12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна Юрьевна Иванова25
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих.


Тип урока: «открытие» нового знания.


Методы: словесный, наглядный, частично — поисковый, практический.


Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.


Цель урока: организовать исследовательскую деятельность учащихся,

изучить орфограмму «Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода». Овладеть приемом правописания ь на конце имен существительных после шипящих.

Задачи урока:

- Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;

- Формировать умение различать слова мужского и женского рода;

- Воспитывать у учащихся уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;

- Воспитывать самостоятельность, творческую активность;

- Развивать орфографическую зоркость учащихся;

- Развивать познавательные процессы: мышление, внимание, память.

Планируемые результаты.

Личностные результаты

- формировать интерес к учению;

- формировать способность к самооценке.

Метапредметные результаты:

Познавательные

- подвести учащихся путем самостоятельного поиска к выводу о том, что у существительных женского рода после шипящих на конце слова пишется мягкий знак

- формировать практические  навыки правильного написания существительных с шипящей на конце

- способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, анализировать

Регулятивные

- развивать умение самостоятельно выделять  и формулировать познавательную цель

- выдвигать гипотезу

- устанавливать причинно-следственные связи

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Коммуникативные

 - формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

- содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах


                                                    Ход урока:

I. Организационный момент

Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Это начался урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит, можно всем садиться! (Да)

- Прочитайте девиз сегодняшнего урока.
Внимательно слушай – и все услышишь.

Внимательно смотри - и все увидишь.

Думай – и все поймешь.

II. Чистописание.

Внимание и умение слушать нам пригодится в течение всего урока.

Перед вами карточка № 1, на которой записаны буквы:


Карточка № 1.

а р ж м н о ш у л э ч м н я щ



- Зачеркните буквы гласных звуков.

- Зачеркните буквы согласных звонких непарных звуков.

- Какие буквы у вас остались? (ж ш ч щ – буквы шипящих звуков).

- Как называют эти согласные звуки?

- Разбейте их на 2 группы.

- По какому признаку вы их разделили? (всегда мягкие/всегда твердые).

Написание в тетради: жш чщ шж щч

- Напишите пары букв до конца строки, меняя буквы местами.

III. Актуализация знаний.

- Составьте предложение из слов и запишите его в тетради:

Тишь, ручья, маленькой, журчание, нарушает, рощи.

(Журчание ручья нарушает тишь маленькой рощи.)

- Поставьте под шипящими точки, используя зеленый и синий карандаши.

- Найдите основу предложения.

- Слова, какой части речи чаще других встречаются в этом предложении? (имена существительных)

  За горами, за долами,

За дремучими лесами.

Есть страна удивительная

Правит этой страной существительное.

Мы хотим о нём всё знать

Кто готов нам рассказать?

- Что такое имя существительное?

- Назовите имена существительные в этом предложении?

- Определите их род.

- Посчитайте и запишите кол-во букв и звуков в словах «ручья», «маленькой».

- Какую работу выполняет «Ь» в этих словах?

- Сегодня на уроке вы откроете еще один секрет работы «Ь». Но это случится чуть позже.

IV. Открытие нового знания .

- А покапоработайте в парах.


Карточка № 2.

Подбери синонимы к словам:

неправда – … (ложь)

поддержка – … (помощь)

рёв – …. (плач)

вещи - … (багаж)


ПРОВЕРКА

- Были ли у вас какие-либо затруднения ?

- В чем состояла проблема? ( писать или не писать ь)

- Подчеркните буквы, на которые оканчиваются, записанные вами синонимы.

- Как они называются? (шипящие)

- Сформулируйте тему урока.

- Подумайте, на какой вопрос мы должны ответить сегодня на уроке?

(Когда необходимо писать Ь на конце существительных после шипящих)

- Чему мы научимся сегодня на уроке?

(писать имена существительные с шипящими на конце )

- Разбейте, подобранные вами синонимы, на 2 равные группы.

- По какому признаку их можно распределить? (по родам).

- Прочитайте имена существительные мужского рода? женского рода?

- Скажите, ответили вы на вопрос, когда необходимо писать «Ь» на конце существительных после шипящих? (нет)

- Взгляните на предложение, записанное в начале урока, и попробуйте ответить на вопрос: когда необходимо написать «Ь»?

- Попробуйте сформулировать правило, когда пишется «Ь» на конце существительных после шипящих.

- Сравним ваш вывод с правилом в учебнике.

ЧТЕНИЕ ПРАВИЛА (с.31)

Чтобы легче запомнить правило, давайте выучим небольшое стихотворение:

Чтобы знать, как писать,

Надо род определять.

Если женский род, то надо -

Мягкий знак употреблять.

- А теперь запишите эти слова в 2 столбика по родам.

Проверка по эталону.

- Какую роль играет «Ь» в словах 2 столбика? (указывает на то, что это существительное женского рода).

- Значит, у «Ь» есть ещё одна работа – указывать на род имен существительных. Таким образом, мы пришли с вами к выводу, что «Ь» может выполнять 3 работы.

- В русском языке нередко «Ь» не обозначает мягкость согласных, а лишь указывает на его форму. Такую работу выполняет «Ь» на конце имен существительных в начальной форме после букв шипящих. Он сообщает, это существительное женского рода.

