Проект «Моя Малая Родина»

2
0
Материал опубликован 6 May 2018

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30

 

 

Проект

«Моя малая Родина»

 

 

 

Выполнила:

Воспитатель МБДОУ «Детский сад№ 30»

Пасынкова Г.П.

 

 

 

Алапаевск, 2018г.

 

 

Актуальность

Неотъемлемая часть любой системы образования - воспитание патриотизма. Патриотизм - это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Формирования у детей любви к Родине – это накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Известно, что дошкольный возраст – важный период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Задача взрослых наполнить детские сердца негаснущим светом народной культуры, знаниями традиций и истории своего города. Наш любимый городок – маленькая частичка Урала – красивого и богатого уголка России. Алапаевск – наша малая Родина. Навсегда, на всю жизнь, нам дорого то место, где мы родились, провели детство. Для многих из нас, живущих и работающих в Алапаевске – этот город является родным. Что следует иметь в виду, воспитывая у ребёнка первые чувства гражданственности? Как раскрыть перед ним содержание такого сложного и многогранного понятия, как «Родной город»? Все эти вопросы подтолкнули меня к разработке и реализации проекта «Моя Малая Родина». Этот проект позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Алапаевска, поможет сформировать любовь, патриотические чувства и заботливое отношение к родному городу. Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение. Во время реализации данного проекта дети приобретают новые знания, касающиеся своего родного города, а так же обогащают свой опыт взаимодействия со сверстниками, педагогами дошкольного учреждения, а так же, что не мало важно, и с родителями.

Проблема: формирование и углубление знаний о родном городевоспитание у детей патриотических чувств.

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный сентябрь 2017г.- март 2018 г.

Участники проекта: дети (6-7 лет) подготовительной группы, родители, воспитатели, специалисты ДОУ.

Социальные партнеры: центральная библиотека г. Алапаевска, библиотека микрорайона «Рабочий городок», МОУ СОШ № 5 г. Алапаевска, музей П.И. Чайковского.

Наличие межпредметных связей: интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:

подбор методической и художественной литературы;

подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии);

дидактические игры;

подбор мультфильмов, фильмов, прослушивание песен;

выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей;

презентация к проекту.


 

Цель проекта:

Создание условий по формированию основ гражданственности ребёнка дошкольника путём приобщения к истории и культуре малой Родины.

Задачи проекта:

Образовательные:

Ознакомление детей с историческими сведениями относительно их родного города, а так же его местонахождением, традициями и культурой города Алапаевска;

Расширить и углубить знания детей о городе Алапаевске, его достопримечательностях, памятниках, символике, о людях-героях родного города;

Формировать интерес детей к прошлому и настоящему, познакомить детей с современной жизнью города;

Стимулирование деятельности, направленной на поиск информации по теме реализуемого проекта;

Познакомить с историей возникновения микрорайона «Рабочий городок»;

Создать предметно – развивающую среду в группе (схема г. Алапаевск, сюжет «Мой город».);

Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц города нашла отражение история города Алапаевска;

Сформировать умения, ориентироваться в городе, пользоваться картой, читать условные обозначения.

Расширять представления детей об использовании полученных знаний и умений в разных видах деятельности (двигательной, изобразительной, игровой, речевой), а также в конструировании, экспериментировании и т.д.

Учить детей приемам музейной деятельности экскурсовода.

Развивающие:

Развивать познавательную активность детей посредством проектной деятельности с привлечением родителей и старшего поколения (бабушки, дедушки и др.);

Развивать коммуникативные навыки детей: умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их, умение рассказать о своей поделке, читать наизусть стихи и прочее;

Развивать творческое воображение через ознакомление с творчеством алапаевских поэтов и восприятие картин алапаевских художников;

Развивать у детей мышление, воображение, умение анализировать, сравнивать посредством специальных игр и упражнений;

Воспитательные:

Прививать детям чувство гордости за свой родной город, чувство сопричастности к происходящим в нем событиям;

Воспитывать бережное отношение к достопримечательностям и природе родного города Алапаевска;

Воспитывать уважение к людям разных профессий, которые прославили город в разные исторические эпохи;

Воспитание проявления у воспитанников дошкольного учреждения любви и заботы о природе их родного города, а так же воспитание умения воспринимать его красоту и многообразие.

Задачи сотрудничества педагога с родителями:

Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки и взаимопроникновения в контексте реализации проекта;

Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;

Мотивировать детей и взрослых занимать активную позицию в проведении совместных праздников, концертов и выставок по теме проекта;

Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города, ориентировать их на патриотическое воспитание в семье;

Подготовить консультации по теме проекта.

