Эссе «Моё отношение к игровым технологиям»
Моё отношение к игровым технологиям
«Повышение учебной мотивации становится основным фактором вовлечения детей в учебный процесс». Моё личное мнение расходится с этим утверждением. Наверное, потому, что я возрастной учитель, сформировавшийся ещё при другой системе обучения. Мне очень нравится, что есть такие площадки на которых проводятся конкурсы в таком формате. А я имею возможность высказывать свою точку зрения.
Разнообразные технологии имеют право на существование. Придумывают их конечно творческие люди. Подводится соответствующая база – разнообразные методы и приёмы. Всё это конечно хорошо. Но… Во всём есть своё НО.
«Вся наша жизнь – игра» - все слышали эти слова в начале передачи «Что? Где? Когда?». Почему-то мне кажется, что участники этой игры в своё время были замотивированы совсем не игровыми технологиями, а какими-то другими. Или всё-таки игровыми, но… И здесь нужно чётко отделить понятие игры для игровых технологий от понятия игры, как развлечения. Если применять игры для того, чтобы детям было просто не скучно, то это никакого отношения не имеет к учебной мотивации.
В игре должно быть всё более-менее чётко определено: задачи, правила игры, дети должны иметь определённые знания, умения и навыки для ведения игры. Всё это для того, чтобы ребёнок начинал привыкать к такому понятию как требования. Если эта игра коллективная, то очень большое значение имеет развитие первоначальных навыков ответственности. Если же предполагает индивидуальное участие, то следует обращать внимание на развитие умения отвечать за свои собственные действия.
К чему я всё это веду? На мой взгляд любая технология должна в первую очередь быть направлена на то, чтобы сформировать понимание того факта, что получение знаний – это личный очень тяжёлый труд каждого ребёнка. Как говорил Евклид ещё в III веке до нашей эры царю Птолемею I «Нет царского пути в геометрии». И по сей день ничего не изменилось в этом отношении. Меняются системы обучения. Меняются формулировки, понятия, утверждения, формы, методы, наконец технологии. Но путь получения знаний остаётся неизменным – сложный умственный труд. И чем раньше ребёнку это объяснить, тем легче ему будет справится с задачей получения знаний.
А теперь о игровых технологиях. Так как они являются предметом этой статьи.
Игровая форма позволяет сделать процесс обучения более интересным, захватывающим и интерактивным, что способствует лучшему усвоению информации и развитию навыков.
Какие бы я выделил игры?
Ролевые игры: в рамках этого подхода ученики берут на себя роль персонажа, который должен выполнить определенные задачи или решить проблемы. Это помогает им лучше понять материал и применять полученные знания на практике.
Квест-игры: ученики выполняют задания и решают головоломки, чтобы достичь определенной цели. Это стимулирует их к активному поиску информации, а также развивает критическое мышление и навыки решения проблем.
Игры-головоломки: такие игры помогают ученикам развивать логическое мышление, аналитические способности и умение работать в команде.
Компьютерные игры: использование компьютерных игр для обучения может быть весьма полезным, поскольку они позволяют ученикам взаимодействовать с материалом в формате, к которому они привыкли.
Виртуальная реальность: использование технологий виртуальной реальности может сделать обучение более захватывающим и привлекательным для учеников.
Образовательные приложения: существует множество образовательных приложений, которые используют игровые механики для повышения мотивации и интереса к учебе.
Геймификация: внедрение элементов игры в учебный процесс может повысить мотивацию и вовлеченность учащихся.
Но при этом важно помнить, что игровые технологии должны использоваться в сочетании с традиционными методами обучения, чтобы обеспечить всестороннее развитие учащихся.
Что касается моей практики. Я работаю учителем математики. В своей работе особенно для учащихся 5, 6 классов использую образовательную платформу Joyteka. Здесь можно создавать образовательные веб-квесты. Конечно это больше подходит для дистанционной работы, так как в данное время работаю в школе, где большие проблемы с интернетом. Детям нравится то, что в комнате сначала нужно найти само задание – бывает так, что нужно проявлять хорошую смекалку. Правда решение самих заданий уже вызывает совсем не тот интерес, а точнее уже не вызывает интерес. Вот поэтому я считаю, что работа с такими платформами больше нужна самому учителю для создания своих заданий. А это позволяет таким возрастным учителям как я, дольше держаться «на плаву».