Конспект учебного занятия на тему «Музыка осени» (3–4 классы)
Конспект учебного занятия по музыке
в 4 «А» классе
Тема: «Музыка осени»
студентки 302 группы
Буцанец Алёны Александровны
Урок будет выдан: 04.10.2023
Школа: МБОУ СОШ №17
Учитель: Дмитриева Елена Борисовна
Методист: Федосенко Ольга Анатольевна
Новосибирск, 2023
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: музыка.
Класс: 4 «А».
Тема урока: «Музыка осени».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении образа осени в искусстве.
Задачи урока |
Планируемые результаты |
Дидактические: 3. - Познакомить с музыкальными произведениями: П.И. Чайковский “Сентябрь. Охота», «Октябрь. Осенняя песня», Антонио Вивальди «Времена года». Картинами: И.И. Левитана «Золотая осень», И. И. Шишкина «Золотая осень»; Осенней лирикой А.С. Пушкина, К. Д. Бальмонта. |
Предметные: Картинами: И.И. Левитана «Золотая осень», И. И. Шишкина «Золотая осень»; Осенней лирикой А.С. Пушкина, К. Д. Бальмонта. |
Развивающие: 1. Формировать умения (Р): принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осуществлять самооценку деятельности.
|
Метапредметные |
Воспитательные: 2. Воспитывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
Личностные: |
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Интерактивное оборудование: компьютер, проектор, презентация.
Музыкальный материал: П.И. Чайковский “Сентябрь. Охота», «Октябрь. Осенняя песня», Антонио Вивальди «Времена года».
Дидактический материал: тексты песни, стихотворения А.С.Пушкина и К. Д. Бальмонта, карточки для рефлексии, карточки для самостоятельной работы.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные (Р, П, К) |
Личностные |
||||
1. Мотивация учебной деятельности
|
Словесный (беседа) Наглядный (показ) |
Приветствует. Проверяет готовность к уроку. Мотивирует к учебной деятельности. - Здравствуйте, меня зовут Алёна Александровна и сегодня урок музыки у вас проведу я. - Проверьте свою готовность к уроку. На партах у вас должны находиться листы с текстом песни, лист рефлексии. -Ребята, начнем наш урок с цитаты великого композитора, о котором мы сегодня поговорим. „Вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых.“ — Пётр Ильич Чайковский -Как вы понимаете смысл этой цитаты? Что хотел нам сказать композитор? |
Приветствуют учителя. Проверяют готовность на парте. Проявляют мотивацию к учебной деятельности.
|
|
|
Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
Словесный (беседа)
|
Актуализирует знания обучающихся по прошлой теме с помощью вопросов. -Ребята, скажите, чему был посвящен прошлый урок? - Что вы можете рассказать о великом композиторе и дирижере? У вас было домашнее задание. - Хорошо. И сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством великих людей. |
Актуализируют знания по теме «Сергей Рахманинов».
- Изучению творчества Сергея Рахманинова.
|
|
К: владеть диалогической формой речи. П: анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
|
Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
3. Выявление места и причины затруднения |
Словесный (беседа) Наглядный (показ) |
Выявляет место и причину затруднения. Определяет тему и цель урока. - Сейчас я предлагаю вам прослушать отрывок пьесы из цикла «Времена года» итальянского композитора Антонио Вивальди. Вивальди был необычайно виртуозным скрипачом. Современники отмечали необычайную подвижность его левой руки, которая не имела ограничений. - Как звучала данная музыка? - Какие инструменты вы услышали? - Какой характер передает данный отрывок? - Изменялась ли мелодия со временем? - Для определения темы урока отгадайте загадку: «Вот художник, так художник! Все леса позолотил! Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл. Отгадать загадку просим, кто художник этот?» - Тогда, как будет звучать тема нашего урока? - Какую цель мы перед собой поставим? - "Осень" у Вивальди - это не "печальная пора, очей очарованье", а совсем наоборот. Это самое весёлое время года, отпуск для крестьянина: золотое зерно в амбаре, урожай собран, тяжёлый труд позади. Такое настроение царит в первой части концерта Вивальди. |
Отвечают на вопросы учителя, определяют место затруднения, тему и цель урока. Прослушивают отрывок из пьесы «Времена года» Антонио Вивальди.
- Подвижно, живо, весело. - Скрипка, оркестр. - Веселый. - Да. Изначально она веселая, затем замедляется.
