2. Вводит в игровую ситуацию воспитанников. 3. Стимулирует активность детей через: - создание проблемных ситуаций; - положительные эмоции; - мотивацию деятельности; - игровую позицию. 4. Изготовление лэпбука. |
1. Вживаются в игровую ситуацию. 2. Участвуют во всех мероприятиях проекта. 3. Выбирают необходимые материалы для продуктивной деятельности. 4. Пополняем книжный уголок материалами по теме проекта |
1. Участвуют во всех мероприятиях проекта совместно с детьми. 2. Оказывают посильную помощь в организации всех мероприятий проекта. |
Психолого-педагогическое содержание проекта
Направления развития (ОО) |
Подразделы ОО
|
Основные цели и задачи в соответствии с программой «От рождения до школы» |
Содержание психолого-педагогической работы с детьми |
|||
Социально-коммуникативное развитие |
«Ребенок в семье и обществе, патриотическое воспитание»
|
Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к малой Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. |
1. Дидактическая игра «Путешествие по улице Ленина» 2. Рассматривание иллюстраций, открыток, фото с изображением достопримечательностей города и его архитектурных сооружений. |
|||
«Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание»
|
1.Воспитание уважения к труду близких взрослых, желание участвовать в совместной трудовой деятельности в детском саду, воспитания стремления быть полезным и умения радоваться результатам коллективного труда. |
3. Видеоролик «Наш Алапаевск». 1. Беседа о посильной трудовой деятельности в условиях семьи и детского сада. 2. Субботник по благоустройству территории ДОУ и прилегающей к ДОУ территории «Сделаем свой уголок краше». 3. Трудовые поручения «Собери на стол» и др. |
||||
«Формирование основ безопасности» |
1. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в условиях семьи (ППБ). 2. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для ребенка ситуациям на дороге. |
1. Изготовление карты-схемы «Наш микрорайон». 2. Беседа о профессиях «Кто охранял и охраняет покой нашего города?» 3. Занятие познавательного цикла о ПДД и ППБ с использованием ИКТ. 4. Выставка детского творчества «Внимание: дорога!». |
||||
«Игровая деятельность» |
1. Развитие у детей самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции. |
1. Сюжетно-ролевые игры: "Мы – строители", "Почта", "Библиотека", "Мы – экскурсоводы", "Наша улица", « Больница», «Семья», «Автобус», «Дом», «Мы едем по |
||||
2. Формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации. |
нашему городу» и т.д. 2. Дидактические игры: «Какой наш город», "Было - стало", «Кто что делает», "Прогулка по городу", лото "Знаешь ли ты свой город", "Любимый город", " Собери из частей целое ", «Подбери словечко», «Вот моя улица, вот мой дом», «Мой дом», «Где, чей дом?», «Какие бывают дома»; «Дострой дом». |
|||||
3. Словесные игры: «Я начну, а ты продолжи (правильное поведение в городе, «Скажи со словом «городской», «Скажи наоборот», «Один – много» 4. Русские народные подвижные игры. |
||||||
Познавательное развитие |
«Приобщение к социокультурным ценностям» |
1. Расширение представлений об архитектурных памятниках, учебных заведениях и промышленности города. 2. Знакомство детей с профессиями, связанными со спецификой родного города. |
1. Тематические беседы: Беседа с просмотром презентации: «Моя малая Родина», «Что мы знаем о родном городе?», «День народного единства». 2. НОД «История возникновения родного города», «Замечательные люди города Алапаевск» , «Мы –горожане» (правила этикета). 3. Тематические экскурсии. |
|||
«Формирование элементарных математических представлений» |
Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, дней недели, месяцев, времен года и др. |
НОД «Сколько лет родному городу?» |
||||
«Ознакомление с миром природы» |
Формирование первичных представлений об особенностях природы родного города. |
1. Показ серии презентаций «Природа родного города». 2. Беседы по теме «Любимое место отдыха». 3. Экскурсия в парк города Алапаевска. |
||||
«Конструктивно-модельная деятельность» |
1. Формирование интереса к разнообразным зданиям и сооружениям (дома, школы и др.). 2. Закрепление навыков коллективной работы: умения распределять обязанности и работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу. |
1. Рассматривание иллюстраций с изображением старинных и современных зданий города. 2. Изготовление макета «Микрорайон моей мечты», «Мой дом». 3. Конструирование «Городской парк», «Наш детский сад», «Дома на нашей улице». |
||||
Речевое развитие |
«Развитие речи» |
1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. 2. Развитие всех компонентов устной речи. |
1. Беседа на тему «Улица, на которой я живу», «Герб и флаг нашего города», «Улица, на которой находится наш детский сад», 2. Беседы с дошкольниками о профессиях «Кем работает мой папа, моя мама». 3. Составление творческого рассказа «Из окна моя улица видна». |
|||
«Художественная литература» |
1. Развитие интереса детей к художественной литературе. 2. Пополнение литературного багажа детей сказками, рассказами, стихотворениями. 3. Развитие чувства гордости за донских писателей и поэтов. |
1. Изучение пословиц и поговорок, загадок о доме, родном крае. 2. Чтение книг о родном городе, стихов алапаевских писателей. 3. Разучивание стихов о городе. 4. Экскурсия в библиотеки города. |
||||
Художественно-эстетическое развитие |
«Изобразительная деятельность» |
1. Развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация). 2. Развитие детского творчества. |
1. Аппликация - « Герб Алапаевска», «Российский флаг»; 2. Рисование: «Флаг города Алапаевск», «Моя семья», «Мой микрорайон», «Мой родной дом». 3. Лепка «На хуторе». 5. Тематические выставки детско-родительского творчества по теме проекта «Мой дом. Моя улица». 6. НОД «Русские народные узоры». 7. Выставка рисунков: «Мой дом». |
|||
