Методическая разработка по теме «Проблемное обучение на уроках английского языка»
За последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе. Стремительное вхождение России в мировое сообщество, экономическая и социокультурная ситуация в стране обеспечили огромной спрос на знание иностранных языков, создали мощную мотивационную базу для их изучения.
Владение иностранным языком стало рассматриваться как необходимое личностное и профессиональное качество любого специалиста.
Значительное изменение социального заказа привело к кардинальной перестройке учебного процесса, к пересмотру целей и задач обучения иностранному языку, что подтолкнуло меня к использованию современных педагогических технологий.
Главная цель моей педагогической деятельности:
формировать у учащихся умение гибко ориентироваться и адаптироваться в постоянно меняющихся жизненных ситуациях; самостоятельно приобретать недостающие знания для самореализации.
Исходя из целеполагания, я обозначила для себя следующие задачи:
Обучающие:
сформировать у обучающихся учебные навыки работы и коммуникативные умения, необходимые для общения в учебно-трудовой, социально-бытовой и социокультурных сферах,
познакомить обучающихся с достижениями национальных и общечеловеческих ценностей.
Развивающие – развить у обучающихся:
способность самостоятельно находить и использовать необходимую информацию,
навыки взаимоконтроля и самоконтроля,
этикетные нормы (речевой такт и поведение)
Воспитательные:
совершенствовать нравственные качества личности обучающихся (гуманность, патриотизм, взаимопомощь толерантность, сотрудничество),
выработать языковую, этническую и расовую терпимость и уважение к другим культурам,
знакомить обучающихся с культурой стран изучаемого языка, их связями с мировой культурой.
В центре моей педагогической деятельности находится ученик, которого я считаю не объектом, а субъектом обучения и воспитания. Поэтому мною используются активные методы обучения с применением инновационных педагогических технологий. На разных этапах учебного занятия использую методы проблемного обучения. Проблемное обучение – это система методов обучения, при которой обучающиеся получают знания не путем заучивания и их запоминания в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании материала.
Проблемный метод обучения основывается на теоретических положениях американского философа, педагога и психолога Джона Дьюи, который писал: «Предложите детям не выучить что-нибудь, а сделать, причём эта деятельность должна быть такого рода, чтобы она заставляла думать и естественным образом запоминать полученные результаты». Таким образом, он утверждал, что ребёнок гораздо легче и прочнее усваивает не те знания, которые предложены ему в готовом виде, а те, которые он получил сам в ходе практической деятельности под руководством преподавателя.
В нашей стране пик интереса к проблемному обучению приходится на 70-е – начало 80-х годов прошлого века. Именно в это время появились и основные теоретические работы общего характера, в которых разработаны психолого-педагогические аспекты такого обучения.
Проблемно-поисковые методы обучения обычно рассматривают, противопоставляя их репродуктивным методам. Их выделяют, прежде всего, на основе оценки степени творческой активности обучающихся в познании новых понятий, явлений и законов.
В ходе проблемного обучения применяются проблемно-поисковые методы. В чём же сущность проблемного обучения? В самом общем виде она состоит в том, что обучающимся предлагается задача проблемного характера, и они должны найти способ решения данной задачи, опираясь на те знания и умения, которыми они овладели ранее. Поставленная перед учеником задача должна содержать противоречие, разрешение которого даёт ему новое знание. Преодоление трудностей в ходе решения проблемной задачи требует мобилизации познавательной активности и психических процессов, включения элементов творческой мыслительно-речевой деятельности. Решение проблемных задач обеспечивает не только овладение новыми знаниями, но и психическое развитие обучаемых, в особенности их творческих способностей. Таким образом, «клеточкой», основной единицей проблемного обучения является проблемная задача. При использовании проблемно-поисковых методов обучения преподаватель создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание. Обучающиеся, основываясь на прежнем опыте и знаниях, высказывают предположения о путях разрешения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант разрешения проблемной ситуации.
Проблемная ситуация представляет собой познавательную трудность, для преодоления которой обучающиеся должны приобрести новые знания или приложить интеллектуальные усилия. Проблемные ситуации могут быть объективными (ситуация задается преподавателем) и субъективными (психологическое состояние интеллектуального затруднения при решении поставленной проблемы.