Отгадывают загадку. - Осень.
- «Музыка осени». - Узнать, как изображали «осень» композиторы, поэты, художники в своих произведениях. |
|
Р: принимать и сохранять учебную задачу.
К: владеть диалогической формой речи. |
Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
|
4. Построение проекта выхода из затруднения |
Словесный (беседа) Наглядный (показ) |
Организовывает построение плана урока. -Сегодня мы будем работать по такой вот лесенке успеха. Посмотрите, даны три слова узнать, научиться, оценить. - Что мы должны узнать? - Чему научиться? - Что оценить? |
1. Узнать, как изображали «осень» в различных произведениях искусства. 2. Научиться определять характер музыки, исполнять одно из произведений. 3. Передать в собственном исполнении особенности музыки и оценить собственную деятельность на уроке. |
|
Р: планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей. К: владеть диалогической формой речи. |
|
5. Реализация построенного проекта. |
Словесный (беседа)
|
Рассказывает о произведениях искусства на тему «Осень». - Первым пунктом мы определили, что нам нужно узнать, как же изображали осень в различных жанрах искусства, как музыка передаёт осенние краски и настроение. Давайте отправимся в гости к волшебнице Осени. Звучит запись Г. Свиридова «Осень» из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель» - Какую осень нарисовал композитор музыкальными красками? - Какой характер показала музыка? - Как звучала мелодия? - Какие музыкальные инструменты вы услышали? - Какие чувства вы испытывали, слушая эту музыку? - Какие картины вы представили? Композитор показал нам не совсем позднюю осень, в музыке присутствует светлое звучание, характер лирический, напевный, спокойный, неторопливый, немного навевает грусть. - Осенью природа словно затихает, готовится к зимнему сну, поэтому нам кажется усталой, утомленной. Листья скидывают с себя листву, птицы улетают в теплые края. Становится немного грустно, когда смотришь на это увядание. Демонстрация картины И.И. Левитана «Золотая осень». - Что мы видим на экране? - Это были фотографии или картины художников? -Что такое пейзаж? -Подберите эпитеты (слова-прилагательные), чтобы описать, какую осень вы увидели? Демонстрация картины Шишкин Иван Иванович. «Золотая осень». - Посмотрите на эту картину. Чем она отличается от предыдущей? - Какие краски использует художник? - Какими прилагательными вы бы описали эту картину? - Какая из картин подходит к музыке Вивальди, а какая к Свиридову? - Об осени писали не только художники, но поэты Пушкин, Тургенев, Некрасов, Есенин, Тютчев и многие другие. Осень манила их своим обликом своей неповторимой красотой. - Поэзия – это мир чувств. Поэтом быть очень сложно. Для этого надо уметь видеть и чувствовать особенным образом. Уметь воспринимать окружающий мир как живой, видеть его красоту. Поэты в своих стихотворениях обращались к теме осени как живому собеседнику. - Давайте вспомним стихотворение А. С. Пушкина «Унылая пора». - О какой осени нам рассказывает поэт в своем стихотворении? - Какие слова вам на это указали? В своем стихотворении "Унылая пора" Пушкин образно рисует картины осени, не ранней и не слишком поздней, а вероятно месяц октябрь. Он пишет, что леса еще одеты в багрец и золото, то есть листва еще не опала, но небо постоянно затянуто тучами, сквозь которые иногда пробивается редкий лучик солнца. Мы словно слышим осенние ветра. При этом поэт упоминает уже и мороз, напоминая нам, что зима близко. - Пушкин также в этом стихотворении писал, что с каждой осенью «Он расцветает вновь!». Как интересно получается: осенью природа увядает, а душа Пушкина, напротив, расцветала, и его талант начинал играть еще более яркими красками . - Но не все поэт радовались приходу осени. Давайте прочитаем стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта «Осень». - Как описывает писатель осень? В стихотворении Бальмонта «Осень» образ этого времени года описывается как меланхоличный и таинственный. Поэт описывает осень как «сумрачную» и «туманную», что создает ощущение загадочности и некоторой опасности. В то же время, в стихотворении присутствует и красота осени, которая проявляется в ярких красках листьев и золотистых оттенках солнечных лучей. - Какое настроение стихотворения? - Ребята! У осени есть еще одна удивительная особенность. Оказывается, что в нашей с вами жизни есть две осени. Вы никогда не услышите, что есть две зимы, две весны. А вот две осени бывают всегда. Одна – радостная, пышно убранная, богатая урожаем и другая – грустная, в лоскутьях опадающей листвы, с тихим плачем мелкого дождя. Первую любят за красоту лесов, за ясные дни, за щедрость, с какой она отдает богатство своих полей. А поздняя осень – это надежда человека, на то, что красота и тепло лета обязательно возвратятся, что природа вечно жива, что она замерла ненадолго. - Приметы каждого времени года отражены в музыкальных произведениях разных композиторов. Например, русский композитор П.