- В имена существительных в начальной форме, оканчивающихся на шипящие Ж, Ш,Ч, или Щ – всегда есть орфограмма, потому что мы выбираем - писать или не писать «Ь».

V. Работа по теме урока.

1. Составление алгоритма действий.

- Как нужно действовать, если перед вами имя существительное с шипящим на конце?

(Услышав шипящий на конце слова, узнай часть речи, если это существительное в начальной форме, определи его род, если это слово женского рода, то пишется "Ь", а если мужского рода – то "Ь" не пишется).

Физкультминутка.

Потрудились – отдохнём,
Нужно, без сомнения.
Дружно быстренько встаём,
Выполним движения.

Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительное женского рода, встаёте , если мужского рода , хлопаете ладонями над головой.

Слова: ёж, лещ, дичь, печь, мышь. товарищ, кирпич, помощь, ночь, тишь, борщ.

2. Применение новых знаний. Решение орфографических задач.

А) Игра «Четвёртый лишний».

- Напишите цепочки слов, устранив в них лишнее слово. Вставьте, где нужно, мягкий знак.

а) Дол…ка, л…динка, колос…я, пис…мо.

б) Варен…е, прос…ба, сиден…е, в…юга.

в) Грач…, гараж…, вещ…, ландыш…

- Какую работу может выполнять « Ь» в словах?

Б) Орфографическая задача. (Слуховое восприятие).

- Запомните слова с шипящим на конце, которые вам встретятся в предложениях, Запишите их.

Мне опять приснились дебри,

Глушь пустынь, заката тишь.

Жёлтый лев крадётся к зебре

Через травы и камыш.

ПРОВЕРКА,

В) Словарная работа.

-Замените группы слов одним словом с шипящим на конце, запишите слова в соответствии с правилом правописания «Ь».

Если хорошо заточен, всё легко он режет очень. (нож)
• Женское украшение, которое прикалывают на грудь или воротник (брошь)
• Предмет, на котором ездил Емеля (Печь)
• Без него не откроешь замок (Ключ)
• Его надевают в дождь
(Плащ)
• Маленький ребёнок
(Малыш)
• Мелкие деньги. (Мелочь)

ВЗАИМОПРОВЕРКА.

Г) Веселая грамматика.

- Догадайтесь, какие сказочные слова относятся к именам существительным женского рода?

Девежь, боромож,  велочь, лущь, ларукуш.

- Что вам помогло выполнить это задание?

Д) Грамматическая задача. (Ответы записываются в цифрами)

Карточка № 3

Прочитайте текст. Определите, в каких именах существительных после шипящего необходимо написание мягкого знака. Заполните пропуски.

Колючий ёж… убежал в лесную глуш… . На сцене трубач… играет марш… . Настала темная ноч… . Мы купили дорогую вещ… . Он примерил новый плащ… . Меня охватила сильная дрож… .


- Сколько всего имен сущ. использовано в тексте? (9)

- Сколько всего имен сущ. с шипящими на конце использовано в данном тексте? (8)

- Сколько в тексте сущ. женского рода с шипящим на конце? (4).

- Сколько в тексте сущ. мужского рода с шипящим на конце? (4).

ВЗАИМОПРОВЕРКА.

VI. Рефлексия

А) Разноуровневые задания.

-- Подумайте и возьмите ту карточку, с заданием, с которым вы точно справитесь.

Если вы считаете, что очень хорошо поняли тему, возьмите красную карточку (тут необходимы знания и других тем).

Если вы считаете, что поняли тему, но еще немного сомневаетесь в себе, возьмите зелёную карточку.

Но если вы считаете, что еще не до конца поняли, возьмите синюю карточку.


Карточка № 1. синяя (я понял тему урока)

Задание: Напишите данные имена существительные в ед.ч. Обозначьте изученные орфограммы, определите род

Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи.

Карточка № 2. зелёная. (я хорошо понял тему урока)

Задание: Образуйте от данных слов однокоренные имена существительные в единственном числе с шипящими на конце. Обозначьте изученные орфограммы, определите род.

Врачевать, товарищеский, ночной, сторожить, сильный.

Карточка № 3. красная .(я отлично понял тему урока, могу объяснить её товарищу))

Задание: Подберите к словам синонимы с шипящими на конце. Обозначьте изученные орфограммы, определите род.

Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.

- Проверять будем одновременно. Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые.

ПРОВЕРКА разноуровневых заданий,

VII. Итог урока.

- Над какой темой работали на уроке?

-  Какую цель вы ставили?  (Узнать, в каких случаях пишется мягкий знак у существительных после шипящих на конце слова.)

- Достигли вы поставленной цели?

- Продолжите высказывания хором:

Мягкий знак после шипящих пишется у существительных …

У существительных м. р. после шипящих мягкий знак …

На конце существительных: тишь, мышь, глушь, мощь - мягкий знак …

- Чтобы ученье не было для вас тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас на партах. Они разного цвета. Поднимите соответствующую звёздочку:

«Жёлтая» – Я всё понял, могу объяснить другу.

«Синяя» – Я понял, но мне ещё нужно тренироваться.

«Красная» – У меня ещё не всё получается, но я постараюсь.







Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.