Прогнозируемые результаты реализации проекта:

По итогам проведения проекта планируется что дети:

Проявляют интерес к истории родного города;

Умеют ориентироваться в городе, вести вежливый разговор с жителями и гостями города, знают достопримечательности родного города, умеют любоваться и беречь красоту природы родного города (сформирована система представлений о родном городе);

С помощью взрослого выбирают необходимые способы работы в соответствие с поставленными задачами;

Используют полученные знания и умения во всех видах деятельности;

Чутко и бережно относятся к окружающей их природе родного города;

Умеют выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

Методы проекта:  

игровые: дидактические игры, подвижные игры;

словесные: беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, рассказывание, развлечения, чтение и рассказывание стихов, считалок, сказок, загадок; разговор, беседа; рассматривание картинок.

практические: создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности, экскурсии и наблюдения, расширяющие кругозор ребенка, работа в мини-музее «Мой город» с целью формирования знаний о родном городе, дидактические игры, подвижные игры.

наглядные: организация выставок, сбор фотоматериалов, рассматривание иллюстраций.


 

Мотивация проектной деятельности

Воспитатель приносит в группу фотографии видов города Алапаевска (прошлое и настоящее) или показывает презентацию о родном городе. Дети рассматривают принесённые фотографии (презентацию), в создавшейся ситуации общения воспитатель задает вопросы: «Что за улица запечатлена на фотографиях (на слайдах)?», «Кто знает, сколько лет родному городу?» и т.п.

Этапы проекта

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Совместная деятельность с семьями воспитанников

I этап (подготовительный) Постановка проблемы, цели и задач (сентябрь 2017г.)

1. Изучение муниципального, регионального опыта работы по теме проекта, используя ресурсы Интернет.

2. Постановка цели и задач проекта на основе результатов анализа.

3. Составление плана по реализации проекта.

4. Сбор исторических данных, накопление наглядно-демонстрационного материала и пр.

5. Подбор тематики занятий, игр и других видов детской деятельности.

6. Привлечение специалистов детского сада к осуществлению проекта.

7. Подбор методической литературы.

8. Организация работы с родителями (памятки, буклеты, консультации).

Знакомство с темой проекта «Моя малая Родина»

1. Разработка плана проекта (воспитатель обсуждает план проектной деятельности с родителями воспитанников).

2. Анкетирование родителей по теме проекта.

3. Помощь в организации информационного стенда.

4. Сбор исторических данных, изготовление наглядно-демонстрационного материала и пр.

II этап

Работа над проектом (октябрь 2017 г. – февраль 2018 г.)

1. Организует деятельность по реализации проекта (поэтапно с использованием интерактивных форм работы с детьми и родителями):

- досуговые мероприятия;

- открытые просмотры;

- оформительская деятельность и пр.

2. Вводит в игровую ситуацию воспитанников.

3. Стимулирует активность детей через:

- создание проблемных ситуаций;

- положительные эмоции;

- мотивацию деятельности;

- игровую позицию.

4. Изготовление лэпбука.

1. Вживаются в игровую ситуацию.

2. Участвуют во всех мероприятиях проекта.

3. Выбирают необходимые материалы для продуктивной деятельности.

4. Пополняем книжный уголок материалами по теме проекта

1. Участвуют во всех мероприятиях проекта совместно с детьми.

2. Оказывают посильную помощь в организации всех мероприятий проекта.

Психолого-педагогическое содержание проекта

Направления развития (ОО)

Подразделы ОО


 

Основные цели и задачи в соответствии с программой «От рождения до школы»

Содержание психолого-педагогической работы с детьми

Социально-коммуникативное развитие

«Ребенок в семье и обществе, патриотическое воспитание»

 

Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к малой Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.

1. Дидактическая игра «Путешествие по улице Ленина»

2. Рассматривание иллюстраций, открыток, фото с изображением достопримечательностей города и его архитектурных сооружений.

  «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание»

 

 

  1.Воспитание уважения к труду близких взрослых, желание участвовать в совместной трудовой деятельности в детском саду, воспитания стремления быть полезным и умения радоваться результатам коллективного труда.

3. Видеоролик «Наш Алапаевск».

1. Беседа о посильной трудовой деятельности в условиях семьи и детского сада.

2. Субботник по благоустройству территории ДОУ и прилегающей к ДОУ территории «Сделаем свой уголок краше».

3. Трудовые поручения «Собери на стол» и др.

   «Формирование основ безопасности»

  1. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в условиях семьи (ППБ).

2. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для ребенка ситуациям на дороге.

1. Изготовление карты-схемы «Наш микрорайон».

2. Беседа о профессиях «Кто охранял и охраняет покой нашего города?»

3. Занятие познавательного цикла о ПДД и ППБ с использованием ИКТ.

