МДОКУ детский сад с. Коршик |
МКУДО Оричевский Дом детского творчества
«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
Село Коршик - происхождение названия,
зарождение и развитие жизни на селе
Социальный проект по краеведческому направлению.
Автор проекта:
Вылегжанина Ирина Ивановна
музыкальный руководитель
Координатор:
Панагушина Елена аркадьевна
2016 г
Содержание
I Введение
Тип проекта
Актуальность и новизна проекта
Цель проекта
Задачи проекта
Руководитель проекта
Участники проекта
Срок реализации
II Планируемые результаты
III Материально техническое обеспечение
Финансовое обеспечение
IV Эффективность проекта
V Предполагаемые результаты
VI Схема реализации проекта
Введение
Мир, в котором мы живём, огромен. Настоящее время – это граница между прошлым и будущим. А история России – это, прежде всего, история российской провинции, она интересна россиянам. История Вятского края интересна больше вятчанам, а история Коршика – коршанам. Любой край, город, любая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции, свой быт.
Природа нашего села поражает своим великолепием и необыкновенной красотой. У нас есть, на что посмотреть и чем полюбоваться: огромные смешанные леса, богатые грибами и ягодами, большие раздольные луга и поля.
Мы родились в Вятском крае, в селе Коршик. И мы, безусловно, должны знать историю своей малой родины. История появления села Коршик напрямую связана с построением церкви. И мы чувствуем ответственность перед потомками за жизнь этого памятника, напоминающего об уходящей эпохе.
Название села объясняют обычно от слова «коршевать», т.е. выкорчевывать корни деревьев и готовить почву под пашню. Основано оно было в начале XVIII века.
Воспитывая у детей любовь к своему селу, к своей малой Родине, необходимо подвести к пониманию того, что их село является – частицей Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся, соблюдают традиции, берегут и охраняют природу, отмечают праздники.
Тип проекта
Образовательный, социальный, долгосрочный, групповой, исследовательски – поисковый, творческий;
Актуальность и новизна проекта
Проект окажет помощь педагогам дошкольного образовательного учреждения:
- в осознании наиболее приоритетного направления в воспитательно – образовательном процессе ДОУ – естественное ненасильственное «вхождение» детей в окружающий их социум, доступный их возрастным особенностям;
- в определении целей и задач гармоничного введения ребенка в окружающий его мир, прежде всего через призму национальной культуры, быта и традиции своего народа;
- в понимании важности дошкольного периода жизни, так как воспитание лучших нравственно – духовных качеств личности ребенка
(любви к семье, детскому саду, родному краю) начинается с того времени, когда он только учится видеть, слышать и познавать окружающий мир.
Социальная значимость проекта
Проект поможет объединить усилия нескольких социально - культурных институтов: детский сад, администрация поселения, семья, школа, библиотека, ДК, церковь.
Цель проекта
Воспитание любви к родным местам, к малой родине, развитие толерантности старших дошкольников.
Задачи проекта
- Расширить знания о родном селе, закрепить понятия «малая Родина».
- Познакомить с историей возникновения села, с памятниками истории и культуры села, воспитывать бережное отношение к ним.
-Познакомить с устным народным творчеством через пословицы и поговорки о Родине, родной земле
- Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить, свободно мыслить.
- Способствовать установлению тесного контакта и взаимодействия между детьми, родителями, педагогами, между семьёй и детским садом.
Руководитель проекта:
Вылегжанина Ирина Ивановна - музыкальный руководитель, координирует и организует основные мероприятия по проекту.
Участники проекта
Дети старшей группы, родители, воспитатели, инструктор по физической культуре.
Инициативная группа, разрабатывает и проводит мероприятия по проекту, занимается организацией встреч, вечеров, массовых праздников, организует информационную работу по реализации проекта.
Срок реализации
Сентябрь – май 2015 год
Планируемые результаты
Подготовка методических пособий:
- по ознакомлению с конкретным регионом где мы проживаем;
- подборка методик по приобщению детей к нашей малой Родине.
- сбор наглядной информации (фотографий, иллюстраций, отсутствие дидактических игр),
- подборка материалов о систематизированного художественного слова.
- сбор материала о характерных особенностях нашей местности,
- доступно показать связь родного села со всей страной.
Реализуя данные направления, формируя патриотические чувства детей, наш коллектив убеждён, что следует сделать акцент в первую очередь на воспитание любви к родному дому, к природе, и культуре малой Родины, познакомить с её историей и достопримечательностями. Мы хотим, чтобы наши дети гордились своей малой Родиной.
