МУ к практической работе "Основы программирования на языке FBD в среде CoDeSys"

0
0
Материал опубликован 17 January

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению практической работы

Тема: Основы программирования на языке FBD в среде CoDeSys



Цель работы

1 Ознакомление с назначением и функциональными возможностями языка программирования FBD в комплексе CoDeSys.

2 Освоение методики создания, редактирования и проверки программ на языке FBD.

3 Получение практических навыков программирования в среде CoDeSys.


1 Порядок формирования программы на языке FBD


1.1. Запустить приложение CoDeSys, затем в строке меню открыть раздел Файл и выбрать команду Создать. При этом откроется окно Настройки целевой платформы. В поле Конфигурация нажать ОК

t1737113502aa.png

1.2. После выбора целевой платформы автоматически открывается окно Новый программный компонент (POU), где в разделе Тип POU выбираем Программа, а в качестве языка реализации – FBD. Имя данного POU (PLC_PRG) менять нельзя.

t1737113502ab.png

1.3. После выполнения указанных действий откроется рабочее окно CoDeSys, в котором будет формироваться программа на языке функциональных блоковых диаграмм.

1.4. В строке меню открываем раздел Вставить и выбираем Элемент (Это 1 способ создания элемента)

t1737113502ac.png

Эта и другие основные операции продублированы соответствующими кнопками на панели инструментов. (Это 2 способ создания элемента)

t1737113502ad.png

3 способ создания элемента: встать в прямоугольник, нажать правую клавишу мыши и в меню выбрать Элемент.

C помощью данной команды в схему можно вставлять операторы, функции, функциональные блоки и программы.

Сразу после ее выполнения в схеме появляется оператор AND (логическое И).

t1737113502ae.png

Выбрав текстовое поле, где написано AND, этот оператор можно превратить в любой другой объект (функцию, функциональный блок, программу, оператор), написав имя желаемого объекта ( например, заменим AND на OR).

t1737113502af.png

Если новый блок имеет другое число входов, чем оператор AND, то будут автоматически добавлены новые входы или удалены ненужные.

1.5. Определяем тип и количество входных переменных для данного элемента. Все неопределенные входы обозначаются тремя вопросительными знаками (???).

Кликните один раз ЛКМ по обозначению входа (???), вместо вопросов вводим корректное имя переменной и нажимаем Enter.

t1737113502ag.png

В результате откроется окно Объявление переменной. Здесь из списка выбираем подходящий тип и нажимаем ОК. Аналогично настраиваются остальные входы объекта. Также в качестве входных сигналов могут использоваться и константы.

Вся информация о входных переменных отображается в разделе объявления переменных.

t1737113502ah.png

У некоторых FBD операторов можно изменить количество входов. Для этого выбираем существующий вход, перед которым мы хотим создать новый, и выполняем команду Вставить

Вход.

1.6. Сформируйте выходной сигнал элемента. Для этого выделите курсором пока еще не определенный выход блока и выполните команду Вставить → Присваивание. В результате на схеме появится вывод для выходной переменной, которую необходимо определить согласно методике, представленной выше.

Если требуется увеличить количество выходов блока, то выполняем команду Вставить → Выход.

1.7. Включаем в схему новые элементы, связываем их друг с другом и настраиваем в соответствии с описанной выше методикой и схемой ниже.

t1737113502ai.png


2 Проверка программы в режиме эмуляции


2.1. Выбираем меню Проект – Компилировать, убеждаемся в отсутствии ошибок в программе.

2.2. Выбираем Онлайн - Подключение

t1737113502aj.png

Программа переходит в режим эмуляции.

2.3. В разделе Онлайн кликните 1ЛКМ по строке Старт. После этого на экран будут выведены текущие значения всех переменных (как входных, так и выходных).

2.4. Задайте новые значения входных переменных. Для этого дважды кликаем мышкой по переменной и в открывшемся диалоговом окне заполняем соответствующее поле.

2.5. В разделе Онлайн кликните 1ЛКМ по строке Записать значения. Эта команда используется для записи значений переменных в программируемый логический контроллер (ПЛК), а в режиме эмуляции – для формирования и последующего отображения результатов вычисления виртуального ПЛК.

2.6. Подавайте на входы различные комбинации сигналов, убедитесь в правильности работы программы.

2.7.По завершении эксперимента в разделе Онлайн кликните 1ЛКМ по строке Стоп, а затем по строке Отключение. После этого программу на языке FBD можно редактировать.


3. Арифметические операции FBD:


3.1 Сложение. Var1: =7+2+4+7

t1737113502ak.png

3.2 Умножение.

t1737113502al.png

3.3 Вычитание. Var1: =7-2

t1737113502am.png

3.4 Деление. Var1: = 8/2

t1737113502an.png

ЗАДАНИЕ:

Составьте программу в CodeSys, используя язык FBD. Проверьте ее работоспособность в режиме эмуляции.

Составить программу для нахождения значения выражения:

t1737113502ao.gif

Справка

Количество входов у элемента можно изменить, встав с левой стороны элемента и нажав Вход – Enter.

t1737113502ap.png


t1737113502aq.png

Добавить следующий элемент можно встав с правой стороны элемента и нажав Элемент.

t1737113502ar.png


После добавления функциональных блоков и объявления переменных операция t1737113502as.gif будет иметь вид:

t1737113502at.png


Добавляем еще один элемент ADD. Но перед этим должна быть выполнена операция умножения в*с. Для этого необходимо добавить элемент перед элементом ADD (сложение).

Для этого нужно установить курсор в место, указанное на рисунке и нажать Элемент (смотри раздел Позиция курсора в начале данного документа)

t1737113502au.png

Результат этого действия представлен на рисунке:


t1737113502av.png



Следующее действие доделать самостоятельно, проверить правильность работы программы:

написать программу к выражению ниже и проверить правильность ее работы при различных значениях:

t1737113502aw.gif

Квадратный корень числа в FBD:

t1737113502ax.png

Продемонстрировать выполненную работу преподавателю.



Вопросы по теме:

1.Какую функцию в программе играет метка? Как ее установить?

2.В редакторах LD и FBD программа представлена в виде списка цепей. Каждая цепь состоит из двух частей. Что записывается в левой части, а что в правой?

3.Как можно увидеть текущую позицию графического курсора?

4.Назовите правила именования переменных?

5.Какие типы данных вы знаете?



Литература:


1.Петров И.В. Программируемые контроллеры. Стандартные языки и приемы прикладного проектирования / Под ред. проф. В.П. Дьяконова. – М.: СОЛОН-Пресс, 2022.

2.Руководство пользователя по программированию ПЛК в CoDeSys 2.3. 3S –Smart Software Solutions GmbH.

3.Минаев И.Г., Самойленко В.В. Программируемые логические контроллеры: практическое руководство для начинающего инженера. – Ставрополь: АРГУС, 2009. – 100 с.

4.https://www.codesys.com/

5.https://owen.ru/product/codesys_v3/sreda_programirovaniay




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.