Можно также выделить четыре взаимосвязанные функции проблемной ситуации: а) стимулирующая; б) обучающая; в) организующая; г) контролирующая. Опыт моей работы свидетельствует о том, что проблемная ситуация стимулирует речевую деятельность, увеличивает ее объем и разнообразие форм высказывания, а также способствует прочности формируемых речевых навыков и умений.
Проблемная задача – это учебная проблема с заданными условиями и, в силу этого получившееся ограниченное поле поиска, доступное для решения обучающимся. Совокупность таких целенаправленно сконструированных задач и призвана обеспечить основные функции проблемного обучения.
Так как проблемное обучение предполагает строго продуманную систему проблемных ситуаций, проблем и задач, соответствующих познавательным возможностям обучаемых, с этой целью мною предусматриваются различные уровни сложности:
1-й уровень. Я сама анализирую проблемную ситуацию, выявляю проблему, формулирую задачу и направляю обучаемых на самостоятельный поиск путей решения;
2-й уровень. Отличие состоит в том, что я вместе с учениками анализирую ситуацию и подвожу их к проблеме, а они самостоятельно формулируют и решают задачу.
Для успешного решения обучающих, развивающих и воспитательных задач проблемного обучения на занятиях мною предусматриваются следующие условия:
создание познавательных трудностей, соответствующих интеллектуальным способностям обучающихся;
обеспечение учащихся совокупностью знаний по предметному содержанию проблемной ситуации;
соответствие индивидуальным особенностям, т.е. соблюдение принципа доступной трудности (сильным обучающимся давать задания повышенной трудности, например, роль ведущего);
соответствие возрастным интересам;
формирование у учащихся операционных умений решения проблемных задач.
Считаю, что последнее условие особенно важно, и одним из путей его реализации является мое личное решение одной из проблемных задач в присутствии обучающихся:
анализ ситуации,
выявление проблемы,
формулировка проблемы и
осуществление поиска ее оптимального решения.
Таким образом, обучающиеся имеют возможность наглядно проследить все этапы интеллектуальной деятельности по решению задачи, мыслительные операции и способы мышления.
Как показывает практика, эффективен и такой прием, как совместное решение задачи преподавателем и учеником. Применяя активные формы обучения на занятиях для развития способности самостоятельно находить и использовать необходимую информацию, я сталкиваюсь с психологическими проблемами, которые стараюсь успешно решать, а именно:
1) умение сформулировать проблему;
2) умение определить необходимое количество проблем для обсуждения на занятия;
3) умение выйти из ситуации, когда на проблемный вопрос не хватает информации не только у учеников, но и у меня.
Я стараюсь формулировать вопросы таким образом, чтобы они действительно были проблемными и требовали самостоятельного мышления, творческой мобилизации всех ранее полученных ими знаний, пригодных для правильного ответа на данный вопрос-проблему.
При составлении проблем-вопросов я руководствуюсь правилом: все вопросы должны требовать или объяснения тех или иных явлений с точки зрения («почему?», «чем объясняется?», «в чем причина?» и т.п.), или доказательства, теоретического обоснования истинности известных (изучаемых в данной теме) положений.
Для реализации основной цели концепции и вытекающих из нее задач мною используются нетрадиционные методы обучения, а именно активные методы обучения (АМО), которые направлены преимущественно на развитие самостоятельного творческого мышления. Кроме того, АМО присущи: активность познавательной деятельности обучающихся, тесная связь теории с практикой, атмосфера сотрудничества и взаимопомощи.
Моя роль превратилась в роль наставника, советника, который разделяет общую ответственность за результат, и я выступаю как равноправный участник дискуссии, игры, конференции и т.д.
Для решения воспитательных, обучающих и развивающих задач проблемного обучения метод анализа конкретных ситуаций является наиболее эффективным приемом на всех этапах обучения. Преимущество этого метода заключается в том, что на занятиях я имею уникальную возможность создать конкретные проблемные ситуации, взятые из школьной, бытовой или семейной практики. Обучающиеся с особым энтузиазмом участвуют в анализе ситуации и принимают оптимальные решения, так как темы очень близки и понятны, а следовательно, интересны и актуальны.
В зависимости от темы учебного занятия и особенностей содержания материала на занятиях я применяю различные виды естественно-речевых ситуаций.