Все родители готовы сотрудничать с сотрудниками ДОУ в работе по приобщению детей к русской национальной культуре.
Для педагогов:
- повышение уровня компетенции в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста;
- инновационные изменения в организации воспитательного процесса;
- творческое использование ИКТ в разных видах деятельности.
Для воспитанников:
- повышение качества уровня знаний во время непосредственно образовательной деятельности;
- положительная динамика в развитии интереса к социальному окружающему миру;
- активизация познавательной деятельности в жизни детей;
- проявление творческого, патриотического самовыражения.
Для родителей:
- расширение знаний по проблеме патриотического воспитания детей;
- повышение статуса семейного воспитания
В результате работы по проекту участники создадут альбомы, изображение домов — рисунками детей и родителей. Каждый дом – мир одной семьи, личное пространство, в котором они живут и в котором есть всё, что им дорого.
Материально техническое обеспечение
Развивающая предметная среда детского сада и конкретно старшей группы оборудована с учётом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. В образовательном учреждении имеется методический кабинет, музыкально - спортивный зал, спортивная площадка, участки для прогулок детей, групповые помещения оборудованы с учётом возрастных особенностей детей. Подобрана в группе фонотека классической музыки, современной, музыкальный центр, DVD- проигрыватель, телевизор, аудиоаппаратура, что способствует более полному восприятию проводимой работы с детьми.
Материально- техническое обеспечение |
Информационно - методическое обеспечение |
Кадровое обеспечение |
DVD,СD диски, DVD проигрыватель Телевизор Ноутбук Проектор Музыкальный центр |
Интернет- ресурсы Библиотека детской художественной литературы Инновационная методическая литература Дидактический материал по ознакомлению с окружающим миром Фотоальбомы Наборы открыток Плакаты Периодическая печать |
педагоги ДОУ Музыкальный руководитель Инструктор по Физической Культуре |
Методическое обеспечение ДОУ: Детский сад с. Коршик работает по основной общеобразовательной программе дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, разработанной на основе программы «Радуга».
Финансовое обеспечение
Фотоальбом – 1 шт. 500р.
Фотографии 120р.
Фломастеры 100р.
Клей 20 р.
Цветная бумага 150р
Итого: 890р
Критерии эффективности проекта:
- полученные результаты соответствуют ожидаемым при наименьших затратах ресурсов;
- произошли инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса
- педагогический опыт интересен коллегам;
- растёт мотивация педагогического коллектива к широкому применению опыта.
- к деятельности привлечены родители.
Схема реализации проекта «Моя малая Родина» через разные виды деятельности
Сроки |
Цели, задачи программы |
Виды детской деятельности |
Ожидаемые результаты |
сентябрь |
- Создание условий для развития игровой деятельности детей. - Формирование игровых умений, развитие культурных форм игры. - Всестороннее воспитание и гармоническое развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное). - Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков само регуляции; -Формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации |
Игровая деятельность 1. Сюжетно – ролевые игры: - «Дом»; - «Детский сад»; - «Правила движения»; - «Профессии моих родителей»; - «Почта» 2. Дидактические игры: приложение№1 - «Исправь ошибки» «Кому, что нужно для труда?»; - «Найди предметы»; - «День рождения»; 3. Коммуникативные игры: - «Я расту»; - «Пустим имя по ветру»; 4.Игра-беседа - «Кем я буду и каким», - «Разные профессии», Участие родителей в подборе атрибутов для сюжетно-ролевых игр. |
У детей сформируются представления о представителях разных профессий, о содержании их трудовой деятельности и предметах – помощниках. Это будет способствовать обогащению содержания сюжетно – ролевых игр, организуемых детьми на основе их интересов. Где дети будут подражать взрослым, и воспроизводить их действия, присваивая себе роли продавцов, врачей, поваров, пожарных, работников почты. |
октябрь |
формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о своей малой Родине Уточнить и закрепить знания о своей малой Родине – селе Коршик; вызвать интерес к истории своей семьи, своего детского сада, формировать бережное отношение к природе родного края |
Познавательные занятия - «Путешествие по родной сторонушке» приложение №2; №2.1; - «Прогулка с детьми по городу» приложение№3 - «Растительный мир родного края» - «Животный мир Вятки» - «Путешествие по городам Вятки» Сотворчество детей и родителей по темам проекта |
Дети смогут рассказать о своём родном селе, сумеют логично и последовательно строить высказывание, способны использовать простые символы и схемы, сумеют в играх проявлять смекалку, сдержанность. Узнают историю и культуру родного края, местных достопримечательностях. |
Цель: Формировать экологическую культуру у детей и родителей. Задачи: Формирование бережного отношения у детей к природе родного края. Развивать умение замечать изменения в живой природе. Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать ее красоту. Формировать умение работать в коллективе. Формировать положительную мотивацию к занятиям. |
Экологическое воспитание - Беседа о климатических условиях села, города, области - Оформление альбомов с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания. - Составление экосказки о городе Вятки.