И. Чайковский создал целый сборник пьес для фортепиано, который назвал «Времена года». В него вошли 12 пьес и каждая носит название месяца. Есть там пьесы и про осень: «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь» У каждой пьесы свой подзаголовок, например «Октябрь. Осенняя песня»» Давайте прослушаем. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня». - Что вы услышали в ней? Какие картины нарисовали в воображении? - В данной лирико-психологической зарисовке композитор живописно изобразил не только преображение окружающего мира, но и печальное настроение, которое властвует над людьми в это меланхоличное время года. Природа в октябре подводит итог календарного цикла и готовится к зимнему оцепенению. Солнечных дней становиться меньше, небо затягивают серые тучи, птицы улетают на юг, с деревьев облетает последняя листва и всё вокруг становиться безотрадно тоскливым. И вот такой грустный осенний пейзаж Пётр Ильич Чайковский гениально отразил в своей, окрашенной в светло-печальные тона, «Осенней песне». - И поэт, и художник, и музыкант в своих произведениях смоли передать нам свои впечатления и все то, что они чувствовали, когда смотрели на золотые краски осени. |
Слушают, отвечают на вопросы учителя, проявляют эмоциональный отклик.
- нежными, прозрачными, серыми. - спокойно, грустно, плавно, нежно. - Скрипка.
- грусть, печаль, уныние.
- Серой осени.
- Картину.
- Изображение природы.
- яркую, красочную, пеструю, величественную.
- Художник использовал более темные тона желтого цвета. - Теплые. - Тусклая, холодная.
Читает один обучающийся стихотворение.
Отвечают на вопросы учителя.
Читает один обучающийся. Отвечают на вопросы учителя.
- Она более грустная, медленная, лирическая. - Конец осени, ее увядание. |
П: определять характер музыки, проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений. |
Р: принимать и сохранять учебную задачу. П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. К: владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других. П: строить логические рассуждения. |
Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
|
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
Словесный (беседа)
|
Организовывает разучивание песни «Ах, какая осень». - Сейчас прозвучит песня, которую мы с вами разучим. - Какой характер у данной музыки? - Какие строки повторяются? - О чем поется в данной песне? Разучивает вместе с детьми построчно песню. Жестами показывает, где взять высокую ноту, а где снизить темп исполнения.
|
Разучивают песню
- Веселый - «Ах, какая осени» - О том, как дети ждут осень |
П: определять характер музыки, проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений. |
Р: принимать и сохранять учебную задачу. П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. К: владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других. К: строить монологическое высказывание. |
Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
Словесный (беседа)
|
Организовывает самостоятельную работу с самопроверкой. - На парте у вас лежат листы для контроля. Вам необходимо соединить названия музыкальных произведений, названия картин с их исполнителями. На выполнение 3 минуты. |
Выполняют задание с самопроверкой. |
|
К: владеть диалогической формой речи.
|
Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение |
Словесный (беседа) |
Проводит закрепление материала по теме. - Сегодня мы говорили с вами о том, как изображают осень в разных видах искусства. Образы природы - это излюбленная тема для всех творцов искусства. Природу изображают художники, её воспевают поэты в своих стихах. У художников – краски, у поэтов – слово, у композиторов – только звуки. Но ими тоже можно прекрасно рисовать природу. |
|
|
К: владеть диалогической формой речи. К: строить монологическое высказывание |
Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
9. Рефлексия учебной деятельности |
Словесный (беседа) |
Проводит рефлексию учебной деятельности. - Мы сегодня работали по лесенке успеха и выполнили все пункты плана на урок. Сейчас нарисуйте человечка на одной из ступенек. Оцените, как вы работали на уроке. |
Оценивают свою работу на уроке. |
|
Р: осуществлять самооценку. |
Л: способность к самооценке. |
Стихотворения А. С. Пушкин «Унылая пора …»
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Стихотворение К. Д. Бальмонт «Осень»
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.