Музыкально - речевой досуг «В гостях у Старичка – Лесовичка»
Крутских Вероника Анатольевна
МАОУ «Гимназия № 16» СП «Детский сад»
Пермский край, г. Кунгур
Учитель – логопед.
Данная разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Музыкально - речевой досуг «В гостях у Старичка – Лесовичка».
Цель. Развитие речевой деятельности детей в занимательной досуговой форме.
Задачи:
Актуализация и расширение словаря по темам «Лес», «Грибы», «Ягоды».
Развитие координации речи с движением, умением инсценировать содержание песен.
Развитие тонкой моторики, тактильных ощущений, речевого дыхания, силы голоса, логического мышления.
Упражнение в умении образовывать относительные прилагательные.
Создание эмоционального настроя, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.
Прививать интерес к поэтическому слову.
Предварительная работа.
По темам «Лес», «Грибы», «Ягоды»:
Беседы, рассказы, проведение НОД.
Чтение художественной литературы
Разучивание стихов, песен, пальчиковых игр на данную тематику.
Разгадывание загадок.
Дидактические игры: «С какого дерева листок», «Собери картинку», «Четвертый лишний» (по теме «Грибы, ягоды») и др. Экскурсия в парк.
Подготовка к инсценировке сказки «Война грибов против жуков» (разучивание ролей, подготовка костюмов детям родителями)
Изготовление макета с фоном леса (На троне-пеньке восседает гриб боровик. Вокруг пня разместились его слуги. Перед боровиком проходит грибной строй с намерением идти в бой против врага - жуков.)
Оборудование: костюмы Старика – Лесовика, детей - грибов (делают родители); организация выставки «Дары осеннего леса»; аудиозапись звука ветра, шума толпы; дидактические игры «С какого дерева листик?», «Собери грибы».
Ход проведения досуга.
Ведущий.
Здравствуй лес, осенний лес, полный сказок и чудес.
Ты о чем шумишь ветвями ночью мрачной темною?
Что нашепчешь на заре. Весь в росе как в серебре?
Старик – Лесовик.
(говорит за ширмой.)
Приглашаю в лес к себе, приходите на заре.
Ведущий.
Ой, а кто это?
Выходит Старик –Лесовик.
Старик – Лесовик.
Это я старичок, Старичок – Лесовичок.
В гости вас к себе зову и дарами одарю.
Ведущий. Дети, пойдем в гости к Старичку – Лесовичку.
(Ответы детей)
Старик – Лесовик.
Хорошо, пойдемте.
(Дети под музыку идут по залу)
Старик – Лесовик.
Вот и лес мой, посмотрите.
А теперь, друзья, скажите,
Что за дивная пора
В гости к нам теперь пришла?
Пришла девица красная,
И листья обсыпает.
А как она зовется,
Кто, дети, угадает?
(Дети отвечают: осень)
Старик – Лесовик.
Молодцы! Правильно это осень.
Упражнение «Вдохни свежий воздух» - дифференцирование ротового и носового выдоха.
Ведущий.
А какой в лесу воздух, чистый, свежий. Давайте, дети, подышим. Вдох носом – выдох ртом.
(Запись воя ветра)
Старик – Лесовик.
Это озорник ветер по лесу гуляет, безобразничает.
Упражнение «Ветер» - усиление и ослабление голоса.
Ведущий.
А давайте, ребята, испугаем ветер. Покажем, что мы тоже умеем так дуть, не хуже, чем он. Произнесите звук У, тише, а сейчас громче, потише, совсем тихо. (Повторить несколько раз)
Дидактическая игра «С какого дерева листик?» - образование относительных прилагательных.
Старик – Лесовик.
Вы дети, молодцы, испугали ветер, но посмотрите, сколько он листьев с деревьев сорвал. Соберите листья и скажите, с каких деревьев они упали и как называются?
(Дети собирают листья и называют их. Это листик с березы – он березовый. Это листик с дуба – он дубовый и т.д.)
Старик – Лесовик.
Ой, какие молодцы, как хорошо вы листья и деревья знаете.
Ведущий.
А мы, Старичок – Лесовичок, не только знаем, как листочки называются, а еще из них разные поделки делаем. Вот посмотри, какую красоту мы тебе хотим подарить.
(Оформлена выставка поделок из природного материала).
Старик – Лесовик.
Да, вижу, какие вы молодцы! Но тут не только листья, но и другие дары леса я увидел: шишки, веточки. А вас, детки, тоже без подарков не оставляю. Отгадайте, зачем вы в лес ходите?
