Классный час «МУР-викторина» (Расширение знаний детей о кошках)
Пояснительная записка к презентации
Мур - викторина
Цель:
расширить знания детей о кошках, познакомить с приметами, связанными с кошками, вспомнить литературные произведения о кошках, воспитывать чувство сострадания к домашним любимцам.
Ход занятия:
Вступление.
- Ребята, отгадайте загадку:
Любит ласку и покой,
Ходит в шубке меховой.
Молочко из плошки пьёт,
Возле норки мышку ждёт.
- Да, это кошка. А это кто?
Сидит на окошке кошка:
И хвост как у кошки,
И нос как у кошки,
И ушки как у кошки,
А не кошка. Кто это?
- Это кот. А о ком так говорят: Он родился с усами?
-Да, все эти загадки об одном животном – о кошке. Серые и чёрные, рыжие и белые, усатые, хвостатые, бывают полосатые, пушистые, облезлые, ленивые, обычные, но очень симпатичные. И не меньше, чем загадок, сложено об этом животном пословиц, фразеологизмов и крылатых выражений.
Позавидовала кошка собачьей жизни.
Для мышки и кошка зверь.
Ночью все кошки серы.
Лакома кошка до рыбки, да в воду лезть не хочется.
-Если мы говорим о человеке, который в чём-то виноват и чувствует свою вину, какую фразу мы произносим? Знает кошка, чьё мясо съела.
-А когда мы говорим о тех, кто постоянно ссорится? Живут как кошка с собакой.
-Как говорят, когда на душе тяжело? На душе кошки скребут.
-А что скажут, когда все усилия были напрасны и ничего не получается? Всё коту под хвост.
-Немало есть примет, связанных с кошками. Какие из них известны вам?
Кошка умывается – придут гости.
-А какая подвижная игра связана с этими животными? Кошки-мышки.
-Вы уже, наверное, догадались, о каком животном пойдёт речь сегодня на занятии?
2. Соревнование.
-Я попрошу вас вытянуть карточку. У кого на карточке рыжий кот? Занимайте места здесь. Вы будете команда «Цап-царап». Вторая команда будет называться «Мяу-мур». На карточках ребят из этой команды изображён полосатый кот.
1 тур – разминка «Экспресс-вопрос».
Где описывается удивительный случай оживления шляпы? Н.Носов «Живая шляпа»
Откуда проявилось выражение «А Васька слушает, да ест» И.А.Крылов басня «Кот и повар»
На ком женился Котофей Иванович? На лисе.
Какого кота знают все американские дети? Тома
Кто и кому говорит: «Несёт меня лиса за тёмные леса!» Петух говорит Коту и Дрозду.
Назовите самого доброго кота на свете и произнесите его любимую фразу. Кот Леопольд «Ребята, давайте жить дружно!»
Из какого произведения строки «А у нас сегодня кошка родила вчера котят» Кто автор этого произведения? С.Михалков «А что у вас»
В каком произведении улыбка кота гуляла сама по себе? Л.Кэрол «Алиса в стране чудес» - улыбка чеширского кота.
Каким способом передвигался кот в произведении К.Чуковского «Тараканище»? …А за ними кот задом наперёд.
Назовите котов, которые прекрасно плавают? Морские котики.
Что делает учёный кот из лукоморья, когда идёт направо? Идёт направо песнь заводит.
В какой сказке кот достался хозяину в наследство? Ш.Перро «Кот в сапогах»
Кто из литературных котов говорит: «Через это проклятое ученье я глаз лишился» А.Толстой «Приключение Буратино» - кот Базилио
Какую черту характера подметил в кошках Р.Киплинг? Независимость.
В каком произведении говорится о неосторожном обращении с огнём? С.Маршак «Кошкин дом»
Какой кот прекрасно ведёт домашнее хозяйство и имеет корову Мурку? Кот Матроскин
Закончите народную песенку в переводе С.Маршака: «Где ты была сегодня, киска» У королевы у английской.
Из какого произведения строки: «Не хотел котёнок мыться, опрокинул он корытце и в углу за сундуком начал мыться языком» С.Маршак «Усатый полосатый»
В какой сказке кота получил в наследство один из братьев? «Кот в сапогах»
Закончите мысль китайского философа Конфуция: «Трудно искать чёрную кошку в чёрной комнате…» …особенно если её там нет.
-А сейчас музыкальная пауза. В исполнении наших девочек танец и песня «Кис, кис, мяу!»
2 тур – Литературный.
В текст нужно вставить пропущенные слова.
Котичек-коток, серенький лобок. Ласков Вася, да …, лапки …, коготок …. У Васютки ушки …, усы …, шубка …Ласкается кот, выгибается, хвостиком …, глазки …, песенку …, а попалась мышка – не прогневайся. Глазки-то …, лапки что стальные, зубки-то …, когти выпускные. К.Ушинский Слова для справок: длинны, остёр, виляет, чуткие, шёлковая, закрывает, кривые, большие, хитёр, бархатные, поёт. |
- Назовите основную мысль этого произведения.
- У вас было задание прочитать рассказ К.Паустовского «Кот – ворюга». Сейчас мы проверим, внимательно ли вы читали это произведение.
Где происходит действие рассказа?
Назовите кличку кота.
Перечислите его особые приметы.
За какую проделку кота выслеживали целый месяц?
На какой отчаянный поступок решился кот, спасаясь от преследователей?
Как кот попался?