Иллюстрации. Я привожу пример из преподавательской практики или личного опыта. Например, показываю работы других студентов, которые добились значительных успехов в учебе. Наглядные пособия при проблемно-поисковых методах обучения применяются уже не в целях активизации запоминания, а для постановки экспериментальных задач, которые создают проблемные ситуации на учебных занятиях. Речь в первую очередь идёт о сериях рисунков и схем, на которых изображаются определенные учебные ситуации, требующие самостоятельных размышлений учеников, для высказывания каких-то обобщений, выявления доминирующих причин и пр. Например, предлагаются две картинки, которые нужно сравнить, определить, что в них общего и чем они отличаются, а затем высказать своё мнение по действительно актуальной и интересной проблеме.
Which of the two ways of getting money would you prefer?
*******
Which job deserves the highest status/highest pay?
*******
What do you prefer: to go in for sports or to watch sport events on TV or at the stadium?
*******
What’s happening in each photograph? Would you like to be involved?
Which of the activities would you rather do? Why?
*******
Make guesses about the people in these photographs.
What kind of people are they?
What were they doing before the photographs were taken?
What are they doing now?
What are they going to do? Why?
*******
Note down who you would give your awards to for as many as you can of
the categories below.
Best Film
Best Actor, Actress
Best Supporting Actor, Actress
Best Director
Best Original Screenplay (script)
Best Cinematic Photography
Best Special Effects
Best Original Score (music)
Best Costumes
*******
Предметом обсуждения на учебном занятии может стать проблема проведения свободного времени.
Может ли разговор по телефону заменить общение с близкими и друзьями?
Вам нравится отдыхать в одиночестве или в компании друзей?
Вы предпочитаете активный отдых?
*******
Очень интересен приём использования двух картинок для определения различий между ними. На первый взгляд, две картинки почти идентичны, однако между ними существует 4-5 и более различий, которые необходимо понять в процессе беседы, а затем рассказать о них. Например, двое обучающихся получают по одной картинке с изображением улицы, каждый видит только свою. Им предлагается назвать как можно больше различий между картинками, используя обороты There is… ./ There are… . Остальные ребята внимательно слушают товарищей, а потом воспроизводят все различия.
Оценка. Ученикам предлагается описание конкретного поступка. Например, конфликтная ситуация между одноклассниками в столовой и соответствующие меры со стороны дежурного по столовой. Задача: оценить значение ситуации и правильность действий школьников. Учащиеся анализируют ситуацию, дают оценку правильности действий и предлагают свой вариант.
Упражнение. Учащиеся проводят на занятии небольшое исследование. Например, каждый получает задание – провести исследование в группе (сколько времени проводят у телевизора, какие любимые программы и т.д.), опросить других студентов, заполнить таблицу, проанализировать результаты, сделать вывод и дать совет или поделиться своим опытом.
Проблемное обучение на занятиях английского языка приводит к хорошим результатам, оно «учит учиться». Я вполне согласна с метафорой Томаса Хаксли, знаменитого натуралиста 19 столетия, ибо по его определению «образование – это изучение правил игры под названием «жизнь». Его высказывание применимо к современным требованиям к образованию. Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер взаимоотношения между преподавателем и студентом, позволяет по-новому взглянуть на оптимизацию учебного процесса и переосмыслить существующие методы преподавания английского языка.
Проблемное обучение на занятиях английского языка создает атмосферу непринужденного общения, где меняется моя роль как преподавателя. Оно исключает бездумное заучивание и пересказ «книжных» знаний, внедряет активное мышление, творческую самостоятельность в процесс познания мира.
В конечном итоге, проблемное обучение очень стимулирует личностную активность обучающихся, а это обеспечивает активное отношение к знаниям, систематичность и настойчивость обучающихся, и, конечно, положительный результат в обучении и воспитании.
Особенно ярко это можно наблюдать в работе над проектом, используя активные формы обучения. Взаимоотношения между мной и студентами, основанные на сотрудничестве, взаимопомощи, учат жить в социуме. Я принимаю активное участие в проектной деятельности, как помощник, советник, источник информации, разделяя общую ответственность за результат.
Проблемное обучение на занятиях английского языка имеет практическую значимость в формировании личности. Интегрированные учебные занятия способствуют созданию целостного восприятия окружающего мира: готовят студентов к культурному, профессиональному и личному общению, развивают воображение, фантазию и мышление, стимулируют интерес, поддерживают высокую мотивацию к изучению иностранных языков, приобщают к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других народов мира. Проблемное обучение учит студентов добывать знания самостоятельно. Мы живем в информационном обществе и главный капитал – умение добывать информацию, которая является самым ценным и важным продуктом будущей рыночной экономики. Иными словами проблемное обучение ярко отображает изменение сути образования «От образования на всю жизнь – к образованию через всю жизнь».
