Урок русского языка в 3 классе на тему «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»
Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Методы: словесный, наглядный, частично — поисковый, практический.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Цель урока: организовать исследовательскую деятельность учащихся,
изучить орфограмму «Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода». Овладеть приемом правописания ь на конце имен существительных после шипящих.
Задачи урока:
- Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
- Формировать умение различать слова мужского и женского рода;
- Воспитывать у учащихся уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;
- Воспитывать самостоятельность, творческую активность;
- Развивать орфографическую зоркость учащихся;
- Развивать познавательные процессы: мышление, внимание, память.
Планируемые результаты.
Личностные результаты
- формировать интерес к учению;
- формировать способность к самооценке.
Метапредметные результаты:
Познавательные
- подвести учащихся путем самостоятельного поиска к выводу о том, что у существительных женского рода после шипящих на конце слова пишется мягкий знак
- формировать практические навыки правильного написания существительных с шипящей на конце
- способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, анализировать
Регулятивные
- развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
- выдвигать гипотезу
- устанавливать причинно-следственные связи
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Коммуникативные
- формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
- содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах
Ход урока:
I. Организационный момент
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Это начался урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит, можно всем садиться! (Да)
- Прочитайте девиз сегодняшнего урока.
Внимательно слушай – и все услышишь.
Внимательно смотри - и все увидишь.
Думай – и все поймешь.
II. Чистописание.
Внимание и умение слушать нам пригодится в течение всего урока.
Перед вами карточка № 1, на которой записаны буквы:
Карточка № 1. а р ж м н о ш у л э ч м н я щ |
- Зачеркните буквы гласных звуков.
- Зачеркните буквы согласных звонких непарных звуков.
- Какие буквы у вас остались? (ж ш ч щ – буквы шипящих звуков).
- Как называют эти согласные звуки?
- Разбейте их на 2 группы.
- По какому признаку вы их разделили? (всегда мягкие/всегда твердые).
Написание в тетради: жш чщ шж щч
- Напишите пары букв до конца строки, меняя буквы местами.
III. Актуализация знаний.
- Составьте предложение из слов и запишите его в тетради:
Тишь, ручья, маленькой, журчание, нарушает, рощи.
(Журчание ручья нарушает тишь маленькой рощи.)
- Поставьте под шипящими точки, используя зеленый и синий карандаши.
- Найдите основу предложения.
- Слова, какой части речи чаще других встречаются в этом предложении? (имена существительных)
За горами, за долами,
За дремучими лесами.
Есть страна удивительная
Правит этой страной существительное.
Мы хотим о нём всё знать
Кто готов нам рассказать?
- Что такое имя существительное?
- Назовите имена существительные в этом предложении?
- Определите их род.
- Посчитайте и запишите кол-во букв и звуков в словах «ручья», «маленькой».
- Какую работу выполняет «Ь» в этих словах?
- Сегодня на уроке вы откроете еще один секрет работы «Ь». Но это случится чуть позже.
IV. Открытие нового знания .
- А пока … поработайте в парах.
Карточка № 2. Подбери синонимы к словам: неправда – … (ложь) поддержка – … (помощь) рёв – …. (плач) вещи - … (багаж) |
ПРОВЕРКА
- Были ли у вас какие-либо затруднения ?
- В чем состояла проблема? ( писать или не писать ь)
- Подчеркните буквы, на которые оканчиваются, записанные вами синонимы.
- Как они называются? (шипящие)
- Сформулируйте тему урока.
- Подумайте, на какой вопрос мы должны ответить сегодня на уроке?
(Когда необходимо писать Ь на конце существительных после шипящих)
- Чему мы научимся сегодня на уроке?
(писать имена существительные с шипящими на конце )
- Разбейте, подобранные вами синонимы, на 2 равные группы.
- По какому признаку их можно распределить? (по родам).
- Прочитайте имена существительные мужского рода? женского рода?
- Скажите, ответили вы на вопрос, когда необходимо писать «Ь» на конце существительных после шипящих? (нет)
- Взгляните на предложение, записанное в начале урока, и попробуйте ответить на вопрос: когда необходимо написать «Ь»?
- Попробуйте сформулировать правило, когда пишется «Ь» на конце существительных после шипящих.
- Сравним ваш вывод с правилом в учебнике.
ЧТЕНИЕ ПРАВИЛА (с.31)
Чтобы легче запомнить правило, давайте выучим небольшое стихотворение:
Чтобы знать, как писать,
Надо род определять.
Если женский род, то надо -
Мягкий знак употреблять.
- А теперь запишите эти слова в 2 столбика по родам.
Проверка по эталону.
- Какую роль играет «Ь» в словах 2 столбика? (указывает на то, что это существительное женского рода).
- Значит, у «Ь» есть ещё одна работа – указывать на род имен существительных. Таким образом, мы пришли с вами к выводу, что «Ь» может выполнять 3 работы.
- В русском языке нередко «Ь» не обозначает мягкость согласных, а лишь указывает на его форму. Такую работу выполняет «Ь» на конце имен существительных в начальной форме после букв шипящих. Он сообщает, это существительное женского рода.
