Урок информатики «Основы программирования разветвляющихся алгоритмов на языке Python» (8 класс)
Технологическая карта урока по информатике
Класс: 8.
Раздел программы: «Алгоритмизация и программирование».
Тема: «Основы программирования разветвляющихся алгоритмов на языке Python»
Цель деятельности учителя: Организация деятельности учащихся для формирования и развития навыков учащихся программирования на языке Python; способствовать развитию познавательной активности учащихся, интереса к предмету, развитию логического и алгоритмического мышления; способствовать формированию навыков самоконтроля, самостоятельности, ответственности.
Задачи урока:
предметные: формирование представлений о программировании разветвляющихся алгоритмов; выработать практические умения по использованию полученных знаний на практике для решения заданий ОГЭ;
метапредметные – развитие широкого спектра умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для создания программ на одном из языков программирования; навыков рационального использования имеющихся инструментов;
личностные – формирование навыков самоконтроля, формирование понимания социальной, общекультурной роли в жизни современного человека знания языка программирования; понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: формирование навыков, умений строить разветвляющиеся алгоритмы на языке Python, находить ошибки в простейших линейных и разветвляющихся алгоритмах, записанных на языке Python, исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на языке Python.
Метапредметные УУД: формирование умений самостоятельно планировать пути достижения целей; умений соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Личностные УУД: алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представлений о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности; воспитания культуры общения на уроке и в повседневной жизни, осознание собственной успешности, стремление к победе, умение работать в группе.
Формирование Универсальных Учебных Действий (УУД):
Личностные (Л): установление связи между целью и мотивом деятельности;
Регулятивные (Р): целеполагание, составление плана и последовательности действий, оценка результата;
Познавательные (П): самостоятельное формулирование цели, поиск необходимой информации, умение структурировать знания;
Коммуникативные (К): умение слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Оборудование: https://quizizz.com/, http://learningapps.org/, персональные компьютеры, раздаточный материал, презентация, доска.
Технологическая карта:
№ п/п, этап урока | Содержание деятельности учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент | Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. | Демонстрация готовности к уроку, психологически настраиваются на работу. | Л: развитие навыков самоорганизации | ||||||||||||||||||||||||||||
II. Проверка домашнего задания. (слайд 1) | - В течении урока с помощью листа самоконтроля вы сможете оценить свою работу на каждом этапе урока. И выставить себе итоговую оценку за урок, как среднее арифметическое всех оценок в оценочном листе, я же, в свою очередь, смогу вашу работу проконтролировать. Возьмите карточку самоконтроля и внимательно ознакомитесь с критериями оценивания по каждому этапу урока. | Решают задания на экране. Заполняют лист самоконтроля | Познавательные –обобщать изученный материал. Коммуникативные – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действий. Личностные – учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения частной задачи. | ||||||||||||||||||||||||||||
III. Актуализаций знаний и мотивация. | - Ребята, давайте вспомним основные виды алгоритмов (слайд 2) - Почему вы их назвали в таком порядке? - На прошлом уроке мы с вами познакомились и научились «писать» простейшие программы на языке Python. - Давайте вспомним основные операторы и служебные слова на данном языке? (упражнение в Learning.Apps) - https://learningapps.org/watch?v=p5g2pbf3t22 - Давайте вспомним основные виды блоков для построения блок – схемы? (слайд 3) Мы с вами уже использовали почти все из данных блоков. Ромб – условие. В каких алгоритмах используется данный блок? Как и где его использовать в блок схеме? | Ученики слушают учителя, отвечают на вопросы. - Линейные, разветвляющиеся, Циклические (с повторением). - По мере усложнения (линейные алгоритмы – самые простые и самые легкие, а циклические – самые сложные) Решают с учителем интерактивное упражнение Верное соединение блоков:
Сопоставляют основные блоки и их назначения - Не знаем. | Р: - развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка. - формирование осознанного подхода к оценке деятельности, П: - самостоятельное формулирование познавательной цели; - осознанное и построение речевого высказывания. К: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, - аргументация своего мнения. Л: мотивация к учебной деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||
IV. Постановка учебной задачи. V. Формулирование темы урока и постановка целей. | -Перед вами картина В.М. Васнецова «Витязь на распутье». С какой проблемой он столкнулся? Составьте алгоритм в словесной форме «Мое утро» А если человек не хочет делать зарядку? Необходим другой тип алгоритма. Какой, на чем он должен быть основан? -Значит мы будем находится на распутье -развилке? Хотим мы или нет делать зардку? - О каких алгоритмах мы сегодня будем говорить, сформулируйте тему урока? Давайте подумаем зачем нам нужен этот урок? Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения. (постановка цели урока) Оцените уровень своих знаний по данной теме. Чему бы вы хотели научится? Задачи урока: Можно ли сказать, что из этих задач получится план? | Он не знает по какому пути ему пойти – налево или направо - для решения его проблемы, задачи. Составляем с учениками алгоритм «Мое утро» в виде блок-схемы. Вспомнить, что такое линейный алгоритм, привести примеры линейных алгоритмов из жизни. (слайд 5-6) Предполагаем с каким-то условием (хочет или не хочет человек делать зарядку) (слайд 7) Да. Разветвляющиеся алгоритмы Научиться описывать разветвляющейся алгоритм на языке программирования Python. Данный язык программирования более современный. Профессия программиста все больше и больше востребована в наше время – время информационных сред. Большинство приложений и программ на смартфоны, планшеты, компьютеры «пишутся» (создаются) на данном языке программирования. а) Я не знаю ничего по данной. б) Мне кажется то, что Я знаю не подходит для задач в) Я не уверен в своих знаниях… (свой ответ каждый отражает в листе самооценки) изучить структуру разветвляющегося алгоритма на языке Python научиться применять на практике да | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Л: формирование математического мышления Р: целепологание | ||||||||||||||||||||||||||||
VI. «Открытие» нового материала | Давайте попробуем сформулировать определение разветвляющегося алгоритма. Все верно, запишем более точное определение данного алгоритма (слайд 9) Учитель предлагает изучить блок схему разветвляющегося алгоритма и сопоставить ей служебные слова на языке Python. (слайд 10-12) | - Разветвляющийся алгоритм – это если перед нами будет стоять какой вопрос (условие), то мы будем либо идти направо и выполнить одни действия или пойдем налево и выполнять другие действия. (по аналогии богатыря на распутье) Делают записи в тетрадях Учащиеся делают соответствующие записи в тетрадях, знакомятся с новыми резервированными словами (if – если, else – иначе) | П: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами, развитие познавательной активности К: выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой | ||||||||||||||||||||||||||||
VII. Парная работа Кейс 1 «Найди значение» | Задание 1. Ребята, сейчас вы работаете в отделе программирования в крупной IT-компании, вам предстоит выполнить ответственные задания. Вот вам первое из них - вам нужно найти значение переменной по завершению программы. (даны 3 отрывка программ). На задание отводится 5 минут. | Ученики, работая в паре, ищут значения переменных, сравниваем результаты, разбираем верные решения, исправляем ошибки в неверных решениях. | Л: формирование навыков решения задач | ||||||||||||||||||||||||||||
Физкульт минутка | - Ребята, пожалуйста, встаньте, немного разомнемся. Давайте вспомним, зачем нам нужны те или иные устройства компьютера. Если я называю устройство ввода информации, то вы поднимаете руки вверх, если вывода – приседаете, а если какое-то другое, то хлопаете в ладоши 1 раз. | Ученики выполняют задания учителя. | Личностные: -самоопределение, воспитание потребности в ЗОЖ | ||||||||||||||||||||||||||||