|
||
ноябрь |
Воспитание чувства глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме;
Формирование представлений о роли мамы, её заботе о членах семьи; Воспитывать желание помогать маме в её делах по дому, радовать её своими хорошими поступками и добрыми делами; Развитие коммуникативных навыков, умения строить позитивное бесконфликтное взаимодействие со сверстниками. |
Изобразительная деятельность и дизайн 1.Рисование: - «С чего начинается Родина» приложение№4 - «Выходные в семье» - «Портреты членов семьи» - «Мой дом, моя улица» 2. Оформление выставок: - «Королева осени» - «Пасха» - «Мамины руки не знают скуки» » приложение №5 3. Рисование праздничных открыток мамам, папам, сотрудникам детского сада. 4. Сотворчество детей и родителей: -оформление газет, книжек – малышек, составление родословной |
Выставка творческих работ «Мамины руки не знают скуки» помогли раскрыть творческий потенциал наших детей, родителей, сотрудников МДОУ. Способствовали возрождению и сохранению семейных традиций, укреплению связей между поколениями. |
декабрь |
Цель, Организация пространства участка детского сада. Задачи. Активизация творческого потенциала родителей в процессе создания снежных построек. Создание снежного городка для активизации двигательных навыков старших дошкольников. Расширять представления детей о способах использования снежных построек. |
Трудовая деятельность 1.«Трудовой десант» детей и родителей (посадка деревьев, подрезание, уборка мусора весной, осенью на участке) 2. Конкурс на лучшую кормушку для птиц 3.Конкурс на лучшую ледяную постройку приложение№6 4.Задание на лето: Собрать гербарий растений с. Коршик 5.Привлечение детей родителями для труда на огороде 6.Ручной труд: Поделки из природного материала |
Благодаря совместным усилиям педагогов, сотрудников, воспитанников и их родителей снежные постройки появились на всех игровых и спортивной площадке детского сада. При строительстве снежных построек использовались разнообразные технологии, например снежные шары, кучи снега, замороженные льдинки, ледяные формы, и окрашивание. |
январь |
Познакомить детей с понятиями родословная, представитель рода, -дать понять, что о них можно рассказать как словами, так и рисунками, -сформировать интерес к своей родословной, расширить знания о семье, помочь ребенку увидеть внешнее сходство с другими родственниками |
Учебная деятельность 1.Познавательные занятия: - «Состав семьи» (Семь Я), - «Что такое родословная?», приложение №7 проект старшей группы – воспитатель Поцепкина Г.И. -«Кто такие родственники и что их объединяет?» 2. Беседы: - «Любимый отдых членов семьи», - «Имена, отчества, фамилии и их значение». - «Домашний адрес» 3. Игры: - «Моё семейное дерево» - «Я путешествую с семьей» - «Построй дерево и посели в него свою семью» 4.Экскурия -по детскому саду, -по улицам села, -к памятникам архитектуры села |
У детей появится представление о составе семьи, о том, что семьи бывают разные по численности, составу. Пробудить гордость и любознательность за принадлежность к своему роду, своей фамилии. Желание стать продолжателем лучших качеств своих предков. |
февраль |
Цель: способствовать своевременному социальному развитию, формированию социальной компетентности у дошкольников в условиях ДОУ. Задачи: - обогащать представления дошкольников о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях; - помогать в основании культуры общения с взрослыми и сверстниками, культуры поведения в общественных местах; |
Социальное развитие 1. Экскурсии в лес 2.Экскурсии в библиотеку 3.Знакомство с выставками 4.Организация уголка краеведения в группе 5. Создание презентаций, библиотеки: о г.Кирове, Москве, иллюстраций, наборы открыток |
|
март |
Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, Задачи: воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях. |
Здоровье сберегающие занятия 1. Беседы: - «Правила безопасного поведения на улице, дороге» -«Микробы и мыло» -«Что за чудо огород» проект средней группы воспитатель Скопкарева Н.Н. приложение №8 2. Дидактические игры: - «Опасно – безопасно», - «Полезная и вредная еда» |
Дети познакомились с культурными растениями У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений. Дети увидели многообразие посевного материала. Дети стали бережнее относиться к растительному миру. В группе был создан огород на окне. Дети стали более уважительно относиться к труду. Родители приняли активное участие в проекте «Что за чудо огород». |
апрель |
Цель: Воспитание культуры общения и взаимодействия в праздничной атмосфере; Задачи: - дать детям первоначальные представления о фольклоре, как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы; - развивать эмоционально – нравственную сферу ребенка средствами народного искусства; -способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов народной культуры; -осуществлять нравственно – эстетическое воспитание и развитие каждого ребенка. |
Художественно-эстетические занятия Проведение праздников: - «Праздник детского сада – нашего родного дома» - «Посиделки на Покров» - посиделки с мамами приложение №9 - «Рождественские посиделки» - «Масленица» - «Сороки – встреча весны» - «Пасха» - «8 марта» - «День защитников Отечества» - «Чествование ветеранов - коршан Великой Отечественной войны – митинг 9 мая приложение№10 Разучивание стихов, песен: о детском саде, доме, о маме, Родине, друзьях, природе, о мире и тд.
