На чем основывается проблемное обучение
На чем основывается проблемное обучение.
Автор: Бондарева Светлана Васильевна,
учитель истории и обществознания,
МКОУ Куйбышевская ООШ,
Петропавловский район,
Воронежская область
Проблемное обучение имеет немного общего с методом вопросов, который сводится к постановке вопросов учителем и заученным ответом учеников. Самой существенной чертой проблемного обучения является не постановка вопросов, а создание проблемных ситуаций. В некоторых случаях решение таких ситуаций может происходить вообще без вопросов учителя. Вопросы же, если они и бывают, исходят чаще от учеников, чем от учителя, и имеют при этом характер вопросов о неизвестном, а не вопросов, требующих репродуцирования имеющихся уже знаний.
Проблемное обучение не является также однозначным с методом проектов, ибо проект можно отождествить с некоторым тематическим центром, объединяющим науку с практикой и идущим от действия к познанию.
Нельзя также думать, что проблемное обучение должно всегда идти вместе с групповой работой. Проблемное обучение может быть организовано когда в классе проводится только индивидуальная или только коллективная работа, а также тогда, когда класс делится на группы. Однако никакая организационная форма работы учеников не предопределяет выбор метода.
В наиболее общем виде под проблемным обучением подразумевается организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикамнеобходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний.
Мастерство учителя может проявиться больше всего в организации проблемных ситуаций. Учитель должен быть деликатным и внимательным режиссёром, который незаметно для учащихся вводит их в мир науки, техники и искусства — в мир человеческой культурыРежиссура же проблемными ситуациями заключается не только в подборе соответствующих ролей для учащихся и в умелом оперировании элементом драматизма, каковой, несомненно, существует в решении проблемных ситуаций, но прежде всего в разработке сценария, ибо в действительности программы обучения, определяя, каким содержанием должен овладеть ученик, не могут разработать эти темы так, чтобы из них возникли конкретные дидактические предложения.
Эквивалентом проблемного обучения является проблемное учение.
Выявление проблем, их формулировка и решение, а также проверка решений — это основные звенья процесса проблемного учения. В зависимости от возможностей ученика, и прежде всего от степени его привычки к проблемному методу, может быть разным его участие в этх звеньях. О полной самостоятельности ученика можно говорить тогда, когда он сам в состоянии выдвинуть и сформулировать новую проблему, решить её рационально и оценить соответствующее значение этого решения. Меньшая ступень самостоятельности проявляется тогда, когдапроблему ставит учитель, а ученик решает её и по возможности проверяет решение.
Метод проблемного обучения, как и всякий дидактический метод, не может иметь универсального характера. Он является одним из методов, который должен применяться наряду с другими методами. Это должно зависить прежде свего от содержания обучения, от того, позволяет ли данное сождержание проводить проблемное обучение и будет ли применение проблемного метода более эффективно, чем применение других методов. Говоря об эффективности проблемного обучения, необходимо принимать во внимание знания учащихся, измеренные не только сразу после урока, но также по истечении длительного срока; кроме того, надо серьёзно учитывать овладение умениями и навыками, развитие способностей и познавательных интересов.
Хочется остановиться на недостатке в овладении историческими знаниями, которые возникают вследствие того, что учащиеся изучают их как нерасчлененную массу подробностей, которыми необходимо нагрузить память, чтобы сдать ОГЭ, ЕГЕ. Знание этих подробностей — это главным образом плод усидчивой работы над учебниками, поэтому нет ничего удивительного, что после сдачи экзамена исчезновение этой информации происходит очень быстро. И это — вода на мельницу проблемного обучения. Проблемное обучение имеет структурный характер. Предметом анализа и поисков оно делает определенные ситуации и целостности, при этом добирается до связей и зависимостей между явлениями, процессами и событиями.
Понимание проблем в значительной мере способствует более полному и правильному усвоению материала. Однако нельзя утверждать, что учащиеся обязаны изучать гуманитарные предметы только путем решения проблем.
При усвоении, например, истории ученик должени овладеть всем фактическим материалом, пользуясь определенными источниками. Ими могут быть: высказывания учителя, учебник, печатные исторические документы, литературные произведения, исторические памятники, ибо известно, что такие вопросы, как: «Когда была битва под Замой?» или «Сколько создал симфоний Шостакович?» - не являютя проблемами с дидактической точки зрения. Даже наиболее правильно осуществленныемыслительные операции не дадут возможности ученику найти на них ответы, зато факты этого рода ученик найдет в соответствующих учебниках и энциклопедиях. Но когда в игру включаются исторические факты и процессы, развитие политических, государственных формаций, хозяйственных форм, развитие техники. А также литературы и искусства, тогда становится необходимо структурное их понимание, а также более глубокий анализ причинно-следственных связей. В этом случае проблемнное обучение является незаменимым как в форме индивидуальног или коллективного решения пролеб детьми и молодежью, так и в форме проблемной лекции учителя или проблемного уяснения содержания при помощи учебника, ибо только в этом случае можно приучить учащихся к историческому мышлению.
Современный уровень психолого-педагогических знаний теоретически обосновать возможность и целесообразность использования проблемных методов обучения и их большую эффективность. Однако это не означает возможности и целесообразности их повсеместного использования и внедрения.
Главная задача современного этапа в развитии проблемного обучения заключается в том, чтобы раскрыть теоретические основы проблемных методов обучения, т. е. закономерности в психической деятельности учащихся на основе которых строятся проблемные методы управления процессом обучения.
Потамошнева Наталья Алексеевна