Классный час о толерантности.
Необходимый реквизит к занятию: листы бумаги по 2-3 на ребенка, ножницы на каждую пару детей, сердечки из белой бумаги по 3-4 на ребенка (сердечки должен приготовить сам учитель, чтоб дети не знали о них), распечатанная "Молитва о встрече" на каждого ребенка.
Цель: Улучшить психологический климат в классе.
В ходе классного часа дети должны:
(задачи занятия)
-увидеть, что при всем нашем разнообразии, у нас много того, что нас объединяет;
-Познакомиться с приемами вежливого общения с одноклассниками и применить их на практике;
-Сделать приятное своему однокласснику, чтоб почувствовать, как это приятно - делать добрые дела.
Для решения этих задач необходимо на каждом этапе занятия проводить рефлексию. (Что почувствовали, что поняли?)
Вступительное слово учителя о сложившейся ситуации в классе.
Упражнение 1.
Детям предлагается объединиться по различным признакам. (Пол, месяц дня рождения, цвет волос, имя и т.д.)
Вывод: Мы очень разные. Каждый из нас неповторим, но есть много моментов, которые нас объединяют.
Учитель. Очень часто мы просто не умеем увидеть в другом человеке хорошие черты. Этому нужно учиться! Чтобы увидеть хорошее в другом нудно увидеть хорошее в себе.
Упражнение 2.
Нарисуйте свою ладошку. (Дети обводят свою руку.) Теперь на каждом пальчике напишите свои достоинства, а на ладошке задачу для работы над собой. Ведь изменить можно ТОЛЬКО СЕБЯ.
(Упражнение позволяет находить положительные черты в себе и критически относиться к себе любимому).
Вывод: критиковать легче. Нужно находить положительное в себе и других. Эти хорошие черты нужно поддерживать и взращивать.
А теперь еще упражнение.
Упражнение 3.
Разбейтесь на пары. А теперь один правой, а другой левой рукой вырежьте снежинку.
Учитель. Легко ли было работать? Какое условие необходимо соблюдать, чтоб выполнить задание?
Вывод: В жизни необходимо ДОГОВАРИВАТЬСЯ! Этому надо учиться.
Упражнение 4.
Одному из мальчиков предлагается сказать комплемент девочкам (всем). Далее девочка говорит комплементы мальчикам (всем).
Существуют особые требования к комплименту. Основными из них являются следующие:
- сосредоточить внимание не на внешних достоинствах собеседника, а на его внутренних, душевных качествах;
- подчеркивать не очевидные, а скрытые достоинства собеседника (чем больше скрытых достоинств удается подчеркнуть в партнере, тем более искренними покажутся ему слова собеседника);
- быть искренним при высказывании комплимента (или хотя бы убедительно производить впечатление искренности);
- строить комплимент на фактической основе;
- быть кратким при высказывании комплимента;
- не включать в комплимент поучений;
- в комплименте не должно быть двусмысленных оборотов, двусмысленность может вызвать совсем не те чувства и ассоциации, на которые рассчитывает автор комплимента;
- не следует делать комплимент относительно тех качеств, от которых человек хотел бы избавиться;
- делая комплименты, следует учитывать половозрастные особенности собеседника;
Учитель. Приятно было слышать хорошее о себе? Хотелось ли в ответ сказать грубость?
Вывод: Хорошие слова вызывают у человека положительные эмоции. Если говорить приятные вещи человеку, это не вызывает агрессии.
Учитель. В жизни нам встречаются ситуации, когда мы считаем необходимым высказать критическое замечание. Делать это нужно правильно. Вот правила:
Предметом критики являются дела и поступки, а не личность человека, его особенности, характер, умственный потенциал.
Объективная критика опирается только на конкретные факты и аргументы.
Конечной целью критики является решение, помогающее изменить ситуацию, конкретные предложения по устранению недостатков и снятию возникших проблем.
Цель критикующего – выявить действительные причины допущенных ошибок.
Критика должна быть щадящей!