4. Выставка детского творчества «Внимание: дорога!».

«Игровая деятельность»

1. Развитие у детей самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции.

1. Сюжетно-ролевые игры:

 "Мы – строители",  "Почта", "Библиотека", "Мы – экскурсоводы",  "Наша улица", « Больница», «Семья»«Автобус»«Дом»«Мы едем по

2. Формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

нашему городу» и т.д.

2. Дидактические игры:  «Какой наш город», "Было - стало", «Кто что делает», "Прогулка по городу", лото "Знаешь ли ты свой город",  "Любимый город", " Собери из частей целое ",  «Подбери словечко», «Вот моя улица, вот мой дом»«Мой дом»«Где, чей дом?»«Какие бывают дома»«Дострой дом».

 

3. Словесные игры: «Я начну, а ты продолжи (правильное поведение в городе, «Скажи со словом «городской»«Скажи наоборот»«Один – много»

4. Русские народные подвижные игры.

Познавательное развитие

«Приобщение к социокультурным ценностям»

1. Расширение представлений об архитектурных памятниках, учебных заведениях и промышленности города.

2. Знакомство детей с профессиями, связанными со спецификой родного города.

1. Тематические беседы: Беседа с просмотром презентации: «Моя малая Родина», «Что мы знаем о родном городе?», «День народного единства».

2. НОД «История возникновения родного города», «Замечательные люди города Алапаевск» , «Мы –горожане» (правила этикета).

3. Тематические экскурсии.

«Формирование элементарных математических представлений»

Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, дней недели, месяцев, времен года и др.

НОД «Сколько лет родному городу?»

«Ознакомление с миром природы»

Формирование первичных представлений об особенностях природы родного города.

1. Показ серии презентаций «Природа родного города».

2. Беседы по теме «Любимое место отдыха».

3. Экскурсия в парк города Алапаевска.

«Конструктивно-модельная деятельность»

1. Формирование интереса к разнообразным зданиям и сооружениям (дома, школы и др.).

2. Закрепление навыков коллективной работы: умения распределять обязанности и работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

1. Рассматривание иллюстраций с изображением старинных и современных зданий города.

2. Изготовление макета «Микрорайон моей мечты», «Мой дом».

3. Конструирование «Городской парк»«Наш детский сад», «Дома на нашей улице».

Речевое развитие

«Развитие речи»

1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

2. Развитие всех компонентов устной речи.

1. Беседа на тему «Улица, на которой я живу», «Герб и флаг нашего города»«Улица, на которой находится наш детский сад»,

2. Беседы с дошкольниками о профессиях «Кем работает мой папа, моя мама».

3. Составление творческого рассказа «Из окна моя улица видна».

«Художественная литература»

1. Развитие интереса детей к художественной литературе.

2. Пополнение литературного багажа детей сказками, рассказами, стихотворениями.

3. Развитие чувства гордости за донских писателей и поэтов.

1. Изучение пословиц и поговорок, загадок о доме, родном крае.

2. Чтение книг о родном городе, стихов алапаевских писателей.

3. Разучивание стихов о городе.

4. Экскурсия в библиотеки города.

Художественно-эстетическое развитие

«Изобразительная деятельность»

1. Развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

2. Развитие детского творчества.

1. Аппликация - « Герб Алапаевска», «Российский флаг»;

2. Рисование: «Флаг города Алапаевск»,  «Моя семья», «Мой микрорайон», «Мой родной дом».

3. Лепка «На хуторе».

5. Тематические выставки детско-родительского творчества по теме проекта «Мой дом. Моя улица».

6. НОД «Русские народные узоры».

7. Выставка рисунков: «Мой дом».

«Музыкально-художественная деятельность»

1. Приобщение детей к музыкальной культуре

2.  Обогащение музыкальных впечатлений

1. Прослушивание музыкальных произведений: гимн Алапаевска, песни об Алапаевске; гимн России,  «Строим дом» сл. С. Вышеславской, муз. М. Красева,  «Прятки» муз. Т. Ломовой.

Физическое развитие

«Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»

Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.

1. Конкурс «Веселые старты».

2. НОД «Здоровьесбережение».

«Физическая культура»

Знакомство с русскими народными играми и развитие интереса к участию в них.

1. Спортивный праздник «Моя мама лучше всех».

2. Беседа о спортсменах – уроженцах города Алапаевска и их спортивных достижениях.