Кейс 2 «Найди ошибку» | Задание 2. У младших программистов очень большой объём работы, они не справляются, так как сроки работы поджимают и им необходима ваша помощь. Вы, как ведущие программисты, должны отладить программу, то есть найти все ошибки. На задание отводится 7 минут. Программа с ошибками: print(a); a=input() if a/2=0: print(Число а - четное) . . . . . print(Число а – нечетное) end | Верная программа: print(‘Введите любое число’) a = int(input()) if a // 2 = = 0: print(‘Число’, а , ’ – четное’) else: print(‘Число’ , а , ‘ – нечетное’) | К: - фиксирование индивидуального затруднения; - коррекция; - планирование учебной деятельности для решения поставленной задачи; - взаимоконтроль. - умение сотрудничать с одноклассниками. П: - осознанное и построение речевого высказывания; - выбор наиболее эффективных способов выполнения задания; - навыки написания программы на языке Python. | ||||||||||||||||||||||||||||
Кейс 3 «Напиши программу по блок схеме» - практическая часть | Задание 3. Написать программу на языке Python по приведенной блок-схеме. - Ребята, младшим программистам, опять нужна ваша помощь. С этим ответственным заданием могут справиться только вы, наши ведущие программисты. По написанной блок-схеме младшими программистами, вам необходимо написать программу на языке программирования Python. Для корректной работы программы и её отладки вы можете использовать компьютеры. | Верная программа: print(‘Введите 2 числа’) a,b=int(input()), int(input()) if a>b: max=a else: max=b print(‘Максимальное число =’, max) | П: развитие познавательной активности Р.: контроль, коррекция, оценка | ||||||||||||||||||||||||||||
Закрепление изученного | - Ребята, сейчас вам предстоит выполнить онлайн-викторину quizizz.com. Перейдите по ссылке https://quizizz.com/join. Введите сгенирированный случайным образом код, записанный на доске. Введите сфою фамилию и имя. Вы помните, что результат викторины будет сразу получен после прохождения всех вопросов. Критерии оценивания прежние, вы так же их можете видеть в карточке самоконтроля. Не забываем поставить себе оценку в карточку самоконтроля. | Ученики отвечают на 7 вопросов, с использование персональных компьютеров. В браузере перехо-дят по ссылке: quizizz.com/join/ вводят сгенерированный код, за-писанный учителем на доске, представляются своей фамилией и именем. | Р: - коррекция; - осознание качества и уровня усвоения; -планирование деятельности для решения поставленной задачи; - самоконтроль. П: - анализ, сравнение, доказательство; Личностные УУД: - самостоятельность, навык индивидуальной работы. | ||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов. Рефлексия. | Посмотрим на экран и подведем итоги урока: Какая была тема урока? Какую цель мы ставили пред собой на данном уроке? Вам удалось достичь цели? Кто из вас сегодня приобрел знания? Докажите. -Перед вами лесенка успеха. Первая ступенька, если у вас ничего не получилось и было сложно, вторая ступенька поняли материал, но допускали ошибки в заданиях, третья ступенька, если вы все поняли и у вас все получилось. -Поставьте себя на ступеньку, которая подходит вам. -Хорошо ребята -Спасибо за урок. -До новых встреч! | Разветвляющийся алгоритм на языке Python Научиться описывать разветвляющейся алгоритм на языке программирования Python. Да Высказывают свое мнение. Рефлексия деятельности Прощаются с учителем | Р: формирование осознанного подхода к оценке деятельности. П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия | ||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | Теоретическое: Выучить структуру блок схемы и запись на языке программирования Python разветвляющийся алгоритм. Практическое: Составить блок-схему в тетради и написать программу (затем ее выслать учителю на почту в системе ГИС ЭО (эл.журнал)) к задаче: Определить является ли число, введенное с клавиатуры, трехзначным. | Записывают домашнее задание. |
КАРТОЧКА САМОКОНТРОЛЯ
Фамилия и имя ___________________________
№ | Вид работы | Критерий оценки | Оценка |
1 | Домашняя работа | Программа написана верно – «2» Программа написана с незначительными ошибками – «1» Программа не написана – «0» | |
2 | Работа в парах | ||
Найди значение | Нашли: 1 верное значение – "1" 2 верных значения – "2" 3 верных значения – "3" | | |
Найди ошибки | Нашли: 1-2 ошибок – "2" 3-4 ошибки – "3" 5-6 ошибки – "4" 7 ошибок – "5" | | |
Составить программу | не написали программу – "0" Допустили в составлении программы: ошибки – "2" 0 ошибок – "4" | | |
3 | Викторина в Quizizz | меньше 50% – "2" 50% – 69% – "3" 70% – 89% – "4" от 90% – "5" | |
4 | Рефлексия: Я узнал . . . У меня получилось . . . Мне понравилось . . . Мне было трудно . . . Я хочу узнать . . . Я хочу научиться . . . | ||
ИТОГО (среднее арифметическое предыдущих пяти оценок): | |
В конце урока карточку самоконтроля сдать учителю.