- В имена существительных в начальной форме, оканчивающихся на шипящие Ж, Ш,Ч, или Щ – всегда есть орфограмма, потому что мы выбираем - писать или не писать «Ь».
V. Работа по теме урока.
1. Составление алгоритма действий.
- Как нужно действовать, если перед вами имя существительное с шипящим на конце?
(Услышав шипящий на конце слова, узнай часть речи, если это существительное в начальной форме, определи его род, если это слово женского рода, то пишется "Ь", а если мужского рода – то "Ь" не пишется).
Физкультминутка.
Потрудились – отдохнём,
Нужно, без сомнения.
Дружно быстренько встаём,
Выполним движения.
Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительное женского рода, встаёте , если мужского рода , хлопаете ладонями над головой.
Слова: ёж, лещ, дичь, печь, мышь. товарищ, кирпич, помощь, ночь, тишь, борщ.
2. Применение новых знаний. Решение орфографических задач.
А) Игра «Четвёртый лишний».
- Напишите цепочки слов, устранив в них лишнее слово. Вставьте, где нужно, мягкий знак.
а) Дол…ка, л…динка, колос…я, пис…мо.
б) Варен…е, прос…ба, сиден…е, в…юга.
в) Грач…, гараж…, вещ…, ландыш…
- Какую работу может выполнять « Ь» в словах?
Б) Орфографическая задача. (Слуховое восприятие).
- Запомните слова с шипящим на конце, которые вам встретятся в предложениях, Запишите их.
Мне опять приснились дебри,
Глушь пустынь, заката тишь.
Жёлтый лев крадётся к зебре
Через травы и камыш.
ПРОВЕРКА,
В) Словарная работа.
-Замените группы слов одним словом с шипящим на конце, запишите слова в соответствии с правилом правописания «Ь».
• Если хорошо заточен, всё легко он режет очень. (нож)
• Женское украшение, которое прикалывают на грудь или воротник (брошь)
• Предмет, на котором ездил Емеля (Печь)
• Без него не откроешь замок (Ключ)
• Его надевают в дождь (Плащ)
• Маленький ребёнок (Малыш)
• Мелкие деньги. (Мелочь)
ВЗАИМОПРОВЕРКА.
Г) Веселая грамматика.
- Догадайтесь, какие сказочные слова относятся к именам существительным женского рода?
Девежь, боромож, велочь, лущь, ларукуш.
- Что вам помогло выполнить это задание?
Д) Грамматическая задача. (Ответы записываются в цифрами)
Карточка № 3
Прочитайте текст. Определите, в каких именах существительных после шипящего необходимо написание мягкого знака. Заполните пропуски. Колючий ёж… убежал в лесную глуш… . На сцене трубач… играет марш… . Настала темная ноч… . Мы купили дорогую вещ… . Он примерил новый плащ… . Меня охватила сильная дрож… . |
- Сколько всего имен сущ. использовано в тексте? (9)
- Сколько всего имен сущ. с шипящими на конце использовано в данном тексте? (8)
- Сколько в тексте сущ. женского рода с шипящим на конце? (4).
- Сколько в тексте сущ. мужского рода с шипящим на конце? (4).
ВЗАИМОПРОВЕРКА.
VI. Рефлексия
А) Разноуровневые задания.
-- Подумайте и возьмите ту карточку, с заданием, с которым вы точно справитесь.
• Если вы считаете, что очень хорошо поняли тему, возьмите красную карточку (тут необходимы знания и других тем).
• Если вы считаете, что поняли тему, но еще немного сомневаетесь в себе, возьмите зелёную карточку.
• Но если вы считаете, что еще не до конца поняли, возьмите синюю карточку.
Карточка № 1. синяя (я понял тему урока)
Задание: Напишите данные имена существительные в ед.ч. Обозначьте изученные орфограммы, определите род
Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи.
Карточка № 2. зелёная. (я хорошо понял тему урока)
Задание: Образуйте от данных слов однокоренные имена существительные в единственном числе с шипящими на конце. Обозначьте изученные орфограммы, определите род.
Врачевать, товарищеский, ночной, сторожить, сильный.
Карточка № 3. красная .(я отлично понял тему урока, могу объяснить её товарищу))
Задание: Подберите к словам синонимы с шипящими на конце. Обозначьте изученные орфограммы, определите род.
Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.
- Проверять будем одновременно. Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые.
ПРОВЕРКА разноуровневых заданий,
VII. Итог урока.
- Над какой темой работали на уроке?
- Какую цель вы ставили? (Узнать, в каких случаях пишется мягкий знак у существительных после шипящих на конце слова.)
- Достигли вы поставленной цели?
- Продолжите высказывания хором:
• Мягкий знак после шипящих пишется у существительных …
• У существительных м. р. после шипящих мягкий знак …
• На конце существительных: тишь, мышь, глушь, мощь - мягкий знак …
- Чтобы ученье не было для вас тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас на партах. Они разного цвета. Поднимите соответствующую звёздочку:
«Жёлтая» – Я всё понял, могу объяснить другу.
«Синяя» – Я понял, но мне ещё нужно тренироваться.
«Красная» – У меня ещё не всё получается, но я постараюсь.