|
Дети, присутствуя на фольклорных праздниках с удовольствием слушают, используют, играют в русские народные игры, водят хороводы, поют народные песни на посиделках, в самостоятельной художественной деятельности. Овладевают элементарными музыкально – теоретическими сведениями о народной культуре, тем самым раскрывают свой творческий потенциал. . |
май |
Цель: создание благоприятных условий для внедрения новых форм и методов повышения эффективности семейного воспитания через взаимодействие детского сада и семьи. задачи: - Сделать ДОУ и семью союзниками в воспитании детей. - Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи. - Способствовать активному включению родителей в психолого-педагогическую работу детского сада. - Повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей. |
Взаимодействие с родителями 1.Создание эмоционально – благополучной атмосферы дома, в саду на основе доброжелательности и взаимодействия. 2.Анкета для родителей «Ваши впечатления от праздника» приложение 11 3.Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков; в составлении рассказов о семье. 4.Уголок доверия «Вы спрашивали, мы ответим» 5.Участие в выставках, конкурсах, фотокомпозиций |
- Участие родителей в психолого-педагогической работе детского сада; - Повышение педагогической культуры родителей; - Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста; |
Результаты работы в ходе реализации проекта:
На протяжении всего проекта осуществлялась работа по реализации задачи содержания практически всех образовательных областей. Данный проект способствовал формированию не только познавательного интереса, художественно – эстетического вкуса у детей, но и имел социальное значение.
В результате использования культурно-исторического наследия семьи, у детей установились партнёрские отношения с родителями. Дети овладели позитивными образцами поведения в природе и обществе; позитивным и ответственным отношением к себе и окружающим, к природе. У детей и взрослых пробудился активный интерес к познанию самих себя, они получили возможность реализовать своё право на саморазвитие.
Полученные знания детьми в процессе работы и после завершения проекта будут постоянно пополняться, т.к. у детей возникнет интерес к жизни своего небольшого, но исторически важного села.
В дальнейшем проект может быть основой для проекта «Моя Родина - Россия», «Моя планета».
Проанализировав этапы реализации данного проекта, хотелось бы отметить, положительные результаты которых удалось добиться.
1.Повысился уровень знаний по познавательному развитию в разделе «Моя семья», «Мой дом».
2.Потребность детей само выражаться в творческой деятельности.
3.Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе подготовки и проведения обобщающего занятия.
4.Пополнение развивающей среды группы альбомами о нашем селе, «Малой Родины – селе Коршик».
5.Значимость и необходимость выполнения педагогического проекта для образовательного учреждения в целом, и учебно – воспитательного процесса в частности.
6. Значимость проекта для других образовательных учреждений, возможность внедрения результатов проекта в деятельность коллег.
Список литературы:
1.Н.В.Микляева , Ю.В.Микляева, А.Г.Ахтян «Социально-нравственное воспитание детей от 2-5 лет» 2009год (дошкольное воспитание и развитие).
2.М.П.Костюченко «Окружающий мир» интегрированные занятия с детьми 4-7 лет. 2010 год.
3.Г.М.Блинова «Познавательное развитие детей 5-7 лет» методическое пособие 2006 год.
4.О.В.Сакавичене «Патриотическое воспитание дошкольников» журнал «Ребёнок в детском саду» №2, 2006 год.
5.Т.Н.Тебенева «Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ» журнал «Управление ДОУ» № 1, 2007 год.
6.В.Степанов «Учебники для малышей «Моя Родина—Россия»
7. Интернет ресурсы.
8.Е.В.Михеева «Современные технологии обучения дошкольников».2013г.