Кому поручили вытащить кота?
Как Лёнька перехитрил кота?
Что удивило всех, когда кота рассмотрели поближе?
Как его наказали?
Какой неожиданный и благородный поступок совершил кот?
Что изменилось в судьбе кота?
А сейчас ученица нашего класса … прочитает стихотворение.
День рождения у кошки. С.Ефимовский
Ждёт гостей сегодня кошка
И волнуется немножко:
«Что ж так долго не идут?»
Ну а гости тут как тут.
Друг за дружкой по дорожке
Все спешат поздравить кошку.
Белка в тележке везёт орешки.
В корзинке у зайки – морковь для хозяйки.
Катит медвежонок мёду бочонок.
Тащит петушок проса мешок.
А кот Тимофей принёс двух мышей.
Всем подаркам кошка рада.
С одного ж не сводит взгляда.
Догадайся поскорей:
Чей подарок ей милей?
3 тур – Интеллектуальный. Презентация.
Разгадайте кроссворд.
презентация МУР-викторина
PPTX / 1.75 Мб
По вертикали: 1. Отчество кота из русской народной сказки, который однажды стал главным в лесу» 2. «Друг» Джерри. 3. Его звали Гав. 4. Автор строк: «И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом». 5 Полосатый родственник кошки из сказки Р.Киплинга «Маугли». 6. Хитрющий кот, который обманул Буратино.
По горизонтали: 4. Деревня, в которой жил кот Матроскин. 7. Дикая родственница кошки из сказки Р.Киплинга «Маугли». 8. Его любимая фраза: «Ребята, давайте жить дружно!»
Историческая пауза.
В разные времена и в разных странах к кошке относились по-разному. В Древнем Египте её боготворили, оказывали всякие почести. Смертельная казнь карала того, кто убьёт хотя бы одного стража хлебных амбаров. Если же кошка умирала своей смертью, её оплакивали, осыпали дарами в виде высушенных мышей.
В Европе в средние века кошку преследовали, так как считали, что в ней поселяется дьявол. Особенно не везло чёрным кошкам. Считалось, что они приносят в дом несчастье.
В Японии в 17 веке существовала легенда. Владельцу небольшой чайной лавки, чьи дела шли плохо, подарили статуэтку кошечки. Она ожила и стала работать за кассой магазина, Это стало сенсацией. Всё больше людей заходило в чайную, чтобы увидеть такое чудо. Благодаря этому торговля пошла хорошо. И с тех пор во всех чайных Японии держат кошек.
Может быть всё это выдумки, но так или иначе кошка живёт рядом с человеком не одну тысячу лет и до сих пор остаётся существом загадочным и таинственным.
4 тур – Математический.
-Решите задачи:
1. Шесть замечательных кошек работают в Британском музее, защищая его экспонаты от нападения крыс и мышей. Каждой кошке положена зарплата – 50 фунтов стерлингов в год. Сколько выплатят на содержание всех кошек в год?
2.Сколько мышей выловят кошки за неделю, если две кошки поймали по 5 мышей, три кошки – по мышей, а кошка – «рекордсменка» - 9 мышей?
3.Учёные подсчитали, что в Европе на трёх человек приходится 1 кошка. Подсчитайте примерное количество этих животных, если известно, что население Европы составляет 687000000 человек.
Ученик нашего класса … прочитает стихотворение.
Про хвост. В.Чижов
Хвост пушистый бело-рыжий
Едет плавно над травой,
Едет к птичке ближе… ближе…
Замер, будто неживой…
Хвост здесь, видно, неспроста!
Улетай, скворец, с дорожки!
Бывают кошки без хвоста,
Но не бывает хвост без кошки!
5 тур – Театральный.
Выразительное чтение или инсценировка стихов.
1 команда «Цап-царап»
Говорит мне тихо кошка:
- Пожалей меня немножко!
Не пойму я кошку эту:
Я ей тычу в рот конфету.
Я под самый кошкин нос
Лучший свой значок поднес.
Я обнял ее за шею:
- Вот как я тебя жалею!
Ну, чего ты хочешь, кошка?
Говорит она: - Немножко,
Хоть немножко пожалей –
Отпусти меня скорей!
А. Гришин
2 команда «Мяу-мур»
-Маленькая мышка, капельку постой.
-Хитренькая кошка, я спешу домой.
-Маленькая мышка, где скажи твой дом?
-Хитренькая кошка, где-то за углом.
-Маленькая мышка, в гости пригласи.
-Хитренькая кошка, лучше не проси.
3. Подведение итогов.
-Сейчас жюри подводит итоги нашего конкурса. А мы поиграем в игру «Кошкины повадки».
Вам покажем мы немножко, как ступает мягко кошка.
(Ходьба на цыпочках, изображая мягкую поступь кошки)
Еле слышно: топ-топ-топ, хвостик книзу: оп-оп-оп.
(Лёгкие прыжки на месте с ноги на ногу)
Но, подняв свой хвост пушистый, кошка может быть и быстрой.
(Высокие прыжки на двух ногах вправо-влево)
Ввысь бросается отважно:
скок да сок, ещё подскок, то вперёд, а то отскок.
(Высокий прыжок на одном месте на двух ногах)
А потом мяукнет: «Мяу! Я в свой домик убегаю!»
(Лёгкий бег на месте)
Объявление результатов. Награждение.
Лещёва Светлана Николаевна
Петренко Наталья Борисовна
Захарова Лариса Владимировна