Загадки – развитие логического мышления.
На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгребаем стебельки -
Собираем огоньки.
(Дети отвечают: земляника)
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Дети отвечают: малина)
Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберёт,
Руки вымажет и рот.
(Дети отвечают: черника)
Под сосною у тропинки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет ботинка
Шляпка есть – нет головы
(Дети отвечают: гриб)
Ведущий.
Старичок – Лесовичок, мы не только загадки можем отгадать, но еще и грибы знаем, какие съедобные, а какие нет.
Дидактическая игра «Собери грибы» - актуализация словаря по теме «Грибы», закрепление знаний о грибах, закрепление умения у детей различать съедобные и несъедобные грибы.
Старик – Лесовик.
А вот, сейчас и проверим, знаете ли вы грибы. Берите корзинки и соберите только съедобные грибы.
(Выходят двое детей, берут корзинки и собирают в них грибы (картинки). Затем, идут к столу и выкладывают грибы из корзинки на тарелки, при этом называя какой это гриб).
Ведущий.
Ну, как, Старичок – Лесовичок, справились мы с твоим заданием?
(Ответы детей).
А звучат ли в твоем лесу песенки?
Старик – Лесовик.
Да по утрам птицы будят меня своими звонкими песнями.
Ведущий.
Мы тоже хотим тебе подарить нашу веселую песенку про грибы.
(Песня «Грибы»)
Лесовичок хвалит детей.
Хочу я вас спросить, любите ли вы собирать грибы?
(Ответы детей).
А мои зверушки тоже любят собирать грибочки. Вот послушайте про них стишок и поиграйте вместе со мной.
Упражнение «Звери ищут грибы» - развитие координации речи с движением.
Все зверушки на опушке Ищут грузди и волнушки Белочки скакали, Рыжики срывали. Лисички бежали, Лисички собирали. Скакали зайчатки, Срывали опятки. Медведь проходил, Мухомор раздавил. | Маршировать на месте. Скакать вприпрыжку, собирая воображаемые грибы. Бежать, собирая воображаемые грибы. Скакать на прямых ногах, собирая грибы. Идти вперевалочку, в конце строки топнуть ногой. |
Старик – Лесовик.
Устали, ребятки, садитесь на пенечки - стульчики и отдохните. А я Вам сказку расскажу и покажу про то, как грибы с жуками воевали.
Инсценировка сказки «Война грибов против жуков».
Действующие лица:
Боровик.
Волнушки.
Сморчки.
Опята.
Чернушки.
Мухоморы.
Грузди.
Старик – Лесовик.
Старик – Лесовик.
Ой, что в бору за крик?
В аудиозаписи шум и гам толпы.
То надумал боровик
С армией грибною
На жуков идти войною.
Сокликал грибы он в рать –
В чисто поле воевать.
Боровик.
Приходите вы, волнушки,
Со березовой опушки.
Волнушки.
Мы уж старые старушки,
Не пойдем мы на войну,
Хорошо нам и в бору.
Боровик.
Приходите-ка, сморчки,
Вы, еловые сучки.
Сморчки.
Мы уж стары старички,
Не пойдем мы на войну,
Хорошо нам и в бору.
Боровик.
Приходите-ка, опята,
Не скачите, как козлята.
Опята.
Мы ведь малые ребята,
Не пойдем мы на войну,
Хорошо нам и в бору.
Боровик.
Приходите-ка, чернушки,
Вы, болотные лягушки.
Чернушки.
У нас сильно болят ушки,
Не пойдем мы на войну,
Хорошо нам и в бору!
Боровик.
Приходите, мухоморы.
Мухоморы.
Нет, не станем мы шагать,
Грузди лучше вам позвать.
Боровик.
Ну-ка, кто там? Поскорей
Позовите мне груздей...
Старик - Лесовик.
Пришли на войну грузди –
Ребята очень дружны.
Грузди (с готовностью).
Скажем вам без всякой грусти:
Называемся мы грузди.
С армией грибною
На жуков идем войною.
Боровик. Хватить, нам уж воевать, лучше будем танцевать.
Ведущий.
Спасибо, Старик – Лесовик, за сказку, за дары лесные, но пора нам с ребятами домой возвращаться.
Старик – Лесовик.
Спасибо, детишки и вам, что про лес много знаете. Приходите еще ко мне в гости.
А сейчас я вас гостинцами угощу.
(Выносит корзину со сладостями и угощает детей)
Ведущий.
Возвращаемся, дети, домой.
(Дети под музыку выходят из зала)