Упражнение 5.
Высказать несколько критических замечаний друг другу в соответствии с правилами. (Необходимо предоставить слово тем, кто ТОЧНО справиться с задачей. Объектом критики выбрать человека, который не обидится или же "вызвать огонь на себя").
Учитель. А теперь в заключении нашего занятия я хочу прочитать вам притчу. (Перед чтением раздать детям сердечки).
В один солнечный день красивый молодой человек стоял на площади посреди города и с гордостью хвастался самым прекрасным сердцем в округе. Он был окружен толпой людей, которые искренне восхищались безупречностью его сердца. Оно было действительно идеально - ни вмятинки, ни царапинки. И каждый в толпе соглашался, что это самое прекрасное сердце, которое они когда-либо видели. Парень был очень этим горд и просто сиял от счастья.
Неожиданно из толпы вперед вышел старик и сказал, обращаясь к парню:
- Твое сердце по красоте и близко не стояло рядом с моим.
Тогда вся толпа взглянула на сердце старика. Оно было помято, все в шрамах, в некоторых местах куски сердца были вынуты и на их местах были вставлены другие, которые совсем не подходили, некоторые края сердца были рваными. К тому же, в некоторых местах в сердце старика явно не хватало кусочков. Толпа уставилась на старика - как он мог сказать, что его сердце красивее?
Парень взглянул на сердце старика и засмеялся:
- Ты, возможно, шутишь, старик! Сравни свое сердце с моим! Мое - идеально! А твое! Твое - мешанина шрамов и слез!
- Да, - ответил старик, - твое сердце выглядит идеально, но я бы никогда не согласился обменяться нашими сердцами. Смотри! Каждый шрам на моем сердце - это человек, которому я отдал свою любовь - я вырывал кусок моего сердца и отдавал этому человеку. И он часто взамен отдавал мне свою любовь - свой кусок сердца, которое заполняло пустые пространства в моем. Но поскольку кусочки разных сердец точно не подходят друг к другу, поэтому у меня в сердце есть рваные края, которые я берегу, потому что они напоминают мне о любви, которой мы делились. Иногда я отдавал куски моего сердца, но другие люди не возвращали мне свои - поэтому вы можете видеть пустые дыры в сердце - когда ты отдаешь свою любовь, не всегда есть гарантии на взаимность. И хоть эти дыры приносят боль, они мне напоминают о любви, которой я делился, и я надеюсь, что в один прекрасный день эти кусочки сердца ко мне вернутся. А если нет – что ж, зато мне есть что вспомнить. И эти воспоминания не тяготят меня – ведь и в них есть что-то хорошее, что-то, без чего жизнь была бы не столь полной. Теперь ты видишь, что означает истинная красота?
Толпа замерла. Молодой человек молча стоял ошеломленный. Из его глаз стекали слезы.
Он подошел к старику, достал свое сердце и оторвал от него кусок. Дрожащими руками он протянул часть своего сердца старику. Старик взял его подарок. Потом он в ответ оторвал кусок от своего избитого сердца и вставил его в пространство, образовавшееся в сердце молодого человека. Кусок подошел, но не идеально, и некоторые края выступали, а некоторые были рваными.
Молодой человек посмотрел на свое сердце. Оно теперь было совсем не идеально, но на самом деле стало гораздо более красивым, чем раньше.
Учитель. А теперь на сердечке напишите что-то хорошее своему однокласснику и подарите ему кусочек своего сердца.
Учитель. В заключении нашего занятия я хочу каждому подарить молитву о встрече, как напоминание о том, как вести себя в отношениях с другими людьми.
Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы соответствовать моим надеждам.
Потому что я - это я, а ты - это ты.
Но если мы встретились и поняли друг - друга-это прекрасно!
А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.
«Молитва о встрече».
Спасибо за работу.
Дмитриева Оксана Леонидовна
Лихина Елена Викторовна
Михайлюк Лариса Викторовна
Лихина Елена Викторовна