Методика проблемного обучения отличается от традиционной тем, что ставит студента в такое положение, когда он вынужден активно и интенсивно мыслить, мобилизуя свой интеллектуальный потенциал для решения проблемы и формирования теоретического вывода. Полученный в самостоятельном поиске теоретический вывод усваивается им как плод его собственного труда.
Таким образом, проблемное обучение на занятиях английского языка дополняет традиционное иллюстративно-объяснительное обучение студентов. Вместе с тем оно способствует разрушению старых стереотипов пассивного обучения, заставляют обучающихся мыслить, искать совместно с преподавателем ответы на сложные жизненные вопросы.
Литература:
Народное образование, № 1330, 2014 стр.100 Статья Ю.Борисова, И. Гребенев
Дифференциация методов обучения в зависимости от когнитивного стиля ученика.
Проблемные задания на уроках английского языка, Еврошкола, 2015, В.В. Сафонова
Контрольные задания по английскому языку. М., Просвещение, 2011, В.В. Сафонова, Е.Н. Гром, Л.Г. Кузьмина
Проект учебного занятия
Название дидактического момента |
Дидактические задачи данного момента |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Методы и приемы обучения |
Формы организации познавательной деятельности |
Средства обучения |
Время |
|
1. Введение в учебную деятельность |
Переключение обучающихся на предмет «иностранный язык». Проверка готовности обучающихся к занятию. |
Good morning, dear students! I am glad to see you. I hope everybody is ready to work. Sit down, please. Let’s start our lesson. |
Good morning, dear teacher! Nice to see you, too. |
2 мин. |
||||
Сообщение задач учебного занятия, мотивация учебной деятельности. |
What kinds of conflicts can we see in our everyday life? На доске преподаватель записывает свой пример, а затем варианты, предложенные обучающимися. Завершая этот этап занятия, преподаватель подводит итог: There are conflicts of different kinds, but today we are going to speak about a family conflict. So the aim of our lesson is to practice English for talking about the problem, expressing your opinion on it and giving your arguments. |
Высказывания обучающихся: military conflicts conflicts between neighbours conflicts between friends family conflicts |
«Мозговой штурм» |
T - CL |
Экран. Проектор. |
3 мин. |
||
А) Фонетическая зарядка |
Подготовка речевого аппарата к иноязычной речи. Совершенствование произносительных навыков со зрительной опорой. |
Do you like the poem? I believe you know the translation perfectly. Now repeat the poem line by line. Mind the pronunciation. Try to do your best. |
Хоровая имитация стихотворения: What is a family? Who is a family? One and another makes two is a family! Baby and father and mother: a family! Parents and sister and brother a family! All kinds of people can make up a family All kinds of mixtures can make up a family
What is a family? Who is a family? The children that lived in a shoe is a family! A pair like a kanga and roo is a family! A calf and a cow that go moo is a family! All kinds of creatures can make up a family All kinds of numbers can make up a family
What is a family? Who is a family? Either a lot or a few is a family But whether there's ten or there's two in your family, |
Аудирование стихотворения |
T – CL |
Аудиокассета, магнито- фон. Карточки с текстом стиха. |
5мин. |
|
В) Речевая зарядка |
Включение обучающихся в речевую деятельность. |
Look at the picture and answer the questions: a) Who are these people? (friends/ a teacher and a student/ a mother and a daughter) b) How old is the girl? (my age/ school age/ about 14) c) What is she wearing? (old-fashioned clothes/ a velvet dress/ torn jeans) d) Do these two people agree or disagree with each other? Why do think so? d) Do they say angry or rude words to each other? e) Do you sometimes argue with your parents? |
Отвечают на вопросы. In this picture we can see a mother and her daughter. She is a schoolgirl/ about 14/ a teenager. She is wearing a T-shit and torn jeans. I think, they are discussing some problems. They disagree with each other. They look displeased. The girl isn’t satisfied with her mother’s words. I never/ sometimes argue with my parents (very often). |
Микробеседа |
T – CL T – P1 P2 P3… |
Экран. Проектор. |
5 мин. |
|