«Музыкально-художественная деятельность» |
1. Приобщение детей к музыкальной культуре 2. Обогащение музыкальных впечатлений |
1. Прослушивание музыкальных произведений: гимн Алапаевска, песни об Алапаевске; гимн России, «Строим дом» сл. С. Вышеславской, муз. М. Красева, «Прятки» муз. Т. Ломовой. |
||||
Физическое развитие |
«Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни» |
Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни. |
1. Конкурс «Веселые старты». 2. НОД «Здоровьесбережение». |
|||
«Физическая культура» |
Знакомство с русскими народными играми и развитие интереса к участию в них. |
1. Спортивный праздник «Моя мама лучше всех». 2. Беседа о спортсменах – уроженцах города Алапаевска и их спортивных достижениях. |
Организация работы с родителями:
Беседа совместно с родителями «Я патриот»:
Дидактические игры: лото «Где, чей дом?», «Знаешь ли ты свой город», « Собери из частей целое»:
Работа с картой-схемой Беседа и просмотром презентации Рассказ с презентацией «Моя улица» с участием библиотекаря: «Моя малая Родина»: «Наш микрорайон»:
Тематические экскурсии:
Музей П.И. Чайковского:
Музей искусств:
Музей АМЗ:
Учреждения микрорайона
«Архитектурные памятники микрорайона»
«МОУ СОШ № 5»
Конструирование «Городской парк»
Конструирование «Наш детский сад»
Изготовление макета «Микрорайон моей мечты»
Выставка рисунков: «Дом моей мечты», «Моя улица»:
В заключении проекта был создан лэпбук «Моя малая Родина»:
III этап Презентация проекта (март 2018г.) |
1. Обработка результатов, выводы по реализации проекта. 2. Подготовка к презентации. 3. Презентация проекта на родительском собрании. |
Представляют продукт своей деятельности гостям группы. |
Домашние творческие задания на тему «Мой родной дом», выставка рисунков и фотографий «Мой родной микрорайон» и др. |
|
IV – этап Рефлексия (март 2018г.) |
1.Написать информационную справку об итогах проектной деятельности, свои предложения о продолжении темы проекта. |
Высказать своё мнение об этом проекте, свои предложения о продолжении темы проекта. |
Написать отзыв о проекте, свои предложения о продолжении темы проекта. |
Перспективы дальнейшего развития проекта и возможности распространения опыта:
- Подбор интерактивных форм работы с детьми и родителями при дальнейшем развитии темы проекта.
- Разработка серии вариативных занятий познавательного цикла для детей и родителей по теме проекта с использованием ИКТ.
- Подбор дополнительного материала и исторических фактов по теме проекта совместно с родителями.
- Трансляция результатов проектной деятельности на городском уровне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитание патриотизма – это достаточно тяжелая задача, для решения которой нужно прикладывать усилия, начиная с самого детства. Использование различных средств воспитания, систематическая и планомерная работа, слаженные усилия детского сада и семьи, а так же ответственность взрослых непременно дадут положительные результаты и станут основой в дальнейшей работе по патриотическому воспитанию детей.
В результате реализации проекта мы пришли к выводу о том, что такая деятельность способствует объединению детей посредством общих впечатлений, переживаний, эмоций, а так же помогает в формировании коллективных взаимоотношений. В ходе реализации проекта дети подготовительной группы приобрели углубленные знания о городе Алапаевске. Проект захватил все виды деятельности: познавательно-исследовательскую, коммуникативную, игровую, продуктивную, восприятие художественной литературы, музыкально-художественную. В результате дети узнают и называют памятные места, какие есть здания, скверы, название улиц нашего города. Хорошо ориентируются не только в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне «Рабочий городок», но и в центральных улицах родного города. Знают и стремятся выполнять правила поведения в городе. Проявляют инициативу в социально значимых делах: участвуют в социально значимых событиях, переживают эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремятся выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.
Во время работы над данным проектом родители активно принимали участие в реализации проекта, участвовали в викторине, спортивном празднике, конкурсах рисунков, фотоконкурсах. Они активно включились в воспитание у детей любви к природе родного города. В заключение необходимо добавить, что работа с детьми по теме данного проекта будет продолжена, так как нравственно-патриотическое воспитание необходимо на протяжении всего периода воспитания детей в детском саду, а после и в школе. Это является неотъемлемой частью полноценного личностного развития ребенка.
Список используемой литературы
1. Н.Е.Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»/для работы с детьми 5-7 лет, - М : Издательство Мозаика-Синтез, 2008г.
2. Е.С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ», М: Айрис-Пресс, 2006г.
3. «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т.И. Оверчук. – М., 2004. -136с. Редактор – составитель Н.А. Арапова-Пискарева.
4. Маханёва М.Д.; «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 72с.
5. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в Росси». Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (средняя группа) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 96с.
6. «С чего начинается Родина?» (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 192 с.
7. «Патриотическое воспитание дошкольников». Конспекты занятий. Изд. 4-е доп.- М.:УЦ «Перспектива», 2008г.-248 с.
-
Аликин М.И., Долгинцев Г.М., Ергин Э.А. Алапаевск. Города нашего края. – Алапаевск. Свердловск, Средне-Уральское кн. издательство, 1976.
-
Белоусов О., Заложнев И., Храмов Н. Алапаевск – 360. – Алапаевск. Алапаевская искра, 1999.
-
Смирных А., Архипова Л., Белоусов О. Уездные столицы. – Екатеринбург, Идел-Пресс, 2002.
11. Материалы из ресурсов Интернет.