Консультации:

Организация работы с родителями:

 

Беседа совместно с родителями «Я патриот»:


 


 


 


 


 


 

Дидактические игры: лото «Где, чей дом?» «Знаешь ли ты свой город»,  « Собери из частей целое»:

 

Работа с картой-схемой Беседа и просмотром презентации Рассказ с презентацией «Моя улица» с участием библиотекаря: «Моя малая Родина»: «Наш микрорайон»:

Тематические экскурсии:

Музей П.И. Чайковского:

 

Музей искусств:

Музей АМЗ:

 

Учреждения микрорайона

 

 

«Архитектурные памятники микрорайона»


 

 

«МОУ СОШ № 5»

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Конструирование «Городской парк»

Конструирование «Наш детский сад»

 


 


 


 


 


 

 


 


 

 

Изготовление макета «Микрорайон моей мечты»

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Выставка рисунков: «Дом моей мечты», «Моя улица»:


 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

В заключении проекта был создан лэпбук «Моя малая Родина»:


 

 

III этап

Презентация проекта

(март 2018г.)

1. Обработка результатов, выводы по реализации проекта.

2. Подготовка к презентации.

3. Презентация проекта на родительском собрании.

Представляют продукт своей деятельности гостям группы.

Домашние творческие задания на тему «Мой родной дом», выставка рисунков и фотографий «Мой родной микрорайон» и др.

IV – этап

Рефлексия

(март 2018г.)

1.Написать информационную справку об итогах проектной деятельности, свои предложения о продолжении темы проекта.

Высказать своё мнение об этом проекте, свои предложения о продолжении темы проекта.

Написать отзыв о проекте, свои предложения о продолжении темы проекта.


 

 Перспективы дальнейшего развития проекта и возможности распространения опыта:

- Подбор интерактивных форм работы с детьми и родителями при дальнейшем развитии темы проекта.

- Разработка серии вариативных занятий познавательного цикла для детей и родителей по теме проекта с использованием ИКТ.

- Подбор дополнительного материала и исторических фактов по теме проекта совместно с родителями.

- Трансляция результатов проектной деятельности на городском уровне.


 


 


 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитание патриотизма – это достаточно тяжелая задача, для решения которой нужно прикладывать усилия, начиная с самого детства. Использование различных средств воспитания, систематическая и планомерная работа, слаженные усилия детского сада и семьи, а так же ответственность взрослых непременно дадут положительные результаты и станут основой в дальнейшей работе по патриотическому воспитанию детей.

В результате реализации проекта мы пришли к выводу о том, что такая деятельность способствует объединению детей посредством общих впечатлений, переживаний, эмоций, а так же помогает в формировании коллективных взаимоотношений. В ходе реализации проекта дети подготовительной группы приобрели углубленные знания о городе Алапаевске. Проект захватил все виды деятельности: познавательно-исследовательскую, коммуникативную, игровую, продуктивную, восприятие художественной литературы, музыкально-художественную. В результате дети узнают и называют памятные места, какие есть здания, скверы, название улиц нашего города. Хорошо ориентируются не только в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне «Рабочий городок», но и в центральных улицах родного города. Знают и стремятся выполнять правила поведения в городе. Проявляют инициативу в социально значимых делах: участвуют в социально значимых событиях, переживают эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремятся выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.

Во время работы над данным проектом родители активно принимали участие в реализации проекта, участвовали в викторине, спортивном празднике, конкурсах рисунков, фотоконкурсах. Они активно включились в воспитание у детей любви к природе родного города. В заключение необходимо добавить, что работа с детьми по теме данного проекта будет продолжена, так как нравственно-патриотическое воспитание необходимо на протяжении всего периода воспитания детей в детском саду, а после и в школе. Это является неотъемлемой частью полноценного личностного развития ребенка.


 

Список используемой литературы

1. Н.Е.Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»/для работы с детьми 5-7 лет, - М : Издательство Мозаика-Синтез, 2008г.

2. Е.С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ», М: Айрис-Пресс, 2006г.

3. «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т.И. Оверчук. – М., 2004. -136с. Редактор – составитель Н.А. Арапова-Пискарева.

4. Маханёва М.Д.; «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 72с.

5. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в Росси». Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (средняя группа) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 96с.

6. «С чего начинается Родина?» (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 192 с.

7. «Патриотическое воспитание дошкольников». Конспекты занятий. Изд. 4-е доп.- М.:УЦ «Перспектива», 2008г.-248 с.

  • Аликин М.И., Долгинцев Г.М., Ергин Э.А. Алапаевск. Города нашего края. – Алапаевск. Свердловск, Средне-Уральское кн. издательство, 1976. 


 

  • Белоусов О., Заложнев И., Храмов Н. Алапаевск – 360. – Алапаевск. Алапаевская искра, 1999. 


 

  • Смирных А., Архипова Л., Белоусов О. Уездные столицы. – Екатеринбург, Идел-Пресс, 2002. 

11. Материалы из ресурсов Интернет.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.