2.Создание учебной ситуации 1.Аудирование * снятие лексических и фонетических трудностей * установка на первичное прослушивание * контроль понимания прослушанного * установка на второе прослушивание * аудирование * контроль понимания прослушанного |
Формирование умения аудирования с полным пониманием текста. |
Now we are going to do some phonetic exercises. Say the words after me. Try to guess their meanings: (Ex 3 p 104) conflict contact conservative cousin special jewel ballet velvet fashion idea really final Well, listen to the dialogue, please. Follow the text. Answer the question: Why do people disagree with each other? – определение проблемы. Look through the text again and guess the meaning of the line “Beauty is as beauty does” – формулировка проблемы в виде проблемного задания. (Ex 4 p 104) Listen to the dialogue a second time. Fill in the chart in your Workbook. Who said what? Tick the correct box. (Ex 5 p 104) Read the following statements. Listen to the dialogue again and say if these statements are true or false. (Ex 6 p 104) (Ex 5 p 44 WB) Данные упражнения направлены на поиск вариантов решения данной проблемы. |
Хоровая отработка новых слов. Слушают запись. Выполняют задание. It seems to me that… I’m sure that… I can’t agree that… Слушают запись во второй раз. Выполняют и проверяют задание. |
Аудирование с полным пониманием текста. Обучающиеся определяют свое понимание данной фразы, высказывая собственные аргументы. Прием заполнения пропусков способствует развитию умения дифференцировать и узнавать в тексте новые языковые единицы, их запоминанию и применению в новых коммуникативных условиях. |
T – CL Групповая T – P1 P2 P3… Индивидуальная |
Аудиокассета, магнито- фон. |
35 мин. |
|
2. Динамическая пауза |
Снятие усталости и переключение на другой вид деятельности. |
Выполняют зарядку, хором проговаривая стихотворение и выполняя движения. If you are happy And you know it Clap your hands/ Stamp your feet/ Shake your hands/ Bend your knees/ Hug your friend/ Turn yourself around/ Blink your eyes/ Give a big smile. Thank you. Sit down. |
Групповая |
5 мин. |
||||
3. Драматизация собственных диалогов. |
Дальнейшая тренировка лексического материала. Формирование умения строить мини-диалог с опорой на образец. |
Well, open your Student’s books on page 106. Do Ex 14. |
Обучающиеся составляют свой вариант диалога, опираясь на базовый диалог и используя «проблемные» картинки из учебника. В диалоге можно использовать другую форму вопросов и ответов, диалог может быть короче базового. Речевые образцы: …express my individuality… …want to be taken seriously… …free to decide …useless to discuss …too young to… …forbid to… …talk about… |
Использование упражнений из учебника. Условно-речевое упражнение. Данное упражнение побуждает обучающихся к выражению собственного мнения, стимулирует развитие ценностных ориентаций, способствует ценностному осмыслению текста и явлений действительности. |
Контролируемая ролевая игра, построенная на основе прослушанного диалога. Парная |
Проектор. На экране необходимая лексика. |
20мин. |
|
3.Обеспечение учебной рефлексии А) Подведение итогов учебного занятия. |
Рефлексия отношения к проблеме – демонстрация того, что обучающиеся усвоили на занятии. |
Of course, people are very different. We are different, too. But I’d like you to sum up some ideas on the problem we have discussed today.- поиск вариантов решения проблемы, исходя из собственного опыта. |
My opinion on the problem now and then. Now Before |
Прием незаконченного предложения. |
T – P1 P2 P3… Индивидуальная |
Экран. Проектор. |
5 мин. |
|
Now I… Besides… Moreover |
didn’t know didn’t understand couldn’t imagine couldn’t realize |
|||||||
В)Объяснение домашнего задания |
Снятие возможных трудностей при выполнении домашнего задания. |
Now write down your home assignment. I’d like you to make a list of advice for a mother or a daughter: How to prevent a family conflict. –поиск рационального решения проблемы. |
5 мин. |
|||||
4.Обеспечение контроля за деятельностью обучающихся |
Личностная рефлексия. Логическое завершение учебного занятия, его осмысление. |
What have we done today? Your marks are… Thanks for your working. The lesson is over. See you on Friday |
Самооценка деятельности обучающихся. During today’s lesson I have got acquainted with found out… learnt… remembered… |
Прием незаконченного предложения. |
T – P1 P2 P3… Индивидуальная |
Экран. Проектор. |
5 мин. |